Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра филологии

Аникеева Надежда Александровна, кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВВ.

Специальность: 031001.65Филология,

(код по ОКСО)

специализация «Русский язык и литература»

Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой филологии

Протокол № ____ Протокол №____

«____» _____________2009 г. «____» ______________ 2009 г.

Декан факультета СГиЭН __________ Зав. кафедрой ______________

Урюпинск 2009 г.

Автор-составитель:

Аникеева Надежда Александровна, кандидат филологических наук,

доцент кафедры филологии,

Учебно – методический комплекс «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

1. Рабочая программа учебной дисциплины……………………… ………………………… 4

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………... 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………. 5

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины…………………………………………………. 6

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины………………………………………… 7

1.5. Содержание учебной дисциплины……………………………………………………. 9

1.6. Тематический план изучения дисциплины…………………………………………… 14

1.7. Список литературы по курсу…………………………………………………………… 17

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов………………………………………………………………………………

2. 1. Методические замечания по организации практических занятий……………….. 21

2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы для студентов……………………………………………………………………… 22

3. Учебно-методические материалы (УММ)………………………………………. …..

3.1. Лекции…………………………………………………………. …………………….... 31 3.2. Практические занятия…………………………………………………………………. 33

4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового

контроля………………………………………………………………………………………

4.1. Список текстов для обязательного чтения…………………………………………….. 43

4.2. Список текстов для дополнительного чтения…………………………………………. 44

4.3. Вопросы для модульных контрольных работ…………………………………………. 44

4.4. Примерные темы рефератов……………………………………………………………. 45

4.5. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………….. 46

5. Балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентовУФ ВолГУ по

дисциплинам кафедры филологии……………………………………………………

5.1. Общие положения ……………………………………………………………………… 47

5.2. Методические указания по организации рейтингового контроля по дисциплине «Зарубежной литература XVII-XVIII вв.»…………………………………………………. 50

1. Рабочая программа учебной дисциплины

«Зарубежная литература XVII-XVIII вв.»

1.1. Пояснительная записка

В ходе изучения зарубежной литературы XVII-XVIII веков предполагается знакомство с развитием литературного процесса, с деятельностью выдающихся писателей периода, который ознаменован назреванием и проведением первых буржуазных революций – английской, французской. При изучении зарубежной литературы XVII-XVIII вв. должны быть учтены две стороны: самостоятельная эстетическая ценность, неповторимое своеобразие памятников литературы этого периода – великих произведений Лопе де Веги. Корнеля, Расина, Мольера, Мильтона, Дефо, Свифта, Вольтера, Дидро, Руссо, Лессинга, Шиллера, Гёте и значение достижений литературы классицизма, барокко, основных художественных направлений эпохи Просвещения для последующего развития духовной культуры человечества.

В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям, рассматривать литературу на фоне исторического развития зарубежных стран, привлекать факты истории, философии, науки, искусства.

Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков предусматривает изучение литературного процесса двух веков.

Программа предусматривает такие формы учебной работы, как лекционный курс, семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс – 18 часов – ориентирован на выявление общих, типологически близких литературных явлений. Практические занятия – 18 часов – направлены на изучение конкретных художественных произведений в их национальной и общеевропейской специфике.

Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине:

1) подготовка к модульным контрольным работам;

2) чтение текстов, предполагающее ведение дневника читателя;

3) работа с научной литературой в библиотеке (конспектирование);

4) рефераты по предлагаемым темам;

5) домашние контрольные работы (для студентов заочного отделения).

Используемые формы контроля

  1. индивидуальное собеседование (дневник читателя);

  2. проверка конспектов научных источников.

  3. модульные контрольная работа для студентов дневного отделения; домашняя контрольная работа для студентов заочного отделения

  4. Рефераты.

  5. Зачет

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дневное отделение

Заочное отделение

Аудиторная работа

Лекции

18

10

Семинары

18

2

Лабораторные

-

-

Итого

36

12

Внеаудиторная работа

Курсовые работы

-

-

Дипломные проекты

-

СРС (рефераты, домашние работы, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, модульным контрольным работам)

40

64

Итого

40

64

Итоговый контроль

(форма)

зачет

зачет

Общая трудоёмкость

дисциплины

76

76

1.3. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины:

Основная цельдисциплины – изучение литературного процесса XVII-XVIII вв. в историческом аспекте.

Задачи дисциплины:

- рассматривать литературный процесс в историко-культур­ном контексте эпохи;

- выявлять национальную специфику литератур и межна­циональные литературные связи;

- анализировать литературные произведения, относящиеся к разным литературным родам и жанрам в единстве формы и содержания;

- выделять круг конфликтов и художественных персона­жей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов;

- формировать базовый понятийный аппарат.

Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п. 7.1 об­новленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профес­сиональной деятельности филолога:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.

Основные знания, умения, навыки, виды деятельности, кото­рым должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины:

  • осознанное восприятие лекционного материала и его даль­нейшее углубление в процессе самостоятельной работы и на практических занятиях;

  • формирование целостной картины историко-литературно­го процесса с пониманием своеобразия каждого из куль­турных этапов;

  • чтение и конспектирование необходимой литературы, фор­мирование индивидуального отношения к тексту;

  • освоение навыков литературного анализа художественного текста;

  • выделение имен ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетных изданий, серий, учебных пособий и справочников;

  • освоение необходимого круга эстетических понятий и тер­минов, используемых при анализе художественного произ­ведения и литературного процесса в целом;

  • умение в письменной форме ответить на контрольные во­просы по курсу;

  • умение дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения экзамена или зачета;

  • творческое применение полученных знаний в профессио­нальной деятельности в школе с учетом возраста учащих­ся, имеющихся у них знаний, характера задачи и т.д.

Основные понятия, которые должен освоить студент

в процессе изучения курса

Классицизм, просветительский классицизм, «Веймарский классицизм», «революционный классицизм», рационалистический метод, литературные типы, классицистический характер, конфликт чувства и долга, система жанров классицизма, классицистическая трагедия, нравоучительная комедия, комедия характеров, «высокая комедия», комедия-балет, «спор древних и новых»;

Барокко, гонгоризм, консептизм, маринизм, метафизическая школа, «поэзия кавалеров», религиозно-философская драма;

Ренессансный реализм, просветительский реализм, испанская национальная драма, «драма чести»;

Просвещение, энциклопедисты, просветительские направления в литературе, сентиментализм, «Буря и натиск», штюрмеры, теория «естественного человека», общественный договор, «робинзонада».

1.5. Содержание дисциплины

XVII век

XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы. Основные направления в литературе этого периода. Судьба ренессансного реализма в новых исторических условиях. Проблема термина.

Концепция мира и человека в искусстве барокко. Национальные формы барокко в литературе стран Европы.

Концепция мира и человека в классицизме. Нормативность эстетики классицизма. Гражданственность классицистического искусства. Система жанров классицизма. Литературные типы. Выражение в классицизме абсолютистских тенденций и протест против тирании.

Литература Франции

Основные вехи французской истории XVII в. Черты барокко в прециозной литературе (Д'Юрфе, М. де Скюдери, Вуатюр). Проблемы «бытового реализма» и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак, Сорель, Скаррон, Фюретьер). Предпосылки развития классицизма во Франции. Франсуа Малерб – первый французский классицист. Рационалистический метод Декарта и литература. Развитие принципов классицизма от Малерба до Буало.

Жизнь и творчество П. Корнеля. Трагедия Корнеля «Сид» – первое великое произведение французского классицизма. Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Художественное своеобразие этого произведения, его судьба в последующие века. Гражданственность и воспевание римской доблести в трагедии «Гораций». Принципы создания характеров в трагедиях Корнеля. Отличие ранних произведений драматурга от поздних трагедий.

Жизнь и творчество Ж. Расина. Трагедия Расина «Андромаха» – начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Расиновский психологизм. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра». Последний период творчества Расина. Трагедия «Гофолия».

Творчество Ж.-Б. Мольера. Ж.-Б. Мольер – великий реформатор комедии. Художественный метод Мольера. Раннее творчество писателя, усвоение опыта народного французского театра и итальянского театра масок (комедиа дель арте). Первые попытки преобразования комедии и споры вокруг мольеровской комедии «Школа жен». Расцвет творчества Мольера. Судьба комедии «Тартюф». Способы создания образа Тартюфа. Комедия «Дон Жуан». Черты, сближающие это произведение с литературой ренессансного реализма. «Мизантроп» – образец классицистической «высокой комедии». Комедия-балет Мольера «Мещанин во дворянстве». Отражение в конфликте комедии социальных противоречий эпохи абсолютизма. Проблема художественного метода в комедии. Мастерство Мольера-комедиографа. Особенности жанра комедии-балета. Средства сатири­ческого изображения действительности. Смех сатирический и смех карнавально-комедийный. Последние годы жизни и деятельности Мольера.

