Главная > Документ


Такая политика царского правительства определялась тем, что уровень развития производительных сил капиталистической России, темпы роста ее промышленного потенциала не вызывали необходимости освоения природных ресурсов Севера. В немалой степени запреты на научные исследования, промышленную разработку месторождении объяснялись и технической отсталостью России, опасностью конкуренции со стороны других государств, которые стремились закрепиться на арктическом побережье. Царское правительство получило немало предложений, вплоть до строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Восточную Сибирь и Аляску. Американские и японские компании вели широкую торговлю и морской промысел на Северо-Востоке страны.

Освоение Севера в полном смысле этого слова, его планомерное заселение началось только в советское время. С победой Великой Октябрьской социалистической революции были устранены социально-экономические причины, сдерживающие промышленное развитие этих районов. Широкое изучение и использование природных богатств Сибири, Крайнего Севера стало частью общего плана реконструкции страны. На заседании отдела по изучению Севера Академии наук РСФСР в мае 1918 года академик А. П. Карпинский указывал на необходимость обратить особое внимание на изучение Северного края с его неисчерпаемыми и все еще малоисследованными богатствами... дабы продуктивно их использовать... поднять культуру и благосостояние всего отечества";. (Кольцов А. В. Ленин и становление Академии наук как центра советской науки. Л., 1969. С. 90).

Многие исследователи убедительно показывают, что планы промышленного освоения восточных и северных районов страны, формирования здесь мощных промышленных комплексов обоснованы В. И. Лениным. У него нет специальных работ по этим проблемам. Но если свести воедино мысли, идеи, предложения, высказанные в отношении развития промышленности Сибири, то убеждаешься: у В. И. Ленина была стройная система взглядов, целеустремленный план предусматривавший комплексное освоение природных богатств этих громадных территорий.

Особое значение он придавал освоению Северного морского пути, вникая буквально во все стороны этой сложной проблемы. В 1920 году состоялась встреча В. И. Ленина с известным полярным исследователем Фритьофом Нансеном. В беседе с ним Владимир Ильич развернул перспективу создания Северного морского пути. На первом этапе ставилась задача организации регулярной связи между создаваемыми портами в устьях сибирских рек и Архангельском. На втором этапе планировалась прокладка пути на Восток вдоль всего, северного побережья Советской России.

Первые шаги в изучении и освоении Севера были сделаны уже в двадцатые годы. По инициативе В. И. Ленина в 1921 году создается плавучий морской институт для изучения Арктики. В том же году Совет Труда и Обороны молодой республики организовал Ямальскую экспедицию, которая должна была отыскать водные пути в Туруханском крае и на полуострове Ямал. К ее работе В. И. Ленин проявлял живейший интерес, следил за продвижением, немедленно откликался на все просьбы. На заседании Совнаркома были обсуждены результаты экспедиции, доказавшие необходимость более глубокого изучения этого края.

По свидетельству академика И. М. Губкина, в связи с поручениями В.И.Ленина ему несколько раз приходилось писать обстоятельные записки по ухтинской нефти. „Ленин, — вспоминает академик, — не давал покоя такому сонному и неповоротливому учреждению, как Геологический комитет, и понуждал его искать для молодой республики нефть, уголь, сланец";. (Губкин И. М. Избранные произведения. М., 1954. С. 587)

По распоряжению В. И. Ленина и при его непосредственной поддержке ВСНХ организовал Северную научно-промысловую экспедицию, перед которой была поставлена задача изучения производительных сил Европейского Севера. В 1925 году в связи с расширением масштаба исследований она была преобразована в Институт по изучению Севера при ЦИК СССР.

Все, кто близко знал В. И. Ленина, кто работал с ним над перспективами развития страны, свидетельствуют, что Сибирь в ленинских планах занимала очень большое место. Председатель Западно-Сибирского совнархоза П. И. Воеводин писал, что В. И. Ленин „этому району нашей страны... придавал огромное значение, особенно его энергетическим, топливным ресурсам. Он ясно видел замечательные перспективы развития широкого использования природных богатств еще не разбуженного тогда края” (Правда. 1962. 22 апр)

В довоенные годы велось освоение природных ресурсов Европейского Севера. На Кольском полуострове под руководством академика А. Е. Ферсмана были открыты крупнейшие в мире месторождения апатито-нефелиновых руд, создана мощная база производства фосфатного сырья. Медно-никелевые руды Кольского полуострова стали основой цветной металлургии в советском Заполярье.

