Главная > Пояснительная записка


заниматься хозяйственной деятельностью (т. е. производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ);

  • осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени;

  • осуществлять хозяйственную деятельность на постоянной основе;

  • иметь целью извлечение прибыли;

  • нести ответственность по обязательствам.

    Предпринимательскую деятельность можно подразделить по кругу ее субъектов на: индивидуальное и коллективное предпринимательство граждан; предпринимательскую деятельность юридических лиц. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таковым признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    К предпринимательской деятельности юридических лиц применяются правила ГК РФ, регламентирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

    Гражданин, в том числе и индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом ) по решению суда. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельность и в качестве участника хозяйственного товарищества или общества, члена производственного кооператива.

    Государство поддерживает предпринимательскую деятельность граждан, создавая для ее развития соответствующие условия.

    К субъектам малого предпринимательства относятся и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий пользования субъектами малого предпринимательства государственными, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования, предоставления бухгалтерской и статистической отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности; подготовка кадров. Субъекты малого предпринимательства привлекаются к выполнению государственного заказа.

    3.11 Издержки производства

    ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукции или услуг, выраженных в денежной форме. Издержки производства включают в себя затраты предприятия на приобретение средств производства (сырья, материалов. комплектующих изделий, топлива, электроэнергии, оборудования и т.д.) и оплату труда работников производства. Издержки, таким образом, показывают, во что обходится производство товаров предпринимателю. Данное определение характеризует бухгалтерские издержки, которые включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Этим они отличаются от экономических издержек, которые представляют собой сумму явных и неявных затрат фирмы на производство продукции. Неявные затраты -это стоимость факторов производства, использующихся в процессе производства, но не являющихся покупными. К ним можно отнести труд собственника - управляющего фирмы, его собственный капитал, применяемый в производстве продукции, или землю, если она является собственностью предпринимателя. Чтобы включить неявные затраты в экономические издержки фирмы, необходимо дать им денежную оценку. Но как это сделать, если ресурсы не покупаются? Для этого используется понятие ";альтернативной стоимости"; данных ресурсов. Пусть, например, некий предприниматель вкладывает в производство собственные денежные средства. Альтернативными вариантами использования этих средств могут быть покупка акций какой-либо корпорации, что позволит получить дивиденд на вложенный капитал, или помещение денег на депозит в коммерческом банке, что обеспечит получение процента. Альтернативная стоимость вложения средств в собственное производство определяется как денежный доход от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования данного ресурса. Если более прибыльной оказывается альтернатива приобретения акций, то величина упущенных дивидендов составит альтернативную стоимость средств, вкладываемых в собственное производство, т.е. величину неявных затрат, которые при суммировании с бухгалтерскими издержками покажут фактическую величину издержек производства. Производителя часто интересует не величина валовых издержек, а величина средних и предельных издержек. Средние издержки показывают, сколько затрачивает фирма на производство одной единицы продукции в среднем. Средние издержки вычисляются путем деления валовых издержек на объем выпуска продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукта, можно определить, прибыльно ли производство данного продукта. Предельные издержки представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение производства на одну единицу продукции.

    3.12 Рыночная экономика

    Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на частной собственности, частной инициативе людей, их предпринимательской деятельности, самостоятельном принятии решений что, как и для кого производить.

     

    Основные черты рыночной экономики:

    •                     частная собственность на средства производства;
    •                     свобода предпринимательства;
    •                     свобода выбора экономических партнеров;
    •                     личная выгода участников экономических связей;
    •                     саморегулирование экономики рыночными факторами;
    •                     минимум вмешательства государства в экономику.

    Основные плюсы:

    •                     стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;
    •                     отторгает неэффективное производство;
    •                     в основном справедливое распределение доходов по труду;
    •                     больше прав и возможностей у потребителей;
    •                     не требует большого аппарата управленцев.

    Основные минусы:

    •                     усиливает неравенство в обществе;
    •                     нестабильность в экономике;
    •                     не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ;
    •                     безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.

    Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует наименьших издержек при решении основных проблем экономики: что производить, как производить, для кого производить. Но рынку присущи и негативные черты, так называемые “провалы рынка”. Они проявляются в следующем:

    •                     рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, т.к. конкуренция ведёт к возникновению монополий, чтобы поддержать высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство;
    •                     рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды или, как говорят экономисты, рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов;
    •                     не учитывает общественных потребностей: рынок не заинтересован в производстве “общественных благ” (образование, здравоохранение, культура, общественная безопасность и т.д.);
    •                     распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости;
    •                     порождает неполную и недостаточно современную информацию о ценах и перспективах развития производства.

