Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Аникеева Мария Евгеньевна

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЗОНЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Новосибирск – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС).

Научный руководитель: доктор технических наук,

профессор

Воробьев Валерий Степанович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор

Зельцер Иосиф Моисеевич

кандидат экономических наук,

доцент

Никитина Елена Юрьевна

Ведущая организация: Новосибирский проектно-изыскательский институт «Сибжелдорпроект» филиал ОАО «Росжелдорпроект»

Защита диссертации состоится «09» апреля 2010 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 218.012.06 в ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» по адресу: 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191, ауд. 224.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Автореферат разослан «05» марта 2010 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с печатью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета ДМ 218.012.06.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук,

профессор А.П. Дементьев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из основных способов успешного управления деятельностью крупных компаний и предприятий, к которым относятся и Российские железные дороги, является стратегическое планирование. В Транспортной стратегии РФ, Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года намечен ряд крупномасштабных проектов. Их реализация обуславливает применение современных методик и научных рекомендаций, среди которых доминирующими выступают, с одной стороны, проектный подход к развитию железных дорог, а с другой − необходимость стратегического планирования, связанного с отдаленностью целей реализации проекта, что в совокупности представляет комплекс новых научных задач в области железнодорожного транспорта.

В работах В. Беренса, Т. Болта, Д. Гэлбрайта, Д. Джонсона, Б. Карлофа, У. Кинга, Ф. Котлера, М. Мескона и др. исследованы общие положения теории экономического механизма развития. При этом значительно меньшее внимание уделено экономической оценке методических подходов к стратегическому планированию отдельных отраслей. Реализация Стратегии развития транспорта актуализирует исследования, направленные на создание новых методических подходов, инструментариев, оценочных показателей эффективности стратегического планирования, оценки рисков их применения, минимизируя тем самым возможные будущие экономические потери.

В условиях многообразия воздействия факторов и специфики железнодорожного транспорта на потенциал транспортных предприятий и организаций − участников крупномасштабных проектов, поддержание его на эффективном уровне становится важной экономико-управленческой задачей. Решение этой задачи предопределяет необходимость разработки специальных технологий стратегического планирования, во взаимосвязи с экономической оценкой действия факторов неопределенности и риска инвестиционных транспортных проектов.

Теоретические основы и методические подходы к исследованию в области стратегического планирования предприятия разработаны достаточно подробно как у зарубежных авторов, так и в трудах отечественных ученых. Однако исследования методов стратегического планирования инвестиционно-транспортных проектов, развития транспортных крупномасштабных проектов еще находятся в стадии методических разработок. При этом проблемная область представляется тремя группами: 1) теория стратегического планирования проектов железнодорожного транспорта и организаций в рыночной среде; 2) экономический механизм стратегического планирования развития организаций - участников крупномасштабных проектов; 3) проектный подход, как фактор повышения эффективности стратегического планирования развития железных дорог.

Основные закономерности теории стратегического планирования организаций отображают установившиеся рыночные отношения и рассматриваются в работах Е. Мильса, Е. Олзена, А. Рихарда, П. Фаллотна и др. Эти закономерности требуют уточнения, поскольку не учитывают особенностей, а тем более отражения специфики железнодорожного транспорта. Некоторые аспекты стратегического планирования, ценообразования и проектного управления отражены в работах Давыдова А.В., Дементьева А.П., Терешиной Н.П., Ткаченко В.Я., Волкова Б.А., Воробьева В.С., Переселенкова Г.С., Брызгаловой Р.М., Спиридонова Э.С., Каменева В.А., Буркова В.Н., Воропаева В.И. и др. Но и они не в полной мере увязывают проектный подход и экономическую эффективность стратегического планирования развития железнодорожного транспорта.

В связи с этим разработка современных методик управления стратегическим планированием развития железнодорожного транспорта с применением проектного подхода и экономическая оценка их эффективности является весьма актуальным направлением исследования.

Цель диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является экономическая оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения, состоящая в формировании современных методик управления стратегическим планированием развития железнодорожного транспорта с применением проектного подхода в условиях рисков.

