Главная > Доклад


Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2002 годаN 1000

Об Индикативном плане социально-экономического развития РеспубликиКазахстан на 2003-2005 годы

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 24.04.03 г. N 395)

 

В соответствии с Правилами разработки индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2002 года N 647, Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить Индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - План) в составе:

доклад о состоянии и перспективах социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы (приложение 1);

перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ (приложение 2);

перечень инвестиционных проектов на 2003-2005 годы, финансируемых из республиканского бюджета (приложение 3);

государственные регуляторы социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы (приложение 4).

Постановление дополнено пунктом 1-1 постановлением Правительства РК от 24.04.03 г. N 395

1-1. Установить в составе Плана расчетные постоянные мировые цены на сырьевые товары на 2003-2005 годы (приложение 4-1).

2. Одобрить в составе Плана прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы (приложение 5).

3. Принять к сведению разработанные Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в процессе подготовки Плана основные направления развития национальных компаний на 2003-2005 годы.

4. Акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить своевременное внесение на утверждение в маслихаты соответствующих областей и городов в установленном законодательством порядке проектов индикативных планов социально-экономического развития на 2003-2005 годы.

5. Министерству экономики и бюджетного планирования совместно с центральными исполнительными и иными государственными органами ежеквартально информировать Правительство Республики Казахстан о социально-экономическом развитии страны и ходе реализации Плана.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-министр

Республики Казахстан

И. Тасмагамбетов

Индикативный план социально-экономического развития

Республики Казахстан на 2003-2005 годы

Приложение 1

к постановлению Правительства

Республики Казахстан

от 13 сентября 2002 года N 1000

В приложение 1 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.04.03 г. N 395

Доклад о состоянии и перспективах социально-экономического

развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы

     Введение

     Глава 1.  Анализ достигнутых результатов в 2000-2002 годах

               Тенденции     развития      мировой    экономики

               Текущее состояние экономики

               Основные  проблемы развития

     Глава 2.  Макроэкономическая политика

               Цели, задачи и приоритеты развития страны  на  2003-2005 годы

               Прогноз важнейших макроэкономических показателей на 2003-2005

               годы

               Денежно-кредитная  политика

               Фискальная политика

     Глава 3.  Структурно-институциональное развитие

               Управление государственным имуществом  и  приватизация

               Ценовая   и  антимонопольная политика

               Инвестиционная политика

               Развитие    жилищного   строительства

               Развитие    финансового       сектора

     Глава 4.  Торговля и внешнеэкономическая деятельность

               Цели и задачи

               Пути достижения поставленных  целей   и  решения задач

               Прогнозируемые    результаты

     Глава 5.  Развитие промышленности

               Цели и задачи

               Пути достижения   поставленных целей  и  решения задач

               Прогнозируемые результаты развития  промышленности  на

               2003-2005 годы

     Глава 6.  Агропродовольственная  политика

               Цели и задачи аграрной политики

               Пути решения задач по формированию эффективной системы

               агробизнеса

               Прогноз   развития  сельскохозяйственного производства

     Глава 7.  Развитие   социальной  сферы  и  инфраструктуры   села

               Цели и задачи

               Ресурсы      и    источники   финансирования

               Ожидаемые результаты от реализации Программы

     Глава 8.  Развитие инфраструктуры

               Цели и задачи

               Пути   достижения   поставленных целей и решения задач

     Глава 9.  Наука и развитие технологий

               Цели и задачи

               Пути   достижения   поставленных целей и решения задач

     Глава 10. Развитие малого предпринимательства

               Цели и задачи

               Пути   достижения  поставленных  целей и решения задач

     Глава 11. Население, занятость   и  развитие  трудовых  ресурсов

               Цели и задачи

               Пути   достижения   поставленных    целей    и   задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 12. Снижение бедности и социальная защита

               Цели и задачи

               Пути   достижения     поставленных    целей   и  задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 13. Образование

               Цели и задачи

               Пути  достижения  поставленных  целей  и решения задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 14. Здравоохранение

               Цели и задачи

               Пути  достижения  поставленных  задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 15. Культура, туризм  и спорт

               Цели и задачи

               Пути  достижения  поставленных  целей и решения  задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 16. Участие  женщин  в   социально-экономическом  развитии

               Цели и задачи

               Пути    достижения   поставленных   целей   и    задач

               Прогнозируемые результаты

     Глава 17. Охрана  окружающей  среды  и  управление природными ресурсами

               Цели и задачи

               Пути     решения   поставленных    целей     и   задач

     Глава 18. Экономическое и социальное развитие регионов

               Цели и задачи

               Пути   достижения  поставленной  цели  и решения задач

               Прогнозируемые результаты

Введение

Настоящий документ представляет собой Республиканский индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - План), который разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан ";О бюджетной системе"; и в соответствии с Правилами разработки индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан N 647 от 14 июня 2002 года.

