Главная > Документ


Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Покачи

на период до 2020 года

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1. Анализ социально – экономического состояния муниципального образования город Покачи 4

1.1. Общая информация 4

1.2. Анализ социально-экономического положения 5

1.2.1. Демографическая ситуация. Трудовые ресурсы. Занятость. Рынок труда. 5

1.2.2. Уровень жизни населения. Доходы населения. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. 11

1.2.3. Национальные, государственно – конфессиональные и общественные отношения. 13

1. 2.4. Социальная сфера 15

1.2.6.Межрегиональные связи. 92

1.2.7. Развитие реального сектора экономики. 93

1.2.8.Транспортная и коммуникационная инфраструктура. 101

1.2.9. Земельные отношения. 103

1.2.10. Инвестиции. 104

1.2.11. Развитие торговли. 107

1.2.12. Малое предпринимательство 110

1.2.13. Жилищно-коммунальное хозяйство 112

1.2.14. Состояние окружающей среды 115

1.2.15. Среднедушевые (удельные) значения показателей основных городов Нижневартовского района и Российской Федерации 118

1.3. Оценка и анализ сильных и слабых сторон развития муниципального образования город Покачи (преимущества и недостатки), потенциальных возможностей и угроз (SWOT-анализ) 124

1.4. Основные проблемы развития муниципального образования, выявленные в ходе проведенного социально-экономического анализа года и SWOT-анализа 135

1.5.Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического развития 146

Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Стратегии 156

2.1. Принципы устойчивого развития муниципального образования город Покачи 156

2.2. Цели и задачи реализации стратегии социально-экономического развития 159

2.2.1. Развитие экономического потенциала муниципального образования 159

2.2.2. Повышение уровня и качества жизни населения 163

2.3. Этапы реализации стратегии 172

Глава 3. Система мероприятий по реализации Стратегии 175

3.1. Система мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Покачи 175

3.2. Реализация потенциальных инвестиционных проектов на территории города 177

3.2.1.Краткосрочные мероприятия, в течение 1-2 лет 179

3.2.2.Среднесрочные мероприятия, от 1 до 3 лет. 181

3.2.3.Долгосрочные мероприятия 185

I. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 188

I.1.  Краткосрочные результаты 188

I.2.  Среднесрочные результаты 188

I.3. Долгосрочные результаты 189

Глава 4. Механизм реализации Стратегии 189

4.1. Организационно-административные меры 189

4.2. Экономические методы 193

4.3. Правовые методы 195

4.4. Организация управления Стратегией и мониторинг ее исполнения 196

Глава 5. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии 205

Глава 6. Оценка эффективности, социально – экономических и экологических последствий от реализации Стратегии 215

6.1. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Стратегии 215

6.2. Меры и методы по оценке эффективности качественных и количественных результатов выполнения Стратегии 232

6.3. Оценка воздействия реализации Стратегии на экологическую обстановку, меры по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду 234

6.4. Риски и способы их минимизации при реализации Стратегии социально-экономического развития 238



Глава 1. Анализ социально – экономического состояния муниципального образования город Покачи

1.1. Общая информация

Началом истории города Покачи принято считать 1970 год, когда было подтверждено наличие промышленных запасов нефти, после чего на территории Покачевского нефтяного месторождения возник вахтовый поселок. В 1992 году поселку был присвоен статус города.

На сегодняшний день Покачи - самый молодой город Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расположен в пределах Среднеобской низменности на западе Нижневартовского района на правом берегу реки Вать-Еган, притока реки Аган, в 550 км к северо-востоку от Ханты-Мансийска и в 175 км к северо-западу от Нижневартовска. На территории общей площадью 4 515,2 га проживают более 17 тыс. человек разных национальностей. По данным Федеральной миграционной службы по городу Покачи в 2007 году состав населения города по основным национальностям (за исключением русских) имел следующий вид: украинцы-1994, татары-1339, лезгины-720, чеченцы-463, башкиры-435, молдаване-432, кумыки-411, азербайджанцы-388, белорусы-361, чуваши-216, немцы-119, казахи-94, марийцы-83, мордва-56, армяне-29. На начало сентября 2009 года основной национальный состав распределился следующим образом: русские-7 677, украинцы-2 030,татары-1 228, лезгины-730, молдоване-429, башкиры-418, чеченцы-382, кумыки-374, белорусы-372, азербайджанцы-366, чуваши-253, даргинцы-216, гагаузы-179, мордва-154, немцы-98, марийцы-78, аварцы-60.

Город расположен на автодороге окружного значения Сургут - Когалым – Нижневартовск. Ближайшие аэропорты находятся в городах: Нижневартовск, Когалым и Сургут, железнодорожная станция – в городе Лангепас.

