Главная > Учебно-методический комплекс


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государственной службы и управления

Кафедра «Коммуникационный менеджмент»

Учебно-методический комплекс по курсу

«МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В РЕКЛАМЕ»

для специальности

«Реклама»

ПЕНЗА 2006

РПД КМ ____ 2006

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государственной службы и управления

Кафедра «Коммуникационный менеджмент»

Система методического обеспечения

учебного процесса

Рабочая программа учебной дисциплины

Маркетинговые исследования
в рекламе

По подготовке специалиста по рекламе

по направлению

специальности 350700 Реклама

Экземпляр № 1

2006

  1. РАЗРАБОТАНА на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и отвечает требованиям к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки специалистов по рекламе.

Автор – к.с.н., доцент _______________________ Мананникова Ю.В.

2. РЕЦЕНЗЕНТ

д.с.н., профессор ___________________________Найденова Л.И.

3. СОГЛАСОВАНА

председатель методической комиссии ИГСиУ,

к.с.н., доцент ___________________________ Живодрова С.А.

4. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА) к утверждению

методической группой кафедры «Коммуникационный менеджмент»

5. УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры «КМ», протокол № ____ от ___________ 2006 года.

Заведующий кафедрой

к.ф.н., доцент _________________________________________ И.Н. Столяров.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

Рабочая программа дисциплины

  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 350700 – Реклама, участвующих в процессе изучения дисциплины.

  1. Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста – 350700 – Реклама.

Учебный план ПензГУ по направлению для специальности 350700, утвержденный 26.06.03 г.

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И151.30.03-2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.

  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 17-недельного семестра (дробью: всего в семестре/в среднем в неделю):

семестр Итого

Общая 204/12 204/12

__________________________________________________________________

Обязательная аудиторная 85/5 85/5

Лекции 17/1 17/1

Практические занятия 68/4 68/4

Внеаудиторная

самостоятельная работа 119/7 119/7

__________________________________________________________________ Контроль: текущий на занятиях, курсовая работа.

  1. Цель и задачи дисциплины

4.1. Целью дисциплины является научить студентов работе в сфере маркетинговых информационных систем и маркетинговых исследований.

4.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о свойствах, классификации и источниках маркетинговой информации;

  • знать основы планирования программы исследования;

  • уметь выбрать наиболее приемлемый вариант организации исследования в рекламе;

  • иметь практические навыки (опыт) разработки такого метода сбора маркетинговой информации, как опрос.

  1. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Маркетинговые исследования в рекламе» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: социология, социология массовых коммуникаций, экономика, маркетинг, статистика, математика и информатика, телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при выполнении дипломного проекта и в дальнейшей работе по специальности или при организации собственного дела.

  1. Сводные данные об основных разделах дисциплины и распределение

часов по видам занятий

Название

раздела

Количество часов занятий

Уровни

изучения

Аудиторных

Внеаудиторных

Лекционных

Лабораторные

Самостоятельных

1.Маркетинговая информация.

2

8

14

2.Процесс маркетингового исследования.

2

8

14

3.Планирование программы исследования.

2

8

14

4.Опрос как метод сбора маркетинговой информации.

2

8

14

5.Подготовка рабочих документов.

3

12

21

6.Планирование выборки.

3

12

21

7.Обработка и графическое представление результатов исследования.

3

12

21

ИТОГО:

17

68

119

  1. Лекции

    1. Разделы и их содержание

Раздел 1. Маркетинговая информация.

Специфика, свойства и классификация маркетинговой информации. Источники первичной информации. Источники вторичной информации. Интернет – адреса и информационные ресурсы официальных органов власти федерального и регионального уровня. СМИ. Документы профессиональных ассоциаций и специальные издания. Неофициальные, специфические, синдикативные и другие источники информации. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы. Традиционная модель маркетинговой информационной системы.

Раздел 2. Процесс маркетингового исследования.

Понятие маркетингового исследования. Этапы маркетингового исследования. Общая процедура проведения маркетингового исследования и его план. Организация исследования с помощью собственного исследовательского отдела. Организация исследования с помощью специализированного исследовательского агентства. Этические проблемы маркетинговых исследований. Субъекты, заинтересованные в этичном поведении исследователей. Саморегулирование исследовательской деятельности. Регламентация ответственности исследователей по отношению к респондентам, клиентам и всей общественности.