Цель работы определяет постановку и решение следующих задач, необходимых для её достижения:

    1. оценить значимость стратегического планирования в развития железных дорог в зоне индустриального освоения;

    2. систематизировать методы и инструменты стратегического планирования в развитии сети;

    3. разработать модели стратегического плана на основе форматов проектного подхода;

    4. оценить эффективность влияния проектных решений стратегического плана на экономические показатели железнодорожной линии «Кызыл−Курагино»;

    5. разработать методические положения использования проектного подхода в стратегическом планировании развития сети железных дорог с учетом рисков;

    6. адаптировать разработанные методические подходы стратегического планирования железнодорожной линии «Кызыл−Курагино».

Объект исследования – система стратегического планирования развития железных дорог в районах индустриального освоения.

Предмет исследования – процессы и закономерности стратегического планирования в условиях реализации инвестиционных транспортных проектов.

Информационная база исследования. В качестве исходной информации использовались данные ОАО «РЖД», Госкомстата РФ, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата), нормативные документы Российской Федерации, результаты экспертных опросов

Теоретическая и методическая основа исследования. Теоретической и методической основойдиссертационного исследования является прикладной системный анализ, элементы финансово-экономического анализа, структурно-логического моделирования, инструментарий проектного исследования, методика ЮНИДО и методические рекомендации Правительства РФ «По оценке эффективности инвестиционного проекта».

Научная новизна состоит в разработке методических положений оценки эффективности стратегического планирования развития железных дорог в зоне индустриального освоения на основе проектного подхода. Основными результатами исследования, представляющими научную новизну, являются:

  • классификация факторов, определяющих экономическую эффективность стратегического планирования инвестиционных проектов развития железных дорог;

  • модель стратегического планирования развития транспортных компаний − участников крупномасштабных проектов;

  • методические положения проектного подхода и учета рисков стратегического планирования, учитывающие структуру стратегического плана и параметры инвестиционных решений;

  • сценарии реализации проекта строительства железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» и системная оценка его эффективности с использованием инструментов и методов проектного подхода с учетом рисков.

Защищаемые положения:

1. Предложенный алгоритм разработки стратегических планов развития железных дорог в формате проектного подхода раскрывает концептуальные проблемы и методические положения стратегического планирования, эффективные механизмы реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта.

2. Выполненная классификация факторов организационно-экономических решений позволила разработать направления повышения эффективности стратегического планирования развития организаций – участников крупномасштабных проектов.

3. Последовательное увеличение эффективности стратегического планирования достигается сложным взаимодействием механизмов формирования инвестиционной, инновационной, организационной и информационной стратегий развития организаций.

4. Модель стратегического планирования развития железных дорог, учитывающая взаимосвязи функциональных блоков процессов, участвующих в стратегическом планировании и включающих параметры ресурсных потоков позволяет обеспечить достижение сбалансированности объемов продукции и цен услуг в условиях неопределенности и риска.

5. Система управления реализацией проекта по методике оценки эффективности инвестиций и рисков является инструментом, обеспечивающим минимизацию отклонений фактических и проектных значений параметров железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» и высокую эффективность стратегического планирования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в его направленности на решение целевых задач повышения эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта и его интеграции в транспортную систему, сформированных в «Стратегии развития железнодорожного транспорта». Предложенная методика управления стратегическим планированием развития железных дорог в условиях неопределенности и риска на основе использования проектных методов авторской модификации могут быть использованы в практической деятельности предприятий транспорта и других отраслей экономики.

Методические разработки приняты к внедрению Новосибирским проектно-изыскательским институтом «Сибжелдорпроект» филиала ОАО «Росжелдорпроект».

Теоретические выводы, положения и результаты диссертационной работы использовались при подготовке студентов НГАСУ специальности 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» при чтении лекций, проведении практических занятий и курсовом проектировании. Отдельные материалы диссертационного исследования использовались при подготовке дипломных работ студентами заочной формы обучения этой же специальности.

