Главная > Документ


Вместе с тем в Канаде высказывается немало критических суждений о проведении исследований на посредственном уровне и в традиционных областях, не требующих риска, указывается на слабость информационной базы, нехватку средств.

Проблемы промышленного освоения северных территорий все в большей мере становятся объектом международного научного сотрудничества. В последние годы состоялся ряд международных конференций по полярной медицине, урбанизации, адаптационным возможностям человека, вахтовым методам освоения, социально-экономическому и культурному развитию коренных народов.

С большой заинтересованностью мировая общественность встретила предложения СССР о международном сотрудничестве в освоении ресурсов Севера, Арктики. Здесь крайне важен обмен опытом, знаниями, совместная разработка общей концепции развития северных территорий. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев, выступая в Мурманске, предложил провести конференцию приарктических государств по координации научных исследований, создать международный арктический научный совет. (См.: Правда. 1987. 2 окт.)

Современный научно-технический прогресс сделал возможным освоение практически любых высоких широт. Но вые поколения техники все меньше зависят от природных условий, появилась возможность создания материалов с заданными свойствами, новых видов транспорта, связи. Условия Крайнего Севера, конечно, требуют повышенных затрат на сооружение транспортных коммуникаций, создание энергетической базы, поселений, и потому здесь выгоднее реализовывать самые последние научно-технические разработки, использовать не только новую, но и прежде всего приспособленную к северным условиям технику. Установлена такая закономерность: чем более суровы природные условия, дальше от обжитых мест находится район освоения, тем выше экономический и социальный эффект от применения высокопроизводительной техники, комплексной автоматизации. Это означает, что в некоторых случаях применение новой техники, технологии, которая пока экономически невыгодна в средней полосе, может быть оправдано на Крайнем Севере. Здесь очень важно ломать сложившиеся стереотипы экономического мышления. Можно привести немало примеров, когда в районах освоения придерживаются традиционных решений даже там, где их нелепость, как говорится, видна невооруженным глазом. Вот небольшие станции на трассе Байкало-Амурской магистрали, где весь персонал — несколько десятков человек. Здесь северные условия, нужен гарантированный и постоянный источник тепла. Казалось бы, поставь автоматическую электрокотельную (а таких разработок достаточно), тем более что линия электропередачи идет вдоль магистрали. Но нет, срабатывает стереотип: надо беречь электроэнергию, и сооружают угольную котельную с числом работников, сопоставимым со штатным расписанием железнодорожной станции. Все это делается в угоду инструкциям, которые никак не учитывают реальную ситуацию.

Стратегия индустриального освоения северного региона предполагает прежде всего выбор обоснованной научно-технической политики. Верно заметил Г. А. Агранат, что научно-технический прогресс во многих случаях — предпосылка самой физической возможности хозяйственного освоения и заселения ранее недоступных территорий Крайнего Севера.

Природно-климатические, горно-геологические условия Севера требуют не просто высокопроизводительной, эффективной техники, но и специально приспособленных технологии и машин в северном варианте. Традиционные горные, строительные, транспортные машины на Севере изнашиваются в 2 — 3 раза быстрее, чем в средней полосе страны, на которую они рассчитаны. При низких температурах снижается производительность стандартных автомобилей, экскаваторов, бульдозеров, буровых установок. Замечено, что на машинах даже поломки значительно чаще происходят с наветренной стороны. В последние годы машиностроительные заводы начали выпускать технику в так называемом „северном"; исполнении. Но, во-первых, ее пока мало; во-вторых, такие машины чаще всего подогнаны к экстремальным условиям Севера, а не сконструированы специально. Сейчас машины, оборудование по кустарному переделываются в местах их использования, на что расходуется в десятки раз больше средств и времени. По подсчетам экономистов, из-за нехватки специализированной техники для северных регионов потери народного хозяйства ежегодно составляют порядка 3 миллиардов рублей. Даже части этих средств было бы достаточно для создания нужной техники.

Приспособление техники к северным условиям идет различными путями: во-первых, создание специальных машин, оборудования в “северном” варианте для использования в экстремальных условиях; во-вторых, модификация стандартных технических средств; в-третьих, отбор из числа созданных машин и оборудования более приспособленных к северным условиям.

