Главная > Автореферат диссертации


Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет прикладной психологии

Кафедра психофизиологии и естественных наук

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Физиология центральной нервной системы»

по специальности 030301.65 (020400) «Психология»

заочная форма обучения

г.Санкт-Петербург

2007

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры психофизиологии и естественных наук

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Батуев А.С. ________________________

Разработчик – к.б.н., доцент Новикова И.А. _________________________

Рецензент- _________________________

Требования к уровню знаний студентов

В результате освоения курса студент должен:

а) овладеть основной терминологией по изучаемому предмету и понимать значение производных психологических понятий;

б) получить подробные сведения о локализации функций центральной нервной системы и механизмах функционирования мозга человека;

в) получить специальные сведения о функциональных связях структур головного мозга, необходимые для работы практического психолога;

г) усвоить онтогенетические особенности функционирования ЦНС человека;

д) уметь идентифицировать отдельные структуры ЦНС и знать их функции;

е) получить навык самостоятельно поиска новых анатомо-физиологические знаний, необходимых для совершенствования работы психолога.

Содержание ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1. Введение.

Тема 1.1. Нейробиология и психическая деятельность.

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности. Принципы изучения механизмов деятельности мозга человека. Генетически закрепленные формы поведения человека и функциональные комплексы индивидуально-приобретенного поведения. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций. Методы исследования мозга человека. Переработка информации в нервной системе.

Тема 1.2. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе.

Возбудимость мембран. Асимметричное расположение ионов внутри и вне клетки. Избирательная проницаемость ионов. Ионные каналы. Мембранный потенциал клетки. Возникновение и проведение потенциала действия по нервным волокнам. Натриевые и калиевые каналы. Ионные токи через мембрану. Факторы, определяющие скорость распространения возбуждения. Потенциал покоя и потенциал действия.

Тема 1.3. Физиологические закономерности онтогенеза центральной нервной системы (ЦНС).

Нейрональная индукция. Формирование синаптических контактов и нейронных сетей, их генетическая детерминированность и изменчивость. Специфические особенности генома нервных клеток. Критические периоды развития мозга. Старение мозга.

Модуль 2. Физиология синаптических процессов.

Тема 2.1. . Физиология и нейрохимия клеток нервной ткани.

Строение и функции нервных клеток. Транспорт веществ в нервных клетках. Нейросекреция и пиноцитоз. Нейроглия. Функции астроцитов и олигодендроцитов. Сосудистые элементы мозга. Мозговые желудочки. Гематоэнцефалический барьер.

Тема 2.2. Синаптическая передача.

Электрические и химические синапсы. Нейрохимическое многообразие синаптических контактов. Нервно-мышечные соединения. Передача сигнала в химическом синапсе: деполяризация мембраны окончания аксона, роль кальциевых каналов. Взаимодействие медиаторов с белками-рецепторами постсинаптической мембраны. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне при его возбуждении и торможении. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

Тема 2.3. Нейронные сети.

Представление об элементарных нейронных сетях. Дивергенция. Конвергенция. Иерархические сети. Локальные сети. Тормозные сети: реципрокное, опережающее, возвратное торможение.

модуль 3. Физиология вегетативной нервной системы.

Тема 3.1. Структура и функции вегетативной нервной системы.

Симпатическая и парасимпатическая нервные системы, их антагонистическое влияние на регуляцию деятельности организма. Нейрохимические особенности строения нейронов симпатических ганглиев. Стволовые центры головного мозга и гипоталамуса в регуляции вегетативных функций организма.

Тема 3.2. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.

Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Регуляция сердечного кровоснабжения. Регуляция мозгового кровообращения. Вегетативные реакции организма как показатель психической деятельности. Комплекс висцеральных показателей, отражающих психическую работоспособность и утомляемость.

модуль 4. Рефлексы.

Тема 4.1. Понятие о рефлексах и рефлекторных дугах.

Соматические и вегетативные рефлексы. Рефлекторная дуга. Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги. Сенсорное преобразование в рецепторных клетках и нервных окончаниях. Кодирование сигналов в рецепторах. Афферентная регуляция сенсорного входа.