    Признаки рыночной экономики

    Производство в рыночной экономике основано на системе экономических стимулов и санкций, объективно идущих от самого потребителя (снизу) и побуждающих производителя выпускать товары, ориентируясь на спрос (господство потребителя).

    Для формирования рынка необходим ряд условий: свобода хозяйственной деятельности и предпринимательства; свободное ценообразование; всеобщность конкуренции; многообразие форм собственности; отсутствие любых видов монополизма; подвижность всех видов ресурсов. Рынок строится на реальной материальной ответственности участников, он в наибольшей степени ориентирован на удовлетворение потребностей людей. Рыночная экономика позволяет создать условия для поощрения трудолюбия, творчества, инициативы и высокой производительности, которые значительно выше административных.

    Наряду с указанными преимуществами рынок имеет и негативные стороны:

    1) Неспособность обеспечивать полноценное функционирование тех общественных институтов (потребителей), которые не самоокупаемы, у которых невозможно проверить платежеспособный спрос: образование, наука, культура, армия, охрана общественного порядка;

    2) Приводит к резкому социальному расслоению общества на основе имущественной дифференциации;

    3) Цикличное развитие рынка (подъемы, спады, депрессии) порождает такие социально-экономические проблемы как безработица, рост цен, спекуляция ценными бумагами и т.д.

    Однако эти недостатки характерны скорее для ";дикого"; рынка и во многом нейтрализуются в современной смешанной экономике, где рыночные механизмы совмещаются с государственным регулированием.

    Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.

    Предложение- показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия ";индивидуальное предложение"; и ";рыночное предложение";, ";предложение"; и ";величина предложения";. Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

    3.13 Обмен

    Обмен - фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением.

    Обмен - акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт. Для совершения обмена необходимо, чтобы каждая сторона:
    - располагала чем-то, представляющим ценность для другой стороны;
    - желала совершить обмен с другой стороной;
    - была свободна в выборе: вступать в обмен или нет;
    - была в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта.

    3.14 Типы рынков

    Структура рынка: система и ее составляющие элементы
    Рыночный механизм имеет сложную структуру. Единый рынок включает в себя ряд элементов.
    Критерии по которым можно выявить основные составляющие рыночной системы:
    - характер конкуренции
    - объекты купли-продажи
    - субъекты рынка
    - характер продаж
    - уровень насыщения товарной массой
    - степень удовлетворения спроса
    - соответствие законодательству
    - транспортно-географический фактор и др.
    С точки зрения  характера конкурентной борьбы различают два основных вида рынка:
    - классический рынок - рынок совершенной (свободной) конкуренции
    - рынок несовершенной конкуренции (современный рынок) - монополистический, олигополистический
    С точки зрения объекта купли-продажи:
    - рынок ресурсов
    - рынок потребительских товаров
    С этой точки зрения принято также различать:
    - потребительский рынок - рынок товаров и услуг приобретаемых населением
    - рынок средств производства
    - рынок земли
    - рынок недвижимости (жилья, зданий, сооружений)
    - рынок рабочей силы (рынок труда)
    - рынок технологий
    - рынок услуг
    - валютный рынок
    - фондовый рынок (рынок ценных бумаг)
    - страховой рынок
    - рынок информации
    - рынок интеллектуальной собственности (патенты, разработки, лицензии)
    - рынок произведений искусства, духовных благ
    - рынок отдельных товаров (книжный рынок, рынок детских товаров и т.п.)
    С точки зрения субъекта:
    - рынок покупателей
    - рынок продавцов
    - рынок посредников
    - рынок государственных учреждений
    По характеру продаж:
    - оптовый
    - розничный
      По уровню насыщения товарной массой и степенью удовлетворения спроса:
    - равновесный
    - дефицитный
    - избыточный
    С точки зрения соответствия действующему законодательству:
    - легальный
    - теневой
    С точки зрения транспортно-географического фактора:
    - мировой
    - национальный
    - региональный
    - местный
    В н.в. начинают складываться рынки информационный и компьютерный.
    Вид рынка определяется количеством покупателей и продавцов, участвующих в обмене.

    3.15 Роль государства в экономике

    Цель экономической деятельности государства в рыночной экономике – предотвращение отрицательных последствий рыночной системы.

    Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику. Оно направлено на эффективное функционирование национальной экономики. ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Всё это находит выражение в разрабатываемой правительством государственной экономической политике (ГЭП). Центральным вопросом ГЭП выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.

    Государство с помощью ГЭП призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.

    Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

    •                     создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;
    •                     обеспечение правовой базы для рыночной системы;
    •                     ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;
    •                     обеспечение развития фундаментальных наук;
    •                     контроль за уровнем инфляции и безработицы;
    •                     стимулирование экономического роста;
    •                     эмиссия денег;
    •                     проведение внешней политики;
    •                     стабилизация экономических колебаний;
    •                     перераспределение доходов и ресурсов;
    •                     обеспечение социальной защиты и социальной гарантии;
    •                     обеспечение экономической безопасности страны.

    Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:

    •                     прямые (административные);
    •                     косвенные (экономические).

    Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы).

    Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.

    Современная экономика практически во всех странах имеет смешанный характер, то есть рыночные механизмы сочетаются в ней с элементами государственного регулирования. Это проявляется в осуществлении им финансовой политики, антимонопольном контроле, помощи предпринимательству, поддержке государственного сектора в экономике.

    В финансовой сфере государство контролирует размеры денежной массы, находящейся в обращении, и то, как она расходуется, с целью поддержания стабильности в экономике. Для этого оно использует широкий набор эффективных финансовых регуляторов: налоги прямые (налоги с населения и с корпорации) и косвенные (акцизы, таможенные пошлины), инвестиции, дотации, кредиты, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

    Например, маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность: в период спада налоги уменьшают, в период подъема – увеличивают. Государство может установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов. Важным направлением в государственном регулировании рыночной экономики является социальная защита: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости и борьба с безработицей, индексация фиксированных доходов. Большую роль играет и государственный сектор в экономике: оборона, транспортные коммуникации, охрана природы, медицина, образование, социальное обеспечение.

    3.16 Государственный бюджет

    Бюджет (англ. - денежная сумка) - это роспись, смета денежных расходов и доходов, составляемая на определенный период времени, составляемая для того, чтобы заранее знать источники доходов и направления расходов денег и достичь соответствия баланса.
    Бюджет (Кодекс) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
    Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
    Финансовая система РФ представляет собой совокупность звеньев:
    - бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными и региональными) и
      местными бюджетами
    - внебюджетные целевые фонды ( пенсионный, социального страхования, занятости населения и др.)
    - финансы предприятий
    - имущественное и личное страхование, страхование ответственности и предпринимательских рисков
    - кредит (государственный и банковский)
    Бюджетное законодательство:
    - регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
    - устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
    Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
    Структура бюджетной системы РФ:
    - первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
    - второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов
    - третий уровень - местные бюджеты
    Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
    Исключительно из федерального бюджета финансируются виды расходов:
    - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов
    - функционирование федеральной судебной системы
    - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
    - национальная оборона и обеспечение безопасности государства
    - осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности
    - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
    - гос. поддержка атомной энергетики, ж/д, воздушного и морского транспорта
    - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба
    - исследование и использование космического пространства
    - формирование федеральной собственности и создание федеральных учреждений
    - обслуживание и погашение государственного долга РФ
    - пополнение  гос. запасов драг. металлов и драгоценных камней, гос. материального резерва
    - проведение выборов и референдумов РФ
    - федеральные инвестиционные программы
    - финансовая поддержка субъектов РФ и прочие расходы
    Бюджет можно назвать денежным планом:
    - семьи - семейный бюджет;
    - организации- бюджет предприятия;
    - города, территории - муниципальный, местный бюджет;
    - края, области, республики - бюджет субъекта федерации - региональный бюджет;
    - страны - государственный (федеральный) бюджет.
    Госбюджет -  сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на
                покрытие всех видов его расходов.
    Семейный бюджет - роспись всех доходов и расходов семьи за определенный период.

    Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
    Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. (Профит англ.- прибыль)

    Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
    Методы собирания (мобилизации) денежных средств делятся на следующие виды:
    а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, гос. и негос. предприятий, организаций и учреждений в бюджет
    б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд; юр. лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.
    в) метод добровольного привлечения денежных средств - вклады населения в банки, выпуск и продажа облигаций и др. ценных бумаг;
    г) метод взимания пошлин - платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная и др. пошлины)
    д) метод страхования - образованием страховых фондов;
    е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение;
    Методы распределения фондов денежных средств:
    а) финансирование - плановая, целевая безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
    б) кредитование - плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд (кредитов);
    в) выплаты страхового возмещения, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
    г) осуществление расчетов между различными субъектами (взаимозачеты)
    Государственные финансы включают в себя:
    - бюджетную систему
    - внебюджетные фонды (соц. страхования, занятости населения, обязательного медицинского
      страхования, пенсионный фонд и др.)
    - государственный кредит
    Президенту РФ подчиняются:
    - Председатель Государственной налоговой службы РФ
    - Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ
    Бюджетная система РФ:
    - 1-е звено - федеральный бюджет
    - 2-е звено - бюджеты субъектов федерации
    - 3-е звено - местные бюджеты
    Методы бюджетного регулирования:
    - закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
    - регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или др. платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;
    - дотации - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня;
    - субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально- или административно -территориального образования;
    - субсидия - сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании;
    - трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего уровня;
    - секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении гос. расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета.

