Главная > Документ


Можно привести и другие примеры. Вторую сотню лет добывают драгоценный металл в районе Бодайбо на севере Ир­кутской области. Многие золотоносные месторождения живут недолго, и потому вблизи них лепили временные поселки на десяток-другой лет. Такая стратегия градостроительного освоения этого края привела к тому, что здесь живут уже несколько поколений людей, добывающих крайне нужный стране драгоценный металл, а поселки и сам город Бодайбо застыли в своем градостроительном и социальном развитии. Вот уж действительно нет ничего более постоянного, чем временные решения.

Будущее не всегда можно предвидеть, но готовиться к нему надо, и в градостроительных прогнозах эту неопределенность лучше прибавлять с плюсовым знаком. Поэтому, закладывая новые города на Крайнем Севере, формируя их экономический и социальный потенциал, мы должны заботиться о тех, кто будет осваивать северные территории в грядущем веке. Надым, Новый Уренгой еще только строятся, но уже стали базовыми городами для освоения Ямбургского, Заполярного, Бованенковского месторождений. На очереди новые, пока еще не открытые геологами месторождения.

Следует помнить и о том, что одним из самых ценных ресурсов становится сама свободная, незаселенная, необжитая территория, где можно разворачивать разнообразную произ­водственную деятельность, в том числе и такую, которая небезопасна для густонаселенных регионов. Новые города Крайнего Севера образуют как бы плацдармы для возможного ис­пользования в перспективе свободных территорий. Поэтому выбор градостроительных площадок на Севере не может определяться только сиюминутными соображениями, и выгодами, без учета перспективы дальнейшего продвижения на Север.

Задачи широкомасштабного индустриального освоения Крайнего Севера невозможно представить без использования городских форм расселения.

Продвижение в высокие широты в современных условиях идет на основе городских или, как сейчас принято писать, урбанизированных форм производственной и социально-бытовой жизни населения. Можно представить, что будет, если на Крайнем Севере с его природно-климатическими условиями каждый новосел, семья станут самостоятельно заботиться о своем повседневном жизнеобеспечении: о продуктах питания, отоплении, транспорте и т. п.

Без централизованных, городских форм жизнеобеспечения на Крайнем Севере новоселы попадают в экстремальные условия. Вспоминается рассказ известного писателя, большого знатока Енисейского Севера Виктора Петровича Астафьева “Бойя”. Трое мужчин отправляются на пушной промысел в самый центр Таймыра. Полярная ночь, жесточайшие ветры, из­нуряющая забота о поддержании тепла в зимовье, цинга доводят крепких мужиков до того, что они бьются насмерть из-за пустяка. Пилоты, прилетевшие за охотниками, увидели такую картину: „На снегу сидят два здоровенных ознобленных му­жика и плачут. Через порог зимовья перевалился изможден­ный парнишка в нижней, просторной для него, рубахе и ровно в тайге кого кличет: „Е! Е! Е!..";

Заметим, что начало планомерного индустриального освоения арктических регионов было обеспечено широкой урбанизацией страны, когда стали технически возможны и экономически эффективны, в том числе и в северных условиях, централизованные, городские формы жизнеобеспечения.

Принципы организации социалистического города с его общественной собственностью на землю, централизованным планированием и управлением, удовлетворением многих первоочередных потребностей горожан за счет общественных фондов потребления создают необходимые условия для при­влечения и закрепления населения в северных регионах. Не случайно наиболее крупные и многолюдные города в арктической зоне планеты построены на Советском Севере. Самый северный город мира Заммерфест расположен лишь на один градус севернее Надыма, но намного ближе к теплым ветрам Гольфстрима. В нем проживает всего 5,5 тысячи жителей, меньше, чем в одном микрорайоне Норильска или Надыма.

Любой город должен строиться и развиваться, ориентируясь на удовлетворение материальных и духовных потребностей его населения, той общности людей, что проживает в нем или оказывается в зоне его влияния. В обжитых районах любое производство приспосабливается к городским условиям, согласуется с трудовыми ресурсами, энергетической базой, транспортными коммуникациями, наличием свободных территорий. Другой алгоритм развития города на Крайнем Севере, где нет свободных трудовых ресурсов. Здесь сначала принимается решение о развитии производства, на этой основе появляется потребность в кадрах, для привлечения и закрепления которых и строится город.