Принципиально важным направлением региональной научно-технической политики становится учет экологических факторов. Появились специальные транспортные средства: болотоходы, платформы на воздушной подушке, пневмокатках, нетканые синтетические материалы для сохранения вечной мерзлоты при строительстве коммуникаций и т. п.

Необходимость для районов Крайнего Севера региональной научно-технической политики определяется не только прямой экономической эффективностью специальной техники, приспособленной к экстремальным условиям. При освоении Севера на первый план в сложных технических системах выдвигается проблема повышенной надежности. В экстремальных природно-климатических условиях любая остановка технических устройств систем жизнеобеспечения и тем более аварии чреваты катастрофическими последствиями. Здесь нужна гарантированная надежность линий электропередач, транспортных коммуникаций.

Несколько лет назад из-за неправильной прокладки линии электропередач в районе Нижневартовска случилась авария и трое суток по основному направлению электро-энергия была отключена. В результате народное хозяйство потеряло нефти по стоимости больше, чем все затраты на электросети здешнего нефтегазового комплекса. Электропогружные насосы на Севере часто разбирают до винтика и проверяют на надежность из-за низкого, километры труб отправляют назад — не держат расчетного давления. Одним словом, проблема гарантированной надежности технических систем, создаваемых для условий Крайнего Севера, становится центральной в научно-технической политике.

Следующее важное положение региональной научно-технической политики заключается в том, что кроме надежности и высокой экономической и экологической эффективности машины и технические устройства должны здесь защищать человека от экстремальных условий окружающей среды. Достаточно вспомнить многочисленные дни на северных стройках, предприятиях, когда машины останавливаются из-за низкой температуры, а люди продолжают работать вручную. В полярную зиму трудно завести двигатель, ликвидировать даже небольшую поломку.

Научно-техническая мысль должна ликвидировать парадоксальную ситуацию: люди берут на себя выполнение функций машин и технических устройств, если те не выдерживают экстремальных условий.

Вот выступление В. В. Молозина, бригадира монтеров пути, Героя Социалистического Труда, на Тюменской областной партийной конференции: „Мы работы не боимся, но нам не хватает хороших машин, механизмов, теплых вахтовок. В любую погоду едем на открытых машинах, в лучшем случае в . оборудованных тентами машинах";. Стали журналистским ' штампом обмороженные лица и обледенелые спецовки буровиков как своеобразные свидетельства их самопожертвования и трудового подвижничества. Во времена гласности, критического переосмысления, в том числе и журналистских: шаблонов, реже задаются вопросом: „А, собственно, почему люди должны работать в обледеневшей одежде, обмораживать руки и лица?"; Современные технические возможности вполне позволяют из легких синтетических наполнителей изготавливать панели и утеплять буровую установку так, что северяне будут работать без верхней одежды в самые крепкие морозы.

В связи с перемещением основных плацдармов индустриального освоения в высокие широты с их экстремальными условиями экономическая наука обосновала необходимость расширения связей и разделения функций между базовыми городами в северных районах, где разворачивается освоение, и опорными центрами в обжитых регионах. В южных районах можно готовить строительные конструкции полной заводской готовности, индустриальными методами ремонтировать технику для Севера. В Западной Сибири пионером такой организации строительного дела стало объединение „Сибкомплектмонтаж";. Здесь готовят крупные блоки до 1000 тонн, начиняют их всевозможными механизмами, автоматикой и затем доставляют на Север, где из отдельных блоков монтируются котельные, очистные сооружения, перекачивающие станции. Возможности этого метода: при традиционной организации строительства мощную котельную коллектив в 500 человек будет строить не меньше трех лет. При использовании блочного метода одна бригада на монтаже управляется за несколько месяцев.