План обосновывает темпы развития экономики на 2003-2005 годы в зависимости от внешних и внутренних факторов и определяет действия центральных и местных органов государственного управления в области создания благоприятных условий для развития частного и государственного секторов экономики.

План определяет задачи на 2003-2005 годы в области развития отраслей экономики и пути их решения для достижения целей и реализации приоритетов, определенных в стратегических планах, посланиях Президента Республики Казахстан к народу Казахстана и Программе Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы.

Документ состоит из следующих разделов:

1. Доклад о состоянии и перспективах социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы;

2. Прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы;

3. Перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ, с определением объемов их финансирования в планируемом периоде;

4. Перечень инвестиционных проектов в разрезе действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) программ;

5. Основные направления и прогноз основных показателей развития национальных компаний;

6. Государственные регуляторы социально-экономического развития, определяемые решениями Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Реализация Плана обеспечивается центральными и местными органами управления в соответствии с принятыми государственными, отраслевыми (секторальными) программами развития. При этом мероприятия, входящие в компетенцию Правительства, будут до начала 2003 года систематизированы в Плане мероприятий Правительства, а вопросы, входящие в компетенцию министерств, агентств, акимов областей, городов Астана и Алматы - в планах реализации конкретных программ развития.

Инвестиции из республиканского бюджета и средств, приравненных к ним, по каждой программе развития на 2003-2005 годы рассмотрены Республиканской Бюджетной Комиссией в рамках лимита средств бюджета развития. В последующие годы размеры инвестиций на 2004-2005 годы будут уточняться в рамках формирования Планов.

Глава 1. Анализ достигнутых результатов

в 2000-2002 годах

Тенденции развития мировой экономики

Внешние факторы в 2000 и 2001 годах оказывали благоприятное воздействие на развитие экономики Казахстана. Это выражалось благоприятной конъюнктурой на рынке нефти, черных и цветных металлов. Одновременно с этим происходил процесс восстановления некоторых ранее утраченных кооперационных связей с предприятиями СНГ, и, прежде всего, с Россией.

В четвертом квартале 2001 года ситуация в мировой экономике стала резко ухудшаться, особенно после террористических актов, имевших место в США. Для Казахстана это выразилось ухудшением мировой конъюнктуры на нефть и металлы, а также ограничениями на экспорт черных металлов на рынки США, Европы и Юго-Восточной Азии.

Переживаемый со второй половины 2001 года спад в развитии мировой экономики охватил большинство развитых и развивающихся стран мира. Впервые за последние 30 лет ведущие экономики мира практически одновременно замедлили рост. Вступление экономики США в рецессию спровоцировало начало аналогичных процессов в ряде других стран, таких как Япония, Малайзия, Сингапур, Аргентина, Канада, Бразилия, Мексика и Германия. Действительно, по сравнению с другими странами, в настоящее время США оказывают наиболее серьезное влияние на положение мировой экономики: с учетом рыночных курсов, американский ВВП сегодня составляет примерно треть общемирового ВВП.

Замедление развития мировой экономики, которое наблюдается в настоящее время, в первую очередь сказывается на развитии наименее развитых стран мира. В связи с этим в 2002 году наблюдается активизация процесса финансирования таких стран международными финансовыми организациями и отдельными промышленно развитыми странами.

В традиционном, публикуемом раз в полугодие, докладе МВФ о состоянии мировой экономики (World Economic Outlook) отмечается, что мировая экономика под влиянием снижения кредитных ставок и сокращения товаров на складах компаний выходит из двухлетнего состояния замедления роста. Вместе с тем, по мнению экспертов МВФ, существует несколько факторов, которые вызывают дисбаланс в мировой экономике. Это огромный размер дефицита платежного баланса США, переоцененность доллара США и недооцененность евро, большой размер потребительского и корпоративного долга во многих странах.

