Главная > Статья


Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - ";урезаны"; до относительно-определенных *(200).

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УК РФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая, что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случае наказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание в худшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК РФ преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными *(201). Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды *(202).

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и не должностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. В данной статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, таким образом, можно сделать вывод, что требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов. Что же касается запрашиваемых органов, то в соответствии с ст. 13 Федерального закона от 11.01.95 ";О Счетной палате РФ"; все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный Банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности *(203).

Кроме того, совершение указанных действий в отношении комитетов и комиссий палат Федерального собрания либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты также образуют состав преступления *(204).

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

Гражданско-правовая ответственность (ч. 2 ст. 139 Гражданского кодекса) - ответственность за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений (исключительные права в авторском праве), а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений.

При предъявлении при регистрации требований, не предусмотренных в Законе о СМИ, нарушителем законодательства о СМИ выступают регистрирующие СМИ органы. Они будут нести гражданскую ответственность в случае причинения вреда в связи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

Особо следует выделить ответственность в области массовой информации:

1) ответственность за распространение запрещенной рекламы.

Все виды запрещенной к распространению рекламы могут повлечь административную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органа или штрафа.

Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируем товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно, распространяет. Такая реклама влечет за собой уголовную ответственность в виде штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 182 УК РФ).

Совершенная повторно в течение года после административного взыскания за те же действия ненадлежащая реклама - в любом из вышеперечисленных проявлений - также должна повлечь за собой уголовную ответственность. Однако Уголовный кодекс, хотя и принятый на следующий год после Закона ";О рекламе";, подобного состава преступления, увы, не предусматривает и фактически ответственность не наступает.

Рекламодатель несет ответственность за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении. Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил ";не"; либо, наоборот, убрал ";не"; в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственность за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространять вблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого также несет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона ";О рекламе";).

Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако, редакции не нарушают закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь-то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламе самого рекламодателя, рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель - предоставить лицензию, либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и так далее.

Получается, что все, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, и рекламировать можно только после ее получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле, это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

Хранить рекламные материалы рекламораспространитель обязан в течение года со дня последнего их распространения. Эти материалы, а также другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий государственными контрольными органами, уполномоченными следить за соблюдением законодательства в сфере рекламы, рекламораспространители обязаны предоставлять по первому их требованию. Полученные сведения, составляющие коммерческую тайну, контрольные органы разглашать не вправе, причем в законодательстве установлена ответственность за разглашение таких сведений (см., например, ст. 12, 13, 128 и 139 ГК РФ).

В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламе есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ.

Следует особо сказать о такой форме ответственности рекламодателей, как контрреклама. Под ней понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. При этом все расходы по контррекламе несет нарушитель. Здесь обычная мера наказания - штрафы - недостаточно эффективна, поскольку уже введенный недопустимой рекламой в заблуждение потребитель может так и не узнать, что товары, которые он покупает, не обладают обещанными характеристиками или даже опасны для здоровья. Нередки случаи, когда компания, опубликовавшая недостоверную рекламу и заплатившая за это штраф, чувствует себя победителем, поскольку объем ее продаж возрос в несколько раз, даже несмотря на последовавший запрет министерства по антимонопольной политике на дальнейшее распространение этой рекламы: люди продолжают покупать ее продукцию по инерции. Воспрепятствовать этому может только контрреклама, хотя случаи ее применения пока редки;

2) ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации.

Например, учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путем. В этом случае свидетельство о регистрации может быть признано недействительным только судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Получение свидетельства через подставное лицо есть один из способов получения свидетельства обманным путем.

При получении лицензии на вещание обманным путем согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ лицензия аннулируется. Аннулирование лицензии производится решением выдавшего его органа.

Следующий вид нарушения законодательства о СМИ - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

Неправомерное получение льгот, установленных для специализированных СМИ, также является нарушением законодательства о СМИ. Льготы установлены для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения. Для них установлен пониженный регистрационный сбор.

