Главная > Пояснительная записка


Типы обществ:

1)доиндустриальный(традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающеезначение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей идеревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельностизанято около2/3работоспособного населения. Доминируетручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденномопыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)индустриальный- состязание человека спреобразованной природой

Для него характерно развитиепроизводство товаров массового потребления, которое осуществляется за счетширокого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельностипреобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массоваякультура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушениеприроды. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальныхспециальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолети т.п. Монотонный конвейерный труд.

3)постиндустриальный- состязание между людьми

Для него характерно не толькоповсеместное использование достижений науки и техники во всех областяхчеловеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техникина основе развития фундаментальных наук. Без применения достиженийфундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, никомпьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек спомощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечныйпродукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении всоответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести ккардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применениеознаменует создание нового типа общества -информационного.

Классификацию типов общества можно проводить по различным основаниям. Например, выделяют дописьменные и письменные, простые и сложные общества. К. Маркс использовал для типологии общества экономический критерий - способ производства материальных благ - и выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В современной науке принято выделять три основных типа общества: доиндустриальное (или аграрное), индустриальное и постиндустриальное (два последних типа объединяются понятием ";современное общество";). Переход от доиндустриального общества к индустриальному произошел в 18 веке. Он был подготовлен духовно идеями эпохи Возрождения, Протестантизма, Просвещения, экономически и технологически Промышленным переворотом, его социально-политические структуры сформировались в ходе буржуазных революций. Наглядно отличия этих типов обществ представлены в таблице.

Типы обществ

Доиндустриальное

Индустриальное

Постиндустриальное

1. Ориентация на воспроизводство привычных форм жизни, консерватизм (традиционное общество).

1. Ориентация на постоянное создание и распространение нового, прогресс (динамичное общество).

2. Приоритет аграрного сектора экономики.

2. Приоритет промышленности, машинного производства.

2. Приоритет знаний, информационных технологий, компьютеризация, развитие сферы услуг.

3. Преобладание натурального хозяйства.

3. Преобладание свободной торговли и рынка

4. Преобладание приписываемых статусов.

4. Преобладание достигаемых статусов.

5. Переход из одной социальной страты в другую ограничен (закрытое общество)

5. Переход из одной социальной страты в другую открыт (открытое общество).

6. Использование природных ресурсов не нарушает экологического равновесия.

6. Эксплуатация природных ресурсов создает экологические проблемы.

6. Общество ориентировано на экологическую безопасность.

Концепции постиндустриального общества возникли в 60-е годы XX века. Они отражали изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни, ростом влияния науки, широким использованием информационных технологий, сокращением численности рабочего класса и повышением престижа интеллектуального труда, актуальностью менеджерских специальностей (т.н. “менеджерская революция”).

1.5 Социальные последствия научно-технической революции

К числу социальных последствий НТР относится:

- рост требований к подготовке специалистов

- увеличение доли работающих в сфере обслуживания

- увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения

1.6 Многообразие и единство мира

     Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее.
         О многообразии современного мира говорят такие факты:
         на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
         в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
         эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;
         многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
         велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
         Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.
         Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного» (см. билет № 18).
         Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное™. Факторами его целостности являются:
         развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
         развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
         развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;
    
     развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;

1.7 Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий:

- истощение природных ресурсов

- загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

  Глобальные проблемы:

- возникли во второй половине XX века

- все глобальные проблемы взаимосвязаны

- охватывают все стороны жизни людей

- касаются всех без исключения стран мира

- причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

 

1.8 Человек, личность

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность— социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

—     Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре­ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

—     Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.

Человек – это биосоциальное существо, сочетающее в себе как биологические качества (передающиеся генетически), так и социальные (формирующиеся в ходе взаимодействия с другими людьми). Он является частью живой природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом. Человеку присущи такие качества всего живого, как наличие механизмов наследственности, необходимость обмена с окружающей средой, способность реагировать на ее изменения (чувствительность) и др. Некоторые анатомические и физиологические характеристики являются общими у животных и человека. Например, наличие инстинктивной регуляции поведения, кровеносной, нервной системы, слуха, зрения и др.

