Главная > Доклад


НАША НОВАЯ ШКОЛА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ.

В следующий раз, когда у вас будет возможность выступить перед аудиторией, напомните себе, что это одна из самых больших радостей в жизни!

Джим Ньюман

Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г.

к.п.н., Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б.,Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г.

под редакцией Гирба Е.Ю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ.: Учебно-методическое пособие. -

Вы держите в руках пособие, предназначенное в первую очередь для тех, кто заинтересован в улучшении своей педагогической практики.

Жизнь в гражданском обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребности и права других членов общества. Преподаватель должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности.

При помощи описанных нами форм презентации профессионального опыта отрабатываются навыки педагогов в подготовке научных докладов, творческих отчетов, мастер-классов, семинаров, публичных конкурсных испытаний; развиваются навыки исследовательской деятельности; отрабатываются навыки написания эссе, анализа, синтеза и др.

Важный блок – психологическая подготовка. Целью работы в данном направлении является формирование психологических компетенций, необходимых для публичного представления своего педагогического опыта.

Каждый раздел начинается с афоризма – краткой мысли, отражающей суть содержания. Разделы содержат конструктивные материалы, основанные на практическом применении в педагогической практике.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано на административный состав образовательных учреждений, педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ.


Оглавление

Оглавление 3

СТРАХ, КОТОРЫЙ НАДО ПОБЕДИТЬ. 7

Страх публичных выступлений 7

Установление контакта с аудиторией 11

Работа с сопротивлением аудитории 13

Если не знаете, как ответить 15

Психологическая готовность к конкурсам педагогического мастерства. 16

ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. 18

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. (СТРУКТУРА ВЫСТУПЛЕНИЯ) 23

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ 25

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ 27

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ. 35

ЭССЕ 36

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 39

Научный стиль 39

Содержание научной статьи 40

Правила оформления научных статей 41

Тезисы 42

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА 44

МАСТЕР-КЛАСС. 48

ЛЕКЦИЯ. 52

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ. 55

Структура методической разработки урока. 57

Опорная схема для конструирования занятия в дошкольном учреждении 66

Методическая разработка учебной темы 71

Разработка частной (авторской) методики преподавания предмета 73

Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания 74

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета 79

Общие требования к оформлению методической разработки. 81

ВИДЕОРОЛИК 82

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА В ИНТЕРНЕТЕ 83

Особенности общения через Интернет. 83

Проблемы использования сети Интернет как среды профессионального общения. 85

Советы тем, кто планирует размещение своего опыта в сети Интернет 91

ПОБЕДИТЕЛЬ ИЛИ…. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КОНКУРСА 93

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ 98

ПОВТОРИМ В ЗАВЕРШЕНИИ 102

104

ПРИЛОЖЕНИЯ 105

ЛИТЕРАТУРА 126

ВВЕДЕНИЕ

В Национальной образовательной инициативе ";Наша новая школа";, утвержденной Президент ом Российской Федерации Д.А.Медведевым одним из направлений модернизации образования выделено совершенствование учительского корпуса: «Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов (";Учитель года";, ";Воспитать человека";, ";Сердце отдаю детям"; и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта ";Образование";. Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации…. В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей».

Участие в конкурсах и распространение педагогического опыта, так или иначе, связано с выступлением для аудитории или публикацией статей в специализированной литературе.

Как подготовиться к столь ответственному моменту?

На этот вопрос у учителя часто нет ответа. А между тем именно знания о том, как оформить документы, написать эссе, составить план конкурсного урока и о многом другом, для него просто неоценимы.

Мы рассмотрели несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к участию в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Конкурс на лучшую методическую разработку и многих других, имеющих общие составляющие: публичное выступление, эссе, открытый урок, систематизация методических материалов. Некоторые из разделов помогут учителям подготовиться к представлению своих материалов в момент аттестации, на заседаниях педагогических сообществ, при проведении школ передового опыта.

Наша страна богата талантливыми людьми. С каждым разом все больше профессионалов могут заявить о себе во всеуслышание; появляются свежие идеи, доселе неизвестные, а иногда известные, но представленные как-то совсем иначе, творчески; простые «работники образования», сумев по-новому пообщаться друг с другом и с уже сложившимися знатоками дела, стремительно растут в своем видении предмета, профессии, окружающей действительности.

Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах, в том числе и в конкурсном отборе лучших учителей «Образование». В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Основные положения конкурса четкие и ясные. Но, исходя из опыта участия в конкурсном движении, обнаруживается, что учителям требуется знать больше о том, каковы внутренние течения конкурса, как можно представить свой профессиональный и творческий потенциал, чтобы он был хорошо виден другим, как донести свои идеи до понимания окружающих.

