Главная > Программа


интегрированная программа по информатике и ИКТ

в рамках основного общего образования (7-9 классы)

и внеурочной деятельности

составил: учитель информатики, математики

ОГКОУ КШИ «Томский кадетский корпус» Беспалова Н.С., 2011г.

Пояснительная записка

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, комплексных образовательных программ «Школьный университет», направлена на реализацию основного и дополнительного образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

Данная программа конкретизирует содержание двенадцати предметных тем образовательного стандарта, включает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом метапредметных, межпредметных ивнутрипредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, определяет набор практических работ необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Структура документа

Данная программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников, подпрограмму по внеурочной деятельности, требования к уровню подготовки выпускников приложение, перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы список использованной литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука озакономерностях протекания информационных процессов исистемах различной природы, о методах,средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Онаспособствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных, интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной ибудущей жизни.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения: материя— энергия—информация.

В программе расширено, рассмотрены представления об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Чётко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы иинформационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационныеосновы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования проектной деятельности, средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов таких как математика, физика, обществознание, социология.

Изучения курса информатики и ИКТ нацелено на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных областях

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитее познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Информатика и ИКТ изучается 7-9 классах основной школы по 1 часу в неделю. Всего105 часов.

На инвариативную часть (внеурочная деятельность) 30 часов отводится на реализацию и защиту авторских проектов (9 класс)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций». В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • распределение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности.

Результаты изучения предмета в основной и инвариативной части:

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды:

  • приобретении опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессоров;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё не известно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  • преобразование модели– преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

  • выбор языка представления информации в модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

  • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

1) виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

2) единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

3) основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

4) программный принцип работы компьютера;

5) назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

1) выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять истроить простые алгоритмы;

2) оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

3) оценивать числовые параметры информационных объектов ипроцессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

4) создавать информационные объекты, в том числе:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

в создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

• создавать записи в базе данных;

• создавать презентации на основе шаблонов;

5) искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

6) пользоваться персональным компьютером иего периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

2) проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов ипроцессов;

3) создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

4) организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

5) передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Особенности изучения предмта

Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Системный характер содержания курса определяется фундаментальным ядром, в котором зафиксированы современные представления о дисциплине «Информатика», рассмотренные под углом зрения целей и задач современного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики прежде всего личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания – моделирование – к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие – общий прием решения задачи.

Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации.

Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчеркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты.

Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровью акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.

Приведенные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путем усвоения содержания общеобразовательного курса информатики, которые отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;

  • основные области применения информатики;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:

  • - информация и информационные процессы;

  • - моделирование; информационные модели;

  • области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают применение к информатике общую схему познания, характерную для естественно-научных дисциплин: объект познания – инструмент познания – области применения.

  • в рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

  • в направлении «Информации, информационные процессы »:

  • информационные процессы;

  • информационные ресурсы;

  • в направлении «Моделирование; информационные модели»:

  • моделирование и формализация;

  • алгоритмизация и программирование;

  • в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • информационные основы направления;

  • информационная цивилизация.

  • Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:

  • а) формирование представлений о триаде материя – энергия – информация и материальная природе всех протекающих во вселенной процессов; формирование представлений об основном предмете информатике – информационных процессах, об особенностях языка написания информационных процессов, а также о методах и средствах их автоматизации, т.е. о переходе от описания информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;

  • б) развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологий, управления, в социальной сфере, в том числе в модели информационных процессов из различных областей;

  • в) формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа основного общего образования (2)

    Программа
    ... информатики. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003г. «Информатика и ИКТ », учебник для 9 класса, ... учебной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное ...
  2. Основная образовательная программа основного общего образования

    Основная образовательная программа
    ... школ. Принципы чередования учебной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное учреждение. 3.2. Система ...
  3. Основного общего образования

    Государственный образовательный стандарт
    ... урочной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное учреждение. 14. Основная образовательная программаосновногообщегообразования должна содержать ...
  4. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    ... дея­тельности. В примерной программепоинформатике для основногообщегообразования ... поинформатике и ИКТ для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобра­зовательных учреждений Российской Федерации // Ин­форматика и образование ...
  5. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Контрольные вопросы
    ... дея­тельности. В примерной программепоинформатике для основногообщегообразования ... поинформатике и ИКТ для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобра­зовательных учреждений Российской Федерации // Ин­форматика и образование ...

Другие похожие документы..