Главная > Статья


Среди основных информационных прав и свобод человека и гражданина, получивших конституционное закрепление выделяют также: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свобода преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др. В ст. 51 Конституции РФ закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др.

Информационное общество размывает государственные границы, следовательно, правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных правовых норм.

Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ ";О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи"; *(36) Устав *(37) и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. *(38) Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012 зафиксировано, что электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам.

Устав международного союза электросвязи предусматривает следующие положения:

1) Государство обязано обеспечить передачу сообщений от населения при помощи международной службы общественной корреспонденции с предоставлением по каждой категории корреспонденции одинаковых условий обслуживания, тарифов и гарантий без предоставления какого-либо приоритета или предпочтений (ст. 33 Устава).

2) Государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия (ст. 34 Устава).

3) Государство вправе прекращать службу международной электросвязи вообще или для отдельных видов электросвязи, либо корреспонденций с немедленным уведомлением других членов Союза международной электросвязи (ст. 35 Устава).

4) Не принимается никакая ответственность по отношению к пользованию службами международной электросвязи, в частности, в отношении претензий по возмещению убытков (ст. 36 Устава).

5) Принимаются меры для сохранения тайны международных сообщений, с резервированием за государством права передавать эти сообщения компетентным властям во исполнение внутреннего законодательства либо международных соглашений (ст. 37 Устава).

Данные положения являются базовыми при изучении правового статуса общедоступных сетей электросвязи, в т.ч. международной сети Интернет.

Другим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, среди которых ведущим следует признать процесс расширения доступности и информационной наполненности сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании ";стран восьмерки"; 22 июля 2000 г. *(39). Участники данного договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва): все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Данная Хартия провозглашает также принцип содействия развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО, развитие механизма защиты частной жизни потребителя, а также электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. *(40), Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. *(41), Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. *(42), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, подписанная в городе Стамбуле 6 марта 1993 г. *(43) и др.

Кроме этого, сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций предусматривается двухсторонними договорами РФ. Среди них Соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г. *(44), Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. *(45) и др.

Одним из важнейших законодательных актов в системе информационного права России является комментируемый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ";Об информации, информационных технологиях и защите информации"; (далее - Закон об информации).

Важно отметить, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства.

Информационное законодательство имеет свою систематизацию в государственном классификаторе.

Различают следующие классификации:

- законодательство, регулирующее общие положения;

- управление в сфере информации и информатизации;

- информационные ресурсы пользования;

- информатизация, использование информационных технологий;

- средства массовой информации;

- реклама;

- информационная безопасность.

Проанализировав существующую систему информационного права и действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что подавляющая часть источников информационного права - это нормативные акты других отраслей права.

Поэтому информационное законодательство логично разделить на следующие группы:

- об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права);

- о гражданском обороте информации;

- о формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг;

- о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения;

- об информационной безопасности;

- о средствах массовой информации;

- о библиотечном деле;

- об архивах;

- о государственной тайне;

- о коммерческой, служебной тайне (отсутствует);

- о персональных данных.

2. Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, в ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации и запрет цензуры.

Массовая информация - разновидность общедоступной информации. Свобода массовой информации является одной из важнейших гарантий информационной безопасности, так как:

1) должна обеспечивать доступ граждан к полной, достоверной информации;

2) стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы;

3) должна защищать сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования.

Свобода массовой информации является основным принципом правового регулирования СМИ, так как предполагает отсутствие ограничений в отношении:

1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

2) учреждения СМИ, владения, пользования и распоряжения ими и т.д.

При этом в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I ";О средствах массовой информации"; под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Важнейшая разновидность массовой информации - реклама.

Особенность правового регулирования отношений, связанных с организацией и деятельностью СМИ заключается в том, что средства массовой информации это форма периодического распространения информации. Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т.е. смешение объекта с субъектом - достаточно типичная ошибка. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 ";О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций"; СМИ ошибочно отождествляется с юридическим лицом, когда говорится о предъявлении иска ";к средству массовой информации"; и о ";возложении на средство массовой информации обязанности";. Очевидно, что СМИ рассматриваются здесь не как объект права, а как его субъект, что не соответствует Закону о СМИ.

3. Государству, обществу и гражданам необходимо упорядоченное сохранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, который действует на основании ФЗ ";Об архивном деле в Российской Федерации"; от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ *(46). Архивный фонд РФ - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство *(47), которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.

