Главная > Учебно-методический комплекс


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МАТЕРИАЛОВ К КУРСУ «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки 030600 – История

ФГОС ВПО утвержден приказом

Минобрнауки России от 21.12.2009.г. №772

Специальность

ИСТОРИЯ

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения - очная.

Новосибирск, 2011

АННОТАЦИЯ

Методика организации научно-исследовательской работы – научная дисциплина, в которой специально уделено повышенное внимание проблемам, аспектам, законам, принципам, тенденциям, методам, необходимым для проведений научных проектов и разработок в сфере истории и археологии. Цель изучения данной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности магистров.

В ходе учебного курса студенты должны научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.

Структура курса состоит из трех разделов. В первом, теоретическом, основное внимание уделяется методологии и методам научного исследования. Рассматриваются вопросы о методическом замысле исследования и ранжировании его основных этапов, об общей логической схеме хода научного исследования и ее структурных элементах о методах организации научного поиска, методах поиска источников, содержащих научно-техническую информацию по теме исследования и по своей специальности и др. особое внимание обращается на умение формулировать актуальность и новизну исследования.

Во втором разделе основное внимание уделено оформлению результата в письменном или устном виде, поскольку этот этап выступает как необходимый элемент научной деятельности. Рассматриваются нормы, правила, требования по оформлению текстовых научных работ, которые являются общими, независимо от вида научной работы. Речь идет об оформлении структурных частей научных работ, элементов текста (рубрикация, написание формул, оформление таблиц, написание чисел и физических величин, оформление иллюстраций и т. д.), расположении в тексте различных знаков, общие требования к научным работам, изложению и стилю текста и т. д.

В третьем разделе основное внимание уделяется особенностям таких видов научно-квалификационных работ как курсовая, дипломная и магистерская диссертация. Особе внимание уделено этапу подготовки заявок на исследовательские гранты в различные фонды.

Учебно-методические и учебные материалы отражают современный уровень развития науки, а также авторское видение содержания и направленности подготовки магистров к написанию диссертации. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых современных информационно-технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих студентам  на более высоком уровне осваивать учебный материал.

 

Авторы

Нохрина Татьяна Ивановна, кандидат исторических наук.

Лбова Людмила Валентиновна, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнографии

Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии

СОДЕРЖАНИЕ

Программа учебного курса

6

Введение

1. Цели освоения дисциплины (курса)

2. Место дисциплины в структуре образовательной

программы

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Краткое содержание тем лекционного курса

Семинарские занятия

Практические задания

5. Образовательные технологии

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Приложения и методические указания

39

Приложение 1 Алфавитный указатель терминов и определений

Приложение 2. План выступления на кафедре обоснование темы исследования доклад о проделанной работе по написанию магистерской диссертации

Приложение 3. Примеры устойчивых глагольно-именных словосочетаний, стереотипных выражений и средств для организации связанного текста

Приложение 4. Примеры особых случаев сокращения слов и словосочетаний, часто встречающихся в библиографической записи

Приложение 5 Справочно-библиографический аппарат научного произведения

Приложение 6. Требования к авторским текстовым оригиналам

Приложение 7. Подготовка иллюстративного материала

Приложение 8 Примерные требования к построению презентаций

Приложение 9 Рубрики УДК (профильные для направления «история», специальность «археология»)

Приложение 10. Правила составления заявки на грант

Приложение 11 Тестовые задания

Приложение 12. Методические рекомендации при подготовке СРС.

Приложение 13. Модульная балльно - рейтинговая система на ГФ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа курса «Методика организации научно-исследовательской работы» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», магистерские программы «Археология Северной и Центральной Азии», «История искусства: первобытное, этническое, традиционное искусство» а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ в рамках ПНР-5.

Введение

Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности магистров. Курс предполагает активную работу магистрантов в освоении стандартных методов и приемов ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения исследований по теме диссертации, а так же научного проектирования, участия в студенческих научных форумах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете. Дисциплина «Методика организации НИР» уделяет большое внимание методическим аспектам организации научных исследований, рассматривается авторами как формирующая не только представления об организации научных исследований, но и способствует приобретению прочных навыков самостоятельной работы обучающихся с исследовательским материалом, способами его обработки и презентации научной общественности. Общеметодологический и методический характер курса обеспечивает общетеоретическую и практическую подготовку студентов к самостоятельным научным исследованиям и написанию магистерских диссертаций.

1. Цели и задачи освоения дисциплины (курса)

Учебный курс «Методика организации научно-исследовательской работы» предполагается освоение участниками модулей программы: общенаучного (область методологии и методики современного исторического научного исследования и его информационно-аналитического обеспечения) и профессионального (новейшие методы исследований, подготовка и презентация научных публикаций в области истории, археологии, культурной антропологии и этнологии и т.д.), приобретение практических навыков подготовки научных текстов и заявок на исследовательские и иные гранты.