Тема 4.2. Нервная регуляция позы и движения.

Общий план организации двигательной системы. Соматическая нервная система. Инициация мышечного сокращение. Рефлексы спинного мозга. Мышечный рефлекс растяжения как пример моносинаптического рефлекса. Супраспинальные механизмы регуляции движений и позы. Ритмические движения. Ретикулярная формация. Функция мозжечка. Тонические, лабиринтные и глазодвигательные рефлексы. Движение и вестибулярная функция. Произвольные движения. Роль корковых областей больших полушарий мозга в организации моторной функции организма. Ориентация в пространстве.

Тема 4.3. Болевая чувствительность.

Болевые рецепторы - ноцицепторы. Пути проведения болевых сигналов. Химическая передача и торможение боли. Системы нейронов, синтезирующих опиоидные пептиды, роль опиоидных рецепторов. Индивидуальное восприятие боли.

модуль 5. Нейроэндокринная регуляция.

Тема 5.1. Нейроэндокринные структуры мозга.

Общий обзор желез внутренней секреции. Эндокринные железы. Нейроэндокринные органы. Понятие о гормонах и механизмах секреции. Гипофиз. Гипофизарный контроль функций желез внутренней секреции. Гипоталамус и нейро-иммунологические механизмы регуляции. Гипоталамо-гипофизарная система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма животных и человека.

Тема 5.2. Структуры мозга, определяющие основные биологические мотивации.

Понятие о биологических мотивациях. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. Сенсорные и метаболические механизмы возникновения и удовлетворения мотиваций. Регуляция пищевого поведения. Механизмы голода, аппетита и насыщения. Регуляция питьевого поведения. Механизмы жажды. Осморецепторы. Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половой диморфизм мозга человека и асимметрия. Терморегуляция. Функциональные системы теплопродукции и теплоотдачи.

Модуль 6. Лимбическая система мозга.

Тема 6.1 . Лимбическая кора.

Концепция обонятельного и висцерального мозга. Этапы эволюции конечного мозга: рептилии, пред-млекопитающие, нео-млекопитающие. Лимбическая кора, ее связи и функции. Гиппокамп. Миндалина.

Тема 6.2. . Предполагаемые функции лимбической системы.

Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения. Роль миндалины в регуляции вегетативных функций, эмоционального сопровождения вегетативных реакций, в модулировании мотиваций и эмоций. Миндалина и когнитивные процессы. Психоэмоциональный стресс. Лимбическая система и опиатные рецепторы. Нейрохимические основания возникновения наркомании.

Модуль 7. Неокортекс.

Тема 7.1. Функции новой коры больших полушарий мозга.

Филогенез коры большого мозга. Онтогенетическое развитие. Модульный принцип организации. Поля и доли коры, их функции.

Тема 7.2. Асимметрия полушарий.

Полушария: латерализация и доминирование. Физиология "расщепленного" мозга. Комиссуральные связи полушарий.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЭКЗАМЕНУ)

  1. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности.

  2. Методы исследования мозга человека.

  3. Строение клеточной мембраны. Трансмембранный транспорт.

  4. Возбудимость мембран.

  5. Избирательная проницаемость ионов.

  6. Мембранный потенциал клетки.

  7. Натриевые и калиевые каналы. Ионные токи через мембрану.

  8. Возникновение и проведение потенциала действия нервными клетками.

  9. Потенциал покоя и потенциал действия.

  10. Этапы эмбриогенез центральной нервной системы.

  11. Формирование синаптических контактов в эмбриогенезе.

  12. Критические периоды в развитии мозга.

  13. Строение и функции нервных клеток.

  14. Аксонный и дендритный транспорт.

  15. Нейросекреция.

  16. Функции разных видов нейроглии.

  17. Структура и функции гематоэнцефалический барьер.

  18. Мозговые желудочки.

  19. Морфологическое и функциональное разнообразие синаптичских контактов.

