Главная > Программа

1

Смотреть полностью

интегрированная программа по информатике и ИКТ

в рамках основного общего образования (7-9 классы)

и внеурочной деятельности

составил: учитель информатики, математики

ОГКОУ КШИ «Томский кадетский корпус» Беспалова Н.С., 2011г.

Пояснительная записка

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, комплексных образовательных программ «Школьный университет», направлена на реализацию основного и дополнительного образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

Данная программа конкретизирует содержание двенадцати предметных тем образовательного стандарта, включает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом метапредметных, межпредметных ивнутрипредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, определяет набор практических работ необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Структура документа

Данная программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников, подпрограмму по внеурочной деятельности, требования к уровню подготовки выпускников приложение, перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы список использованной литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука озакономерностях протекания информационных процессов исистемах различной природы, о методах,средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Онаспособствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных, интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной ибудущей жизни.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения: материя— энергия—информация.

В программе расширено, рассмотрены представления об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Чётко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы иинформационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационныеосновы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования проектной деятельности, средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов таких как математика, физика, обществознание, социология.

Изучения курса информатики и ИКТ нацелено на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных областях

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитее познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Информатика и ИКТ изучается 7-9 классах основной школы по 1 часу в неделю. Всего105 часов.

На инвариативную часть (внеурочная деятельность) 30 часов отводится на реализацию и защиту авторских проектов (9 класс)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций». В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • распределение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности.

Результаты изучения предмета в основной и инвариативной части:

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды:

  • приобретении опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессоров;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё не известно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  • преобразование модели– преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

  • выбор языка представления информации в модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

  • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

1) виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

2) единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

3) основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

4) программный принцип работы компьютера;

5) назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

1) выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять истроить простые алгоритмы;

2) оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

3) оценивать числовые параметры информационных объектов ипроцессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

4) создавать информационные объекты, в том числе:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

в создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

• создавать записи в базе данных;

• создавать презентации на основе шаблонов;

5) искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

6) пользоваться персональным компьютером иего периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

2) проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов ипроцессов;

3) создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

4) организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

5) передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Особенности изучения предмта

Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Системный характер содержания курса определяется фундаментальным ядром, в котором зафиксированы современные представления о дисциплине «Информатика», рассмотренные под углом зрения целей и задач современного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики прежде всего личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания – моделирование – к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие – общий прием решения задачи.

Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации.

Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчеркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты.

Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровью акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.

Приведенные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путем усвоения содержания общеобразовательного курса информатики, которые отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;

  • основные области применения информатики;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:

  • - информация и информационные процессы;

  • - моделирование; информационные модели;

  • области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают применение к информатике общую схему познания, характерную для естественно-научных дисциплин: объект познания – инструмент познания – области применения.

  • в рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

  • в направлении «Информации, информационные процессы »:

  • информационные процессы;

  • информационные ресурсы;

  • в направлении «Моделирование; информационные модели»:

  • моделирование и формализация;

  • алгоритмизация и программирование;

  • в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • информационные основы направления;

  • информационная цивилизация.

  • Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:

  • а) формирование представлений о триаде материя – энергия – информация и материальная природе всех протекающих во вселенной процессов; формирование представлений об основном предмете информатике – информационных процессах, об особенностях языка написания информационных процессов, а также о методах и средствах их автоматизации, т.е. о переходе от описания информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;

  • б) развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологий, управления, в социальной сфере, в том числе в модели информационных процессов из различных областей;

  • в) формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.

Основное содержание (105 ч)

Информация и информационные процессы (5 ч)

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

№ 1. Фиксация аудио и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Практические работы:

№ 2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

№ 3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

№ 4. Выполнение мини бизнес проекта «А, вы хотите купить себе компьютер»

Обработка текстовой информации (12 ч)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

№ 5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

№ 6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

№ 7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

№ 8. Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков.

№ 9. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

№10. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

№ 11. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

№12-№ 13 Проектная работа «Моё эссе» «Официальные бумаги»

Обработка графической информации (5 ч)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

№ 14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

№ 15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

№ 16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

№ 17.Проект «Логотип, эмблема.значёк»

Мультимедийные технологии (14 ч)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. Практические работы:

№ 18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

№ 19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

№ 20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

№ 21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

№ 22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Выполнение проекта по любой теме учебных предметов. Конкурс на лучшую презентацию

Обработка числовой информации (8 ч)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

№ 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

№ 24. Создание и обработка таблиц.

№ 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

№ 26. Построение диаграмм и графиков.

Проект «Исследование математических функций»

Представление информации (6 ч)

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

№ 27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

№ 28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

№ 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

№ 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители (19 ч)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

№ 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

№ 32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. № 33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. № 34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. № 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. № 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Выполнение проекта

Формализация и моделирование (8 ч)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Проектные работы:

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

  • Построение генеалогического дерева семьи.

  • Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

  • Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

  • Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

  • Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблиц ах или специализированной геоинформационной системе.

Хранение информации (4 ч)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

№ 33. Поиск записей в готовой базе данных.