В 1930 году на XVI съезде партии была намечена генеральная линия продвижения советской промышленности в восточные районы страны к уникальным источникам сырья и топлива. Понятно, что осваивались в первую очередь природные ресурсы только относительно доступной в транспортном отношении и благоприятной по природно-климатическим условиям южной полосы Сибири и Дальнего Востока: строительство Урало-Кузнецкого комбината, Комсомольска-на-Амуре. На Крайнем Севере закладывались лишь самые первые индустриальные очаги, порты на трассе Северного морского пути— Диксон, Певек, Игарка, Провидение и др.

Уже первый опыт промышленного освоения позволил из основных тенденций продвижения на Север, развития его производственного потенциала вывести определенные закономерности. Во-первых, чем севернее, экстремальнее условия промышленного освоения, тем уникальней, незаменимей для народного хозяйства должны быть намечаемые к освоению природные ресурсы. Во-вторых, масштабы и темпы промышленного освоения северных регионов определяются в значительной мере развитостью научно-технического и экономического потенциала страны.

В предвоенные годы, пожалуй, самым трудным по сложности и самым важным по значению стала разведка и освоение медно-никелевых руд Таймырского полуострова. В 1919 году Геологическим комитетом снаряжается Енисейская экспедиция под руководством Н. Н. Урванцева. На вооружении экспедиции — кайлы, ломы, лопаты. Экипировка: сапог—десять пар на 15 человек; теплой одежды нет; продовольствия в месяц на каждого: муки ржаной — 12 килограммов, крупы — 1,5 килограмма, масла и сахара — 200 граммов, махорки и мыла — 400 граммов, спичек — две коробки. Кроме того, сухарей ржаных на всех 15 пудов. В 1921 году первые образцы руды, доставленные в Петроград, показали высокое содержание в ней меди, никеля и металлов платиновой группы.

В 1925 году по указанию Председателя ВСНХ Ф. Э. Дзержинского Норильская экспедиция получает три буровых станка „Крелиус"; и три трактора фирмы „Рено";. Начальником экспедиции назначается личный секретарь Председателя BC' П. С. Аллилуев.

До начала тридцатых годов в глубь полуострова можно было попасть только с ноября до мая — без риска провалиться под лед. В 1925 году геологи испытали в Норильском районе сильнейшую пургу, которая началась 19 июля и продолжалась до 4 августа. Глубина снежного покрова достигла 50 сантиметров.

0 трудностях первопроходцев Таймыра свидетельствуют радиограммы тех лет.

Иркутск. Востоксибзолото. 22.03.32

На ваш запрос сообщаем, что Норильскстрой имеет цехи: хозяйственный, конный транспорт, олений транспорт, механический транспорт, строительный, геологоразведочный. В первых пяти цехах работают в одну смену, в шестом — в три смены. Зарембо.

Из Иркутска. Норильск. Зарембо. 15.04.32 Наряд овса аннулирован. Доведите норму овса три килограмма. Получите, используйте лошадям отходы, пыль действующих мельниц. Проявите гибкость, изворотливость. Федотов.

Иркутск. Востоксибзолото. Федотову. 16.04.32

Ближайшая мельников за две тысячи верст... Пора знать условия Норильска и не смешить людей, работающих на Севере. Зарембо. (Львов А.П. Норильск. Красноярск, 1977. с. 30-31)

В 1936 году были пущены рудники. В том же году начали строить большой завод, город. 29 апреля 1942 года с Дудинского аэродрома поднялся старенький самолет с 1110 килограммами норильского никеля, так нужного металлургическим, танковым заводам страны.

В послевоенное время приоритетное развитие получило освоение Ангаро-Енисейского региона, формирование на основе уникальных гидроэнергетических ресурсов крупных промышленных комплексов. Практически на незаселенном месте были построены города Братск, Железногорск-Илимский, Усть-Илимск, создан мощный промышленный потенциал.

В сентябре 1953 года в районе поселка Березово ударил первый в Сибири фонтан природного газа. Спустя семь лет на берегах реки Конды у поселка Шаим геологи приобрели и первый нефтяной фонтан. К настоящему времени геологи открыли на Обском Севере более трехсот месторождений нефти и газа, среди которых такие уникальные, как Самотлорское, Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В целом разведанные запасы углеводородного сырья Западной Сибири составляют большую часть союзных, притом что геологическая изученность этого края пока еще в десятки раз ниже других районов страны.