  20. Процесс передачи сигнала в химическом синапсе.

  21. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов.

  22. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

  23. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы. Строение и функции.

  24. Высшие центры регуляции вегетативных функций.

  25. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

  26. Вегетативные реакции как показатель психической деятельности организма.

  27. Соматические и вегетативные рефлексы.

  28. Моно- и полисинаптические рефлекторные дуги.

  29. Организация двигательной системы.

  30. Рефлексы спинного мозга.

  31. Рефлексы ствола мозга.

  32. Функции мозжечка.

  33. Тонические, лабиринтные, глазодвигательные рефлексы.

  34. Произвольные и не произвольные движения.

  35. Болевая чувствительность.

  36. Гипоталамо-гипофизарный контроль функций желез внутренней секреции.

  37. Формирование стрессорного ответа.

  38. Регуляция пищевого поведения.

  39. Регуляция питьевого поведения.

  40. Регуляция полового поведения.

  41. Терморегуляция.

  42. Лимбическая кора, ее связи и функции.

  43. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения.

  44. Участие миндалины в формировании эмоций.

  45. Психоэмоциональный стресс.

  46. Филогенез и онтогенез коры больших полушарий мозга.

  47. Модульная организация коры больших полушарий.

  48. Доли и поля коры.

  49. Асимметрия полушарий.

  50. Электрическая активность неокортекса.

Литература

Основная:

  1. Кураев Т.А., Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Фельдман Г.Л. Физиология ЦНС. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000.

  2. Физиология человека /под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса / В 4 т. . Т.1, 2. М.: «Мир», 1985. Т.

  3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М: «Мир», 1988.

  4. Мозг /под ред. П. В. Симонова/. М.: «Мир», 1985.

  5. Общий курс физиологии человека и животных /под ред. А. Д. Ноздрачева/. В 2 томах. М.: «Высшая школа», 1991. Т. 1. С. 32-370.

  6. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности /под ред. А. С. Батуева/. Л.: «Наука», 1987.

Дополнительная:

  1. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: «Наука», 1981.

  2. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: «Наука», 1981.

  3. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / под ред. А. С. Батуева/. М.: «Высшая школа», 1991

  4. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 томах. М.:"Мир", 1987.

  5. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.:"Мир", 1990.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

Практические занятия проводятся в форме диалогового общения по заявленным темам, сопровождаются просмотром соответствующего видеоматериала, мультимедийных презентаций и их обсуждения.

Практическое занятие 1

Цель занятия:

формирование представлений студентов о взаимосвязи нервных и психических процессов в жизнедеятельности человека

В ходе занятия обсуждаются следующие вопросы:

- Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности.

- Принципы изучения механизмов деятельности мозга человека.

- Современные методы исследования мозга человека.

Практическое занятие 2

Цель занятия:

знакомство с этапами становления функций нервной системы в онтогенезе человека

В ходе занятия обсуждаются следующие вопросы:

-Основные этапы онтогенетического становления функций нервной системы.

-Понятие критических периодов развития.

-Возрастные кризисы с точки зрения морфо-функциональных преобразований нервной системы.

Практическое занятие 3

Цель занятия:

знакомство с основными этапами развития мозга человека

Ход занятия:

Просмотр, анализ и обсуждение видеофильма «Развитие мозга».

Практическое занятие 4

Цель занятия:

формирование представлений студентов о электрической активности мозга в норме и при патологии

В ходе занятия обсуждаются следующие вопросы:

- Электрическая активность неокортекса.

- рассмотрение электроэнцефалограммы.

- понятие вызванных потенциалов.

- Судорожная активность мозга, эпилепсия и когнитивные процессы

Практическое занятие 5

Цель занятия:

знакомство с общими координирующими механизмами мозга

Ход занятия:

Просмотр, анализ и обсуждение видеофильма «Мозг человека» из серии ВВС «Тело человека».

Практическое занятие 6

Цель занятия:

знакомство с жизнью и научной деятельностью Ивана Петровича Павлова

Ход занятия:

- Посещение музея квартиры И.П. Павлова.