Поэтому в северном городе практически всегда складывается противоречие между потребностями в квалифицированных работниках и потребностями населения в жилье, учреждениях социально-бытового и культурного обслуживания. Если учитывать, что для городов Крайнего Севера характерны, как правило, очень высокие темпы развития производ­ства, то указанное противоречие может достигать значительной остроты.

Ситуация может быть еще более сложной, если потребность в кадрах носит временный, преходящий характер. Такая обстановка лихорадит развитие города, обостряет многие противоречия, вносит в его развитие значительный элемент неопределенности.

Особенность городских поселений заключается в том, что каждый город имеет определенные народнохозяйственные обязанности, занимает свое место в региональном или общесоюзном разделении труда. Эти функции определяют практи­чески все основные параметры города.

Задачи и проблемы освоения северных регионов внесли существенные изменения в наши привычные представления о функциях городов, их классификации.

Во-первых, среди северных городов выделяются опорные региональные центры освоения целых районов. Как правило, это крупные города с административными полномочиями, значительным научным и культурным потенциалом: Мурманск, Архангельск, Якутск, Магадан, расположенные на территории Крайнего Севера. Они имеют большой ареал влияния и играют существенную роль в освоении новых территорий. Правда, в отдельных случаях опорные для освоения Севера города находятся намного южнее - Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск и др. Непосредственное обеспечение процесса освоения, обустройства северных территорий входит в их народнохозяйственные функции и во многом определяет экономическое и социальное развитие этих городов.

Во-вторых, практика освоения северных территорий вызвала необходимость формирования базовых городов, центров крупных промышленных районов, территориально-производственных комплексов. Такие поселения развиваются как большие города с населением в 200—300 тысяч человек, с хорошо развитыми транспортными коммуникациями и социальной инфраструктурой. К этому типу можно отнести Сургут, Нижневартовск, Братск, Норильск. Территориально зона их влияния определяется расстоянием в 250-300 и более километров.

В-третьих, города - организационно-хозяйственные центры внутрирегионального значения с локальными связями. Население таких поселений формируется в пределах 100-150 тысяч человек, а зона их экономического и социального влияния определяется расстоянием в 100-150 километров: Нефте-юганск, Ноябрьск, Урай, Надым, Новый Уренгой, то есть большинство новых городов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

В-четвертых, рабочий поселок городского типа с относительно постоянным населением. Это достаточно распространенный тип поселения при освоении северных территорий. Такие социально-территориальные образования имеют устойчивую экономическую базу, хорошую перспективу развития и в дальнейшем часто перерастают в города. Они формируются в промышленных районах, где используются вахтовые способы организации освоения и эксплуатации место рождений. Нередко такие поселки строятся на Севере как спутники базо­вых городов.

Кроме того, на Севере широко распространены типичные для этих условий постоянные поселки со сменным населением. Это, как правило, вахтовые поселки нефтяников, газовиков, строителей, горняков, геологов, работающих по вахтовому или вахтово-экспедиционному методу. Они являются частью системы расселения района освоения и чаще всего административно подчиняются базовому городу. Постоянные поселки имеют уровень развития социальной инфраструктуры, необходимый для организации отдыха работников между сменами. Для примера приведем поселок Пионерский, куда прилетают на вахту нефтяники из города Стрежевого на севере Томской области. В поселке просторные общежития с пол­ным благоустройством, несколько столовых, спортивный зал, кинотеатр, баня и многое другое. Если в базовом городе нефтянику назначат процедуры, то их можно принимать и здесь в вахтовом поселке, в хорошо оборудованном медицинское пункте. Приезжают сюда и преподаватели вузов и техникумов для консультаций заочникам.

На первоначальных этапах освоения северных регионов когда еще нет полного представления о ресурсах, а также £ условиях трассового строительства трубопроводов, железных дорог, линий электропередач применяется и такая форма рас­селения, как мобильный экспедиционный поселок, который „кочует"; с места на место. Конечно, о социально-бытовом комфорте здесь чаще всего не приходится говорить. Создает­ся минимум бытовых условий. Правда, в последние годы сде­ланы шаги для создания в заводских условиях таких мобиль­ных поселков с определенным уровнем походного комфорта.