Но в таком разделении труда можно идти значительно дальше. Собственно, с чего начинается процесс промышленного освоения нового района? В народном хозяйстве появляются потребности в природных ресурсах, которые уже не могут быть восполнены другими путями, скажем, за счет увеличения его производства в обжитых районах или при более экономичном использовании. После осознания новых потребностей, сложившихся диспропорций взвешиваются научно- технические, инвестиционные, транспортные возможности и принимается решение о начале освоения нового района с необходимыми ресурсами. Реализация такой задачи поручается конкретным организациям. На подготовительном этапе определяются участники, то есть формируется внерегиональный комплекс освоения, нацеленный на достижение необходимого результата. Масштабы такого внерегионального комплекса, если речь идет о крупном регионе освоения, могут быть весьма внушительны. Так, для предприятий и организаций Западно-Сибирского нефтегазового комплекса только проектные работы выполняют более ста институтов, оборудование поставляют тысячи предприятий, а непосредственно участвуют в строительстве на осваиваемой территории организации практически всех союзных республик. Конечно, к внерегиональному комплексу в первую очередь относятся те предприятия и организации, чьей основной задачей является участие в освоении нового района. Размеры, масштабы внерегионального комплекса освоения могут быть настолько значительны, что для руководства его деятельностью создаются специальные органы управления. Например, для Западно-Сибирского нефтегазового комплекса — это межведомственная территориальная комиссия Госплана СССР, Научный совет Сибирского отделения АН СССР.

С началом освоения усилиями внерегионального комплекса институтов управления начинает формироваться, часто с нулевой отметки (если речь идет о малообжитой территории), внутрирегиональный комплекс освоения. По мере его развития все больше самых разнообразных функций передается сюда, вплоть до полной самостоятельности на завершающих этапах, когда район освоения по основному кругу научно-технических и социально-экономических показателей достигает необходимого уровня и может действовать как относительно автономная социально-экономическая система в общественном разделении труда, обеспечивающая потребности народного хозяйства в необходимых ресурсах, а переселившихся сюда людей — в необходимых условиях жизнеобеспечения. Тогда процесс освоения нового района можно считать завершенным.

Такая схема освоения характерна прежде всего для тех районов, которые существенно не отличаются от обжитых мест по природно-климатическим условиям, имеют устойчивые транспортные связи. На Крайнем Севере разделение обязанностей между внешним и внутренним комплексами освоения может складываться по-иному. Здесь в силу целого ряда обстоятельств, и прежде всего климатических условий, требуется другая организация дела.

С некоторой долей условности участников освоения можно разделить на две группы: первая — работники, труд которых непосредственно необходим в самом районе освоения, и вторая — работники, которые участвуют в процессе освоения, как говорится, опосредованно. Без их труда невозможно осваивать новую территорию, но само их присутствие здесь необязательно. Поэтому тенденция перемещения в районы освоения Крайнего Севера многих звеньев управления, снабженческих контор, проектных и научно-исследовательских организаций не всегда оправданна. Ведь если посмотреть поглубже, то мотивами такого перемещения являются не столько интересы дела, сколько личные, групповые интересы работников в связи с заметным повышением их заработка. Если учесть дополнительную нагрузку на создаваемую немалым трудом социальную инфраструктуру северных городов и поселков, то представляется, что такая практика может сдерживать разрешение многих социально-экономических проблем в северных районах освоения, обострять диспропорции и должна критически оцениваться при разработке стратегии нового освоения.

Механизм разделения труда в процессе освоения северных регионов необходимо формировать несколько иначе, чем в практике традиционного управления социально-экономическим развитием в среднеширотных районах. При освоении Крайнего Севера внерегиональный комплекс должен брать на себя как можно большую нагрузку в проектном и научном обслуживании, снабжении, подготовке кадров и по многим другим вопросам. И чем дальше на Север продвигается индустриальное освоение, тем в большей мере просматривается такая закономерность в разделении труда. Все, что можно подготовить в обжитых районах (проекты, сборно-разборное жилье, крупные узлы промышленных сооружений), следует доставлять на Крайний Север в готовом виде. Такое разделение труда является не признаком социально-экономической неразвитости районов освоения, как полагают некоторые специалисты, а результатом умелого планирования, управления, обеспечивающего всемерную экономию общественного труда, высокую эффективность освоительных процессов.