Международный валютный фонд (МВФ) существенно пересмотрел свои последние оценки развития мировой экономики в сторону увеличения. Согласно последнему прогнозу, во второй половине текущего года темпы роста мировой экономики ускорятся еще больше. Темпы роста мировой экономики в текущем году возрастут до 2,9%. По мнению экспертов, главным двигателем мирового экономического подъема вновь будут США. Ожидается, что экономика США в текущем году будет развиваться более быстрыми темпами, на уровне 2,5-2,7%. Перспективы других стран ";Большой семерки"; (G7) оцениваются менее оптимистично. Только на 0,2% был увеличен прогноз по росту экономики: для Германии, Италии и Великобритании до 0,9%, 1,4%, 1,2%, соответственно. Курс доллара по-прежнему снижается. Основной причиной снижения является отток инвестиций из США, так как неопределенность восстановления американской экономики, сохраняющаяся угроза террактов, проблемы в бухгалтерской практике компаний вынуждают инвесторов размещать средства на более стабильных рынках. По прогнозам BNP Paribas, UBS Warburg и ABN Amro к концу года Euro вырастет до 0,98 долл. (предыдущий прогноз - 0,86 долл.). Объем мировой торговли, по оценкам Фонда, в 2002 году вырастет на 2,5% (в декабре прогнозировался 2,2-процентный рост).

График 1

Прогноз развития мировой экономики в 2002 г.

См. графический объект

Всемирный банк ожидает возобновления в 2002 году экономического роста в странах, относящихся к категории развивающихся рынков (";emerging markets";), которые в настоящее время переживают серьезные трудности из-за глобального экономического спада. Такой прогноз содержится в ежегодном докладе о внешнем финансировании развивающихся стран ";Финансирование мирового развития в 2002 году"; (Global Development Finance 2002). Однако во многих бедных странах темпы экономического роста будут по-прежнему слишком низкими для того, чтобы обеспечить быстрые темпы снижения уровня бедности.

По данным вышеназванного доклада, ожидаемые темпы экономического роста в странах Европы и Центральной Азии в 2002 году возрастут с 2,2% в 2001 году до 3,2%, а в 2003-2004 годах незначительно превысят 4%. Прогнозируемое ускорение темпов экономического роста основано на предположении, учитывающем положительный рост в Турции и укрепление внешнего спроса в регионе в целом. Ускорению темпов роста в течение этого периода, как ожидается, также будет способствовать снятие денежнокредитных ограничений в ряде стран региона, последовавшее за периодом ужесточения финансовой политики. Как отмечено в документе, ";перспективы развития СНГ представляются более туманными";, нежели региона в целом, что обуславливается ";нестабильностью мировых нефтяных рынков и политическими факторами";. Экономический рост в странах СНГ должен в 2002 году составить около 3,8% против 5,5% годом ранее. В 2003 году темпы роста должны чуть возрасти - до 3,9%, а на следующий год немного уменьшиться - до 3,3%. Мировой ВВП в 2003 году, по оценке ВБ, вырастет на 3,6% - больше, чем в 2001-2002 году, однако ниже уровня 2000 года (3,9%). Лидером восстановления темпов роста станет Восточная Азия, тогда как страны Латинской Америки еще достаточно долго будут испытывать проблемы в финансовой сфере. В своем ежегодном отчете Всемирный банк пришел к выводу, что рост ВВП в Латинской Америке в 2002 году составит 0,9%. В прошлом году он был 3,8%. Комментируя причины снижения показателя, авторы отчета отмечают экономический кризис в Аргентине, а также существенное замедление роста экономики Бразилии и Мексики.

В то же время следует отметить, что согласно опубликованным статистическим данным в 2002 г. в большинстве стран СНГ сохранилась сложившаяся в 2001 г. тенденция роста основных макроэкономических показателей; наблюдалась относительная стабильность курсов национальных валют по отношению к доллару США, рост как номинальной, так и реальной заработной платы, замедление темпов роста инфляции. По данным Статкомитета стран СНГ первое место среди стран СНГ по темпам роста ВВП за первые месяцы 2002 г. занимает Таджикистан (18,2%). Далее следуют Армения (5,5%), Украина (3,6%), Азербайджан и Беларусь (по 3,1%). В то же время в Киргизии ВВП сократился на 3%.