    3.17 Налоги

    Главный источник доходов государственного бюджета - налоги.
    Налог - денежная сумма, отчисляемая в бюджет из прибыли и доходов предприятий и населения по установленным ставкам.
    - прогрессивный налог - увеличивающийся после определенной суммы скачком
    - пропорциональный налог - увеличивающийся пропорционально растущей налогооблагаемой базе
    - регрессивный налог - уменьшающийся по мере увеличения налогооблагаемой базы
    Налоги:
    - выступают одним из способов перераспределения части доходов богатых в пользу малоимущих и в интересах общества в целом (напр. на содержание органов управления государством)
    - уплачиваются со всех видов доходов за исключением пенсий, пособий и др. специальных выплат.
    Налоги подразделяются на:
    - прямые - уплачиваемые непосредственно получателями доходов (прибыли) (напр. налог на личные
          доходы - налог на доходы физических лиц, который платит каждый работающий со всех
         доходов; налог на дарение и на наследство; на имущество; налоги на прибыль,
         плательщиками которых являются все предприятия, кроме бюджетных)
    - косвенные - взимаются в виде добавки к цене товара или услуги и оплачиваются их потребителями
        (напр. акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины)
    Таможенные пошлины (тарифы) - плата в пользу государственной казны, взимаемая при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого для продажи. Является экономическим регулятором. Основной функцией таможенных тарифов выступает регулирование цен на товары. При их повышении цены в стране растут, при сокращении или освобождении - снижаются.
    Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    Налоги бывают:
    - по способам взимания: прямые и косвенные
    к прямым относятся: налог физических лиц, на прибыль, имущественные и др. - это те, которые
    платят граждане и юридические лица в зависимости от дохода
    к косвенным налогам относятся: акцизы, НДС - этим налогом облагаются производители товаров
    и продавцы; он включается в цену и т.о. его платят покупатели. (хитрый налог)
    - по уровням бюджета:          федеральные, региональные и местные
    - по налогоплательщикам:     с физических и юридических лиц

    3.18 Деньги, денежная политика

    Деньги - всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.
    Функции денег:
    - мера стоимости (т.е. единица измерения стоимости товара, услуги)
    - средство обмена - выступают в качестве посредника в процессе обмена товаров
    - средство накопления - играют роль создания нужного объема богатства
    - средство платежа - при несовпадении во времени покупок и продаж (продажа в кредит)

    Рынок невозможен без денег и без денежного обращения.
    Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров. В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.
    К важнейшим компонентам денежной системы относятся:
    - национальная денежная единица (доллар, рубль, марка, франк и т.д.)
    - система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте
    - система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение
    - государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения (ЦБ)
    В зависимости от вида обращаемых денег выделяют два основных типа систем денежного обращения:
    - системы обращения металлических денег (обращаются полноценные золотые или серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (в монетах или слитках))
    - системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

    3.19 Бюджет семьи


  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «обществознание»

      Пояснительная записка
      ... района МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»Государственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыМетодическиематериалыдляучащихся 9 классовпокурсу «Обществознание» Составил А.Р. Махмудов Шермейка – 2007 Содержание ...
    2. Методические рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме по географии в 2011 году

      Методические рекомендации
      ... для проведения государственной (итоговой) аттестациипо математике выпускниковосновнойшколы в новой форме в 2011 году В 2011г. в Нижегородской области государственнаяитоговаяаттестациявыпускников IX классов ...
    3. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы мбоу «ржавецкая сош»

      Документ
      Государственнаяитоговаяаттестациявыпускниковосновнойшколы МБОУ «Ржавецкая СОШ» ... материалов Оформление стенда «Готовимся к государственнойитоговойаттестации» Подобрана методической литературы План работы по подготовке к ГИА с учащимися 9 класса ...
    4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

      Автореферат диссертации
      ... по видам образовательных учреждений Результаты экзаменов используются длягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы, а также для формирования профильных классов старшей школы ...
    5. «областной центр мониторинга образования» государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений

      Сборник статей
      ... выпускников 9 классовГосударственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыпо русскому языку в новой форме осуществляется в 2008 году по централизованно разработанным экзаменационным материалам. В государственной (итоговой) аттестациипо ...

    Другие похожие документы..