Главная > Пояснительная записка


Познавательная деятельность человека может быть направлена как на внешний мир (природу и общество), так и на самого человека. Самопознание, в отличие от познания, направлено на постижение человеком своего внутреннего мира, своей духовной сущности. В процессе самопознания человек осознает свое место в мире, свои возможности и постигает собственное “я”. Без самопознания невозможно удовлетворение потребностей в творчестве и самовыражении.

1.11 Духовная жизнь человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

1.12 Потребности и способности человека

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.

Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. 
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей):

- индивидуальные

- групповые

- коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены):
- физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения.

Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п.

Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п.

Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п.

Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности:

- труда

- общения

- рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

- ограничены имеющимися природными ресурсами

- не должны противоречить нравственным нормам общества

- должны быть разумными и реальными

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
   Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
   Эмпирические признаки способностей:
   1. Уровень продуктивной деятельности;
   2. Скорость научения;
   3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
   4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
   5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
   Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
   Виды способностей:

- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;

- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
   Условия развития способностей:
   1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
   2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); 
   3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
   - простая деятельность - снижение интересов;
   - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
   Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
   Талант - это способность к достижению высшего порядка.
   Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
   - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
   - осознание способности;
   - включенность способности в характер.
   Показатели одаренности:
   - темп и легкость усвоения материала;
   - широта переноса;
   - время проявления;
   - соотношение результатов с условиями.
   Факторы, влияющие на развитие способностей:
   - исходная предпосылка - врожденные задатки;
   - время выявления;
   - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
   - всестороннее развитие интересов и способностей;
   - соперничество и сотрудничество.

1.13 Человек в группе

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа — объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группухарактеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают:

- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

- естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

  Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

 Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

1.14 Свобода и ответственность

    Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
         В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
         Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
         Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

1.15 Межличностные отношения, общение

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Типы межличностных взаимодействий:

- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

Формальные межличностные отношения:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными лицами в служебное время

- назначение деловой встречи по телефону

Неформальные межличностные отношения:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха­рактеризовать как взаимодействие, взаимопо­нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се­мья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж­ба, любовь).

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Виды общения:

- между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

- реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему

качества субъекта (напр. с животными)

- реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

- между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

1.16 Межличностные конфликты, их разрешение

В межличностных отношениях иногда воз­никают конфликты.

Конфликт — столкновение противополож­ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

Консенсус — согла­сие, взаимное соглашение по какому-либо воп­росу.

Причины межличностных конфликтов:

- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

- возрастные

- из-за различных представлений по принципиальным вопросам

- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)

Культура
2.1 Понятие «культура»

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит ";печать"; деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин ";культура"; означает ";возделывание";, ";обработка";.

Как международный термин и общее понятие ";культура"; используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Народная, массовая и элитарная культура

Народная культура (или фольклор) – мифы, легенды, сказки, былины, песни и танцы – является результатом коллективного творчества народа, его духовного поиска. Она прямо связана с историей народа, его традициями, ценностями, идеалами.

Массовая культура – это современное явление. Она получила развитие в ХХ в. в связи с небывалым развитием массового производства и потребления, которое имеет стандартизированный обезличенный характер, а также в связи с созданием средств массовой информации (радио, телевидения, кинематографа, полиграфии). Она носит коммерческий характер, продается и покупается, приносит прибыль своим создателям. К образцам массовой культуры относятся детективы, фильмы ужасов, поп-музыка, реклама. Художественная ценность большинства этих произведений сомнительна.

Элитарная культура тоже создается профессионалами. Но в отличие от массовой, она сложна для восприятия и требует специальной подготовки, поэтому имеет узкий круг ценителей и почитателей. Например, картины М.Шагала, П.Пикассо, С.Дали, фильмы Ф. Феллини, А.Тарковского, книги Кафки, Сартра требуют от человека широкого философского взгляда, тренированного ума, развитого интеллекта. Не удивительно, что основные ее потребители – образованные, духовно зрелые люди. Создатели элитарной культуры ориентируются не на прибыль, а на воплощение своих идей и ценностей, творческую самореализацию.

По мере развития общества, роста числа образованных людей достижения, художественные приемы, идеи элитарной культуры перестают быть новаторскими и переходят в разряд массовой культуры.

2.2 Духовная жизнь общества

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль - это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия- это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

- идеи, теории, образы, ценности

- общественные связи индивидов

- уровень развития самого человека

Ученые выделяют три вида духовного производства:

- наука и образование

- искусство и культура

- религия

2.3 Образование, самообразование

     Под образованием понимают целенаправленную позна­вательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

     Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процес­са обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующе­го в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравствен­ное состояние.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социальной мо­бильности человека или социальной группы,

2) сохранение и ретранслирование культурного досто­яния общества из поколения в поколение,

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и от­дельных индивидов, являясь одним из важнейших эта­пов в длительном процессе их социализации.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «обществознание»

    Пояснительная записка
    ... района МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»Государственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыМетодическиематериалыдляучащихся 9 классовпокурсу «Обществознание» Составил А.Р. Махмудов Шермейка – 2007 Содержание ...
  2. Методические рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме по географии в 2011 году

    Методические рекомендации
    ... для проведения государственной (итоговой) аттестациипо математике выпускниковосновнойшколы в новой форме в 2011 году В 2011г. в Нижегородской области государственнаяитоговаяаттестациявыпускников IX классов ...
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы мбоу «ржавецкая сош»

    Документ
    Государственнаяитоговаяаттестациявыпускниковосновнойшколы МБОУ «Ржавецкая СОШ» ... материалов Оформление стенда «Готовимся к государственнойитоговойаттестации» Подобрана методической литературы План работы по подготовке к ГИА с учащимися 9 класса ...
  4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... по видам образовательных учреждений Результаты экзаменов используются длягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы, а также для формирования профильных классов старшей школы ...
  5. «областной центр мониторинга образования» государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений

    Сборник статей
    ... выпускников 9 классовГосударственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыпо русскому языку в новой форме осуществляется в 2008 году по централизованно разработанным экзаменационным материалам. В государственной (итоговой) аттестациипо ...

Другие похожие документы..