- экскурсия по музею

- знакомство с основными трудами лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В рамках курса «Физиология ЦНС» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; работа с атласами по строению и нарушению нервной системы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературы).

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций и словарь основных понятий и терминов. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

В период самостоятельной работы студенты могут пользоваться библиотеками родственных вузов, при наличии студенческого билета института.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

Вопросы для самоконтроля.

Тема 1. Нейробиология и психическая деятельность.

  1. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности.

  2. Принципы изучения механизмов деятельности мозга человека.

  3. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.

  4. Методы исследования мозга человека.

Тема 2. Физиологические закономерности онтогенеза центральной нервной системы.

  1. Нейрональная индукция.

  2. Формирование синаптических контактов и нейронных сетей, их генетическая детерминированность и изменчивость.

  3. Критические периоды развития мозга. Старение мозга.

Тема 3. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе.

  1. Свойства живых клеток. Раздражимость. Возбудимость.

  2. Передача возбуждения.

  3. Фундаментальные процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

Тема 4. Структурно-функциональный обзор нервной ткани.

  1. Строение и функции нервных клеток.

  2. Транспорт веществ в нервных клетках.

  3. Нейросекреция.

  4. Нейроглия. Функции астроцитов и олигодендроцитов.

  5. Сосудистые элементы мозга. Мозговые желудочки.

  6. Гематоэнцефалический барьер.

Тема 5. Электрофизиология нейрона.

  1. Возбудимость мембран.

  2. Асимметричное расположение ионов внутри и вне клетки. Избирательная проницаемость ионов. Ионные каналы.

  3. Мембранный потенциал клетки.

  4. Возникновение и проведение потенциала действия по нервным волокнам.

  5. Натриевые и калиевые каналы. Ионные токи через мембрану.

  6. Потенциал покоя и потенциал действия.

Тема 6. Механизмы синаптической передачи.

  1. Электрические и химические синапсы.

  2. Нейрохимическое многообразие синаптических контактов.

  3. Нервно-мышечные соединения.

  4. Передача сигнала в химическом синапсе: деполяризация мембраны окончания аксона, роль кальциевых каналов.

  5. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов.

  6. Интеграция синаптических процессов на нейроне при его возбуждении и торможении.

  7. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

Тема 7. История развития и основные положения рефлекторной теории.

  1. История представлений.

  2. Определение рефлекса.

  3. Классификация рефлексов.

  4. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо.

  5. Основные принципы рефлекторной теории.

  6. Свойства нервных центров.

  7. Соматические и вегетативные рефлексы.

  8. Рефлексы спинного и головного мозга.

Тема8. Нервная регуляция позы и движения.

  1. Общий план организации двигательной системы.

  2. Соматическая нервная система.

  3. Рефлексы спинного мозга.

  4. Мышечный рефлекс растяжения как пример моносинаптического рефлекса.

  5. Супраспинальные механизмы регуляции движений и позы.

  6. Ретикулярная формация.

  7. Функция мозжечка.

  8. Тонические, лабиринтные и глазодвигательные рефлексы. Движение и вестибулярная функция.

  9. Произвольные движения. Роль корковых областей больших полушарий мозга в организации моторной функции организма.

Тема 9. Болевая чувствительность.

  1. Пути проведения болевых сигналов.

  2. Химическая передача и торможение боли.

  3. Системы нейронов, синтезирующих опиоидные пептиды, роль опиоидных рецепторов.

  4. Индивидуальное восприятие боли.

Тема10. Структура и функции вегетативной нервной системы.

  1. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы, их антагонистическое влияние на регуляцию деятельности организма.

  2. Нейрохимические особенности строения нейронов симпатических ганглиев.

  3. Стволовые центры головного мозга и гипоталамуса в регуляции вегетативных функций организма.

Тема 11. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.

  1. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

  2. Регуляция сердечного кровоснабжения. Регуляция мозгового кровообращения.

  3. Вегетативные реакции организма как показатель психической деятельности.

