Главная > Доклад


Ценовая и антимонопольная политика

Основной целью антимонопольной политики на 2003-2005 годы является формирование гибкой тарифной политики на среднесрочной основе, направленной на достижение баланса интересов государства, монополий и потребителей и их услуг; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в монопольный сектор; расширение мер государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. В частности основными целями и задачами являются:

совершенствование нормативно-методической базы, регламентирующей деятельность субъектов естественных монополий, основанной на международных подходах;

создание и совершенствование методологии регулирования сферы естественной монополии, включая адекватное реагирование на изменения внутренних и внешних факторов;

усиление системы защиты прав потребителей;

обеспечение стабильности среднего уровня тарифов на услуги естественных монополий в течение среднесрочного периода в целях привлечения инвестиций в обновление производства естественных монополий и повышение качества предоставляемых ими услуг (товаров, работ);

создание информационной базы данных для анализа влияния естественных монополий на их потребителей и проведение научных исследований;

устранение практики применения необоснованной дифференциации тарифов на услуги субъектов естественной монополии по группам потребителей;

пресечение возможных соглашений по установлению на рынке единых цен, устранению с рынка или ограничению доступа на него других субъектов;

разработка эффективных методов и способов выявления и пресечения недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Принятие регулятивных мер к тем субъектам, которые имеют рыночную власть на долгосрочной основе;

предотвращение вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность субъектов рынка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

расширение конкурентной среды за счет реорганизации (разукрупнения) монопольных структур, демонополизации в сфере естественной монополии;

совершенствование организационных и правовых основ защиты конкуренции на товарных рынках.

Реализация основных целей и задач антимонопольными органами в сфере конкурентного рынка осуществляется путем проведения анализа состояния товарных рынков с целью выявления субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного вида товаров (работ, услуг), с последующим включением их в Государственный реестр субъектов-монополистов. Учитывая многообразие товарных рынков, подлежащих анализу, в качестве первоочередных и приоритетных рассматривается состояние рынков, определенных Перечнем социально-значимых видов товаров, ежегодно утверждаемых Приказом Агентства по регулированию естественных монополий, защите конкуренции. Это такие товарные рынки как рынок угля, нефтепродуктов, природного и сжиженного газа, хлеба и хлебобулочных изделий, сахара и т.д. Вместе с тем, анализируются и рынки, на которых наблюдаются антиконкурентные действия со стороны субъектов этого рынка.

Решение о введении государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на рынке, принимаются антимонопольными органами в соответствии с правилами N 1212, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Кроме того, усилится роль антимонопольных органов в части контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, занимающих доминирующее положение, а также контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей, паев) в уставном капитале субъектов рынка и в иных случаях.

В области политики цен необходимо решить следующие задачи:

создание условий для развития конкуренции на внутреннем рынке;

создание эффективной системы тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий, направленной на достижение баланса интересов производителя, потребителя и государства.

Решение названных задач носит комплексный характер и требует принятия взвешенных политических решений, иногда ущемляющих интересы некоторых участников рынка.

Задача 1: создание условий для развития конкуренции на внутреннем рынке

Основной целью создания условий для развития конкуренции на внутреннем рынке является обеспечение свободы предпринимательства, защита законных интересов потребителей и обеспечение условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Исходя из этого, мерами по созданию условий здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке будут являться следующее:

предотвращение необоснованного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность субъектов рынка;

пресечение картельных соглашений по установлению на рынке единых цен, по устранению с рынка или ограничению доступа на него других субъектов;

пресечение злоупотреблений доминирующим положением;

контроль за экономической концентрацией.

Одним из результатов создания условий для развития конкуренции на внутреннем рынке должна стать стабилизация цен на товары народного потребления, в т.ч. на социально-значимые виды товаров, являющиеся мультипликаторами цен по отношению к другим товарным группам и оказывающим существенное влияние на уровень жизни населения (нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, сахар и т.д.).

В связи с этим, во исполнение решения Правительства Республики Казахстан по мерам стабилизации цен на важнейшие продовольственные товары, образованными совместными рабочими группами продолжится работа в проведении мероприятий по выявлению соглашений между субъектами рынка при реализации продовольственных и других товаров, имеющих своим результатом ограничение конкуренции, нарушающих права и интересы потребителей.

Предлагаемые изменения и дополнения в закон о конкуренции помогут предотвратить злоупотребления доминирующим положением, которые наносят ощутимый ущерб правам и законным интересам потребителей, а также установить государственный контроль за экономической концентрацией, главной целью которого будет предупреждение чрезмерной концентрации рыночной власти в одних руках.