Апробация работы. Основные положения и результаты докладывались и одобрены на международных, региональных и вузовских научно-практических конференциях: IV региональной научно-практической конференции «Информация и экономика» (Новокузнецк, 2004), Международной научно-практической конференции «Строительство – формирование среды жизнедеятельности» (Москва, 2004), 61-й, 63-й, 64-й, 65-й научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава НГАСУ (Сибстрин) (Новосибирск, 2004-2008), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе: кадровое и научно-техническое обеспечение процессов интеграции в мировую транспортную систему» СГУПС (Новосибирск, 2007); в журналах: Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 2008), Известие вузов. Строительство (Новосибирск, 2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,0 п.л., в том числе 1статья опубликована в издании, рекомендованное ВАК: Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка литературы из 164 источников. Текс работы содержит 173 страниц основного текста и 9 страниц приложений, 39 рисунков, 47 таблиц.

ОсновнОе содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и задачи исследования, его предмет и объект, определены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Особенности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в современных условиях»приведены выдержки из Стратегии развития железнодорожного транспорта как основы развития транспортной системы России,дан ретроспективный анализ организации стратегического планирования и управления проектами на примере строительства Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей, показана роль изучения факторов нормативного обеспечения стратегического планирования в развитии железнодорожного транспорта, предложена концепция стратегического планирования инвестиционных проектов новых железных дорог.

Стратегией предусматривается расширение сети железных дорог до 2030 года. Причем расширение сети рассматривается как «инструмент реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения».

Реализация Стратегии развития сети железных дорог должна базироваться на исследованиях сценариев инвестирования (инновационного, равномерного и инерционного) по минимальному и максимальному вариантам по категориям дорог с разработкой вариантов стратегических планов. При этом важен опыт стратегического планирования и управления проектами новых железных дорог.

Опыт строительства Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей показал низкий уровень стратегического планирования, что привело к неоднократному переносу сроков ввода отдельных участков и дорог в целом в постоянную эксплуатацию.

Современное развитие Республики Тыва в первую очередь зависит от надежных транспортных связей с территориями, имеющими развитые промышленные и сельскохозяйственные структуры. Водный транспорт из-за сезонности работы и проблем, связанными с перевалкой грузов, не сможет обеспечить потребностей республики в развитии основных производственных отраслей.

Автомобильный транспорт, в настоящий момент являющийся основным видом транспорта, связывающим республику Тыва с регионами РФ, также не может обеспечить динамичное развитие собственного потенциала из-за невозможности выполнить большой объем перевозок на значительные расстояния.

Строительство железной дороги для дальнейшего ускоренного развития Республики Тыва является жизненно важным делом. Только с появлением дороги можно будет приступить к широкому использованию богатых природных ресурсов республики и, в первую очередь, к разработке коксующихся углей Улуг-Хемского месторождения.

В перспективе строительство железной дороги Курагино-Кызыл открывает возможность развития международных транспортных связей с выходом транспортного коридора, связывающего центральную часть России с Монголией, Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Концептуальные проблемы и методологические положения стратегического планирования, раскрывающие эффективные механизмы реализации принятых Транспортной стратегией Российской Федерации решений до сих пор не решены в полном объеме и должны решаться в формате проектного подхода.

В результате анализа теоретических основ проектного подхода и методов стратегического планирования установлено, что проектные методы и инструменты могут быть использованы в реализации стратегического планирования. В основе проектного подхода в качестве инструментов стратегии автором предложено использовать проектные форматы бизнес-плана, позволяющий использовать инструменты финансово-экономического анализа при планировании, обеспечении и реализации стратегических планов.

Во второй главе «Системная оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта» разрабатываются и исследуются факторы развития организаций в условиях рыночных отношений, рассматриваются методы и инструменты системного подхода в стратегическом планировании развития организации, приводятся основные показатели оценки эффективности инвестиций в развитие сети железных дорог, исследуются принципы и разрабатываются критерии эффективности стратегического планирования деятельности организации железнодорожного комплекса.

Обеспечение комплексного развития деятельности организации связано с необходимостью разработки стратегий ее развития на основе эффективных стратегических планов. Анализ показывает, что организации - участники проектов очень редко прибегают к услугам в области стратегического планирования. Рейтинг факторов, сдерживающих их стратегическое планирование, определен по результатам опросов 20 крупных и средних организаций. Он показал, что первое место занимает фактор «недостаток методического обеспечения по стратегическому планированию» (табл. 1).