Практически любые поселки, постоянные или времен­ные, — это урбанизированные поселения. В. В. Трушков спра­ведливо видит в таких формах организации жизни людей раз­решение противоречий между специфическими городскими чертами материальной культуры в современных отраслях про­изводства и ограниченным развитием социально-бытовой и культурной среды малого поселения, хотя и городского типа, но с небольшим числом жителей. В этих расселенческих фор­мах проявляется одна из тенденций современной урбаниза­ции, когда градообразующими факторами являются такие от­расли общественного производства, для которых характерна рассредоточенность, мобильность самого предмета труда - лесная, нефтяная, газовая промышленность, транспортное строительство и др.

В условиях освоения Крайнего Севера города и поселки могут развиваться, во-первых, как точечные пункты при очаговом освоении и, во-вторых, как составные части групповых систем расселения при формировании промышленных районов, территориально-производственных комплексов. Конечно, складывающаяся концепция формирования города, рабочего поселка в значительной мере определяется этим обстоятельством. Очаговое освоение, точечное размещение предполагает большую автономность поселения и соответствующее развитие его социального потенциала.

Поисками целесообразных путей формирования расселе­ния на осваиваемых территориях много занимаются и на Зарубежном Севере. Признанным вариантом является создание центрального базового города, сосредоточивающего функции социального обслуживания всей системы расселения и окруженного сетью поселков-спутников с минимальным комплексом сферы обслуживания (небольшой клуб, медицинский пункт, начальная школа и т. п.). Широко распространены на Севере Канады временные городки, в которых используются десятки и сотни жилых автофургонов и автоприцепов. В отдаленных и труднодоступных районах такие мобильные поселки создаются из сборных домов, доставляемых вертолетами.

Классическим примером такой системы расселения является проект развития Среднеканадского коридора, предложенного комитетом Р. Ромера. Здесь планируется создать сеть региональных центров — городов с населением до 250 тысяч человек, каждый из которых будет находиться в полосе зависимых от него постоянных поселков. Нетрудно заметить, что такие идеи в немалой степени опираются и на советский опыт формирования территориально-производственных комплексов и соответствующих им систем расселения при освоении ресурсов Нижней Ангары, Таймыра, Среднего Приобья, Тюменского Севера, Северо-Востока.

Известно, что население Крайнего Севера за годы Советской власти увеличилось в 6 раз. К середине восьмидесятых годов на Крайнем Севере проживало примерно 5% населения Российской Федерации, в основном горожане. Более того, увеличение численности жителей северных регионов идет только за счет городского населения. Достаточно привести такой факт, что за 20 лет формирования Западно-Сибирского нефте­газового комплекса на его территории возникло 16 новых городов и более 40 поселков городского типа.

Процессы урбанизации Севера оказывают заметное воздействие на демографическое развитие коренных народов. Только за 1959—1970 годы городское население у народностей Севера удвоилось. Если к этому добавить перемещение из мелких селений в более крупные, то можно говорить о значительном повышении территориальной мобильности коренного населения под воздействием урбанизации северных регионов, Главным показателем урбанизации территории является удельный вес городских жителей. Если в Тюменской области в середине восьмидесятых годов в городах и рабочих поселках проживало 72% населения, то в Ямало-Ненецком автономном округе, где осваиваются нефтегазовые месторождения, городское население составляет почти 90%. Такие же высокие показатели характерны для Кольского полуострова. Магаданской области и других северных территорий, где разворачиваются активные процессы освоения, промышленного развития.

Дело здесь заключается в том, что основные виды производственной деятельности северян, за исключением традиционных промыслов коренного населения, объективно требуют высокоурбанизированного образа жизни, а следовательно, и городских форм организации осваиваемого пространства вне зависимости от величины поселений. К этой характеристике относится содержание производственной деятельности на крупных высокомеханизированных предприятиях Севера, высокие денежные доходы населения, да и источники их формирования. Здесь, как правило, отсутствуют личные подсобные хозяйства. Для северян характерна высокая социальная и территориальная мобильность и городские по своему существу формы проведения досуга. Одним словом, с самого начала освоения люди ведут урбанизированный, городской образ жизни. Социологи отметили, что быстрее привыкают, адаптируются к северным условиям те, кто приехал сюда из городов. Для вчерашнего селянина жить и работать на Севере — труднее вдвойне, так как ему приходится приспосабливаться и к климатическим условиям, и к городскому укладу жизни.