Согласно прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в 2002 году средний показатель инфляции в государствах СНГ составит 14% (17,4% в 2001 г.). ВВП составит 3,9% (в 2001 г. - 5,9%). В России уже в первые месяцы 2002 года проявились признаки преодоления негативных тенденций, сложившихся в экономике к концу 2001 года. Итоги экономического и социального развития России за 5 месяцев 2002 года показывают возможность восстановления благоприятных условий и тенденций роста российской экономики в 2002 году. Так, прирост ВВП в целом за 2002 год к предыдущему году оценивается в 3,6%.

Снижение мировых темпов экономического роста в 2001 году вызвало сокращение спроса на топливо, черные и цветные металлы, и соответственно, снижение мировых цен на эту продукцию. В целях поддержания цен на нефть на оптимальном уровне, страны - мировые производители нефти приняли согласованное решение о введении квот с 1 января 2002 года и снижении мировой добычи нефти в день на 2 млн. баррелей. Принятые меры положительно отразились на уровне цен на нефть, уровень которой уже в конце декабря 2001 года достиг 21 доллара за 1 баррель, против 18 долл. в середине месяца.

В настоящее время ситуация на рынке нефти характеризуется некоторой стабилизацией, постепенным ростом цен на нефть. За последний месяц цена нефти сорта Brent держалась на мировом рынке на уровне 24-26 долларов за баррель. Наметившийся подъем в экономике США вселяет в участников рынка надежду на повышение спроса на нефть.

При сохранении в 2002 году мировых цен на нефть в коридоре от 19 долл. и выше за 1 баррель развитие экономики Казахстана будет происходить устойчиво, и обеспечивать пропорциональное распределение доходов на текущее потребление, накопление и инвестиции.

Текущее состояние экономики

Макроэкономика

Экономическое развитие Казахстана в 2000-2002 году характеризуется высокими темпами экономического роста, опережающим ростом инвестиций в основной капитал, укреплением финансового потенциала, сокращением безработицы и повышением реальных доходов населения.

Рост реального ВВП составил в 2000 году 9,8%. Прирост был обеспечен за счет опережающего развития отраслей, производящих товары, и, прежде всего, промышленности и строительства.

Увеличение темпов роста в реальном секторе отразилось на производстве услуг, особенно в таких отраслях как транспорт и связь, торговля, банковский сектор.

Высокие темпы роста экспорта в 2000 году обеспечили достижение рекордно высоких показателей профицита торгового баланса и счета текущих операций. Вместе со стабильным притоком прямых инвестиций это обусловило достаточность собственных ресурсов экономики для поддержания сбалансированного обменного курса и обеспечения устойчивости платежного баланса. Значительно пополнились золотовалютные резервы, были досрочно погашены долги перед Международным Валютным Фондом.

Инфляция снизилась до 9,8% на конец года против 17,8% в 1999 году. Номинальный обменный курс тенге к доллару США сохранялся относительно стабильным.

Увеличились объемы налоговых поступлений в бюджет, что позволило погасить все текущие задолженности бюджета по заработной плате, пенсиям и пособиям, перейти на режим регулярной их оплаты.

В 2001 году наблюдалось дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, сохранилась положительная динамика в развитии базовых отраслей экономики.

Прирост валового внутреннего продукта в 2001 году по сравнению с 2000 годом составил 13,2%, что является рекордно высоким показателем для республики. Объемы промышленного производства возросли на 13,5%. Заметно увеличились объемы производства продукции в сельском хозяйстве (на 16,9%). Динамично развивались услуги транспорта и связи. Благоприятный инвестиционный климат в стране позволил сохранить устойчивую тенденцию роста объемов инвестиций в основной капитал, которые возросли в 2001 году на 21%.

Экономический рост происходил в условиях устойчивости национальной валюты, низких темпов инфляции и сбалансированности бюджета.

С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк поддерживал все свои ставки слабо положительными в реальном выражении и понижал официальные ставки. За период с начала 2000 года по март 2002 года ставка рефинансирования снизилась с 18% до 8%, а официальная учетная (дисконтная) ставка - с 12,5% до 8%.