Таким образом, проблема стратегического планирования в условиях перехода к рынку обусловлена недостаточной разработанностью методических основ по стратегическому планированию, структуры стратегического плана, высокими инвестиционными экономическими рисками, недостатком квалифицированного персонала, длительным временным периодом. Это предопределяет необходимость разработки методического обеспечения в части повышения эффективности стратегического планирования деятельности организаций – участников реализации железнодорожных проектов.

Таблица 1 − Рейтинг факторов, сдерживающих стратегическое планирование развития организации

Наименование фактора

Рейтинг фактора

Экономические факторы

Недостаток собственных денежных средств

8

Затраты на стратегическое планирование

5

Высокий экономический риск

2

Длительные сроки окупаемости

4

Длительный временной период

6

Производственные факторы

Низкий стратегический потенциал предприятия

7

Недостаток квалифицированного персонала

3

Недостаток информации о рынке сбыта

13

Невосприимчивость предприятия к планированию

9

Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями

12

Другие факторы

Недостаток методического обеспечения по стратегическому планированию

1

Недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов

10

Неопределенность сроков стратегического планирования

11

Автором установлено влияние факторов, снижающих эффективность стратегического планирования организаций на 10-15 % (таблица 2).

Основными факторами развития железных дорог является потребность в развитии зон индустриального освоения, связанная, как правило, с природными ресурсами. Транспортный комплекс формируется как производственный ресурс, реализующий крупномасштабные проекты. Источниками инвестиций в перспективе остаются решения, принятые в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Проведенный анализ и выполненная классификация факторов, сдерживающих эффективность стратегического планирования развития организаций, специфика железнодорожного транспорта предопределили последующее направление исследования в формате проектного подхода.

В области реализации проблема развития организации определяется задачами формирования стратегических решений в проектной форме с решениями, обеспечивающими возможность осуществления автоматизации процесса управления развитием.

Таблица 2 – Оценка влияния факторов организационно-экономических решений на экономическую эффективность стратегического планирования развития организации

№ п/п

Наименование факторов

Величина снижения эффективности, доля

Необходимое решение

1

Недостаток методической литературы по стратегическому планированию с практическим применением

0,01 – 0,015

Разработка методических основ по стратегическому планированию в условиях рынка (практические рекомендации)

2

Недостаток квалифицированного персонала

0,01 – 0,015

Повышение квалификации персонала в области стратегического планирования

3

Недостаточность законодательных и нормативно-трудовых документов

0,01 – 0,02

Разработка методических основ по стратегическому планированию в условиях рынка (практические рекомендации)

4

Несогласованность решений между организационными звеньями предприятия

0,02 – 0,03

Нормализация параметров структуры стратегического планирования

5

Увеличение затрат на стратегическое планирование

0,03 – 0,04

Нормализация параметров стратегического плана

6

Высокий экономический риск

0,02 – 0,03

Нормализация параметров ресурсного плана

Итого

0,10 – 0,15

Для решения этих проблем автором предложен подход, при котором формированием единой корпоративной структуры, ориентированной на единый конечный результат, достигается управляемость взаимодействия участников и на этой основе – эффективность стратегического планирования развития организаций.

Оценка стратегического планирования организации представлена на рис. 1.

Эффективность стратегического планирования организации обеспечивается реализацией концепции, включающей: организационное единство воспроизводственного потокового процесса с правом централизованного управления всем циклом процесса; технологическое единство потокового процесса с технологической структурой самостоятельного осуществления производственно-сбытового процесса; экономическое единство потокового процесса, ориентированного на единство целевого результата; информационное единство потокового процесса, основанного на единой нормативно-методической базе взаимодействия потоковых процессов.

Условные обозначения:

РП – ресурсный проект; РК – расчет риска; Дt1,2,3,I,n – доход; Р1,2,3,I,n – риск; ВХ – вход; ВД – выход; ЗД – задания; РС1,2,3,I,n – ресурс; ИВt 1,2,3,I,n - инвестиции; СХ1,2,3,I,n – страхование; БП – бизнес-план; t – временной период; СП – стратегический план; S1,2,3,I,n – стратегия.

Рисунок 1 − Индикативная модель стратегического планирования

При рассмотрении проблем управления в системе выделяют объект и субъект управления. С объектом управления связывают бизнес-процесс по преобразованию материально-вещественного потока, а с субъектом управления – административные и информационные бизнес-процессы, связанные с реализацией процедур управления.