Ответственность за этот вид нарушения законодательством о СМИ не установлена.

Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Уклонение от перерегистрации (перерегистрация в соответствии со ст. 11 Закона о СМИ требуется при смене учредителя, изменения состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения СМИ) противоречит интересам СМИ, поскольку в случае уклонения от перерегистрации они вынуждены будут не изготавливать, не распространять свою продукцию, т.к. согласно ст. 13.21 КоАП за изготовление и распространение продукции для СМИ, не прошедшего перерегистрацию, предусмотрена административная ответственность.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.

Незаконное распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Распространение продукции без разрешения на выход в свет влечет дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК РФ.

Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

Предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ).

Предпринимательская деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензией), влечет административную ответственность. Однако, если в результате этих действий был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо указанная деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, то нарушитель несет уже не административную, а уголовную ответственность, предусмотренную в п. 1 ст. 171 УК РФ. Под доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ.

За нарушение правил распространения обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).

За нарушение правил распространения рекламы предусмотрена административная ответственность (ст. 14.3 КоАП РФ).

Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.

Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.

2. Целями защиты информации являются:

1) Предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации.

2) Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации.

3) Реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации, защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

В случае нарушения прав и законных интересов лица в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае, если этим лицом не принимались меры по соблюдению конфиденциальности информации или были нарушены требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

Например, согласно ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ ";О коммерческой тайне"; меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа ";Коммерческая тайна"; с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Наряду с указанными мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер. Несоблюдение обладателем обязанности по введению режима коммерческой тайны ведет к невозможности привлечения к ответственности лиц, разгласивших такую информацию.

3. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в т.ч. подпадающем под действие ст. 24 Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Согласно ст. 18 со дня вступления в силу Федерального закона ";Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; ряд законодательных актов и их отдельных положений признаны утратившими юридическую силу. Перечень этих актов и положений установлен комментируемой статьей.

──────────────────────────────

*(1) Правоотношение - это вид общественных отношений, в которых реализуются урегулированные правом взаимодействия двух и более субъектов (См.: Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие/И.Л. Бачило. - М.: 2003 г. - С. 178).

*(2) Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005 г. - С. 98.

*(3) См.: Алексеев С.С. Указ. соч. т. 2. С. 154.

*(4) См.: Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999 г. С. 47.

*(5) См.: Снытников А.А., Туманова Л.В. Указ. соч. С. 129-130.

*(6) Ведомость СНД РФ и ВС РФ. 1992 г. N 42. Ст.2325, СЗ РФ, 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5133; 2004 г. N 45 ст. 4377; 2006 г. N 6 ст. 636

*(7) Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.

*(8) С 1 января 2008 года вводится в действие часть четвертая Гражданского Кодекса РФ, нормами которой предоставляется правовая охрана результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, в том числе, произведениям науки, литературы и искусства; программам для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базам данных; исполнения; фонограммы; сообщениям в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретениям; полезным моделям; промышленным образцам; селекционным достижениям; топологии интегральных микросхем; секретам производства (ноу-хау); фирменным наименованиям; товарным знакам и знакам обслуживания; наименованиям мест происхождения товаров; коммерческим обозначениям.//СЗ РФ. 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.

*(9) Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М. 2000 г. С.15.

*(10) Виннер Н. Кибернетика и общество. М., 1958 г., с.31.

*(11) См. Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. - М., Издательско-торговая корпорация ";Дашков и К";, 2007 г. С. 119.

*(12) Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995 г. С. 17-22.

*(13) Ильгова Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами. Автореф. Дис. к.ю.н. Саратов, 2006 г. С. 7-8.

*(14) Подробнее о юридических свойствах информации см.: В.А. Копылов Информационное право. Учебник./М. Юрист. 2002 г. - с. 49-51

*(15) См. Гаврилов М.В. Компьютер. Персональное дело. Книга 2. Учебное пособие. - Саратов: СГАП. 1999 г. С. 100-101.