Жанр басни в творчестве Ж. Лафонтена. Отношение классицистов к прозе. Жанры классицистической прозы. Проза Паскаля, Севинье, Ларошфуко, Лабрюйера. Психологическое мастерство в романе М. де Лафайет «Принцесса Клевская». Сказки Шарля Перро и их место в литературе XVII в. Роль Перро в «споре древних и новых».

Литература Англии

Литературная борьба в предреволюционные годы. Черты барокко в творчестве Джона Донна. Развитие английской поэзии после Донна. Метафизическая школа и «поэзия кавалеров».

Революция в Англии и творчество Д. Мильтона. Поэма «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы.

Английская литература конца XVII в. (Бэньян, Бетлер, Драйден, Конгрив и др.) и переход к литературе эпохи Просвещения.

Литература Испании

XVII век – «золотой век» искусства Испании.

Особенности испанской национальной драмы. Творчество Лопе де Веги – крупнейшего представителя ренессансного реализма в литературе XVII в. Эстетические взгляды писателя. Типы комедий Лопе де Веги. «Фуэнте Овехуна». «Звезда Севильи» как образец «драмы чести». Комедия интриги.

Школа Лопе де Веги. Проникновение в испанскую национальную драму религиозных мотивов, принципов искусства барокко. Тирсо де Молина. Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» – появление образа Дон Хуана (Дон Жуана) как мирового художественного персонажа.

Творчество П. Кальдерона – вершина литературы барокко. Связь Кальдерона с традицией Лопе де Веги. Религиозная идея и ее воплощение в драме «Поклонение кресту». Концепция жизни человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Мастерство Кальдерона-драматурга в этом произведении.Поэзия барокко. Луис Гонгора и гонгоризм. Судьба плутовского романа в испанской литературе. Консептизм как испанская форма литературы барокко. Кеведо, Грасиан.

Закат культуры Испании в конце XVII в.

XVIII век

XVIII век в мировом литературном развитии. Исторические судьбы Европы, движение от английской к французской буржуазной революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки.

Просвещение – ведущая линия развития европейской культу­ры XVIII в. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению. Зарождение Просвещения. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.

Литература Англии

Творчество Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонады»). Идейно-художественное своеобразие романа.

Творчество Свифта. «Сказка о бочке» как сатира на религию и духовенство. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе.

Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII в.

Творчество Филдинга. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII столетия. Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «Джозеф Эндрюс» и полемика Филдинга с Ричардсоном. «История Тома Джонса, найденыша» – реалистическая картина английской действительности XVIII в.

Особенности сатирического метода Смоллета. Английская драма XVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р.Б. Шеридана в «Школе злословия».

Сентиментализм. Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX в.

Литература Франции

Историческая миссия французских просветителей, идеологически подготовивших буржуазную революцию. Лесаж. Роман «Жиль Блас» – история жизни талантливого простолюдина в феодально-дворянской Франции. «Жиль Блас» и жанр плутовского романа. Монтескье. «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Приемы раскрытия политической темы. Психологический роман аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско».

Творчество Вольтера. Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма «Генриада». Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница», ее восприятие в русской литературе (А.С. Пушкин). Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Художественные приемы в философской повести Вольтера. Вольтер и Россия.

Творчество Дидро. Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Театр Дидро. Утверждение жанра драмы. Дидро и Россия.

Творчество Руссо. Социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного со­стояния». «Общественный договор» — политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и ее раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Культ природы. Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе, Руссо и романтическая литература XIX в. Руссо и Россия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (69)

    Учебно-методический комплекс
    ... УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра русской и зарубежнойлитературы Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна Учебно-методическийкомплексподисциплине «Историязарубежнойлитературы: XVII-XVIIIвв.» Специальность: 050301 ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (236)

    Учебно-методический комплекс
    ... УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра русской и зарубежнойлитературы Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна Учебно-методическийкомплексподисциплине «Историязарубежнойлитературы: XVII-XVIIIвв.» Специальность: 031001 ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (84)

    Учебно-методический комплекс
    ... русской и зарубежнойлитературы Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна Учебно-методическийкомплексподисциплине «Историязарубежнойлитературы: I треть ... конца XVIII-XIX вв. Показать, что многие явления культуры и литературы, хотя ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира»

    Учебно-методический комплекс
    ... УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ ПЕНЗА ... гиксосами. На рубеже XVIII-XVIIвв. до н.э. с ... зарубежной и отечественной историографии. Александр Македонский в античной исторической литературе ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира»

    Учебно-методический комплекс
    ... УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ ПЕНЗА ... гиксосами. На рубеже XVIII-XVIIвв. до н.э. с ... зарубежной и отечественной историографии. Александр Македонский в античной исторической литературе ...

Другие похожие документы..