Таким образом, экстремальным климатическим условиям Севера в большей степени соответствует урбанизированная организация жизни людей. Она более эффективна и в экономическом, и социальном плане. И чем дальше процесс индустриального освоения затрагивает северные территории, тем больший уровень урбанизации требуется от создаваемых здесь поселений. Имеется в виду централизация всего коммунального обслуживания, в первую очередь систем жизнеобеспечения, особая забота о развитии общественного транспорта, социально-бытового обслуживания. Эта важная закономерность требует соответствующего отражения в практике управления.

Часто еще на Севере можно столкнуться с парадоксальной ситуацией: с одной стороны, в процессе производства люди обслуживают самую современную технику, а с другой — их собственное, социально-культурное обслуживание, организация их быта находится на уровне заброшенного села. На работе человеку предъявляют требования последние достижения научно-технической революции, он должен быть высококультурным горожанином в полном смысле этого слова, чтобы соответствовать им, а в быту вынужден оставаться деревенским, по существу, жителем, так как ему приходится заботиться об отоплении, водоснабжении своего неблагоустроенного дома, заниматься самообеспечением. И это не просто теоретические рассуждения. В начале 1986 года в городе нефтяников Нягани обеспеченность жильем составляла всего 1,9 квадратного метра на человека. Здесь не в диковинку были очереди за хлебом, некачественная вода, отсутствие всякого бытового обслуживания, самодельные нагревательные приборы в общежитиях.

Только 25,6% новоселов Ямбурга дали положительную оценку своему жилью, удовлетворительную - 37,2%, остальные поставили неудовлетворительную или уклонились от ответа. Еще ниже они оценивают организацию общественного питания и торговли. Возможности для культурного отдыха устраивают только 5,3% жителей, для спортивно-оздоровительных занятий —3,9%. Медицинским обслуживанием довольны только 22,5%. Такие оценки низки даже для пионерного поселка. Конечно, на Ямбурге высоки денежные доходы населения. Пока они удерживают людей, а завтра?

Качество системы жизнеобеспечения любого поселения, его возможности для удовлетворения многогранных материальных и духовных потребностей людей следует считать его социальным потенциалом. В конечном счете степень привлека­тельности того или иного города определяется чаще всего им. Основная градостроительная специфика северного города как раз в том и заключается, что он должен иметь значительный запас прочности, больший социальный потенциал по сравнению с равными по численности городами в средней полосе. Чем се­верней формируется город, сложнее климатические условия района его строительства, тем в большей степени следует обеспечивать этот запас прочности в системах жизнеобеспечения, в развитости социальной инфраструктуры. Возникает резонный вопрос: почему северный город должен иметь более раз­витую социальную инфраструктуру, социальный потенциал?

Во-первых, материальные потребности населения северных городов (продукты питания, одежда, жилье) существенно выше, чем в других городах. По данным отдела социальных проблем труда и народного благосостояния Центрального научно-исследовательского института при Госплане РСФСР, в условиях холодного климата потребности человека в питании (по калорийности) повышаются в среднем на 20%, общий нормативный расход средств на приобретение одежды в расчете на одного человека увеличивается на Севере примерно в 2 раза. Потребности в жилой площади, в медицинском обслуживании также заметно повышаются.

Во-вторых, в своем большинстве северные города с самого начала формируются как базовые поселения, организационно-хозяйственные центры освоения определенной территории. Северный город, не будучи административным центром, несет экономическую и социальную ответственность за район освоения, обслуживает эту территорию, образует его экономический, информационный, культурный базис. Он часто становится местом постоянного жительства для значительной части специалистов, работающих в вахтовом режиме. Значит, социальная инфраструктура таких городов должна устанавливаться с учетом этой региональной специфики.