  4. Комплекс висцеральных показателей, отражающих психическую работоспособность и утомляемость.

Тема 12. Нейроэндокринные структуры мозга.

  1. Общий обзор желез внутренней секреции. Эндокринные железы. Нейроэндокринные органы.

  2. Понятие о гормонах и механизмах секреции.

  3. Гипофизарный контроль функций желез внутренней секреции.

  4. Гипоталамус и нейро-иммунологические механизмы регуляции.

  5. Гипоталамо-гипофизарная система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма животных и человека.

Тема 13. Структуры мозга, определяющие основные биологические мотивации.

  1. Понятие о биологических мотивациях.

  2. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций.

  3. Сенсорные и метаболические механизмы возникновения и удовлетворения мотиваций.

  4. Регуляция пищевого поведения. Механизмы голода, аппетита и насыщения. Регуляция питьевого поведения. Механизмы жажды.

  5. Осморецепторы.

  6. Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половой диморфизм мозга человека и асимметрия.

  7. Терморегуляция. Функциональные системы теплопродукции и теплоотдачи.

Тема 14. Структура и функции лимбической системы.

  1. Концепция обонятельного и висцерального мозга.

  2. Лимбическая кора, ее связи и функции.

  3. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения.

  4. Роль миндалины в регуляции вегетативных функций, эмоционального сопровождения вегетативных реакций, в модулировании мотиваций и эмоций.

  5. Миндалина и когнитивные процессы.

Темы контрольных работ

  1. Современные методы исследования мозга человека.

  2. Двигательные системы мозга. Патофизиология двигательных расстройств.

  3. Эмоции человека. Структурно-физиологические аспекты.

  4. Гипоталамо-гипофизарная система в регуляции вегетативных функций у человека.

  5. Голод и насыщение. Физиологические аспекты.

  6. Организация полового поведения человека. Половые рефлексы.

  7. Общая соматическая чувствительность и ее нарушения.

  8. Аккупунктура, точечный массаж, иглоукалывание. Физиологические аспекты воздействия на организм.

  9. Природа бинокулярного зрения человека.

  10. Вестибулярный аппарат человека в норме и при патологиях.

  11. Обонятельная сенсорная система человека. Анатомия, физиология и патофизиология.

  12. Физиология восприятия боли. Методы анальгезии. Наркоз.

  13. Физиология сна. Природа сновидений.

  14. Гипноз у животных и человека.

  15. Асимметрия в строении мозга человека.

  16. Старение мозга.

  17. Наследственные патологии нервной системы.

  18. Наркомания. Физиологические аспекты.

  19. Нейрофизиололгические корреляты сознания и речи.

ГЛОССАРИЙ.

АДАПТАЦИЯ (от лат. Adapto - приспособляю) – процесс приспособления физиологических функций организма к изменению условий окружающей среды, направленный на поддержание гомеостаза.

АДРЕНАЛИН – гормон и медиатор. Как медиатор в незначительных количествах синтезируется в нейронах. Как гормон синтезируется в мозговом слое надпочечников.

Агнозия – нарушение узнавания объектов при сохранности функций соответствующих сенсорных систем. Возникает при поражении ассоциативной коры. (Прим. - не способность «на ощупь» узнать предмет, распознать изображения человеческих лиц.)

Биологические ритмы – ритмические (периодические) колебания физиологических и психических процессов.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть нервной системы управляющая деятельностью внутренних органов, регулирующая процессы обмена веществ, состояния тканей и органов в ходе их приспособления к текущей деятельности организма в изменяющихся условиях окружающей среды.

ВОЗБУДИМОСТЬ – способность нервных и мышечных клеток реагировать на раздражение.

Время реакции - промежуток времени м/у началом воздействия сигнала и ответной реакцией человека.

ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНАЯ СИСТЕМА – анатомофункциональная система, состоящая из нейросекреторных клеток гипоталамуса и гипофиза.

ГОМЕОСТАЗ – физиологические процессы, поддерживающие постоянство внутренней среды организма.