Автором рассмотрены подходы к управлению организацией: объектный, процессный, проектный, системный, ситуационный.

Особое внимание уделено исследованию проектного подхода к управлению организацией, как наиболее подходящему в управлении стратегическим планированием развития железнодорожного транспорта.

Проектный подход к формированию потока реализации изменений развития организации осуществляется на микроуровне. В составе микропроектов отображаются решения проблемы реализации целевого развития локальной структуры строительной деятельности в форме организационных, инновационных, инвестиционных, информационных планов.

В третьей главе «Разработка и исследование модельного комплекса стратегического планирования развития организаций - участников реализации крупномасштабных проектов с учетом рисков» разработаны модели стратегического планирования, оптимизации параметров экономической эффективности.

Обсуждаются вопросы его практической реализации и результативности в решении задачи – повышение эффективности стратегического планирования развития организации.

Исследования основываются на методах блочного моделирования компонентов; технико-экономическом моделировании ключевых факторов эффективности блоков; финансово-экономическом моделировании оценок развития; имитационном моделировании процесса развития организации в условиях неопределенности и риска.

Последовательность исследования приводится на рисунке 2.

Условные обозначения:

М1 – модуль стратегического тренд -плана;

М2 – модуль стратегического проекта (план);

М3 – модель ресурсного плана.

О1,2,3,I,n –объем; В –выручка; З – затраты; Д – доход, И – инвестиции; РП – ресурсный план, S1,2,3,I,n – стратегия; t – период; Д1,2,3,I,n – доход при i-м объеме; З1,2,3,I,n – затраты при i-м объеме; И1,2,3,I,n – инвестиции при i-м объеме.

Рисунок 2 − Последовательность исследования стратегического

планирования развития организаций

Модель эффективности стратегического планирования имеет вид:

; (1)

; (2)

. (3)

где ЭСП – коэффициент эффективности стратегического планирования; З – затраты; П – прибыль; Зt – затраты t-го периода.

На основе модулей стратегического планирования разработаны блок-схемы имитационного моделирования (рис. 3-5).

где S – стратегия; ДС – доход стратегического планирования; ЗS – затраты на стратегии.

Рисунок 3 − Блок схема – имитационная модель

(модуль 1– стратегическая деятельность)


где ФЕ – фондоемкость, МЕ – материалоемкость, ТЕ – трудоескость, ИЕ – информационная емкость; Дп – доход проекта.

Рисунок 4 − Блок схема – имитационная модель

(модуль 2 – бизнес-план)

Рисунок 5 − Блок схема – имитационная модель (модуль 3 – ресурсный план)

Данные модели положены автором в основу экспериментальных исследований. Разработанная блочная модель стратегического планирования развития организации учитывает взаимосвязи функциональных блоков процессов, участвующих в стратегическом планировании и включающих параметры ресурсных потоков, с помощью которых осуществляется регулирование процессов сбалансированности и эффективности их деятельности.

Использование комплекса матриц обеспечивает формирование задач организационной структуры управления стратегическим планом средствами алгоритмических комплексов: организационных критериев и индикаторов плана.

Таблица 3 − Основные стратегии и риски проектного управления организации

№ п/п

Стратегия

Комплекс решений проектного

управления

Риски, связанные с

неопределенностью

1.

Информационная

Стратегия динамики автоматизации управления – выбор платформ автоматизации, выбор структуры источников финансовых средств

  • риск ошибочного прогнозирования ситуации

  • риск недополучения финансовых средств

  • риск неэффективного стратегического решения

2.

Инвестиционная

Стратегия привлечения внешних финансовых ресурсов, выбор форм воспроизводства основных фондов, выбор структуры источников финансовых средств

  • риск ошибочного прогнозирования ситуации

  • риск недополучения финансовых средств

3.

Инновационная

Стратегия технической и технологической динамики организации – выбор структуры источников инноваций, выбор источников финансовых средств

  • риск ошибочного прогнозирования ситуации

  • риск недополучения финансовых средств

  • риск неэффективного стратегического решения

4.