Эта закономерность индустриального освоения районов с экстремальными природно-климатическими условиями является системообразующим фактором при выработке стратегии освоения. Возможности ее реализации нарастают по мере ускорения научно-технического прогресса, развития транспортных средств. Все шире практикуется закрепление крупных промышленных и культурных центров страны за строительством городов, транспортных коммуникаций, культурного обслуживания населения в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Байкало-Амурской магистрали.

В период массового освоения, строительства часто требется сосредоточить значительно более крупные коллективы чем потребуется в перспективе для постоянной эксплуатации построенных в северных районах предприятий. При последовательном разделении функций внешнего и внутренней комплексов освоения, основной и вспомогательной групп участников освоения появляется возможность с большей эффективностью использовать научно-технический, трудовой культурный потенциал обжитых районов для освоения новых территорий в сложных условиях, обходиться минимальным числом работников, шире использовать мобильные метода организации производства, избежать многих противоречив в развитии северных городов и поселков.

В последние годы ученые и практики выработали осноные принципы региональной научно-технической и экономической политики освоения Крайнего Севера. Сейчас самым слабым местом здесь являются социальные вопросы. Они долгое время отодвигались на второй план. Более того, широко распространилась точка зрения: не стоит создавать крупную материальную базу освоения. ,,Придем, пробурим, пробросим трубопроводы, автоматизируем и будем качать нефть и газ Выхватим необходимые ресурсы, обходясь минимумом рабо­чих рук, ничего не строя капитально";. Понятно, что забота о человеке, условиях его жизни за рамками производствен­ной деятельности из этой концепции просто-напросто выпа­дает. Престижность северных районов, когда нет отбоя от предложений желающих сюда приехать, выработала и соответ­ствующую психологию организаторов — „приехал работать — работай, а отдыхать будешь на „материке";.

Конечно, становление крупных регионов Севера, их комплексное экономическое и социальное развитие не могут опираться на столь зыбкие, пропитанные технократизмом подходы. При выработке стратегии освоения Севера надо идти it человека, его потребностей, ценностей социалистического образа жизни, основательно решать, какими путями обеспечить высокопроизводительную работу, содержательную социальную и культурную жизнь, сохранение здоровья людей.

Стоит оглянуться назад и вспомнить о том, что в тридца­тые—сороковые годы основные освоительные проекты на Се­вере выполнялись спецконтингентом — заключенными, ссыль­ными. Такая рабочая сила не требовала отдельных квартир, детских садов, культурных центров. Эти люди не задавали вопросов, отбывая свой срок. Сотни лагерей по всему Евро­пейскому и Азиатскому Северу позволяли, не считаясь с экономическими и социальными реальностями, не заботясь о создании самых элементарных условий, прокладывать Беломор­канал, осваивать Кольский полуостров, Таймыр, Магадан. От этих недоброй памяти времен „лагерной индустриализации"; остались на северных землях мертвые железные дороги наподобие недостроенной магистрали Салехард— Дудинка, забро­шенные поселки. Эпоха подневольного труда при освоении Севера в годы культа личности Сталина - предмет исследований историков, экономистов. Первые их публикации появи­лись в наших газетах, литературных журналах.

Мы затронули эту тему вот из каких соображений. К. Маркс в свое время заметил: „Традиции всех мертвых по­колений тяготеют, как кошмар, над умами живых";. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 119.) Десятилетиями индустриальное освоение северных регионов велось трудом подневольных людей. Водителями, механиками работали люди нередко с докторскими дипломами. Все затраты на их обустройство сводились к временным баракам. Не эти ли психологические стереотипы протягиваются из прошлого, продолжают действовать кое-где и сегодня? Не потому ли из освоительных программ выбрасываются в первую очередь объекты социальной инфраструктуры, так необходи­мые в суровых северных условиях для нормальной жизни человека?

Социальные концепции индустриального освоения и обживания северных регионов должны вытекать из социальной политики нашей партии и государства. Применительно к пред­мету нашего разговора особый смысл имеет реализация таких задач, как последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости, анализ социально-территориальных различий в уровне жизни населения. Привлечение квалифицированных кадров в районы нового индустриального освоения на Крайнем Севере, создание здесь относительно стабильного населения требуют особого внимания к социальному развитию трудовых коллективов, формирующихся городов и рабочих поселков.