ГОРМОНЫ – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.

КОРТИКОСТЕРОИДЫ – стероидные гормоны, вырабатываемые корой надпочечников.

МОТОРНЫЕ СИСТЕМЫ (двигательные с.) – мозговые системы управления движениями.

НЕЙРОГОРМОНЫ – биологически активные вещества, секретируются нервными и нейросекреторными клетками в житкостные среды организма и действуют как гормоны.

НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – совместное регулирующее, координирующее и интегрирующее влияние нервной системы и гуморальных факторов на физиологические процессы в организме.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть вегетативной нервной системы. Ее функционирование направлено на ослабление процессов энергетического и усиление процессов пластического обмена в органах и тканях, осуществление охранительных реакций.

ПОРОГ – минимальное воздействие, необходимое для вызова реакции и/или ощущения.

РАВНОВЕСИЕ ТЕЛА – состояние устойчивого положения тела в пространстве.

РАЗДРАЖИТЕЛЬ – любое воздействие, способное вызвать реакцию живой ткани, изменение ее структуры и функции.

РЕФЛЕКС – реакция организма на воздействие, происходящая при участии нервной системы.

РЕФЛЕКС КОЛЕННЫЙ – спинномозговой рефлекс, вызывается растяжением сухожилия четырехглавой мышцы бедра.

РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ – комплекс первичных реакций организма на любое неожиданное воздействие.

РЕФЛЕКСОГЕННАЯ ЗОНА – область расположения рецепторов, раздражение которых приводит к возникновению определенного безусловного рефлекса.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА – совокупность образований, участвующих в осуществлении рефлексов.

РЕФРАКТЕРНОСТЬ – кратковременное снижение возбудимости нервной и мышечной тканей непосредственно вслед за потенциалом действия.

СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть вегетативной нервной системы. Функционирование направлено на усиление процессов обмена в органах и тканях.

СПИННОМОЗГОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ – рефлексы, центры которых расположены в спинном мозге.

СТРЕСС – системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение.

СХЕМА ТЕЛА – сложная форма восприятия, которая заключается в формировании образа собственного тела и пространственного соотношения его частей.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ – физиологическая функция, обеспечивающая поддержание оптимальной для данного вида температуры областей тела в условиях меняющейся температуры окружающей среды.

ТОРМОЖЕНИЕ – местный нервный процесс, приводящий к угнетению или блокированию возбуждения.

ФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность живого организма адаптивно реагировать на различного рода воздействия внешней и внутренней среды в виде ощущений.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА – запись суммарной электрической активности мозга, регистрируемая с поверхности кожи головы.

ЭФФЕКТОР - исполнительный рабочий орган, получающий регулирующую, нисходящую из нервных центров эфферентацию в виде распространяющегося возбуждения или тормозных влияний при передаче возбуждения опосредованно через предшествующий эффектору тормозный нейрон.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» по специальности «Психология»

    Документ
    ... Работы Факультет психолого-социальной работы Кафедра психофизиологии и естественных наук материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» по ... человека. 6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ К модулю 1 Найти ...
  2. Материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психодиагностика» по специальности 030301 65 (020400) «Психология»

    Документ
    ... , определяемых задачей психодиагностического обследования. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОДИАГНОСТИКА» Конспективные материалы к теоретическим разделам курса 1.СОВРЕМЕННОЕ ...
  3. Темы рефератов для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

    Автореферат диссертации
    Темы рефератов для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Средства и методы повышения ... факторы; художественная обработка древесины и др. материалов) Среда обитания человека, ее негативные ...
  4. Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «трудовое право» пояснительная записка

    Методические указания
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТРУДОВОЕ ПРАВО» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Трудовое право» предназначен для студентов специальностей 030501 ...
  5. Для самостоятельной работы студентов по курсу

    Автореферат диссертации
    ... кредита и экономического анализа Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Комплексный экономический анализ финансово ... дисциплинами, а также зарубежным опытом проведения экономического анализа. Изучаются нормативные материалы ...

Другие похожие документы..