Для территории, на которой расположен муниципалитет, основной лесообразующей породой является сосна. Доля лесных участков с преобладанием сосны в общей лесопокрытой площади составляет 97,3% (по площади) и 90,6% (по запасам). Возрастная структура сосновых насаждений не совсем удовлетворительная, так как основную долю сосняков составляют молодняки, которые непригодны для лесоэксплуатации в ближайшие годы и представляют большую ценность для организации зеленой зоны. Незначительную площадь на территории города занимают насаждения с преобладанием кедра и березняки. В составе лесов преобладают сдреднеполнотные насаждения, на их долю приходится 78%, а высокополнотные – всего 5%. Стоит отметить, что территория, на которой расположен город, характеризуется довольно бедным спектром типов леса: преобладание сосняков бруснично-лишайниковых (81%) и сфагновых сосняков (11%), эффективность лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий в данных типах леса очень низка. На сегодняшний день не представляется возможным определить точное количество лесных ресурсов города, так как инвентаризация лесных земель (лесоустройство) не проводилась.

На территории муниципального образования имеются два водных объекта- озера Голубое и Окунево.

Город Покачи по своему расположению относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, что объясняет климатические особенности города, которые характеризуются суровой зимой и сравнительно недолгим прохладным летом. Самый холодный месяц – январь, его средняя температура –22,4˚С, а самый теплый – июль, средняя температура которого составляет +17˚С. Распределение ветра по направлениям в течение года неравномерно. В холодный период преобладают южные, юго-западные, западные ветры. В теплый период преобладают северо-западные, западные, северные ветры.

Главные богатства города, ставшие основой экономического развития, – нефть и газ. Количество действующих месторождений с одного, открытого в 1970 году, увеличилось до семи. Основной вклад в увеличение объема промышленного производства города вносит территориально - производственное предприятие «Покачевнефтегаз», входящее в состав ООО «ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь». Среди пяти предприятий холдинга по промышленным показателям «Покачевнефтегаз» занимает второе место.

1.2. Анализ социально-экономического положения

1.2.1. Демографическая ситуация. Трудовые ресурсы. Занятость. Рынок труда.

В 2008 году численность постоянного населения города Покачи составляла 17,1 тыс. чел. Ниже на рисунке представлена динамика численности населения за последние 10 лет, из которой следует, что для города, в отличие от страны в целом, не характерна тенденция уменьшения численности населения (Рис 1.)

Положительная динамика общей численности населения города обеспечивается за счет двух факторов: молодой возрастной структуры населения и стабильного превышения уровня рождаемости над смертностью (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей рождаемости и смертности населения за 10 лет, чел.

Наименование показателя

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Родилось

203

190

185

216

249

224

236

228

223

237

256

Умерло

57

-

42

69

66

61

57

64

56

51

60

Коэффициент рождаемости за последние три отчетных года увеличился на 12% и составил 14,97 на 1000 населения, а коэффициент смертности в 2008 году составил 3,5 на 1000 среднегодового населения.

Следует отметить, что в целом общий коэффициент смертности (по разным причинам) в городе в 2,5 раза ниже среднероссийского показателя. В результате чего показатель естественного прироста населения за анализируемый период стабильно растет и в 2008 году составил 11,6% (Рис.2).

Большое внимание уделяется миграционным процессам граждан и соблюдению режима пребывания иностранных граждан на территории города (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели миграции населения за 10 лет, чел.

Наименование показателя

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Прибыло

1012

862

970

662

694

679

617

626

577

732

637

Убыло

577

-

629

677

735

792

997

958

724

760

663

В последние годы наблюдается превышение числа выбывших над прибывшими в город. В 2008 году миграционная убыль составила 26 человек и снизилась по сравнению с прошлым годом на 7,7%. За 2008 год в город прибыло 637 человек, что на 14,9% ниже показателя 2007 года, выбыло 663 человека, что на 14,6% ниже показателя прошлого года – 760 человек.

Ниже приведена динамика миграционных процессов за 10 лет (Рис. 3).

Количество семей за три отчетных года возросло с 4 370 до 4 732, число зарегистрированных браков в 2008 году 178, что на 20 больше чем в 2007, также выросло количество разводов - 94.

По возрастной структуре основную долю занимают лица в возрасте от 40 до 50 лет, при этом следует отметить, что практически одинаковое количество, как мужчин, так и женщин, находятся в этом возрастном промежутке.

К концу 2008 года доля населения города трудоспособного возраста составила 72,3%, а процент лиц младше трудоспособного возраста равен 21. Ниже показана динамика количества населения данных групп за три отчетных года (Рис. 4).

Стабильно увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста, с 3,9% в 2006 году, к концу 2008 года она составляла 4,9%. Несмотря на положительные темпы роста численности детского населения последние 3 года, этого не достаточно для покрытия темпов роста численности населения, переходящего в группу лиц старше трудоспособного возраста. Дальнейшее старение населения рассматривается как неблагоприятный фактор, увеличивающий демографическую нагрузку на трудоспособное население.

Одной из важнейших составляющих потенциала любой экономической системы являются трудовые ресурсы. Численность экономически активного населения за 2008 года составила 13,038 тыс. человек или 76,7% от общей численности населения города. Доля занятых в экономике города в 2007 и 2008 годах оставалась неизменной – 89,7%, по сравнению с 2006 годом данный показатель увеличился на 0,2%. Преобладающая часть занятого населения города сосредоточена на крупных и средних предприятиях (Рис.5).

В 2008 году 1 109 человек обратились в Покачевский центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, в 2007 году данный показатель был меньше на 1,1 %.