Росархив осуществляет следующие функции и полномочия в установленной сфере деятельности:

- организует информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в т.ч. путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам;

- работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ;

- экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ и экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения; работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну; координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в т.ч. имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

- ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ и Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций и функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

- экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;

- осуществляет иные функции и полномочия по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральным законодательством.

Архивные фонды это масса информационных ресурсов. Правовое регулирование архивного дела направлено на обеспечение открытости информации и динамичности процесса получения информации.

Открытость информации в архивных фондах обеспечивается:

- существованием различных режимов доступа к информации;

- переходом информации из одной категории доступа в другую.

Ответственность за сохранность информации в библиотеках и архивах мало урегулирована. Отсутствует ответственность за неправильное хранение подлинных документов, за несанкционированное копирование документов, распространение.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Суть данного положения в том, что нормы информационного права имеют вторую прописку:

- Нормы информационного права регулируют отношения в основных отраслях права.

- Одновременно входят во вторую отрасль правового информирования. Информационное право входит в семейство отраслей административного права, которое выражается в следующем.

Информация уже достаточно давно рассматривается как ресурс для самых различных видов социальной деятельности, в числе которых и государственное управление. Для характеристики роли информации в государственном управлении следует обратить внимание на то, что она одновременно выступает в нескольких качествах. С одной стороны, информация необходима для осуществления качественного управления любой сферой общественной жизни, т.е. она является особым ресурсом государственного управления *(48). С другой стороны, деятельность в сфере информации, как и любой другой социальный процесс, является объектом государственного управления, и существует установленный законодательством круг субъектов, которые это управление осуществляют. Кроме того, многие ученые отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т.е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный *(49), а информация оценивается как результат деятельности органов власти. И, наконец, в настоящее время в ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс *(50).

Таким образом, информация является:

а) особым ресурсом государственного управления;

б) объектом государственного управления;

в) результатом деятельности органов власти;

г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.

В последующие годы с развитием информационных технологий основным принципом информационного обеспечения должна стать ";информационная прозрачность";. Что потребует четкого государственного регулирования информационных процессов.

Взаимосвязь информационного права с конституционным правом, правом граждан на информацию обеспечивается Конституцией РФ. Свобода массовой информации гарантируется нормами Конституции. Пределы осуществления права на информацию регулируются нормами конституционного и административного права одновременно.

Взаимосвязь информационного права с гражданским правом выражается в том, что информация может выступать объектом гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики, и потому часть информационных отношений регулируется нормами гражданского права. Вопросы авторского права, интеллектуальной собственности являются институтами гражданского права. Так, в ст. 128 ГК РФ в перечень объектов гражданских прав включена информация, наряду с результатами интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность. ГК РФ также регулирует вопросы банковской, коммерческой тайн, закрепляет такую форму правоотношений как интеллектуальные услуги, признает электронную подпись.

Кроме того, информация как объект правоотношений давно вошла в международное право. Так, во Всеобщей декларации прав человека, утв. и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на свободу мысли, на свободу убеждений и на свободное выражение их. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Россия ратифицировала 28 февраля 1996 года) указывает, что свобода получения и распространения информации реализуется без вмешательства со стороны государственных органов. В ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что эти свободы относятся ко всякой информации, идеям и способам их распространения.

Итак, информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, при условии что использование и передача информации не нарушает законных прав и интересов других лиц, норм действующего законодательства о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.

2. Информация по категориям доступа делится на:

1) информацию с ограниченным доступом (которая в свою очередь делится на информацию, существующую в виде государственной тайны и информацию, существующую в виде конфиденциальной информации);

2) открытая (общедоступная) информация.

Следует подчеркнуть, что исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает, так это означало бы, что существует информация неизвестная никому, т.е. информация без субъекта ее воспринимающего.

К открытой информации относится: вся не правовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

Ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 ";О государственной тайне"; *(51) определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в утвержденном Указом Президента РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне *(52).

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. N 188 ";Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"; отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

1) Доступ ограничен в соответствии с законом.

2) Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:

1) Охране подлежит только документированная информация.

2) Информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом.

3) Защита информации устанавливается законом.