Это большие и многоаспектные вопросы, на которые трудно - или даже вообще невозможно - ответить просто и однозначно. Ученые и философы уже много десятков (сотен, тысяч) лет работают над этими и другими подобными вопросами, создавая элементы ответов в многотомных трудах. Ответить достаточно удовлетворительно можно только самому себе, ознакомившись с этими трудами, составив собственное впечатление.

Тем не менее, есть несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к публичной презентации собственного педагогического опыта: публичное выступление, эссе, открытый урок, систематизация методических материалов.

СТРАХ, КОТОРЫЙ НАДО ПОБЕДИТЬ.

Успокойтесь, ведь публика все

равно от вас ничего не ожидает

Марк Твен

Страх публичных выступлений

Возможно, публичные выступления для вас еще новое явление и вы не научились относиться к этому как к части своей жизни. У вас может быть негативный опыт публичного выступления в прошлом, который теперь не дает вам покоя. Возможно, вы всегда избегали выступлений перед аудиторией, и теперь вам просто не хватает опыта. Вы можете беспокоиться из-за того, что на вас смотрит множество глаз, посторонние люди будут вас оценивать.

Вы не одиноки! Это явление очень и очень распространенное. Победа над страхом выступлений требует предварительной методичной работы. Познакомьтесь с некоторыми простыми, но действенными советами, которые могут устранить дискомфорт.

Страх публичных выступлений представляет боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Также, страх всегда содержит в себе подавленную агрессию против кого-то.

Преодоление страха публичных выступлений может проходить по двум направлениям а) развитие чувства уверенности (в себе и успехе) при помощи изменения поведенческих навыков; б) якорение чувства уверенности («ресурсное якорение» - простой, но эффективный метод нейро-лингвистической психологии, школьные психологи могут помочь в овладении этим методом. Режим доступа: /stress/methods/resursNLP.html).

Если исходить из того, что понятие «уверенность» противоположно понятию «трусость», то можно сделать вывод, что, развивая уверенность в себе, можно научиться преодолевать тревогу и страх. В каких случаях у людей будет иметь место уверенность – то есть вера в благополучный исход дела, и из каких компонентов складывается эта вера? Всего насчитывается семь основных предпосылок уверенности:

  1. наличие навыков выполнения определенных действий;

  2. прошлый удачный опыт;

  3. анализ ситуации, который показывает высокую вероятность успеха;

  4. склонность к оптимизму;

  5. высокая самооценка;

  6. телесные проявления уверенности;

  7. реакция окружающих людей на ваши действия;

Если человек боится выступать перед публикой, то он будет чувствовать себя уверенно и не испытывать страха перед выступлением, если:

  • он владеет навыками проведения презентаций, и уже не раз выступал на совещаниях самого разного уровня; (почему мы призываем педагогов, как можно чаще представлять свой опыт на ШМО и ГМО)

  • как минимум часть его прошлых выступлений закончилась успешно;

  • анализ ситуации позволяет предположить, что большая часть присутствующих может благосклонно отнестись к его предложениям; (в момент различных выступлений, вы легко можете это определить)

  • человек считает себя хорошим специалистом;

  • он делает доклад спокойным голосом, с высоко поднятой головой и прямой спиной;

  • окружающие внимательно слушают его слова, выражая заинтересованность и поддержку.

Соответственно, если мы хотим уменьшить страх, заменив его чувством уверенности в себе, мы можем отработать ключевые компоненты уверенности. Если есть время перед пугающим событием, то можно потренироваться и отшлифовать необходимые навыки, если времени для этого мало, то следует сконцентрироваться на повышении самооценки, а если тревожащая вас ситуация уже началась, то остается только заняться телесными признаками уверенности.

Признаки уверенного поведения:

Неуверенное

Уверенное

Сутулюсь

Распрямляю плечи и спину

Говорю высоким голосом

Говорю низким голосом

Суетливые движения рук

Отсутствие лишних движений

Поддакиваю (киваю головой)

Подбородок прямо, голова фиксирована

Мышцы напряжены (плечи подняты вверх)

Мышцы тела расслаблены (плечи опущены и слегка отведены назад)

Дыхание поверхностное и частое

Дыхание глубокое и редкое

Темп речи высокий

Темп речи неторопливый

Страх — не всегда самый страшный враг оратора. Гораздо более опасными, или даже убийственными для вашего выступления могут быть такие состояния как безразличие, скука, серость — там, где нужно быть ярким, зажигающим, вдохновляющим. Или, наоборот, чрезмерная возбужденность и энергичность там, где нужно быть спокойным, солидным, серьезным и уравновешенным.

Страх – это прежде всего эмоция. Чтобы победить страх – надо сменить эмоциональное состояние.

