Главная > Программа


 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ Бурацкой СОШ

Суровикинского района Волгоградской области

2011 – 2015

Тема: «Реализация технологии деятельностного подхода

как эффективное условие повышения качества образования»

Содержание

Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы

I.Аналитическое обоснование программы развития

1.1. Нормативная основа.

1.2. Состояние школы на момент завершения предыдущей программы развития на 2002-2007 гг.

II. Концепция развития и реализации программы

2.1. Теоретическое обоснование темы проекта.

2.2. Актуальность проекта.

2.3. Аппарат исследования.

2.4. Ожидаемый результат.

2.5. Реализация деятельностного подхода в практике образования.

2.6. Структура управления школой.

2.7. Основные направления преобразования.

2.8. Этапы реализации программы развития школы.

2.9. Возможные риски.

2.10. Разработка направлений преобразований.

2.11. Разработка плана действий (мероприятий) поэтапно

III. Финансовое обеспечение.

IV. Управление образовательным учреждением.

4.1. Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы развития.

V. Аннотация.

VI. Литература.

 

Пояснительная записка

1. Аналитическое обоснование программы развития

1.1. Нормативная основа.

Программа предназначена для руководства работой школы в режиме развития.

Программа разработана коллективом в составе директора школы и методическим советом школы.Предполагаемый срок реализации Программы – с января 2011 г. по декабрь 2015г.Программа обсуждалась на:

Заседаниях Управляющего Совета школы

Педагогическом совете школы

Родительском собрании

Заседаниях ученического управления «Дворца знаний»

Программа принята Управляющим советом школы в 2011 году как руководство к действию для администрации и педагогического коллектива школы.

1.2. Состояние школы на момент завершения предыдущей программы развития

на 2008-2010 гг.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей средней школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в средней школе.

В средней школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

В пояснительной записке зафиксировано:

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьногообразования, так и деятельностному его освоению.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Образовательная система школы строится на реализации деятельностного подхода в обучении как условия самореализации личности учащихся. Педагоги школы работают над созданием таких условий в школе, при которых большинство учащихся училось бы на уровне усиливающихся познавательных интересов. Реализация деятельностного подхода опирается на активные, интерактивные, исследовательские и проектные методы. Данныйподход формирует устойчивую мотивацию и делает процесс обучения внутренне позитивным для ребенка.

В школе обучается 75 учащихся. Образовательный процесс охватывает все ступени полного среднего образования с 1 по 11 класс. Обучение ведется с возраста шести лет шести месяцев. Начальная школа включает в себя два класса – комплекта, основная – пять, старшая – два класса – комплекта. Средняя наполняемость классов составляет 9-10 человек. Количество учащихся на одного учителя составляет примерно 5 человек.

Школа работает в режиме 5-ти дневной рабочей недели в одну смену.

Информационное обеспечение характеризуется следующими показателями:

- на каждого обучающегося приходится в среднем 60 книг библиотеки;

- среднее количество времени использования Интернета в расчёте на одного учащегося составляет примерно 170 часов;

- количество учащихся на 1 компьютер составляет в среднем 10 человек;

- доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по внеучебным вопросам, составляет около 70%.

В школе работает 17 педагогов, из них 11 человек имеют I квалификационную категорию (86,4%); высшее педагогическое образование – 16человек (77%);

В школе работают следующие методические объединения:

Методическое объединение учителей начальных классов.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла;

Методическое объединение учителей математики;

Методическое объединение естественно-географического цикла

За последние 5 лет профессиональную подготовку прошли 90% педагогов школы, 72% учителей прошли курсы компьютерной грамотности, доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе, составляет 46 %.

Для педагогов школы характерны тенденции развития педагогических технологий в следующих направлениях: развивающие, дифференцированные, личностно- ориентированные, проблемно- поисковые (исследовательские), групповые и т.д.

Материально-техническая база оказывает существенное влияние на умственное развитие и профессиональное становление школьников и является главным условием эффективного и качественного функционирования учебно-воспитательного процесса.

Изучение спроса на образовательные услуги происходит не менее одного раза в год. Изучение степени удовлетворенности предоставляемыми услугами на основе потребностей учащихся и их родителей, а также возможностей школы формируются основные программные документы школы и Учебный план, в котором инвариантная часть соответствует БУПу Волгоградской области (1-11 классы), а вариативная часть наполняется элективными курсами.

На основании приказа №5396 от 27.08.2009г Комитета по образованию Администрации Волгоградской области в 5 – 11 классах введен 3-й час практикум по физкультуре за счет часов вариативной части учебного плана. В 1 – 4 классах приказом директора №121 от 07.10.2010г введен 3-й час физической культуры за счет сокращения уроков русского языка и литературного чтения , со 2 класса изучается английский язык .