Таким образом, уровень доступности информации, прежде всего правовой, в частности законодательства, - один из важнейших показателей правовой культуры любого общества, способный влиять на функционирование всех элементов механизма социального действия права. Он определяется не только состоянием правовых норм, их систематизированностью и т.д., но и факторами, находящимися в сфере правовой культуры личности, функционирования каналов правового информирования граждан, в том числе, Интернета.

Понятие доступности правовой информации может быть охарактеризовано и в широком смысле. В этом случае в его содержании следует различать два аспекта: предпосылки знания личностью содержания юридических норм и результат реализации этих предпосылок, определенный уровень знания права, достигнутый в обществе.

Обеспечение доступности правовой информации, контроль за ее состоянием - это обязанность государства. К этому его обязывает необходимость формирования статуса гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни.

3. Положение, сформулированное в ч. 2 комментируемой статьи основывается на ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова. В соответствии с действующим законодательством к информации, свободно распространяемой относится, прежде всего, массовая информация. Так, согласно ст. 3 Закона РФ ";О средствах массовой информации"; цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Однако в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также указывается, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в ст. 4 Закона РФ ";О средствах массовой информации"; запрещается злоупотребление свободой массовой информации в виде использования средств массовой информации в целях совершения преступлений, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в СМИ, в том числе в документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ.

Кроме того, возможно введение цензуры как временной меры в случаях указанных федеральным законом.

Например, в соответствии с ФКЗ ";О чрезвычайном положении"; на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.

Существует точка зрения, в соответствии с которой свобода информации - условное обозначение группы прав и свобод: свободы слова, мнений, свободы печати и иных средств массовой информации, права на получение информации, свободы распространения информации *(53).

Итак, информация, свободно предоставляемая, это общедоступные сведения и иные сведения, доступ к которым неограничен.

4. На основании соглашений или иных правовых актов, в том числе, гражданско-правовых договоров, стороны могут брать на себя обязательства о предоставлении или об обмене определенной информацией. Например, согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Москва, 17 мая 1999 г.), Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Испания договорились об обмене информацией, в том числе, в связи с поиском и предоставлением установочных данных на физических лиц, оказанием содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и других действий, в целях сотрудничества в области борьбы с преступностью. Также указывается, что компетентные органы сторон будут сотрудничать путем обмена опытом, экспертными знаниями, в сфере подготовки кадров, а также предоставляя друг другу информацию по правовым вопросам и данные о состоянии и тенденциях преступности в своих государствах.

В качестве другого примера можно назвать соглашения об обмене или предоставлении информации, заключаемые между различными органами государственной власти РФ. Так, согласно Соглашению о взаимодействии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в области оценки соответствия, стандартизации, предоставления и получения информации (утв. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 29 ноября 2005 г.) *(54) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития договорились о взаимодействии в области сертификации и аккредитации, стандартизации и обмену информацией на федеральном уровне в сфере здравоохранения и социального развития. Стороны обеспечивают доведение до своих территориальных органов информации, полученной на федеральном уровне. Информация и сведения, а также порядок их обмена должны способствовать реализации полномочий сторон, а также обеспечению координации деятельности их территориальных органов, предупреждению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации.

5. Различные нормы федерального законодательства содержат указание об обязанности тех или иных субъектов предоставлять или распространять определенную информацию. Необходимо отметить, что большинство норм федерального законодательства, определяющих перечень информации, подлежащей предоставлению или распространению, основываются на Конституции РФ. Так, ч. 3 ст. 15 содержит указание на распространение в форме официального опубликования для всеобщего сведения законов. Исходя из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ предоставлению подлежат материалы и документы, непосредственно затрагивающие права и свободы лица, запрашивающего такую информацию. В ст. 42 Конституции РФ содержится норма о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на предоставление юридической информации в форме получения квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно и др.

6. Принцип ограничения свободы производства и распространения вредной и опасной информации имеет целью защиту интересов и свобод личности и общества, государства от воздействия вредной и опасной информации.

Так, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ устанавливает правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    Комментарий к Федеральномузаконуот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Статья 1. Сфера действия настоящего Федеральногозакона 1. Процесс расширения границ информатизации современного ...
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Закон
    Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Принят Государственной Думой 8 июля2006года Одобрен Советом Федерации 14 июля2006года ГАРАНТ: См. комментарии к настоящему ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  5. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... ; Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации"; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ; Федеральныйзаконот 18 ...

Другие похожие документы..