На основе накопленного научно-технического и социально-экономического опыта освоения северных территорий с начала шестидесятых годов начинается новый этап индустриального продвижения в высокие широты. Накопленный нашей страной технический и экономический потенциал позволил уже на порядок увеличить масштабы и темпы освоительных процессов, расширить круг ресурсов и территорий, вовлекаемых в хозяйственный оборот, реализовать новые организационные подходы.

На Дальнем Севере по преимуществу применяется выборочное, очаговое индустриальное освоение, которое позволяет использовать самые ценные месторождения необходимых народнохозяйственному комплексу природных ресурсов.

Очаг индустриального освоения — это относительно замкнутое хозяйство, которое ведется для развития одной отрасли, одного предприятия. Строится небольшой город или рабочий поселок монофункционального типа с автономным энергоснабжением. Завоз грузов и отправление продукции, как правило, сезонные, требуется большое складское хозяйство. Часть таких очагов нового освоения планируется на временное существованиеотработку месторождения. Другие становятся плацдармами индустриального освоения северных регионов, и на их базе постепенно складываются промышленные узлы, территориально-производственные комплексы.

По-иному обстоит дело на Ближнем Севере. На его значительной части идет процесс сплошного освоения путем формирования крупных территориально-производственных, комплексов, промышленных узлов, то есть создаются не отдельные предприятия, а группы взаимосвязанных производств с единой инфраструктурой, строительной базой, складываются целостные системы расселения с большими городами. Такие процессы характерны для Среднего Приобья, междуречья Ангары и Лены, значительной части Европейского Севера. Процесс индустриального освоения этих территорий приобретает бурный, можно сказать, взрывной характер, настолько стремительны темпы строительства предприятий, промыслов, транспортных магистралей, городов.

Естественно возникает законный вопрос: а насколько оправдано та такое стремительное продвижение промышленности в северные регионы? Ведь известно, что здесь строительство предприятий и городов обходится, по крайней мере, в 1,5 – 2 раза дороже чем в средней полосе страны; да и климат, скажем так, не самый лучший для проживания населения. Рассмотрим эти вопросы.

К настоящему времени на европейской части страны вместе с Уралом (четвертая часть территории СССР) сосредоточено три четверти населения и четыре пятых объема промышленного производства. Без сомнения, эти районы имеют возможности и для дальнейшего развития промышленного производства. Однако в долгосрочной перспективе нельзя не считаться с такими неблагоприятными последствиями, как нарастающий дефицит сырьевых, энергетических ресурсов, пресной воды. Концентрация индустрии в традиционных промышленных центрах при сложившемся уровне потребления ресурсов во многих случаях уже привела к неблагоприятным экологическим последствиям. По данным печати, в 102 промышленных центрах страны сложилась неблагополучная экологическая обстановка, и речь будет идти о выводе ряда предприятий из крупных промышленных городов. Кроме того, размещение новых предприятий даже чистых в экологическом отношении идет, как правило, за счет земель, которые могут использоваться для сельского хозяйства, отдыха населения.

Если же говорить о восточных районах страны, то приходится также считаться с тем, что и южные районы Сибири уже в немалой степени задействовали свои территориальные ресурсы и здесь строительство новых городов, промышленных предприятий идет за счет изъятия земель, ценных в сельскохозяйственном плане.

Ряд ведущих промышленных центров Урала, Кузбасса, Красноярского края оказались в критической ситуации по загрязненности водоемов, атмосферного воздуха, что заметно сказывается на здоровье, увеличивает миграцию населения.

Здесь уже нужны природовосстановительные программы, чтобы не подвести дело к экологической катастрофе.

Выход один — начинать новое промышленное строительство в малоосвоенных районах, а это в основном северные территории. Не исключено, что в ближайшие десятилетия сюда придется перемещать и некоторые производства из крупных промышленных центров.