Раздел 3. Планирование программы исследования.

Теоретические основы подготовки программы исследования. Классификация проблем исследования. Приемы осмысления проблемы. Выявление объекта и предмета исследования. Цели маркетингового исследования: поисковые исследования, описательные цели исследования, каузальные цели исследования, текстовые цели исследования, прогнозные цели исследования. Определение задач исследования. Методы генерирования рабочих гипотез. Выбор метода исследования и методов сбора информации.

Раздел 4. Опрос как метод сбора маркетинговой информации.

Основные характеристики опроса. Формы проведения опроса. Качественные методы опроса: групповые качественные методы сбора информации, фокус-группа, глубинные интервью, анализ протокола, проекционные методы, панельные исследования. Количественные методы опроса. Способы связи с аудиторией.

Раздел 5. Подготовка рабочих документов.

Проблемы измерения характеристик маркетинговых объектов. Шкалы для измерения. Требования к составлению анкеты. Функциональное назначение и виды вопросов. Архитектура вопроса. Способы представления вопросов. Последовательность вопросов в анкете. Правила кодирования анкет. Алгоритм проверки формулировки вопроса.

Раздел 6. Планирование выборки.

Выделение объектов генеральной совокупности. Процедуры формирования выборки. Определение объема выборки. Определение объема ассигнований на проведение маркетинговых исследований. Организация работы персонала: комплектация штата дополнительными сотрудниками, подготовка инструкций для интервьюеров и обучение персонала, контроль работы персонала.

Раздел 7. Обработка и графическое представление результатов исследования.

Основные способы обработки маркетинговой информации. Система «ручной» обработки. Построение матрицы данных в Excel. Программа обработки данных SPSS. Одномерные, двумерные и многомерные распределения. Основные требования к оформлению отчета о маркетинговом исследовании (курсовой работы).

7.2. Форма проведения занятий

Лекции.

  1. Практические занятия – не предусмотрены.

  1. Лабораторные занятия

    1. Основные темы

Раздел 1.

Лабораторная работа №1. Моделирование маркетинговой информационной системы (с использованием программ:

  • Marketing Expert;

  • «Касатка»;

  • «БЭСТ – Маркетинг»;

  • Marketing Analytic).

Раздел 2.

Лабораторная работа №2. Выбор тематики и подготовка плана маркетингового исследования.

Раздел 3.

Лабораторная работа №3. Разработка программы маркетингового исследования.

Раздел 4.

Лабораторная работа №4. Изучение специфики методик качественных и количественных опросов.

Выбор формы проведения опроса, наиболее приемлемой для целей исследования.

Раздел 5.

Лабораторная работа №5. Композиция анкеты.

Лабораторная работа №6. Контроль составления и апробация анкеты.

Раздел 6.

Лабораторная работа №7. Определение типа и расчет объема выборочной совокупности.

Лабораторная работа №8. Оценка стоимости маркетингового исследования.

Разработка нормативов трудоемкости и продолжительности отдельного исследования.

Лабораторная работа №9. Проведение опроса.

Раздел 7.

Лабораторная работа №10. Подсчет и анализ результатов исследования (с использованием программ MS Excel, SPSS и др.).

Лабораторная работа №11. Графическое отображение результатов исследования (с использованием программ MS Excel, SPSS и др.).

10. Семинарские занятия – не предусмотрены.

11. Другие виды аудиторных занятий – консультации.

12. Курсовые работы

Примерные темы курсовых работ:

  1. Влияние тенденций изменения половозрастного состава населения на состояние спроса по товарам детского ассортимента.

  2. Оценка перспектив открытия филиала коммерческого банка в условиях региона.

  3. Анализ зависимости между объемом/структурой потребления антибиотиков и интенсивностью развития химической промышленности в условиях региона.

  4. Анализ тенденций развития технологий производства и распространения средств беспроводной связи.

  5. Прогноз распространения нового стиля жизни (например, приверженность идее здорового образа жизни).

  6. Исследование мотивации и предпочтений потребителей при выборе товаров долгосрочного пользования.

  7. Анализ распределения долей рынка между конкурирующими фирмами.

  8. Выбор наиболее надежного оптового торгового посредника.

  9. Выбор наиболее компетентного консультационного агентства в области размещения свободных денежных средств фирмы.

  10. Выявление максимально полного круга поставщиков запчастей, готовых к взаимовыгодному сотрудничеству.

