Главная > Инструктивно-методическое письмо


Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Иностранный язык стал в настоящее время общепризнанным средством межкультурной коммуникации, эффективным рычагом развития образовательного и культурного потенциала, интеллектуальных и личностных способностей современного школьника. Важная составная часть концепции стандартов общего образования - определение Фундаментального ядра содержания общего образования по иностранному языку, где рассмотрена специфика иностранного языка как учебного предмета и определена основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения иностранному языку являются:

  • предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);

  • коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;

  • языковые знания и навыки;

  • социокультурные знания и навыки;

  • учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).

II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя иностранного языка в 2011-2012 учебном году

В 2011 - 2012 учебном году в целях повышения качества иноязычного образования в общеобразовательных учреждениях области необходимо руководствоваться следующими нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, БелРИПКППС:

Федеральный уровень

1.Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009 г) «Об образовании»;

2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.04, № 14-51-102/13 ";О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";;

5. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

6. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

7. Примерные программы по иностранным языкам (английский, немецкий, французский языки);

8. «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранному языку»;

9. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). Просвещение, 2010;

10. Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru,;

11. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003;

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

13.Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2011 г. Регистрационный № 19739);

14.Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 8020 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776).

Региональный уровень

1. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году»;

2. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана её реализации»;

3. Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов» от 27.02.2009г. № 9-06/547-ИВ;

4. Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области» от 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА;

5. Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области№ 9-06/2233-ЛИ ";О деятельности органов управления образованием по организации изучения английского языка в дошкольных образовательных учреждениях» от 29.05.2008 г. и № 9-06/2766-ЛИ;

6. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 05.05.2008г. №9-06/1847-ЛИ «Об организации начальной профессиональной подготовки в условиях реализации универсального и профильного обучения»;

7. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

8. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 10.09.2009г. № 9-06/3423-ВА «Рекомендации по формированию классов, их наполняемости и максимальном объёме учебной нагрузки»;

9. Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов о преподавании иностранных языков в 2010-2011 учебном году;

10. Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области ";О проведении эксперимента"; от 27.06.2008г.;

11. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

12. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 марта 2010 года № 819 «Об утверждении положения орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;

13. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 12 мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».

III. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету

Учебно-методическое обеспечение изучения предмета на базовом уровне.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II по IV класс в объёме 2-х часов в неделю, с V по XI класс – в объёме 3-х часов в неделю. Предложенный объём учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов ежегодно для обязательного изучения иностранного языка на начальном этапе обучения и 105 часов ежегодно для обязательного изучения иностранного языка на этапе основного (общего) и среднего (полного) общего образования. Примерная программа рассчитана на это же количество учебных часов,при этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10 % от общего объема.

Уровень и количество часов программы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Базовый (час.)

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

На основе примерной программы созданы авторские программы, которые используются в образовательных учреждениях области. Например, авторская программа М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой «Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений », в других случаях и для других УМК используется примерная программа. Перечень учебников для обеспечения курса базового обучения дан в приложении № 1.

Рекомендации по распределению часов школьного компонента образовательного учреждения на организацию изучения предмета на углублённом уровне.

Учебно-методическое обеспечение изучения предмета на углублённом уровне.

Классы с углублённым изучением предмета могут быть открыты в общеобразовательном учреждении только при соблюдении следующих условий:

  • наличие квалифицированных кадров;

  • материально-технические условия;

  • программы, учебно-методические комплекты, рекомендованные МОиН РФ;

  • наличие возможности для обучающегося выбрать уровень освоения программ;

  • наполняемость классов (25 чел. – в городе, 20 чел. – в селе);

  • в целях сохранения здоровья обучающихся во 2-9 классах школьники могут осваивать не более одного предмета на углублённом уровне, в 10-11 классах – 2-3 предмета.

Уровень и количество часов программы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Углублённый (час.)

3

3

3

5

5

5

5

5

5

5

Начальное общее образование.

Часы учебного плана (школьный компонент) в количестве 1-ого часа могут быть использованы для организации изучения иностранного языка на углублённом уровне во 2-4-х классах, распределяясь следующим образом:

класс

Иностранный язык (углублённое преподавание)

II

Базовый курс 2ч.+1ч.

III

Базовый курс 2ч.+1ч.

IV

Базовый курс 2ч. +1ч.

Основное общее образование. ВVIX классах часы учебного плана в количестве 2 часов (компонент образовательного учреждения) могут быть использованы для организации изучения предмета на углублённом уровне:

класс

Иностранный язык

V

Базовый курс 3 ч. +2ч.

V I

Базовый курс 3ч. +2ч.

V I I

Базовый курс 3ч.+2ч.

V I I I

Базовый курс 3ч. +2ч.

IX

Базовый курс 3ч.+2ч.

Для углубленного обучения используются УМК, содержащие систематическое изложение содержания предмета на углубленном уровне. Предлагаемые комплекты УМК необходимо использовать творчески, с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. Основными характеристиками комплектов являются: учет европейских стандартов в области изучения иностранных языков, развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме. Все УМК соответствуют новому стандарту второго поколения. Перечень учебников для обеспечения курса углубленного обучения дан в приложении № 2.

Среднее (полное) общее образование. Организация углублённого изучения предмета осуществляется за счёт часов филологического профиля (6ч.+второй иностранный язык- 2ч.) и называется профильным.

Рекомендации по организации профильного обучения.

Уровень и количество часов программы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Профильный (филологический) (час.)

6

6

Второй иностранный язык (час.)

2

2

2

2

2

Учебно-методическое обеспечение изучения предмета на профильном уровне представлено в приложении № 3.

Для эффективной организации профильного обучения в 10-11 классах необходимо использовать Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

При планировании элективных курсов по профилю рекомендуются к использованию следующие пособия (Приложение № 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..