Учебные предметы «ИЗО» и «Технология» объединены в интегрированный курс «ИЗО и художественный труд» по 2 часа в неделю в 1,3,4 классах.

В 5,6,7 классах введен практикум по информатике за счет часов вариативной части.

В целях обеспечения выполнения задач предпрофильной подготовки обучающихся «Предпрофильная подготовка» в 9 классе рассчитана на 102 часа:

1.Информационная работа(17ч)

2.Диагностика(17ч)

3. Культура речевого общения (17ч)

4.В дружбе со словом (17ч)

5.Права человека (17ч)

6.Мой дом, родная школа, мое село в прошлом, настоящем и будущем(17ч)

В учебном предмете «Технология» 10 – 11 кл реализуется программа базового уровня по технологии (34часа) и модули ,дающие возможность учащимся приобрести знания и умения в практической деятельности:

- «Основы агрономии» (17ч),

- «Организация и бизнес планируемого собственного дела» (17ч) 10 кл.,

- «Технология исследовательской работы» (17ч) – 11 кл.

В 10 – 11 кл. ведется профессиональная подготовка по курсу «тракторист-машинист» категории С, Е, F (102часа).

По результатам анкетирования и индивидуального опроса учащихся в 10 –11 классе введены элективные курсы, которые входят в вариативную часть образовательного компонента. Эти курсы способствуют расширению кругозора учащихся, повышают интерес к теоретическим знаниям, готовят к выбору будущей профессии:

  1. Решение нестандартных задач по физике (17ч)

  2. Технологии создания Web –сайтов (17ч)

  3. Химия в сельском хозяйстве (17ч)

  4. Решение текстовых задач (17ч)

  5. Практикум по решению нестандартных задач по математике(17ч)

6.Всемогущий и занимательный синтаксис (17ч)

7.Практикум по решению генетических задач (17ч)

8.История в лицах : реформы и реформаторы (17ч)

9.Культура Германии (17ч)

10.История развития права России(17ч)

Уроки технологии проводятся отдельно: мальчики - технический труд, девочки – обслуживающий труд

  1. 5 - 6 кл - девочки - 2ч; мальчики - 2ч.

2. 7 кл. – девочки -2часа , мальчики – 2 часа

3. 8 кл – девочки -1 час ,мальчики – 1 час

Учебная практика проводится в 5- 8 классах и 10-м классе с учетом профиля обучения:

5-6 кл. - 5 дней,

7-8 кл - 10 дней,

10 кл – 15 дней.

Объем количества часов в учебном плане общеобразовательного учреждения в части реализации минимальной и максимальной нагрузок не превышает нормативы, установленные СанПин 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002г.

Обеспечение реализации учебного плана общеобразовательного учреждения:

-учебный план обеспечен необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации;

-обеспечен программно-методическими комплексами (учебными программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими материалами, контрольными заданиями, необходимым оборудованием по всем компонентам – базисному, региональному, школьному).

Финансирование учебного плана общеобразовательного учреждения

-стандартное государственное.На основании приказа №5396 от 27.08.2009г Комитета по образованию Администрации Волгоградской области в 5 – 11 классах введен 3-й час практикум по физкультуре за счет часов вариативной части учебного плана. В 1 – 4 классах приказом директора №121 от 07.10.2010г введен 3-й час физической культуры за счет сокращения уроков русского языка и литературного чтения , со 2 класса изучается английский язык .

Учебные предметы «ИЗО» и «Технология» объединены в интегрированный курс «ИЗО и художественный труд» по 2 часа в неделю в 1,3,4 классах.

В 5,6,7 классах введен практикум по информатике за счет часов вариативной части.

В целях обеспечения выполнения задач предпрофильной подготовки обучающихся «Предпрофильная подготовка» в 9 классе рассчитана на 102 часа:

1.Информационная работа(17ч)

2.Диагностика(17ч)

3. Культура речевого общения (17ч)

4.В дружбе со словом (17ч)

5.Права человека (17ч)

6.Мой дом, родная школа, мое село в прошлом, настоящем и будущем(17ч)

В учебном предмете «Технология» 10 – 11 кл реализуется программа базового уровня по технологии (34часа) и модули ,дающие возможность учащимся приобрести знания и умения в практической деятельности:

- «Основы агрономии» (17ч),

- «Организация и бизнес планируемого собственного дела» (17ч) 10 кл.,

- «Технология исследовательской работы» (17ч) – 11 кл.

В 10 – 11 кл. ведется профессиональная подготовка по курсу «тракторист-машинист» категории С, Е, F (102часа).