Организационная

Стратегия организационной динамики предприятия – выбор структуры производства, выбор структуры аппарата управления

  • риск ошибочного прогнозирования ситуации

  • риск недополучения финансовых средств

  • риск неэффективного стратегического решения

В работе предложена методика выбора нормативного риска стратегического плана.

Эффективность стратегического планирования организации – участника реализации крупномасштабного проекта представлена в виде критерия риска и имеет вид:

. (4)

Разработана блочная модель нормативного риска стратегического планирования развития организации (рис. 6).

Условные обозначения:

РК – риск, СП – стратегический план, Д – доход, Sk – k-я стратегия.

Рисунок 6 − Блочная модель нормативного риска стратегического планирования организации

Алгоритм управления риском стратегического планирования в системе управления организацией представляет собой цепь с обратной связью (рис. 7)

Расчет интегрального показателя риска k-й стратегии:

, (5)

где аij – коэффициент значимости различных рисков в общем портфеле рисков k-й стратегии;

Aij – события по i-м типам рисков j-м фазам процесса планирования;

Р(Aij) – вероятность события Aij;

Д(Aij) – доход при наступлении события Aij;

m – количество рисков, связанных с k-й стратегией;

b – разделы шкалы, в пределах которой осуществляется оценка интегрального показателя риска.

; О ≤ Рk ≤ 1. (6)

Разработка и реализация управляющего воздействия Ууп по снижению уровня риска стратегии до его приемлемого значения основано на условии:

СУП≤С*,. (7)

К основным рискам стратегического планирования можно отнести следующие:

  1. риск неэффективности информационных решений из-за недостаточного объема используемой информации. Причина появления риска –недостаточная информативность принятия решений;

  2. риск неэффективности инвестиционных решений из-за недостаточного объема финансовых ресурсов. Причины появления риска – неэффективные решения по финансовым ресурсам, организации производства, труда;

  3. риск неэффективности инновационных решений из-за недостаточного уровня инновационных решений. Причины появления риска – неэффективное решение использования материальных ресурсов, финансовых ресурсов, организации труда;

  4. риск неэффективности организационных решений из-за недостаточного уровня организационных решений. Причина появления риска – неэффективное решение использования финансовых ресурсов, организации труда, структуры управления.

Количественная оценка показателя эффективности стратегического планирования может служить потенциальной вероятностью выполнения решения по показателям в рассматриваемом интервале времени:

qk= q (Pk≥ Pk0), (8)

где q(Pk ≥ Pk0) – вероятность события (Pk ≥ Pk0);

Рк – вероятность k-го события;

Рk – значение выходного k-го планового показателя развития системы.

Показатель эффективности имеет вид:

Эk=E(Pk/Pk0); , (9)

где Эk – оценка эффективности решения по k-му показателю;

Е – математическое ожидание;

К – номенклатура показателей.

Рисунок 6 − Алгоритм управления рисками при принятии решений проектного управления

На основании формул (8 и 9) автор установил следующие выводы:

  • для формирования требуемого уровня экономической эффективности стратегического решения можно использовать ретроспективные оценки;

  • эффективность экономического решения является управляемой характеристикой. При этом ее управление возможно через функцию эластичности, которая интегрируется на использование различного типа ресурсов;

  • оценки положительно коррелированны, что определяет рост значения одной в зависимости от роста другой.

Циклы стадии реализации управления определяются:

Тt+1 = ТОжi +TPAi +TKHi +TУПi , (10)

где Тожi – время ожидания на (i + 1)-м этапе;

TPAj – время реализации стратегии на (i+1)-м этапе;

ТКHi – время контроля уровня риска стратегии;

ТУПi – время разработки и реализации мероприятий по приведению уровня риска к нормативу.

Полное время реализации стратегии:

, (11)

где t1i – продолжительность первой итерации i-гo этапа;

t – период расчета реализации изменения;

1i – изменения первой итерации расчета i-гo периода реализации изменений.

Таким образом, риск стратегического планирования является инструментом управления, включающим определение вероятности отклонений расчетных параметров проектов и приведение их к единому риску комплекса.

Технологией формирования расчетного риска портфеля стратегического планирования обеспечивается направленный процесс обоснования и выбора комплекса мероприятий по удержанию нормативного уровня комплекса стратегического плана развития.