  11. Оценка реального и потенциального уровня использования исследовательского потенциала сотрудников фирмы.

  12. Оценка эффективности принятой оргструктуры и стиля управления в деле укрепления связей с поставщиками, посредниками и потребителями.

  13. Выяснение в среде персонала уровня понимания их собственной роли в формировании положительного имиджа фирмы.

  14. Поиск идеи нового товара (услуги).

  15. Поиск идеи нового кафе (клуба, ресторана) и др.

  16. Исследование потребительских характеристик товара.

  17. Исследование эффективности проведенной рекламной компании (по различным направлениям).

  18. Определение сильных и слабых сторон сервисного обслуживания.

  19. Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения.

  20. Оценка технических возможностей производства нового товара.

  21. Оценка состояния конкурентной среды рынка (по различным направлениям).

  22. Исследование отношения индивидуальных потребителей к фирме.

  23. Исследование рынка свободных денежных средств населения.

  24. Исследование внутреннего (внешнего) имиджа отдельного подразделения организации.

  25. Исследование принятия индивидуального решения о покупке.

  26. Влияние уровня доходов потребителей на их чувствительность к факторам маркетинга.

  27. Исследование эффективности мероприятий по связям с общественностью (по различным направлениям).

13. Другие виды самостоятельной работы – анализ вторичной информации,сбор и анализ первичных данных по темам курсовых работ.

14. Учебная литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: уникальный отечественный опыт. – СПб.: Питер, 2004.

  2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпрес, 1998.

  4. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. – М.: Юристъ, 2001.

  5. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования . – СПб.: Питер, 2000.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследова­ния. М., 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 1999.

  2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. Беляевский И. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  4. В. Пциорковский, В. Пциорковская. SPSS для социологов. Учебное пособие. – М: ИСЭПН РАН, 2005.

  5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., По­пов А.В. Социология. Учебник для студентов вузов. М., 2000.

  6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.

  7. Гидденс Э. Социология / Под ред. В. А. Ядова. М., 1999.

  8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпрес, 1999.

  9. Диксон П.Р. Управление маркетингом. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.

  10. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.: Высш. шк., ИНФРА-М, 1996.

  11. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998.

  12. Ильин В. Поведение потребителей. – СПб.: Питер. 2000.

  13. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.

  14. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. Изд. 2-е - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

  15. Крылов И. Маркетинг: социология маркетинговых коммуникаций. – М.: Центр, 1998.

  16. Люцарев В.С., Калугина О.Б. Работа с электронными таблицами Microsoft Office Excel 2003. - М.: Издательство БИНОМ, 2006.

  17. Маркетинг / Под ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер, 2002.

  18. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2001.

  19. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг. М., 1998.

  20. Наследов Д.А. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2004.

  21. Практика рыночных исследований. – СПб.: ИФ «ГОРТИС», 2001.

  22. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  23. Таганов Д. SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях. – СПб.: Питер, 2005.

  24. Фрай К., Фриз В., Бакингем Ф. Эффективная работа: программирование в Office Excel 2003. – СПб.: Питер, 2005.

  25. Хеллевик О. Социологический метод/ Пер. с норв. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002.

  26. Шпак Ю. Самоучитель Microsoft Office Excel 2003. - М.: «МК – Пресс», 2006.

15. Методические материалы

Электронное учебное пособие, программное обеспечение (в соответствии с заявленной тематикой).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ» для специальности «Реклама» ПЕНЗА 2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО КУРСУ «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекспокурсу «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ» дляспециальности «Реклама»ПЕНЗА2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКУРСУ ...
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ» для специальности «Реклама» ПЕНЗА 2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО КУРСУ «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекспокурсу «РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ» дляспециальности «Реклама»ПЕНЗА2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКУРСУ ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «РАБОТА ЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... оплата рекламы, связей с редакциями СМИ. 2)проведение маркетинговых мероприятий (кампаний), 3)проведение маркетинговыхисследований. ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «РАБОТА ЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... оплата рекламы, связей с редакциями СМИ. 2)проведение маркетинговых мероприятий (кампаний), 3)проведение маркетинговыхисследований. ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине « работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплекспо дисциплине «РАБОТА ЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... оплата рекламы, связей с редакциями СМИ. 2)проведение маркетинговых мероприятий (кампаний), 3)проведение маркетинговыхисследований. ...

Другие похожие документы..