Известно, что одна из основных целей социальной политики нашего общества — выравнивание условий жизни в различных регионах страны, стирание социально-территориальных различий. Для северян такая политика означает необходи­мость создания более высокого социального потенциала поселений. Основания для этого требования, как мы убедились, есть.

Теперь поговорим подробнее об условиях жизни в северном городе. Главным показателем здесь является развитость его жилой среды, то есть ее благоустроенность, инженерное оборудование, комфорт. Состояние жилой среды, в свою очередь, в значительной мере определяет процессы экономиче­ского и социального развития города. От степени обеспеченности жильем зависят производительность труда, уровень заболеваемости, число детей в семье и многие другие параметры социального и демографического развития. Потребность в жилище относится к естественным потребностям человека, удовлетворение которых рассматривается как предварительное условие жизни.

В условиях урбанизированного образа жизни происходит изменение самого назначения, функциональной роли жилья. Квартира служит уже не только для отдыха, восстановления сил. Современный горожанин получает, не выходя из квартиры, значительную часть политической, научной и культурной информации. Здесь он имеет возможность заниматься творческой деятельностью, самообразованием, любительским трудом. Эти тенденции отмечаются исследователями во всех городах без исключения. Понятно, что такие особенности должны быть еще в большей степени важны для населения северных городов, где люди чаще проводят внерабочее время в стенах своей квартиры.

Экстремальность климата Крайнего Севера в первую очередь сильно увеличивает функциональную нагрузку на жилье, выполняющее компенсирующую роль по отношению к природным условиям. Поэтому обеспеченность им, степень его комфортабельности в решающей мере определяют образ жизни северян.

Несмотря на то что в северных городах относительно легко получить благоустроенную квартиру, немалая часть населения высказывает неудовлетворенность прежде всего жилищными условиями. Отмечается и такая особенность: комфорт жилья начинает выступать самым весомым фактором закрепления населения в северных городах, даже по сравнению с размером заработной платы. (См.: Проблемы совершенствования жилых и общественных зданий и комплексной застройки в городах и поселках Севера. С. 56.)

Есть основания предполагать, что значимость этого фактора в северных городах повышается с возрастом, увеличением коэффициента семейности, интенсивности производства, степенью интеллектуальности труда.

Принцип развития жилой среды в социалистическом обществе - каждой семье отдельную квартиру или индивидуальный дом. Конечно, в северных городах и в особенности на первоначальных этапах их строительства для его реализации нет необходимых условий. Здесь часто выходят из положения с помощью так называемых балков, сборно-щитовых домиков, вагончиков и другого временного жилья. Но перспективные планы развития городов должны учитывать необходимость обеспечения северян таким жильем, когда каждый член семьи будет располагать отдельной комнатой и сверх того семья получит еще одну общую комнату для всех, причем на каждого человека придется по 17—20 квадратных метров полезной площади. Просмотр телепередач, занятия с детьми, встречи и общение с друзьями, любительская деятельность — все эти и многие другие занятия будут реализовываться в общей комнате — специальной зоне досуга. Функциональной перегрузки комнат не будет. Такая градостроительная политика в северных городах отвечает основным тенденциям развития социалистического образа жизни.

Население городов в районах с экстремальными природно-климатическими условиями предъявляет к своему жилью и некоторые специфические требования. Семья на Севере, как правило, имеет много зимней одежды и обуви, возникает необходимость заготовки и хранения витаминных продуктов для зимних месяцев. Однако в квартирах северян недостаточно места для хранения сезонной одежды, ягод, овощей. При опросах жители северных городов указывают на желательность холодной кладовой при кухне, а также специальных помещений при многоквартирном доме, столярной мастерской, места для хранения спортивного инвентаря, автоматизированной прачечной и т. д. На Крайнем Севере важна проблема раз­вития именно обслуживающей структуры многоквартирного дома, и прежде всего помещений культурно-бытового, спортивного назначения коллективного пользования.

В плане дальнейшего повышения качества жилья можно рекомендовать и более широкое применение встроенной мебели самого различного функционального назначения. Развитие этой тенденции кроме удобства для северян может принести и ощутимые экономические выгоды в городах Севера, куда доставка мебели осуществляется за счет государства и обходится нередко дороже ее стоимости.