В четвертой главе «Оценка эффективности стратегического планирования новой железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» исследуется Красноярская железная работа и перспективы ее развития как внешняя среда объекта исследования, рассматриваются перспективы развития региона и природные условия зоны индустриального освоения как фактор влияния на стратегическое планирование новой железной дороги, организация строительства как основа стратегического планирования реализации проекта железнодорожной линии «Кызыл−Курагино», разрабатываются сценарии реализации проекта железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» и оценивается его эффективность, приводятся основные результаты диссертационного исследования экономической эффективности стратегического планирования развития организации.

Автором исследование стратегического планирования железной дороги Кызыл−Курагино.

Автором представлены следующие наиболее вероятные сценарии инвестирования данного проекта: равномерного вложения денежных средств; инерционного инвестирования; опережающего финансирования (рис. 8). Расчет доходов от перевозочной деятельности позволил выполнить оценку эффективности инвестиций (рис. 9).

Рисунок 8 – Прогнозирование распределения затрат по трем сценариям финансирования для трех очередей строительства, млн руб.

Рисунок 9 – Предварительная оценка эффективности инвестиций по трем сценариям развития, млн руб.

В диссертационной работе выполнена оценка риска инвестиций и экономическая эффективность стратегического планирования развития железнодорожной сети. Для проверки надежности расчетов и уменьшения степени риска прогнозирования доходов и затрат использован метод моделирования на основе прогнозирования случайных значений по нормальному закону распределения. Оценка риска приведенных выше сценариев при ставке дисконтирования 121% и величине риска изменения 51% дала следующие результаты.

При равномерном вложении денежных средств наиболее вероятное значение приведенной стоимости лежит в интервале от 27036,25 до 29221,75 млн руб. Отклонение составляет ±3,88 %, что является достаточно приемлемой величиной.

При инерционном инвестировании наиболее вероятное значение приведенной стоимости находится в интервале от 25035,10 до 27058,83 млн руб. Отклонение составляет ±3,47 %.

При сценарии опережающего финансирования наиболее вероятное значение приведенной стоимости лежит в интервале от 19892,64 до 21681,89 млн руб. Отклонение составляет ±3,98 %.

Выполненные расчеты позволяют принять устойчивую программу инвестирования строительства железной дороги «Кызыл – Курагино».

В заключении сформированы следующие выводы, полученные в результате проведенного исследования:

1. Развитие транспортной сети России, определенное Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 г., обусловлено наличием огромных запасов сырьевых ресурсов преимущественно в неосвоенных районах Сибири, Севера и Дальнего Востока, а также экономическими интересами в создании международных транспортных коридоров. Актуальными и требующими научного и практического решения для России являются проблемы реализации новых инвестиционных транспортных проектов, которые обеспечат освоение сырьевых ресурсов, и интеграцию действующих в мировую транспортную систему. Решение этих проблем лежит на инновационном пути развития.

2. Концептуальные проблемы и методологические положения стратегического планирования, раскрывающие эффективные механизмы реализации принятых Транспортной стратегией Российской Федерации решений до сих пор не решены в полном объеме и должны решаться в формате проектного подхода. С этих позиций предложен алгоритм разработки стратегических планов развития сети железных дорог. В результате анализа теоретических основ проектного подхода и методов стратегического планирования установлено, что проектные методы и инструменты могут быть использованы в реализации стратегического планирования развития сети железных дорог. В основе проектного подхода в качестве инструментов стратегии автором предложено использовать проектные форматы бизнес-плана, позволяющего использовать инструменты финансово-экономического анализа.

3. Разработанная блочная модель стратегического планирования инвестиционных проектов учитывает взаимосвязи функциональных блоков процессов, участвующих в стратегическом планировании и включающих параметры ресурсных потоков, с помощью которых осуществляется регулирование процессов сбалансированности и эффективности их деятельности.

4. Использование комплекса матриц обеспечивает формирование задач организационной структуры управления стратегическим планом средствами алгоритмических комплексов: организационных критериев и индикаторов плана. Выявлены факторы, сдерживающие реализацию стратегического планировании и величина снижения эффективности, предложены необходимые решения по повышению эффективности стратегического планирования, приведены результаты исследования и отражена эффективность использования результатов диссертационного исследования.