*(16) Серго А. Электронный документ//Российская юстиция. 2003 г. N 5. С. 69.

*(17) СЗ РФ. 2002 г. N 2 ст. 127

*(18) СЗ РФ. 1995 г. N 1. Ст. 1.

*(19) СЗ РФ. 1995 г. N 1. Ст.12.

*(20) Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г. N 7. Ст. 300

*(21) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993 г. Ст. 1242.

*(22) См.: Хижняк В.С. Право человека на информацию: Механизм реализации./Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 1998 г. С. 40.

*(23) СЗ РФ. 2006 г. N 11. Ст. 1146.

*(24) Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991 г. С. 130.

*(25) Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). С. 44

*(26) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. N 23. Ст. 2199.

*(27) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 50. Ст. 1740.

*(28) ";Собрание законодательства РФ";, 13.01.2003 г., N 2, ст. 172

*(29) Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 27, ст. 2579

*(30) Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2004 г.

*(31) СЗ РФ. 1998 г. N 30. Ст. 3609.

*(32) Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г. N 7. Ст. 300.

*(33) СЗ РФ. 1995 г. N 3. Ст. 170.

*(34) См. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. (утв. на заседании Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г.)//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, март 2006 г., N 3

*(35) Собрание законодательства РФ. 2003 г. N 2. Ст. 172.

*(36) СЗ РФ. 1995 г. N 14. Ст. 1211.

*(37) Бюллетень международных договоров. 1997 г. N 3. С. 3.

*(38) Бюллетень международных договоров. 1997 г. N 3. С. 30.

*(39) Дипломатический вестник. 2000 г. N 8.

*(40) Бюллетень международных договоров. М., 1993 г. N 6. С. 39-40

*(41) Там же. С. 33-35.

*(42) Там же. 1995 г. N 2. С. 34-36.

*(43) Treaty Series. Volume 1861 g. New York: United Nations, 1999 g. P. 436-441

*(44) Бюллетень международных договоров. М., 1996 г. N 6. С. 48-51.

*(45) Там же. N 8. С. 42-45

*(46) СЗ РФ. 2004 г. N 43 ст. 4169

*(47) См.: Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 (СЗ РФ. 2004 г. N 25. Ст. 2572).

*(48) См., например: Бачило И.Л. Организация советского государственного управления, 1984 г. С.С. 114-133.

*(49) См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1989 г.; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М. 1995 г. С.С. 198-199.

*(50) См.: Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н., Вус М.А. Введение в информационное управление: учебно-методическое издание. СПб, 1999 г. С.С. 13-14.; Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (проект). М. 1998 г. С.С. 113-121; Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М. 1997 г.С.С.7-18.

*(51) СЗ РФ. 1997 г. N 41. Ст. 4673, 2003 г. N 46 (часть II) ст. 4449, 2004 г. N 27 ст. 2711. N 35 ст. 3607

*(52) СЗ РФ. 1998 г. N 5. Ст. 561. 2005 г. N 39 ст. 3925

*(53) См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран./Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1993 г. т. 1. С. 102, Туманова Л.В, Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001 г. С.10.

*(54) Текст соглашения размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Internet ().

*(55) Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М.: Издательская группа Норма - Инфра*М, 1998 г. С. 536-537.

*(56) Практический комментарий Федерального закона РФ ";О рекламе"; (";Российская бизнес-газета"; 27 февраля 2001 г.).

*(57) Президиум Высшего арбитражного суда РФ. Информационное письмо от 25 декабря 1998 г. N 37 ";Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе";. ";ЗиП"; N3, 2000 г., с. 17.

*(58) Цит. по: Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981 г. С. 18.

*(59) См.: Конституция РФ. Научно-практический комментарий./Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2003 г. С. 159.

*(60) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебник/Под. Ред. Акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб: Изд-во ";Юридический центр Пресс";, 2001 г. С. 212-213

*(61) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ ";О почтовой связи";//Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3697

*(62) Собрание законодательства РФ от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2895

*(63) ";Российская газета"; от 8 октября 2003 г. N 202

*(64) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебник/Под. Ред. Акад. РАН Б.Н. Топорнина. СП: Изд-во ";Юридический центр Пресс";, 2001 г. С.209.