По результатам анкетирования и индивидуального опроса учащихся в 10 –11 классе введены элективные курсы, которые входят в вариативную часть образовательного компонента. Эти курсы способствуют расширению кругозора учащихся, повышают интерес к теоретическим знаниям, готовят к выбору будущей профессии:

  1. Решение нестандартных задач по физике (17ч)

  2. Технологии создания Web –сайтов (17ч)

  3. Химия в сельском хозяйстве (17ч)

  4. Решение текстовых задач (17ч)

  5. Практикум по решению нестандартных задач по математике(17ч)

6.Всемогущий и занимательный синтаксис (17ч)

7.Практикум по решению генетических задач (17ч)

8.История в лицах : реформы и реформаторы (17ч)

9.Культура Германии (17ч)

10.История развития права России(17ч)

Уроки технологии проводятся отдельно: мальчики - технический труд, девочки – обслуживающий труд

  1. 5 - 6 кл - девочки - 2ч; мальчики - 2ч.

2. 7 кл. – девочки -2часа , мальчики – 2 часа

3. 8 кл – девочки -1 час ,мальчики – 1 час

Учебная практика проводится в 5- 8 классах и 10-м классе с учетом профиля обучения:

5-6 кл. - 5 дней,

7-8 кл - 10 дней,

10 кл – 15 дней.

Объем количества часов в учебном плане общеобразовательного учреждения в части реализации минимальной и максимальной нагрузок не превышает нормативы, установленные СанПин 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002г.

Обеспечение реализации учебного плана общеобразовательного учреждения:

-учебный план обеспечен необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации;

-обеспечен программно-методическими комплексами (учебными программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими материалами, контрольными заданиями, необходимым оборудованием по всем компонентам – базисному, региональному, школьному).

Финансирование учебного плана общеобразовательного учреждения

-стандартное государственное.

Идеология наполнения вариативной части учебного плана третьей ступени заключается во введении в учебный план курсов, позволяющих учащимся выстроить индивидуальный образовательный маршрут, максимально использовать возможности учебного плана школы для подготовки к продолжению образования.

Вариативные курсы учебного плана третьей ступени направлены на :

Развитие деятельностно-коммуникативных умений и навыков («Речь и культура общения», «Русское правописание», «Анализ художественного текста»)

Расширение учебного содержания основных курсов, подготовка для продолжения образования («За страницами учебника химии». «За страницами учебника физики», «Решение задач по математике», «Мировые цивилизации», «Программирование на языке Паскаль».

Таким образом, реализуемые образовательные программы соответствуют типу и виду общеобразовательного учреждения, выполняются в полном объеме, соответствуют современным требованиям, обеспечены учебно-методическим комплексом.

Начиная с 2006-2007 учебного год, английский язык преподаётся со 2 класса согласно БУП Свердловской области. Для детей, имеющих проблемы в здоровье и особые образовательные потребности, созданы условия для занятий по индивидуальным образовательным программам (7%), организовано обучение на дому (4,5%), по программе дополнительного образования обучалось (9,5%). В спортивных секциях стабильно занималось 34% учащихся, в кружках разной направленности 86%, доля учащихся, включённых в исследовательскую деятельность выросла и составляет 14%, учащихся, включённых в проектную деятельность -32%, с выполнением ООП «ОКР» было включено в проектную деятельность 33% обучающихся.

Одним из направлений образовательной программы и программы развития стало развитие содержания образования как условия реализации федеральной и региональной политики в области образования. Изменения в содержании образования в период с 2004-2008 г.г. были призваны решить ряд противоречий, сложившихся в системе образования и в нашей школе:

Между необходимостью получения интегративных результатов воспитания, обучения и развития школьников и предметной структурой образования;

Между необходимостью овладеть единым уровнем общего образования и необходимостью удовлетворить индивидуальные запросы и интересы учащихся и их родителей;

Между возрастающим объёмом информации, которую необходимо усвоить в процессе обучения и перегрузкой учащихся, снижением уровня их здоровья.

Эти противоречия позволили сформулировать ряд проблем, над решением которых работал педагогический коллектив в период реализации образовательной программы:

Проблема выбора стратегии развития образования учащихся;

Проблема поиска механизмов удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их родителей в сельской школе;

Проблема поиска новых и совершенствование имеющихся механизмов, направленных на повышение качества образования.

По итогам реализации программы планировалось получить следующие результаты:

Достижение обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере.

Достижения учащимися уровня образованности, соответствующего ступени обучения:

- элементарной грамотности на I ступени;

- функциональной грамотности на II ступени;

- общекультурной компетентности на III ступени.

Способность выпускников школы сделать свой профессиональный выбор, быть лично ответственным за него.

Положительными результатами работы педагогического коллектива в данном направлении можно считать:

Стабильность и положительную динамику по ряду формальных показателе

Показатели

2005-2006 уч. год

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год

1

Успеваемость

98,3%

100%

100%

2

Качество обученности

38%

39%

40,2%

3

Отличники

2

3

1

4

Медалисты

2

-

1

5

Количество учащихся, оставшихся на второй год

1

-

-

6

Продолжают образование в ВУЗах и ССУЗах

16/72%

7/88%

8/89%

Стабильные результаты качества обученности учащихся по ряду предметов инвариантной части учебного плана.