По сравнению с прошлым годом, среди граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, доля незанятых трудовой деятельностью безработных граждан увеличилась на 5,6%, снизилась доля безработных граждан из категории женщин на 1,0 % и учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, на 3,4%.

На 01.01.2009 года численность зарегистрированных безработных граждан составила 264 человека и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,8%.

Уровень регистрируемой безработицы в 2008 году составил 2,4%, по сравнению с прошлым годом данный показатель увеличился на 0,6. Средняя продолжительность безработицы составляет 3,4 месяца.

Покачевским центром занятости с целью помощи в трудоустройстве горожанам, организуются ярмарки вакансий рабочих мест, оказываются консультационные услуги, предлагается изучить банк вакансий не только по городу, району, региону, но и общероссийский банк.

1.2.2. Уровень жизни населения. Доходы населения. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

В 2008 году уровень среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям по городу Покачи достиг 42 185 рублей. Уровень среднемесячной заработанной платы стабильно увеличивался за последние три года, показатель 2008 года вырос на 49% по сравнению с 2006 годом и на 24,7% с 2007 годом. Следует отметить, что на сегодняшний день Покачи по начисляемой заработной плате обошел все соседние муниципальные образования (Рис. 6).

Для сравнения: в Нижневартовске в среднем заработная плата за год увеличивается на 13,9%, в Мегионе - на 14,3%, в Лангепасе - на 14,9%, в Радужном сравнительно высокий рост заработной платы -18,8%, в Покачах такой показатель достиг 22%.

Уровень среднемесячных доходов на душу населения в 2008 году составил 23 858 рублей, а средний доход пенсионера увеличился до 7 017 рублей.

По-прежнему сохраняются существенные различия в оплатах труда по видам экономической деятельности.

По статистическим данным наиболее высокий уровень заработной платы сохраняется на предприятиях по добыче полезных ископаемых (на 19,8% выше среднего уровня заработной платы), в сфере транспорта и связи и на предприятиях по производству электрооборудования уровень заработной платы немного ниже среднего (на 2% и 4% соответственно). Наиболее низкий уровень, почти в пять раз, среднемесячной заработной платы наблюдается в сфере предоставления персональных услуг.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города в 2008 году составило 53,6%, показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 6,1%. Снижение указанного обусловлено превышением темпов роста заработной платы работников нефтяной, транспортной и строительной отраслей над темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы. Наиболее низким – 13 987 рублей в месяц, является уровень заработной платы работников муниципальных детских дошкольных учреждений.

Необходимо отметить, что на 01.01.2009 год в муниципальном образовании отсутствует просроченная задолженность по заработной плате, в целом по автономному округу такая задолженность существует только в Лангепасе в размере 13 872 тыс. рублей.

В среднем в год доходы населения растут на 17,1 %. Это достаточно высокий показатель, но следует заметить, что не самый высокий среди ближайших муниципалитетов. Наиболее высокий средний доход на душу населения в Нижневартовске, в 2008 году значение данного показателя на 24,6% выше, чем в Покачах. Хотя нельзя не отметить, что на протяжении трех последних лет город Покачи стабильно удерживает одну из ведущих позиций (Рис.7).

Прожиточный минимум по городу за отчетный период увеличился с 5 112 рублей до 7 101 рублей. Соотношение среднего душевого дохода и прожиточного минимума в 2008 году составило 331,7 %, по сравнению с 2007 годом, показатель уменьшился на 24,1%. Из вышеизложенного следует, что на сегодняшний день доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня, равна 5,7%.

Состав и объем потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума», принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 1 июня 2001 года, с последними изменениями от 20 декабря 2007 года. На сегодняшний день в потребительскую корзину включены следующие разделы: продукты питания (11 позиций), непродовольственные товары индивидуального пользования (по 7 позиций для мужчин, женщин и детей) и услуги (8 позиций). Объем (в натуральных показателях) и состав потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... реализации Стратегиисоциально-экономическогоразвития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до2020года. 5. Рекомендовать главам муниципальныхобразований автономного округа ...
  2. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... реализации Стратегиисоциально-экономическогоразвития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до2020года. 5. Рекомендовать главам муниципальныхобразований автономного округа ...
  3. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (3)

    Отчет
    ... социально-экономическогоразвитиямуниципальногообразованиягород Новый Уренгой до2020года. Проект Комплексного плана был рассмотрен и утвержден на ... со «Стратегиейразвития физической культуры и спорта в Алтайском крае напериоддо2020года» в ...
  4. 2010 год содержание

    Документ
    ... социально-экономическогоразвитиягорода Когалыма на 2009 г. и напериоддо ... год), г. Покачи (2,1 м3/чел. в год), г. Урай (2,0 м3/чел. в год) (рис. 19). В муниципальномобразованиигород ... На основании Энергетической стратегии России напериоддо2020 ...
  5. Какие законы нужны инвалидам?

    Закон
    ... Стратегиясоциально-экономическогоразвития Москвы до 2025 года, стержневой идеей которой является превращение нашего города ... год является стартовым в реализации Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве напериоддо2020года, ...

Другие похожие документы..