*(65) См. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 78-Г06-12

*(66) См. Юдельсон К.С. Проблемы доказывания в советском гражданском процессе. М., 1951 г. С. 219.

*(67) См. подробнее Гаврилов Э.П. Комментарий закона об авторском праве и смежных правах. М., Фонд ";Правовая культура";. 1996 г. С. 46.

*(68) См. подробно Фильченко Д.Г. Общеизвестные факты в практике арбитражных судов//";Право и экономика";. N 4. апрель 2006 г

*(69) См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31 октября 2000 г. по делу N Ф03-А59/00-1/1960

*(70) См. Постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2003 г. по делу N КГ-А40/1074-03

*(71) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 декабря 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-1/3163

*(72) См. Постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2003 г. по делу N КГ-А40/5464-03

*(73) СМ. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2005 г. по делу N Ф04-7165/2005(15749-А46-23)

*(74) См. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М., 2001 г. С. 88

*(75) Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 19. Ст. 2060.

*(76) См. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972 г. С. 106.

*(77) Собрание законодательства РФ. 1997 г. N 30. Ст. 3594.

*(78) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 7. Ст. 300.

*(79) В настоящий момент утратил юридическую силу.

*(80) В настоящее время указанный закон не действует.

*(81) ";Российский налоговый курьер"; в Internet ().

*(82) Собрание законодательства РФ. 1995 г. N 15. Ст. 1269.

*(83) СЗ РФ. 1998 г. N 31. Ст. 3824.

*(84) ";Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов";, ноябрь 2006 г., N 46.

*(85) СЗ РФ. 1994 г. N 8. Ст. 801.

*(86) СЗРФ. 1996 г. N 22, ст. 2663.

*(87) СЗ РФ. 1997 г. N 33. Ст. 3895.

*(88) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998 г. N 8.

*(89) СЗ РФ. 2000 г. N 49. Ст.4826.

*(90) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 февраля 2004 г. N 8.

*(91) Газета ";Петровские вести"; от 12 января 2006 г. N 2-3 (11675-11676).

*(92) Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 2. Ст. 133

*(93) Собрание законодательства РФ. 1998 г. N 30. Ст. 3609.

*(94) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г. N 33. Ст. 1318

*(95) СЗ РФ. N 1. Ст. 2.

*(96) Собрание законодательства РФ. 2004 г. N 43. Ст. 4169.

*(97) СЗ РФ. 2003 г. N 40. Ст. 3822.

*(98) Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000 г. N 12.

*(99) См.: соответствующий указ Президента РФ от 31.12.93 г. ";О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию.//САПП РФ. 1994 г. N 2. Ст. 74.

*(100) См. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2006 г. N КА-А40/7952-06.

*(101) Собрание законодательства РФ. 1994 г. N 32. Ст. 3301.

*(102) Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 30. Ст. 3012.

*(103) Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 46. Ст. 4532.

*(104) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006 г. N 36

*(105) Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 19. Ст. 2060

*(106) Собрание законодательства РФ. 2004 г. N 43. Ст. 4169.

*(107) Собрание законодательства РФ. 1995 г. N 1. Ст. 2.

*(108) Собрание законодательства РФ. 2001 г. N 33 (часть 1). Ст. 3431.

*(109) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 г. N 16. Ст. 834.

*(110) Собрание законодательства РФ. 2002 г.

*(111) Собрание законодательства РФ. 2004 г. N 10 Ст. 864.

*(112) Собрание законодательства РФ. 1997 г. N 30. Ст. 3594.

*(113) Собрание законодательства РФ. 2004 г. N 51 Ст. 5187.

*(114) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002 г. N 7.

*(115) Собрание законодательства РФ. 2001 г. N 23. Ст. 2277.

*(116) Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 5. Ст. 375.

*(117) Российская газета. N 32. 08.02.1992 г.