Биологические особенности человека являются предпосылкой формирования его социальной сущности. Социальная сущность человека проявляется в таких его свойствах, как способность к сознательной деятельности, свобода выбора и ответственное поведение, формирование морального сознания.

От животных человека отличает: 1) создание, систематическое использование и постоянное совершенствование орудий труда; 2) преимущественно сознательная (не инстинктивная) регуляция поведения; 3) высокоорганизованный мозг, способный к сложной мыслительной деятельности; 4) членораздельная речь.

Личность – это система социальных качеств человека. Биологические качества являются предпосылкой возникновения личности. Личность формируется только в социальной среде, т.е. в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек как личность характеризуется такими социальными качествами, как убеждения, мировоззрение, мораль, ценностные ориентации, социальный статус и роли, общественная активность, творческая деятельность и т.д.

1.9 Деятельность человека, ее основные виды

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,
         В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
         Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.
    
     Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
         Практическая деятельность подразделяется на:
         а) материально-производственную;     
     б) социально-преобразовательную.
         В духовную деятельность включают:
         а) познавательную деятельность;
         б) ценностно-прогностическую деятельность;
         в) прогностическую деятельность.
         В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
         Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

Человек, как и животное, в процессе своей деятельности взаимодействует с природой, используя имеющиеся в природе ресурсы и материалы. Однако деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она имеет сознательный, целенаправленный, творческий, преобразовательный характер. Если животное реализует определенную инстинктивную программу, то человек действует в соответствии с сознательно поставленной целью. Поведение животных имеет приспособительный характер, животное использует то, что дала природа, в готовом виде, человек же преобразует среду своего обитания в соответствии со своими потребностями.

1.10 Познание человеком мира и самого себя

    Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
         В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
         Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
         а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
         б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства
         в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Ощущение

Восприятие

Представление

Единичный акт чувственного познания

Совокупность нескольких ощущений, т.е. целостный образ предмета

Образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением

Например:

Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, болевые, температурные, двигательные и др. ощущения

Например:

Восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, температурных и др. ощущений

Например:

Арбуз,

Летающая корова


         Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
         Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
         Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
         Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
         Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Понятие

Суждение

Умозаключенпие

Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета

Совокупность связанных между собой понятий

Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики

Например:

Простые понятия – стол, камень, дерево, человек; сложные (абстрактные) понятия – пространство, материя, бытие, совесть, корпускулярно-волновой дуализм.

Например:

Деревянный стол, каменный тяжелый, все металлы проводят электричество

Например:

Все металлы проводят электричество, медь – металл, значит проводит электричество

        

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
         Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
         В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
         Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
         Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «обществознание»

    Пояснительная записка
    ... района МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»Государственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыМетодическиематериалыдляучащихся 9 классовпокурсу «Обществознание» Составил А.Р. Махмудов Шермейка – 2007 Содержание ...
  2. Методические рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме по географии в 2011 году

    Методические рекомендации
    ... для проведения государственной (итоговой) аттестациипо математике выпускниковосновнойшколы в новой форме в 2011 году В 2011г. в Нижегородской области государственнаяитоговаяаттестациявыпускников IX классов ...
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы мбоу «ржавецкая сош»

    Документ
    Государственнаяитоговаяаттестациявыпускниковосновнойшколы МБОУ «Ржавецкая СОШ» ... материалов Оформление стенда «Готовимся к государственнойитоговойаттестации» Подобрана методической литературы План работы по подготовке к ГИА с учащимися 9 класса ...
  4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... по видам образовательных учреждений Результаты экзаменов используются длягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы, а также для формирования профильных классов старшей школы ...
  5. «областной центр мониторинга образования» государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений

    Сборник статей
    ... выпускников 9 классовГосударственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыпо русскому языку в новой форме осуществляется в 2008 году по централизованно разработанным экзаменационным материалам. В государственной (итоговой) аттестациипо ...

Другие похожие документы..