Немалую часть своего свободного времени северяне используют для расширения профессиональных знаний, культурного кругозора, занятий техническим творчеством. Город должен не только обеспечить человеку определенный фонд свободного времени, но и создать условия для его эффективного и содержательного использования. В этом и заключается основной смысл развития урбанизированной поселенческой среды.

Согласитесь, что трудно представить себе неторопливую прогулку по воздуху в зимнем северном городе. Северяне иначе, чем жители более южных городов, организуют свой досуг. Жесткость погоды (Первые зимовщики в Антарктиде, столкнувшись с тамошними условиями, решили оценивать погоду по жесткости, сочетанию мороза и ветра. Была принята схема: каждый метр скорости ветра приравнивался к двум градусам мороза. Вот такая антарктическая схема оценки жесткости погоды прижилась на Крайнем Севере. Например, в де­кабре 1976 года в Норильске были отмечены порывы ветра до 25 метров в секунду при температуре 47 градусов ниже нуля. По шкале жесткости — почти стоградусный мороз. Что касается ощущений человека при такой погоде, то, пожалуй, первым цивилизованному миру о них поведал российский академик Александр Федорович Миддендорф, совершивший в 1842 году экспедицию на Таймыр. ,,Внезапно нас обнял невыносимый, адский холод. Сначала резко, с ощущением уколов сотнями стекольных осколков, он стал жечь нам лицо и захватывал дыхание, потому что рот судорожно сжимался перед этим натиском воздуха";) в длительный зимний период ограничивает круг основных мест их пребывания. Лишь сравнительно небольшая часть населения постоянно пользуется общественными культурными и спортивными центрами в самое холодное и темное время года. Однако ничто не говорит о том, что они здесь не нужны. Напротив, становится теплее, конечно по северным понятиям, и появляются очереди в кинотеатрах, трудно попасть на концерты, в спортивные залы.

Вопрос, и немалый, заключается и в том, в какой степени следует учитывать экстремальные условия северной природы при застройке городов, ограждая человека от жесткого климата. Известно, что разработаны проекты застройки северных городов под куполом, где жители максимально изолированы от окружающей среды, то есть урбанизированная среда в полном смысле становится искусственной. Все перемещения людей в таком городе происходят только по закрытым галереям. Широко разрабатывались проекты северных городов под куполами или поселков, состоящих из блоков 16—20-этажных домов в Швеции, США, Великобритании, Японии, Канаде, ФРГ. Целое направление в архитектуре. Однако все такие проекты остались на бумаге.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ВВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА

    Документ
    ... ВВЕДЕНИЕИНДУСТРИАЛЬНОЕОСВОЕНИЕСЕВЕРА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГООСВОЕНИЯ ВЫСОКИХ ШИРОТ ЗАЧЕМ ЛЮДИ ЕДУТ НА СЕВЕР ...
  2. взаимодействие глобальных национальных и региональных экономических интересов в освоении севера и арктики

    Монография
    ... проектов (NOPEF), Северный индустриальный фонд (NI) и ... Система налогообложения с введением Налогового кодекса пережила ... Национальные экономические интересы в освоенииСевера....... 1.3. Геоэкономическое позиционирование Севера и Арктики России....... ...
  3. Аникеева мария евгеньевна оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения

    Автореферат диссертации
    ... развития железных дорог в зоне индустриальногоосвоения; систематизировать методы и инструменты стратегического ... содержание работы Во введении обоснована актуальность темы ... преимущественно в неосвоенных районах Сибири, Севера и Дальнего Востока, а ...
  4. Введение в экономическую географию и региональную экономику россии

    Учебное пособие
    ... кандидат географических наук, доцент Введение в экономическую географию и региональную ... Дальнем Востоке). 8. Районы пионерного индустриальногоосвоения с избытком сырьевых и (или ... . В регионы европейского Севера и Северо-Запада в рассматриваемый период ...
  5. Введение в регионоведение

    Автореферат диссертации
    ... _________________________________________________________ М.В. Иванова ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ Издательство Томского ... местными природными условиями. Индустриальная и, тем более, ... , используется для сравнения путей освоениясевера Канады и Аляски, с ...

Другие похожие документы..