Задачи изучения дисциплины:

  1. Получить представление о методологическом аппарате научного исследования

  2. Способствовать умению анализировать конкретные проблемные ситуации

  3. Сформировать навыки составления основных научных документов (в т.ч. публикаций научного характера)

  4. Иметь представления о правилах и приемах ведения научно-исследовательской работы

  5. Иметь навыки оформления научной работы и правилах ее презентации

  6. Иметь первичные навыки подготовки задания и управления научным проектом

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Согласно требованиями учебного плана, курс читается на первом году обучения и завершается производственной практикой. К этому времени студенты подготовлены к восприятию содержания дисциплины после общего курса обучения в бакалавриате или специалитете.

Новизна и актуальность курса. Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов высшей квалификации предполагает подготовку на ступени магистратуры слушателей в сфере научных исследований и экспериментальных работ в активном режиме. Предлагаемая разработка нацелена на формирование у молодых специалистов методологических оснований и методических представлений современного научного поиска, правил предоставления и оформления научной информации, методов управления научными проектами.

Слушатели курса ориентированы на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и механизмов научного познания, управления в сфере научного проектирования, технологии определения приоритетов и программных методах управления, технологии планирования и контроля результатов, а также на формирование творческих команд и развитие мотивации в научно-исследовательской работе.

В предлагаемом учебном курсе систематически раскрыты принципы методологии, методы исторического исследования, технологии обработки информации и оформления результатов исследования для презентации в научном сообществе, разработки научных программ и проектов, основы научной этики и культуры. Программа в целом является авторской, в ней использован ряд результатов, полученных на практике в рамках непосредственной деятельности и знакомства с зарубежной и российской практикой.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями.

Общекультурными:

– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

– способен генерировать новые идеи (креативность);

– способен к адаптации к новым исследовательским ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

профессиональными:

общепрофессиональными

– способен использовать знания в области гуманитарных наук (археология, история первобытного общества, история искусства) при осуществлении экспертных и аналитических работ;

– способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

– способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

– способен применять современные методы и методики археологического исследования;

– способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

– способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;

– способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности;

– способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;

    в научно-исследовательской деятельности:

– способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы;

– способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

– знает современные методологические принципы и методические приемы археологического исследования;

– способен использовать в гуманитарных исследованиях разнообразные тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;

– способен к подготовке и проведению полевых экспедиционных исследований, лабораторных работ, научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций;

    в педагогической деятельности:

– умеет анализировать и грамотно объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

    в организационно-управленческой деятельности:

– способен к подготовке аналитической информации (с учетом археологической специфики) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

в экспертно-аналитической деятельности:

– способен к разработке соицально-исторических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного и археологического туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (написание рефератов, подготовка курсовых и магистерских работ, докладов на научные конференции). По некоторым темам применяются активные методы обучения в рамках производственной практики: выполнение практических заданий, анализ ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра и сдачи зачёта

Лекции – 18 часов

Семинары – 4 часа

Практические работы – 12 часов

Экскурсия – 2 часа

СРС – 36 часов

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1

ЛК

Сем

Экс

курсия

СРС

1

Введение в дисциплину

1

2

2

2

Интеллектуальная деятельность.

2

2

2

3

Научное исследование.

3-4

2

2

4

Практическое занятие к теме

4

Методология научных исследований

5-7

2

4

6

Доклад студента по темам семинара

5

Подготовительный этап научно-исследовательской работы.

8-9

2

1

2

Практическое занятие к теме

6

Основные методы поиска научной информации для археологических исследований

9-10

2

2

2

4

Практическое занятие к теме

7

Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления.

11

2

1

2

Практическое занятие к теме

8

Методика подготовки доклада и презентаций

12-14

2

2

6

Практическое занятие к теме

9

Методика подготовки заявок на грант.

15-17

2

4

8

Практическое занятие к теме

18

16

2

36

Форма итоговой аттестации – зачёт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 030600 62 история

    Основная образовательная программа
    ... Бакалавр по направлению подготовки 030600 «История» готов к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; культурно-просветительская ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 030600 62 история

    Основная образовательная программа
    ... Бакалавр по направлению подготовки 030600 «История» готов к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; культурно-просветительская ...
  3. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «бакалавр»). Методические материалы ...
  4. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «бакалавр»). Методические материалы ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки

    Основная образовательная программа
    ... методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 4.1. Учебный план подготовки бакалавра Учебный план подготовки бакалавра по направлению 030600 История ...

Другие похожие документы..