Как поднимают боевой дух воины перед битвой? Боевым кличем — ура!

Как приводят себя в медитативное состояние тибетские монахи? Поют мантру — АОУМ!

Точно так же у каждого из нас есть слова (фразы), которым стоит только прозвучать у нас в голове, как само собой начинает меняться наше состояние.

«Я сделаю это!»

«Йес!»

«We will rock you!»

«Вперед, вперед, вперед!»

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» .

У каждого человека свой набор фраз, меняющих состояние.

Одна и та же фраза может вызывать совершенно разные эмоции у разных людей.

Не обязательно проговаривать эти слова вслух. Они произведут такой же эффект, если их проговорить про себя.

Если фразу проговорить несколько раз подряд, то она работает как насос — с каждым разом все сильнее накачивая нужное состояние.

Смена эмоциональной составляющей – первый шаг к победе над самим собой.

Страх публичных выступлений свойственен многим людям, только кто-то легко справляется с ним, а кому-то тяжело дается подобная борьба. Как раз и навсегда избавиться от страха публичных выступлений и получать массу аплодисментов после каждого своего выступления?

Наиболее важным и ответственным этапом в подготовке к публичному выступлению является непосредственно эмоциональная подготовка (настрой).

Прежде всего, определите основные страхи, которые возникают перед выступлением, мешающие вам чувствовать себя комфортно. Основными страхами могут быть: страх перед аудиторией, страх быть посмешищем, страх ошибок, страх быть плохо воспринятым аудиторией и пр. Избавьтесь от негативных мыслей о заранее провальном выступлении! Настройтесь на позитив.

Подготовьте свой доклад в эмоциональном смысле. В эмоциональном смысле вы должны знать: ЧТО и КАКИМ СПОСОБОМ вы будете доносить информацию своей аудитории. И оба этих условия вами должны соблюдаться беспрекословно.

Кроме того вы должны быть знакомы с местом проведения выступления для того чтобы заранее адаптироваться.

Для того чтобы полностью победить свой страх, как можно чётче для себя определите чего именно Вы боитесь, ради чего этот страх, и что ценного есть в этой ситуации и связанных с нею переживаниях, кроме страха?

Попробуем сформулировать общие для всех участников конкурсов профессионального мастерства причины страхов:

  1. боязнь и опасения за изменение своего социального статуса (понижение в должности, понижение квалификационной категории, снижение зарплаты);

  2. изменение отношения администрации и коллег в худшую сторону (презрение, насмешки, обсуждение «за глаза»).

Пункт первый:

  • лишить вас зарплаты или понизить её, если и сделали что-то не так, нельзя – это всего лишь конкурс, участие в котором дело весьма добровольное и в функциональных обязанностях не прописанное;

  • понизить квалификационную категорию нельзя, администрация школы или детского сада не имеет таких полномочий;

  • уволить? Это что же надо такое противоправное совершить в момент конкурса? Вы же не враги сами себе? Конечно же, нет!

Пункт второй:

  • обсуждение «за глаза» - даже если, что-то пошло не так, любое обсуждение длится не больше недели – скучно, да и есть другие дела;

  • презрение и насмешки – сколько бы ни презирали и не смеялись, в экспертном заключении будет стоять отметка об участии в конкурсе, а это уже положительный момент.

Публика эгоистична. В центре ее внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимания на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Главное в перечисленных причинах: «А вдруг, я сделаю, что-то не так и меня осудят». Чтобы было «всё так» обратите внимание на некоторые правила публичных выступлений. Это поможет не только победить свой страх, но и возможно обеспечит победу.

Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, будто вы уже обладаете этой смелостью. Само собой разумеется, если вы не подготовлены, то никакие действия не помогут. Но если вы хорошо знаете, о чем вы собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох…

Установление контакта с аудиторией

Первое воздействие, которое осуществляется в течение 3с, является основным. При установлении контакта 70% зависит от невербального проявления (жесты, мимика, позы, расположение в пространстве). 23% зависит от паралингвистики говорящего (интонация, громкость речи, скорость, словоформы (стиль), грамотность). И только 7 % ! составляет смысл того, о чем говорится.

Таблица 1

Что способствует установлению контакта

Что не способствует установлению контакта

Мимика

Улыбка взглядом (уголками рта), искренность, открытость

Суровое выражение лица без эмоций, презрение, страх, гнев, сведенные брови

Жесты

Открытые

Открытые ладони от себя, дающие, мягкие, плавные

Закрытые

Берущие, к себе, резкие, повторяющиеся

Взгляд

Если человек стоит рядом с вами, и вы ведёте диалог, смотрите на переносицу, кончик носа, щёку

Не осматривайте человека целиком. Недопустимы взгляды в упор («два барана»), «свысока», «побитой собаки»

Поза

Если выступаете, транслируйте фигуру треугольника.