*(118) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. N 49. Ст. 4775.

*(119) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. N 41. Ст. 4673.

*(120) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. N 17. Ст. 1547.

*(121) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. N 17. Ст. 1540

*(122) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. N 37. Ст. 3619.

*(123) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 марта 2005 г. N 11.

*(124) Собрание законодательства РФ. 1995 г. N 37. Ст. 3619.

*(125) Собрание законодательства РФ. 1995 г. N 9. Ст. 762.

*(126) Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.

*(127) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. N 15. Ст. 1768.

*(128) См. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П ";По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации ";О государственной тайне";

*(129) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. N 27, ст. 2579

*(130) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 6, Собрание законодательства Российской Федерации от 24 августа 1998 г. N 34 ст. 4368, ";Российская газета"; от 11 августа 1998 г. N 152

*(131) Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 г. N 12. Ст. 1292.

*(132) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 6.

*(133) См. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П ";По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона ";О судебных приставах"; в связи с запросом Лангепасскогогородского суда Ханты-Мансийского автономного округа//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003 г. N 4.

*(134) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003 г. N 4.

*(135) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33, ст. 1318.

*(136) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 33. Ст. 1913

*(137) Собрание Законодательства РФ. 1999 г. N 14. Ст. 1650.

*(138) Собрание Законодательства РФ. 2001 г. N 26. Ст. 2581.

*(139) Собрание Законодательства РФ. 1997 г. N 39. Ст. 4465.

*(140) Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357

*(141) Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. N 28. Ст. 2895.

*(142) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 г. N 29. Ст. 3697.

*(143) Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. N 28. Ст. 2895.

*(144) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 г. N 29. Ст. 3697.

*(145) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. N 23. Ст. 2102.

*(146) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. N 25. Ст. 2954.

*(147) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994 г. N 3.

*(148) См. Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 г. N 10-О по жалобе открытого акционерного общества ";Универсальный коммерческий банк ";Эра"; на нарушение конституционных прав и свобод ч. 2 и 4 ст. 182 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

*(149) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 6, Собрание законодательства Российской Федерации от 24 августа 1998 г. N 34 ст. 4368, ";Российская газета"; от 11 августа 1998 г. N 152

*(150) См. Постановление от 29.06.2004 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 Уголовно-процессуального Кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы//";Вестник Конституционного Суда РФ";, N 4, 2004 г.

*(151) См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 ";О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия";//Бюллетень Верховного Суда РФ. N 1. 1996 г.

*(152) См. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. N 7-П ";По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области";//СЗ. 2006 г. N 27. Ст. 2970.

*(153) СЗ РФ. 2002 г. N 24 ст. 2253.

*(154) См. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П ";По делу о проверке конституционности положений п. 5 ст. 48 и ст. 58 Федерального закона ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";, п. 7 ст. 63 и ст. 66 Федерального закона ";О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации";//СЗ РФ. 2005 г. N 47. Ст. 4968.

*(155) ";Европейский Суд по правам человека. Избранные решения";. В 2 т. - М.: Издательство НОРМА, 2000 г.

*(156) Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л. Кононова по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";//СЗ РФ. 2006 г. N 27. Ст. 2970.

*(157) СЗ РФ. 2002 г. N 24. Ст. 2253

*(158) СЗ 1999 г. N 29. Ст. 3697

*(159) Бюллетень международных договоров. 1995 г. N 12

*(160) СЗ РФ. 1997 г. N 33. Ст. 3895; N 50. Ст. 5689.

*(161) СЗ РФ. 1994 г. N 32. Ст. 3301. 1996. N 5. Ст.410.

*(162) СЗ РФ. 2002 г. N 2 ст. 127

*(163) Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования//Государство и право. 2003 г. N 1. С. 101.

*(164) Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОЗ-316//Вестник ВАС РФ. 1995 г. N 9.

*(165) ";эж-ЮРИСТ";, N 39, сентябрь 2005 г.