5. Предложена методика управления рисками при принятии решений проектного управления развитием сети железных дорог. Риск стратегического планирования является инструментом управления, включающим определение вероятности отклонений расчетных параметров проектов и приведение их к единому риску комплекса. Технологией формирования расчетного риска портфеля стратегического планирования обеспечивается направленный процесс обоснования и выбора комплекса мероприятий по удержанию нормативного уровня комплекса стратегического плана развития. Расчеты показали, что эффективность развития железнодорожного транспорта за счет стратегического планирования повышается на 19 %.

6. Предложены наиболее вероятные сценарии инвестирования проекта железной дороги «Кызыл−Курагино»: равномерного вложения денежных средств; инерционного инвестирования; опережающего финансирования. Расчет доходов от перевозочной деятельности позволил выполнить оценку эффективности инвестиций и рисков. Выполненные расчеты позволяют принять устойчивую программу инвестирования строительства железной дороги «Кызыл–Курагино».

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

  1. Аникеева М.Е. Разработка комплекса стратегического планирования развития организаций транспортного строительства / М.Е. Аникеева // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2008. – № 2. – С. 24−27.

  2. Аникеева М.Е. Формирование стратегии развития организаций при реализации транспортных строительных проектов / М.Е. Аникеева, В.С. Воробьев, К.В. Каталымова // Изв. вузов. Строительство. – 2009. – № 1. – С. 99−105.

  3. Аникеева М.Е. Разработка аналитического комплекса стратегического планирования развития строительных организаций / М.Е. Аникеева, Н.В.Пятых // Изв. вузов. Строительство. – 2009. – № 3-4. – С. 63−70.

  4. Аникеева М.Е. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия / М.Е. Аникеева // Проблемы экономического развития России. Тезисы докладов 61-й научно-технической конференции НГАСУ, 2004. – С. 32.

  5. Аникеева М.Е. Экономическая надежность стратегического планирования / М.Е. Аникеева // Сб. докл. IV Регион. науч.-практ. конф. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2004. – С. 114−117.

  6. Аникеева М.Е. Методы моделирования стратегического планирования // Проблемы экономического развития России / М.Е. Аникеева // Тезисы докладов 63-й научно-технической конференции. – Новосибирск: НГАСУ, 2006. – С. 114.

  7. Аникеева М.Е. Экономическая эффективность стратегического планирования строительной организации / М.Е.Аникеева // Проблемы экономического развития России : тезисы докладов 64-й науч.-техн. конф. 10-11 апр. 2007 г. – Новосибирск: НГАСУ, 2007. – С. 16.

  8. Аникеева М.Е. Стратегическое планирование в управлении проектами строительства железных дорог / М.Е. Аникеева, В.С. Воробьев // Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе: кадровое и научно-техническое обеспечение процессов интеграции в мировую транспортную систему». − Новосибирск: СГУПС, 2007. – С. 35−36.

  9. Воробьев В.С. Оценка эффективности инвестиций в транспортное строительство Сибири / В.С.Воробьев, М.Е.Аникеева, А.В. Фролова // Актуальные проблемы строительной отрасли. Тезисы докладов 65-й научно-технической конференции НГАСУ (Сибстрин), 2008. – С. 83.

Подписано к печати 5.03.2010

Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз.

Заказ № 2159

Отпечатано с готового оригинал-макета в издательстве СГУПСа

630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М 40 Под общей редакцией члена-корреспондента РАН Редакционная коллегия

    Документ
    ... эффективность ... планирования ... отношений индустриальноразвитых ... Евгеньевна ... освоение ... стратегическихоценок ... Международный транспорт ... Марию ... зоны совпадения или, напротив, расхождения мнений. Работа получила высокую оценку ... , Н.Е. Аникеевой. В 2003 ... железнодорожном ...
  2. М 40 Под общей редакцией члена-корреспондента РАН Редакционная коллегия

    Документ
    ... эффективность ... планирования ... отношений индустриальноразвитых ... Евгеньевна ... освоение ... стратегическихоценок ... Международный транспорт ... Марию ... зоны совпадения или, напротив, расхождения мнений. Работа получила высокую оценку ... , Н.Е. Аникеевой. В 2003 ... железнодорожном ...

Другие похожие документы..