Значительно возросли депозиты в банковской системе: на 1 июля 2002 года они составили 480,8 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 34,5%, чему способствовали проведенная в 2001 году легализация денежных средств, рост реальных доходов населения, повышение доверия вкладчиков в банковскую систему Казахстана.

Наблюдается устойчивая динамика увеличения кредитных вложений банков второго уровня в отрасли экономики, которые составили 552,1 млрд. тенге, увеличившись в 1,4 раза по сравнению с 2001 годом.

С целью уменьшения налоговой нагрузки в 2001 году снижены ставки налога на добавленную стоимость до 16% и социального налога до 21%. Внедрена система электронного мониторинга крупнейших налогоплательщиков.

Позитивные изменения в реальном секторе, рост потребительского, производственного и инвестиционного спроса объективно сопровождаются изменениями в структуре и динамике импорта. Импорт в 2001 году увеличился на 20,1%. Импорт инвестиционных товаров на 23,2% по сравнению с 2000 годом обусловлен увеличением объемов капитальных затрат со стороны иностранных и совместных предприятий, национальных компаний и прочих предприятий для модернизации и нового строительства, в том числе для реализации общегосударственных программ (строительство города Астаны, реабилитация автодорог), и увеличения спроса на потребительские товары, прежде всего длительного пользования.

В 2001 году Правительство уделяло большое внимание совершенствованию структуры экономики, что должно в будущем сократить зависимость Казахстана от конъюнктуры на сырьевых рынках, обеспечить рабочие места и доход всем гражданам республики. В целях повышения эффективности государственной инвестиционной деятельности, развития производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств и содействия в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны создан Банк Развития, собственные средства которого на конец 2001 года достигли 30 млрд. тенге.

Для защиты экономики Казахстана от негативных внешних факторов образован Национальный фонд. В Национальном фонде Казахстана, аккумулирующем финансовые резервы, объем резервов по состоянию на конец первого полугодия 2002 года составил 1,67 млрд. долларов США.

В первом полугодии 2002 года в экономике страны сохраняются положительные темпы развития. Валовой внутренний продукт по сравнению с аналогичным периодом 2001 года возрос на 9% и был обеспечен ростом промышленного производства на 8,7%, сельского хозяйства - 5,1%, инвестиции в основной капитал - 8,9%. Высокие темпы в производственном секторе способствовали росту производства услуг. За январь-июнь общий объем перевозки грузов всеми видами транспорта возрос на 10,1%, розничный товарооборот - на 8,9%.

Индекс потребительских цен в июне текущего года по сравнению с декабрем 2001 года повысился на 3,1%.

Высокие темпы экономического роста и низкий уровень инфляции обусловили реальное увеличение среднемесячной заработной платы в первом полугодии на 13,1%.

В 2002 году по оценке реальный рост валового внутреннего продукта составляет 7%.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития паспорт программы социально-экономического

    Программа
    ... Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономическогоразвития ...
  2. Постановление правительства республики казахстан от 20 сентября 2002 года n 1039 о программе интенсивного сноса ветхого и на период 2003-2005 годов

    Программа
    ... планом города Астаны, утвержденным постановлениемПравительстваРеспубликиКазахстанот 15 августа 2001 года N 1064. В Государственной программе социально-экономическогоразвития г. Астаны на ...
  3. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... (на1000 человек) Год 1997 1998 1999 2000 2001 20022003 2004 2005 2006 ... 2010 года утверждены постановлениемПравительства Челябинской области от 15 сентября2005года N 145-П "О реализации Концепции социально-экономическогоразвития Челябинской ...
  4. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... (на1000 человек) Год 1997 1998 1999 2000 2001 20022003 2004 2005 2006 ... 2010 года утверждены постановлениемПравительства Челябинской области от 15 сентября2005года N 145-П "О реализации Концепции социально-экономическогоразвития Челябинской ...
  5. Паспорт республиканской бюджетной программы 001 " обеспечение деятельности уполномоченного органа

    Закон
    ... постановлениеПравительстваРеспубликиКазахстанот13сентября2002года N 1000 "ОбИндикативномпланесоциально-экономическогоразвитияРеспубликиКазахстанна2003-2005годы"; постановлениеПравительстваРеспубликиКазахстанот 11 ноября 2002года ...

Другие похожие документы..