*(166) А. Серго. Электронный документооборот//";Российская юстиция";, N 5, май 2003 г

*(167) См: закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5351-1 ";Об авторском праве и смежных правах";/Ведомости РФ. 1993 г. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995 г. N 30. Ст. 2866.

*(168) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебник/Под. Ред. Акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб: Изд-во ";Юридический центр Пресс";, 2001 г. С.209.

*(169) Газета ";Саратов-СП"; от 21 октября 2003 г. N 210 (896).

*(170) СЗ РФ. 2007 г. N 8. Ст. 1012

*(171) Собрание законодательства РФ. 2003 г. N 34. Ст. 3367.

*(172) СЗ РФ. 2006 г. N 5. Ст. 553.

*(173) Собрание законодательства РФ. 2003 г. N 22. Ст. 2066

*(174) Собрание законодательства РФ. 2005 г. N 1 (часть I). Ст. 16.

*(175) Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 51. Ст. 4982.

*(176) СЗ РФ. 2005 г. N 30 (часть I). Ст. 3105.

*(177) Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 42. Ст. 4377.

*(178) Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 19. Ст. 2079.

*(179) СЗ РФ. 2002 г. N 52 (часть I). Ст. 5140.

*(180) СЗ РФ. 2003 г. N 34. Ст. 3367.

*(181) Ильгова Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами. Авторф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 2006 г. С. 15.

*(182) Морозов А. Сайт министерства юстиции России - //Российская юстиция. 2002 г. N 9. С. 72.

*(183) СЗ РФ. 2003 г. N 3. Ст. 658.

*(184) Собрание законодательства РФ. 2003 г. N 22. Ст. 2066.

*(185) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007 г. N 5

*(186) СЗ РФ. 2000 г. N 6. Ст. 768

*(187) СЗ РФ. 2002 г. N 49. Ст. 4887

*(188) См. подробнее Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону ";О связи"; (постатейный). Юстицинформ, 2005 г.

*(189) См: Указ Президента РФ ";Об основах государственной политики в области информатизации"; от 20 января 1994 г. N 170.

*(190) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.)

*(191) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.)

*(192) СЗ РФ. 1997 г., N 41, ст. 4673, 2004 г. N 35 ст. 3607

*(193) СЗ РФ. 2006 г. N 31 (часть 1) ст. 3451.

*(194) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992 г. N 42, ст. 2328. СЗ РФ. 2002 г. N 28 ст. 2786. 2004 г. N 45 ст. 4377. 2006 г. N 6 ст. 636

*(195) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 ";О средствах массовой информации";//ВВС РФ. 1992 г. N 7. Ст. 300.

*(196) Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство?//Российская юстиция - 1999 г.

*(197) Там же

*(198) Российское уголовное право. Особенная часть/Под редакцией В.Н. Кудрявцева. А.В. Наумова.- М: Юрист: 2001 г.

*(199) Уголовный Кодекс РФ

*(200) Гульбин Ю. Преступления в сфере компьютерной информации//Российская юстиция. - 2002 г.

*(201) См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2003 г. С. 317.

*(202) См.: Указ соч. С. 497.

*(203) См.: СЗ РФ. 1995 г. N 3. Ст. 167.

*(204) См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2003 г. С. 617.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    Комментарий к Федеральномузаконуот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Статья 1. Сфера действия настоящего Федеральногозакона 1. Процесс расширения границ информатизации современного ...
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Закон
    Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации" Принят Государственной Думой 8 июля2006года Одобрен Советом Федерации 14 июля2006года ГАРАНТ: См. комментарии к настоящему ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... , Федеральногозаконаот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ, Федеральногозаконаот27июля2006года N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и защитеинформации", Федеральногозаконаот27июля2006года N 152-ФЗ, Закона РФ от 25 июня 1993 года ...
  5. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... ; Федеральныйзаконот27июля2006 г. N 149-ФЗ "Обинформации, информационныхтехнологиях и о защитеинформации"; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ; Федеральныйзаконот 18 ...

Другие похожие документы..