Уровень подготовки выпускников основной и средней школы: результаты ИА в форме ЕГЭ.

Управленческий и педагогический опыт в создании механизмов формирования самооценки обучающихся и внедрения портфолио, организация школьного этапа Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Новым механизмом, направленным на повышение качества образования, на наш взгляд, должен стать проект «Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества образования»

РАЗДЕЛ I. Введение.

 Краткая аннотация Программы. 

Программа развития МОУ Бурацкой средней общеобразовательной школы на 2008 – 2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы « Осознанного выбора», которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

        личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

        гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Модель школы «Осознанного выбора» – воспитательно- образовательное учреждение, которое стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды .

В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:

-         Конвенция о правах ребенка

-        Законы РФ ";Об образовании";

-       Устав МОУ Бурацкой СОШ

  1. Задачи развития школы


  2. Д
    ля достижения поставленной цели развития школы необходимо решить следующие основные задачи:
    • разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий для выполнения на уроках и в ходе домашней работы, использовать различные формы взаимодействия как между педагогом и обучающимися, так и между самими школьниками;
    • оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании курсов основной школы и внедрения перспективных педагогических технологий;
    • создать специальную среду в начальной школе, позволяющую моделировать ситуации выбора на основе интересов младших школьников;
    • продолжить апробацию профильного обучения на третьей ступени школы, предполагающей обучение по групповым образовательным маршрутам с последующим выходом на индивидуальные образовательные траектории;
    • реализовать обновленную систему воспитания и педагогической поддержки с целью наиболее успешной социализации обучающихся;
    • расширить сеть дополнительного образования детей в школе, позволяющую увеличить возможности по развитию у школьников опыта творческой деятельности на основе добровольного выбора;
    • продолжить развитие системы детского самоуправления;
    • укрепить материально-техническую базу школы;
    • организовать целостное культурно-образовательное пространство села.
    Определяя данные задачи, мы исходим из того, что они:
    • реально выполнимы;
    • в большинстве своем обеспечены ресурсами;
    • конкретны;
    • являются достаточно гибкими, что означает возможность их трансформации в процессе выполнения данной программы.

РАЗДЕЛ II. Информационная справка.

МОУ Бурацкая СОШ ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Управляющему совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной части.

Общая характеристика школы.

Год ввода в эксплуатацию – 1976 год.

Адрес школы: 404451 Волгоградская обл., Суровикинский район, х. Бурацкий.

Аттестация школы: 2005г.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Серия А №199161 от 2.03.2006 г.

Аккредитация: № 2395 от 23.03.2005г.

Государственная регистрация юридического лица: Серия 34 № 003339582 от 25.03.2008

Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, столовую, спортзал, оборудованные кабинеты, библиотеку. Школа оснащена видеокамерой, сканером, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, аудио- и видеомагнитофонами, мультимедийным проектором, телевизорами.

По состоянию на 1 сентября  2008 года в школе обучается 79 учащихся,  из них в начальной школе — 22 учащихся (2 класса- комплекта), в основной – 43 учащихся, в средней – 14.

Уровень успеваемости учащихся

 

 

2005/2006 учебный год

2006/2007 учебный год

2007/2008 учебный год

Кол-во учащихся

109

99

85

Успеваемость

100 %

100 %

91,5 %

Не успевают

-

-

1чел.

Медалисты

3 чел.

2 чел.

-




Похожие документы:

  1. Программа развития (4)

    Программа
    ... образовательной среды (образовательная программа, Программаразвития прогимназии). В процессе реализации Программыразвития планируется достижение первоначально спланированных ...
  2. Программа развития (5)

    Программа
    ... области. 1. Паспорт программыразвития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления ... обществе. 5. Основные мероприятия по реализации программыразвития школы. 1. Модернизация содержательной и технологической ...
  3. Программа развития (6)

    Программа
    ... , который решает вопросы, связанные с реализацией программыразвития, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим ... основе базисного. 2. Скорректированные программы по предметам. Разработанная программаразвития школы. Второй этап ( 2006 ...
  4. Программа развития (8)

    Программа
    ... Оценка эффективности реализации программыразвития. Эффективность реализации Программыразвития школы будет оцениваться по ... общеобразовательной школы Полное наименование программыПрограммаразвития муниципального общеобразовательного учреждения ...
  5. Программа развития (14)

    Программа
    ... и определение перспектив дальнейшего развития школы. Управление программой. Подготовкой и реализацией Программыразвития школы осуществляется педагоги­ческим ...
  6. Программа развития (24)

    Программа
    ... 4. Бюджет реализации программыразвития 5. Механизмы управления реализации программыразвития ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограммаразвития МОУ Новокаменская средняя ...

Другие похожие документы..