Планомерное и рациональное размещение производительных сил является не только главным условием роста его эффективности и интенсификации, но и совершенствования всей гаммы общественных отношений. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали эту принципиальную особенность развития коммунистической общественной формации. “Только общество - как писал Ф. Энгельс, — способное установить гармоническое сочетание своих производительных сил по единому общему плану, может позволить промышленности разместиться по всей стране так, как это наиболее удобно для ее развития и сохранения...” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 307)

Эта идея была основополагающей для социалистического общества на всех этапах его развития. Вместе с тем, если оценивать общую ситуацию в народнохозяйственном комплексе, нельзя не видеть, что производственные фонды промышленности сосредоточены в основном в европейской части страны, топливно-энергетические и сырьевые ресурсы в значительной мере — за Уральским хребтом, а заметный прирост трудовых ресурсов, увеличение числа трудоспособного населения, для которого нужны рабочие места, — в южных районах страны.

В принципе самым эффективным вариантом развития народнохозяйственного комплекса было бы использование избыточного населения в трудоспособном возрасте из южных районов страны для освоения природных ресурсов восточных регионов. Это позволило бы рационально обеспечивать все на- родное хозяйство сырьем, топливом, древесиной и т. п. Имен- но такой сценарий экономического развития страны и про- водится в последние десятилетия. С реализацией этого курса связано широкомасштабное освоение новых территорий. XXVII съезд партии подтвердил эту принципиальную особенность экономической политики. „Предстоит и далее улучшать структуру сложившихся территориально-производственных комплексов и хозяйственных связей, приближать в максимальной степени предприятия по переработке сырья к местам его добычи... Составной частью экономической стратегии партии было и остается ускоренное развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока ";. (Материалы ХХVII съезда КПСС. М., 1986, С. 145 — 146)

Конечно, сразу возникает вопрос: а поедут ли люди, привыкшие к теплому климату, на работу в северные районы? Поедут, если создать хорошие социально-бытовые условия, обеспечить высокий заработок, установить некоторые социально-экономические льготы.

Районы нового промышленного освоения Сибири (а они, как мы это показали, сосредоточены в основном на территории, которую относят по природным и хозяйственным условиям к Крайнему Северу) в результате интенсивного развития производительных сил имеют, как правило, положительное сальдо в миграционном обороте с другими регионами. Достаточно привести такой пример. В одиннадцатой пятилетке, всего за пять лет, население Ямало-Ненецкого и Ханты- Мансийского автономных округов, на территории которых в основном действует Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, а точнее, его добывающая часть, увеличилось с 860 тысяч до 1,5 миллиона человек, то есть почти в 2 раза. Откуда и по каким мотивам приехали сюда люди — это отдельный вопрос. Пока для нас важно отметить то обстоятельство, что большинство северных районов освоения, экстремальные по природным условиям, в миграционных потоках имеют показатели с плюсовым знаком.

В Сургуте, Нижневартовске; Коми АССР уже много лет работают несколько тысяч граждан Болгарии, которые на основе межправительственных соглашений участвуют в освоении природных ресурсов Севера и обеспечивают поставки в республику нефти, природного газа, древесины, целлюлозы.

Теперь посмотрим, как используется ресурсный потенциал Севера в интересах всего народнохозяйственного комплекса страны. Сегодня эти районы освоения — главный источник самого ценного органического топлива — природного газа, нефти, газового конденсата, многих цветных металлов, природных алмазов и многого другого. Например, на долю Западно-Сибирского нефтегазового комплекса приходится две трети добычи нефти в стране и больше половины природного газа. Подавляющая часть нефти и природного газа используется в европейской части страны, обеспечивая населению - тепло и свет, предприятиям — сырье и топливо, государству—валюту. Топливо, цветные металлы, древесина, добытые в районах освоения Севера, составляют основу развития многих отраслей народного хозяйства.

Приведенные факты убеждают. Однако даже при таких масштабах индустриального освоения рано утверждать, что северные районы уже вышли на уровень своего оптимального вклада в народное хозяйство. Подсчеты геологов показывают, что здесь сосредоточено три четверти топливных запасов СССР, больше половины минеральных ресурсов, две трети запасов древесины.

Ориентация экономики на ресурсосберегающие технологии не внесет заметных изменений в намеченную стратегию продвижения индустрии в северные районы. И вот почему. Во- первых, наша страна единственная в мире удовлетворяет все свои потребности в энергетических ресурсах и в сырье за счет своих запасов. Немалая часть топлива и сырья экспортируется, в основном в страны Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Объемы добычи топлива и сырья измеряются сотнями миллионов тонн. Такое изъятие разведанных запасов, естественно, приводит к тому, что месторождения обжитых районов интенсивно отрабатываются и для удовлетворения даже стабильных потребностей народного хозяйства и экспорта приходится перебазировать добывающую промышленность в новые, в основном северные регионы.