Ровная спина, опора на 2 ноги, небольшое расстояние между ног (полстопы)

Недопустима опора на одну ногу, ноги вместе

Паралингвистика

Доброжелательная интонация

Тембр голоса - располагают низкие голоса.

Если голос высокий - говорите чуть медленнее, увереннее

Громко, тихо, быстро, медленно,

высокий тембр голоса

Психолингвистика

Исключите слова с «не».

Вместо слова «нет» - используйте выражение - «это возможно при таких-то условиях».

Если в ответ на заданный вопрос надо ответить отказом, то объясните логично почему «нет: «Я понимаю, что вам неприятно, но сегодня, не получится», « мне жаль, что так вышло», «вы можете испытывать негативные чувства»

Отрицательное влияние оказывает использование слов «беспокоит», «не знаю», «не могу»,

На публичном выступлении основная мысль говорится трижды: на вступлении в контакт, в основной части, в завершении. См. таблицу 2.

Таблица 2

Часть выступления

Составляющие

Занимает времени

Даёт информации

Вступление в контакт

Подложка (вопрос, комплимент, интересная шутка)

Объединение с аудиторией

«Мы как жители города Серпухова…»

Зрительный контакт

Смотреть в разные сектора аудитории

2%

30%

Основная часть

Подготовка аудитории к главному сообщению (основная мысль здесь)

25%

30%

Завершение

Комментарий к главному сообщению

(дополнительные сообщения)

Ответы на вопросы

45%

10%

Работа с сопротивлением аудитории

Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каждый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышлений. Итак, оратор должен:

  • Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

  • Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не ";напиханным"; выступление разрозненными темами и не дополняющими одна другую.

  • Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессиональные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему непониманию.

  • Быть понятным при изложении содержания темы. Ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу.

  • Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

  • Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия основной идеи выступления.

  • Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических выражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

  • Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

  • Быть красноречивым. Время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необходимое впечатление.

  • Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую аудиторию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

  • Прежде всего, оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процессе подготовки своего доклада

Сопротивление аудитории, то есть отсутствие интереса к докладу, может быть пассивным (засыпание) и активным (разговоры в зале, выкрики, хождение по залу).

Чтобы «не спали» вам поможет изменение скорости, громкости речи, изменение тембра, голоса (вниз – прислушиваются), изменение в пространстве, жесты.

Чтобы оживить доклад или презентацию можно в выступление включить вопросы:

  • можно задать риторический вопрос («в чем смысл жизни?»)

  • конкретный вопрос (прямой « А вы задумывались о смысле жизни?»)

  • предложить проголосовать: пассивная игра ( поставить галочки); активная игра (сказать несколько слов по обсуждаемой проблеме, передавая предмет, например авторучку)

Что делать, если возникло активное сопротивление?

  1. Иногда работает молчаливая улыбка, но крайне редко!

  2. Вопрос к аудитории: «Кто-то ещё готов продолжить информацию?»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гирба к конкурсу профессионального мастерства

    Методические рекомендации
    ... –33. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентацияпрофессиональногомастерствакаксредствоповышенияквалификацииучителя. Учебно-методическое пособие. Под редакцией ...
  2. Управление образования и науки повышения квалификации и профессиональной

    Документ
    ... 1 шаг – презентация элективных курсов педагогами ... каксредствоповышенияквалификацииучителя в межкурсовой период». «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального ... учащегося и роста профессиональногомастерстваучителя. Обращение к личностно ...
  3. ЗАЯВКА на курсы повышения квалификации МОУ «СОШ № »

    Документ
    ... учащимися, как фактор повышенияквалификацииучителя. Алгоритм ... учителя технологии. Объем: 144 ч. Цель: повышение уровня профессиональногомастерства педагога. Содержание: Формирование профессиональной компетентности обучающегося профессионального ...
  4. СОДЕРЖАНИЕ Анализ реализации плана работы Управления образования 1 Обеспечение необходимых ресурсов для выполнения индикативных показателей развития системы образования

    Документ
    ... областного конкурса лучших учителей в 2011 году); - презентация опыта работы по теме ... - 2011»); - интерактивное занятие «Конкурс профессиональногомастерствакаксредствоповышенияквалификации педагога» (Кубушко Р.В., тренер-преподаватель ДЮСШ ...
  5. Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся Монография Санкт-Петербург 2011

    Монография
    ... Внеклассная работа – каксредствоповышения компетентности учащихся». В ... для повышенияквалификацииучителей; ... повышениипрофессиональнойквалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной ... использованием презентации, ... мастерство. ...

Другие похожие документы..