Активная и сильная социальная политика должна быть гибкой политикой, чутко реагирующей на особенности жизни отдельных социальных, профессиональных и территориальных групп населения. Гибкость в формировании и реализации основных целей социальной политики имеет особый смысл для районов нового освоения. Здесь много различных специфических особенностей в механизме проявления общих закономерностей социально-экономического развития на уровне семьи, трудового коллектива, социально-территориальной общности. Если они не учитываются в практике управления, то резко замедляются темпы реализации намеченных освоительных программ, снижается эффективность, появляются деформации в региональном развитии.

Важнейшей частью комплексных программ освоения северных регионов должен быть всесторонний учет интересов коренного населения', сохранение традиционных отраслей хозяйства, бытового уклада, родного языка и культуры. Писатель Ю.Рытхэу на заседании правления Союза писателей РСФСР, где обсуждались проблемы коренных народов Севера, заметил: „Создавая новые мощные промышленные регионы, области высокой современной культуры, ты идешь по земле, где и раньше текла своя жизнь, где века люди разных народов имели свой очаг, делали свое дело, пели свои песни. Уважай прошлое этих народов...";

С индустриальным освоением Севера связан переход некоторой части коренного населения, как здесь выражаются, „на железную работу";: в промышленность, строительство, транспорт. Повышается миграционная активность коренных жителей, их переселение в новые города и поселки. Конечно, для них возникают непростые вопросы адаптации к условиям городской жизни с его многолюдьем регламентированным Э трудом, жизнью в замкнутом пространстве.

Однако в первую очередь надо считаться с тем, что индустриальное освоение высоких широт затрагивает коренные интересы малых народов Севера, резко сокращая границы, возможности традиционных промыслов, меняя социально- профессиональную структуру населения, демографические ориентации, культурно-бытовой уклад и многое другое. С одной стороны, было бы неразумно ориентироваться на консервацию сложившегося за много веков патриархального уклада жизни. В таком варианте социально-экономическое развитие малых народов возможно в основном за счет патерналистского к ним отношения создания системы всевозможных льгот, которое может формировать иждивенчество, потребительское

отношение к жизни.

Практика индустриального освоения северных регионов дает немало примеров бесконтрольного, бездумного разрушения самих условий существования коренных народов.

До начала освоения нефтегазовых месторождении в Западной Сибири две трети коренного населения этих мест — ханты, манси, эвенки трудились в традиционном для них охотничьем и рыболовном промысле, оленеводстве. Через 20 лет в промысловых отраслях было занято меньше половины коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа. А ведь среди рабочих, инженеров основных профессий — нефтяников, газовиков, строителей, елей геологов — коренных жителей единицы.

На Сахалине, где особенно последовательно проводилась линия на вовлечение коренного населения в новые отрасли экономики, сосредоточение его в крупных поселках и городах, обозначились негативные последствия такого волевого подхода к социально-экономическому развитию. Представители коренного населения, не имея необходимой специальной подготовки, вынуждены устраиваться чаще на малоквалифицированные работы. При вовлечении коренного населения Севера в процессы индустриального освоения надо помнить, что это люди своеобразного уклада жизни и неосторожная его ломка, даже с самыми лучшими намерениями, может привести к отрицательным результатам, порождать отчуждение, бродяжничество, алкоголизм, высокую агрессивность и другие социальные недуги.

В последнее время в центре общественного внимания оказался крупный проект освоения Енисейского Севера — строительство Туруханской гидроэлектростанции. В многотомном технико-экономическом обосновании строительства этого гидроузла не нашлось места для комплексного анализа экологической обстановки, вопросов социально-экономической жизни целого региона — Эвенкийского автономного округа. Искусственное море, созданное плотиной в двести с лишним метров, затопит 9 тысяч квадратных километров благодатных речных долин в бассейне Нижней Тунгуски. Это один из основных районов расселения эвенков — народа с исторически сложившимся типом хозяйства, основанного на оленеводстве, охотничьем и рыболовном промысле. Предложение энергетиков о переводе освободившихся „людских ресурсов"; на производство сувениров в специально построенных поселках не выдерживает критики. Поэтому исполком окружного Совета народных депутатов автономного округа наотрез отказался согласовывать указанный проект. (См.: Известия. 1988. 9 сент.)