Настоятельная потребность дальнейшего наращивания потенциала нового освоения, продвижения промышленности в северные регионы определяется и тем, что за счет здешних месторождений можно компенсировать снижение добычи топлива и сырья в других регионах нашей страны из-за ухудшения горно-геологических условий. По расчетам Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, на рубеже 2000 года в Сибири будет добываться около 70% органического топлива страны.

Эти расчеты дают основание утверждать, что Сибирь, и прежде всего ее обширные северные территории, будет развиваться в режиме интенсивного индустриального освоения. С точки зрения генеральной перспективы на 20 — 25 лет многие сегодняшние программы освоения должны расцениваться только как пионерный этап, как плацдарм будущего продвижения, период накопления технологического, организационного опыта освоения.

К примеру, прокладка от Лены до Амура транспортной магистрали в 3200 километров, строительство железнодорожной трассы до Якутска открывают возможность промышленного освоения территории почти в 2 миллиона квадратных километров. Имеющиеся в нашем распоряжении оценки природных ресурсов показывают, что в перспективе здесь возможно формирование более десятка ТПК на базе лесных массивов в верховьях Лены, калийных солей Непского свода, Удоканского месторождения меди на севере Читинской области. Академик М. Трофимук считает, что в северных районах Восточной Сибири нас ожидают еще более богатые нефтегазовые провинции, чем на западносибирской равнине.

Атомные ледоколы делают реальной круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что открывает новые возможности для транспортной доступности и промышленного освоения арктического побережья. Сегодня в любое время года морские суда приходят из Мурманска в Дудинку, доставляя на ледовый припай грузы для геологов, газовиков, строителей. Если считать арктическими территории, лежащие у Северного полярного круга, то они составляют 2,2 миллиона квадратных километров, десятую часть суши нашей страны. Моря Северного Ледовитого океана имеют обширный шельф с относительно небольшими глубинами, которые уже становятся объектами геологической разведки и промышленного освоения.

Границы индустриального освоения Севера на Чукотке, Таймыре, Ямале вышли на побережье Ледовитого океана. Поселок Ямбург на берегу Обской губы стал эпицентром освоения промышленного района. Здесь работают десятки тысяч новоселов. И это в субарктической пустыне, где ветер с океана зимой несется, как через аэродинамическую трубу. Участники первого десанта на Ямбург, прибыв сюда санным поездом в 1981 году, пилой разделывали глыбы льда, чтобы иметь питьевую воду, топором рубили промерзлый хлеб.

Может, действительно, не надо торопиться с выходом в такие экстремальные по климатическим условиям для жизни человека и крайне трудные для индустриального строительства районы? Ведь удорожание здесь двух-трехкратное. Затраты на доставку сюда, скажем, кирпича в морской упаковке доходят до рубля за штуку.

Но, с другой стороны, весь прирост добычи в стране природного газа до конца восьмидесятых годов планируется получить на Ямбургском газоконденсатном месторождении, в девяностые годы — на Ямале (Бованенковское месторождение). Других таких месторождений у нас пока нет. Экономисты подсчитали, что задержка с вводом в эксплуатацию Ямбурга только на один год обернется для страны потерей нескольких миллиардов рублей. Не будет природного газа его придется заменять другими видами топлива. Но добыча природного газа примерно в 10 раз ниже стоимости эквивалентного количества угля шахтной разработки. Только перевод крупных промышленных центров на природный газ может существенно улучшить здесь экологическую обстановку. Поэтому даже переброска природного газа на несколько тысяч километров по трубопроводам оборачивается многомиллиардными прибавками в наш национальный доход. Вот зачем надо идти на Север, жить и работать в этих местах.

III. СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ВЫСОКИХ ШИРОТ

Индустриальное освоение северных регионов как важнейшее условие реализации экономических планов развития нашего общества требует обоснованной, всесторонне взвешенной с технической экономической, социальной экологической точек зрения концепции размещения промышленности городов производственной и социальной инфраструктуры. Эта концепция должна быть привязана к региональным условиям, „свойствам географической среды";. Одно дело — научно-техническое и социально-экономическое обоснование проектов индустриального освоения Ближнего Севера и совсем другое — выход в районы Дальнего Севе а, на арктические территории.