Все эти меры должны создать обстановку, способствующую появлению новых компаний на внутреннем рынке и вследствие этого будет предотвращена монополизация рынков, приводящая к ослаблению конкуренции и замедлению развития свободных рыночных отношений.

Задача 2: создание эффективной системы тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий, направленной на достижение баланса интересопроизводителя, потребителя и государства

Анализ состояния субъектов естественных монополий показывает, что многие субъекты естественных монополий, особенно предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, фактически являются убыточными: в 2001 году удельный вес таких предприятий в отрасли составил 53,7%. На отдельных предприятиях наблюдается отрицательная доходность, что характерно для предприятий водохозяйственной системы. Хотя некоторые предприятия завершили финансовый год с прибылью, однако, доходность у многих из них остается низкой - не более 5%.

По статистическим данным, для многих естественных монополий характерны низкие темпы обновления основных фондов. В целом, за период 1995-1998 годах коэффициент обновления основных фондов уменьшился в 1,5 раза, а коэффициент выбытия - не изменился. В 1998-2001 годы коэффициенты обновления имели тенденцию к увеличению, однако о полном обновлении используемой техники и технологии говорить рано.

Степень износа основных средств констатирует о том, что во всех отраслях экономики физический износ машин и оборудования, транспортных средств составлял в среднем около 50%.

Сложность решения этой задачи состоит в том, что уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий оказывают прямое и косвенное влияние на состояние конкуренции казахстанской экономики и реальные доходы населения.

Таблица 4

Расчет влияния роста тарифов на перевозку грузов на конечный спрос в

отраслях экономики Республики Казахстан, млн. тенге

                                

                                 

                                  

Рост тарифов на перевозку грузов на (%):

  30  

   25  

  20  

   15 

  10   

Добыча сырой нефти и природного 

газа                             

  -1149

      

    -958

       

   -766

      

   -575

      

   -383

        

Производство древесины и        

деревянных изделий              

  -1105

      

    -921

       

   -737

      

   -553

      

   -368

        

Производство кокса, перегонка   

нефти, производство и переработка

ядерных материалов              

 -30295

      

       

  -25242

       

        

 -20196

      

       

 -15151

      

       

 -10098

        

        

Металлургическая промышленность и

обработка металлов              

  -2441

      

   -2034

       

  -1627

      

  -1221

      

   -814

        

Производство и ремонт машин и   

оборудования, запасных деталей  

 -12652

      

  -10542

       

  -8435

      

  -6327

      

  -4217

        

Прочие отрасли обрабатывающей   

промышленности                  

  -1111

      

    -926

       

   -741

      

   -556

      

   -370

        

Производство и распределение    

электроэнергии, газа и воды     

  -5876

      

   -4896

        

  -3918

      

  -2939

      

  -1959

        

Строительство                   

  -2082

   -1734

  -1388

  -1041

   -694

Торговля; ремонт изделий        

домашнего пользования           

 -25917

      

  -21595

       

 -17278

      

 -12962

      

  -8639

        

Почта и связь                   

  -1651

   -1376

  -1101

   -826

   -550

Финансовая деятельность         

  -1390

   -1158

   -927

   -695

   -463

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и услуги предприятиям    

  -2559

      

   -2132

       

  -1706

      

  -1280

      

   -853

        

Прочие коммунальные, социальные и

персональные услуги             

  -1040

      

    -867

       

   -694

      

   -520

      

   -347

        

Итого по экономике               

 -94835

  -79019

 -63223

 -47428

 -31612

ВВП 2001 г.                     

3285383

         

        

        

         

Снижение в % ВВП                

   2.89

    2.41

   1.92

   1.44

   0.96

Таблица 5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития паспорт программы социально-экономического

    Программа
    ... Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития ...
  2. Постановление правительства республики казахстан от 20 сентября 2002 года n 1039 о программе интенсивного сноса ветхого и на период 2003-2005 годов

    Программа
    ... планом города Астаны, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2001 года N 1064. В Государственной программе социально-экономического развития г. Астаны на ...
  3. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... (на 1000 человек) Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ... 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 15 сентября 2005 года N 145-П "О реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской ...
  4. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... (на 1000 человек) Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ... 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 15 сентября 2005 года N 145-П "О реализации Концепции социально-экономического развития Челябинской ...
  5. Паспорт республиканской бюджетной программы 001 " обеспечение деятельности уполномоченного органа

    Закон
    ... постановление Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2002 года N 1000 "Об Индикативном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы"; постановление Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2002 года ...

Другие похожие документы..