Приведенные факты убеждают, что назрела необходимость более широкого подхода к этой проблеме. Интересы коренных народов Севера можно будет в полной мере учитывать в практике крупномасштабного индустриального освоения северных регионов только при юридическом закреплении приоритета сложившихся способов хозяйствования коренного населения в местах их традиционного проживания, наибольшего сосредоточения. Для этого необходимы соответствующие законодательные акты.

Аналогичные проблемы характерны и для промышленного освоения Зарубежного Севера. Канадский труд по данной проблеме указывает: „В течение длительного времени у народов Арктики сложились особые культурные традиции, связанные с природной средой. Любое новшество, нарушающее равновесие в природе, наносит ущерб жителям Арктики. Поэтому промышленное освоение Севера (строительство шахт, разработка месторождений нефти и газа, гидропроекты) должно вестись продуманно и осторожно, с учетом возможных социально-культурных и социально-экономических последствий";.( Industrial Activities on the Arctic Environment: 1.е8а1 Considerations and International Liabilities. (Arctic Air Pollution. Edited by В. Stonehou- se. — Cambridge; Cambridge University Press, 1986. P. 272.)

Обострение социальных проблем индейского поселка Рэй на берегу озера Марион в северо-западной части этой страны попытались разрешить за счет строительства нового поселения. Градостроительная площадка была выбрана поближе к шоссе. Но когда новый поселок Рэй-Эдзо был построен, из 1300 жителей переехало лишь несколько семей. Большинство индейцев остались на берегу озера.

Коренные жители накопили бесценный опыт активной жизни в экстремальных условиях Крайнего Севера, разумного использования растительных и животных ресурсов тундры, тайги, морского побережья. Промышленное освоение этих территорий, рост городского населения резко увеличивает потребности в продуктах питания, теплой одежде. Конечно, лучше их производить на месте. Поэтому расширяются экономические предпосылки для развития оленеводства, клеточного звероводства, заготовки даров природы — сфер приложения т да коренного населения. В развитии традиционных видов хозяйственной деятельности северян могут органично использоваться кооперативные виды собственности, самоуправление, которые больше соответствуют исконным общинным формам организации трудовой деятельности и бытового уклада коренного населения Крайнего Севера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ВВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА

    Документ
    ... ВВЕДЕНИЕИНДУСТРИАЛЬНОЕОСВОЕНИЕСЕВЕРА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГООСВОЕНИЯ ВЫСОКИХ ШИРОТ ЗАЧЕМ ЛЮДИ ЕДУТ НА СЕВЕР ...
  2. взаимодействие глобальных национальных и региональных экономических интересов в освоении севера и арктики

    Монография
    ... проектов (NOPEF), Северный индустриальный фонд (NI) и ... Система налогообложения с введением Налогового кодекса пережила ... Национальные экономические интересы в освоенииСевера....... 1.3. Геоэкономическое позиционирование Севера и Арктики России....... ...
  3. Аникеева мария евгеньевна оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения

    Автореферат диссертации
    ... развития железных дорог в зоне индустриальногоосвоения; систематизировать методы и инструменты стратегического ... содержание работы Во введении обоснована актуальность темы ... преимущественно в неосвоенных районах Сибири, Севера и Дальнего Востока, а ...
  4. Введение в экономическую географию и региональную экономику россии

    Учебное пособие
    ... кандидат географических наук, доцент Введение в экономическую географию и региональную ... Дальнем Востоке). 8. Районы пионерного индустриальногоосвоения с избытком сырьевых и (или ... . В регионы европейского Севера и Северо-Запада в рассматриваемый период ...
  5. Введение в регионоведение

    Автореферат диссертации
    ... _________________________________________________________ М.В. Иванова ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ Издательство Томского ... местными природными условиями. Индустриальная и, тем более, ... , используется для сравнения путей освоениясевера Канады и Аляски, с ...

Другие похожие документы..