Чем дальше продвигается индустриальное освоение в высокие широты, тем в большей степени необходимо всестороннее обоснование намеченных проектов — экономическое, медико-биологическое, экологическое, социальное, демографическое, архитектурно-градостроительное и т. п. Все с большей очевидностью просматривается необходимость комплексных исследований, долгосрочного прогнозирования процессов освоения.

Сегодня в нашей стране складывается своего рода северное направление в научных исследованиях. Президиум Академии наук СССР организовал в Тюмени научно-исследовательский институт проблем освоения Севера. Назначение этого форпоста академической науки, по мнению его директора В.П. Мельникова, — высвечивать крупные проблемы освоения высоких широт, привлекать научные силы других институтов. Предусмотрено формирование научного центра Сибирского отделения АН СССР для глубокой проработки стратегии развития Севера Западной Сибири. Академический институт медицинских проблем Севера создан в Красноярске, биологических проблем Севера — в Магадане. Ученые сибирских вузов объединили свои усилия в рамках комплексной программы „Социальный прогресс Сибири";. Одна из задач программы — социально-экономические проблемы освоения в экстремальных природно-климатических условиях. Понятно, что цель таких организационных шагов — как упреждающее, так и сопровождающее научное обеспечение крупных проектов освоения Севера.

Примечательно и другое. Для исследования северных регионов начинают применяться новейшие методы. Здесь широко используются аэрокосмические приемы разведки полезных ископаемых, контроля за экологической обстановкой, спутниковые системы телефонно-телеграфной связи, телевизионного вещания. Космические системы открывают, например, оперативный доступ к крупным вычислительным центрам геофизикам полевых партий для обработки сейсмической информации, проектировщикам — для инженерных расчетов. В Новом Уренгое впервые в газопромысловой практике создан трест инженерно-геологического мониторинга. Его основная задача — проведение геокреологических изысканий перед строительством промыслов. Известно, как коварна вечная мерзлота.

В последние годы многие проблемы Севера активно изучаются в зарубежных научных центрах. По заданию Национального фонда США университетом Аляски разработана программа развития этого штата „Человек и освоение Арктики";. В этом университете создан специальный институт экономических исследований. Центр по изучению Севера сформирован в университете Мак-Гилла в Монреале. Образована Канадская ассоциация университетов, исследующих северные территории. Выдвинуто предложение о создании Национального института Канады по полярным исследованиям, информационного центра полярных исследований.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ВВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА

    Документ
    ... ВВЕДЕНИЕИНДУСТРИАЛЬНОЕОСВОЕНИЕСЕВЕРА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГООСВОЕНИЯ ВЫСОКИХ ШИРОТ ЗАЧЕМ ЛЮДИ ЕДУТ НА СЕВЕР ...
  2. взаимодействие глобальных национальных и региональных экономических интересов в освоении севера и арктики

    Монография
    ... проектов (NOPEF), Северный индустриальный фонд (NI) и ... Система налогообложения с введением Налогового кодекса пережила ... Национальные экономические интересы в освоенииСевера....... 1.3. Геоэкономическое позиционирование Севера и Арктики России....... ...
  3. Аникеева мария евгеньевна оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения

    Автореферат диссертации
    ... развития железных дорог в зоне индустриальногоосвоения; систематизировать методы и инструменты стратегического ... содержание работы Во введении обоснована актуальность темы ... преимущественно в неосвоенных районах Сибири, Севера и Дальнего Востока, а ...
  4. Введение в экономическую географию и региональную экономику россии

    Учебное пособие
    ... кандидат географических наук, доцент Введение в экономическую географию и региональную ... Дальнем Востоке). 8. Районы пионерного индустриальногоосвоения с избытком сырьевых и (или ... . В регионы европейского Севера и Северо-Запада в рассматриваемый период ...
  5. Введение в регионоведение

    Автореферат диссертации
    ... _________________________________________________________ М.В. Иванова ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ Издательство Томского ... местными природными условиями. Индустриальная и, тем более, ... , используется для сравнения путей освоениясевера Канады и Аляски, с ...

Другие похожие документы..