№ 34. Сортировка записей в готовой базе данных.

Коммуникационные технологии (12 ч)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирс: и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные; каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

№ 35. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения

36. Путешествие по Всемирной паутине.

№ 37. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

№ 38. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программ архиватора.

№ 39. Загрузка файла из файлового архива.

№ 40. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

№ 41. Сохранение для индивидуального использования информационных объект глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Проект «Создание электронных тетрадей»

Информационные технологии в обществе (4 ч)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

№ 42. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

№ 43. Защита информации от компьютерных вирусов.

Конференция в рамках урока «Компьютерные вирусы и способы защиты от них»

Резерв свободного учебного времени (2 ч)

Подпрограмма - инвариативная часть (внеурочная деятельность) 30 часов

Инвариативная часть лучше всего использовать в 9 классе для реализации и защиты авторского проекта

Общая тема школьного проекта «Создание web сайта проекта

«Сетевая IT знайка» (или любая другая)

Данный проект, включает в себя сеть ученических сайтов проектов, каждый из которых содержит любую образовательную область, конкретно выбранную учебную тему, которой заинтересовался школьник.

Все ученические проекты систематизируются, рецензируются и публикуются в сайт «Сетевая IT знайка»

Для реализации данного проекта необходимо использовать программу по внеурочной деятельности, которая строиться с учётом неполной программы комплексной образовательной программы «Школьный университет»«Основы сайтостроения»

Причиной выбора данной темы проекта послужило:

  • создание единой медиатеки образовательных IT ресурсов;

  • актуальность информационных компетентностей по Web программированию;

  • использование во всех сферах жизни деятельности современного социума

  • гендорная педагогика.

Программа по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, творческого опыта обучащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

• на первом этапе происходит изучение инструментария, создание простейших сайтов;

• на втором этапе уделяется особое внимание разработке отдельных элементов;

• на третьем этапе выполняется работа в специальном редакторе JavaScript.

Общепедагогическая направленность занятий — гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы обработки растровой графики являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с обрабатываемыми ими продуктами в виде фотографий или рисунков рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся.

Цели изучения курса:

• научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые web-ресурсы;

• сформировать у школьников целостное представление об информационной картине мира средствами Всемирной паутины, научить их способам представления информации в сети Интернет;

• познакомить учащихся со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;

• реализовать способности учеников в ходе проектирования и конструирования сайтов;

• сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования.

Задачи курса:

познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения web-сайта;

создать представление о языке HTML и научить использовать его для создания web-страниц;

сформировать навыки коллективной работы с комплексными web-проектами;

создать и разместить в сети Интернет собственный web-сайт в соответствии с выбранной темой.

Создание сайта в различных формах:

  • 18ч. сайт в HTML

  • 5 ч. создать сайт в виртуальной галерее

Занятия:

  • аудиторные,дистанционные, практические, экскурсии(виртуальные), стажировки на предприятия и ВУЗы, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, форумах и.т.д.

Аппаратное обеспечение:

  1. Процессор не ниже Pentium II или выше.

  2. Оперативная память не меньше 128 Мб (рекомендуется 256 Мб или больше).

  3. Подключение к сети Интернет (желательно).

Программное обеспечение:

  1. Операционная система: Windows 2000 (или выше).

  2. Любой текстовый редактор.

  3. Браузер Internet Explorer версии 5 или выше.

Тематический план по внеурочной деятельности

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Всего

Прак.

занятия

Введение. Подготовка к разработке учебного проекта

1

0

Выбор темы учебного проекта и создание этапов моделирования.

1

Поиск информационных ресурсов для учебного проекта. Диагностика IT - компетентностей

1

1

Анализ информационных ресурсов согласно выбранных этапов моделирование

1

Раздел 1. Язык гипертекстовой разметки HTML

6

5

1.1. Структура html-документа

1

1.2. Теги и атрибуты

1

1

1.3. Вставка изображения на страницу

1

1

1.4. Простые таблицы

1

1

1.5. Формирование сложных таблиц

1

1

1.6. Гиперссылки

1

1

Раздел 2. Каскадные таблицы стилей CSS

3

3

2.1. Каскадные таблицы стилей

1

1

2.2. Позиционирование

1

1

2.3. Фреймы

1

1

Раздел 3. Язык сценариев JavaScript

3

2

3.1. JavaScript

2

1

3.2. Таймер и формы

1

1

Работа над индивидуальным проектом сайт в HTML Диагностика IT - компетентностей

5

(1)

5

(1)

Работа над индивидуальным проектом создать сайт в виртуальной галерее

4

4

Внешняя рецензия проекта (предзащита)

1

1

Создание публикации учащегося

1

1

Защита индивидуального проекта

1

1

Диагностика IT - компетентностей

1

1

ВСЕГО

30

27

Содержание курса

Введение

Структура курса. Основы web-дизайна, технологии создания привлекательных и удобных сайтов. Язык HTML — основной инструмент создания web-страниц.

Язык JavaScript — скриптовый язык, с помощью которого можно добавить на страницу динамические эффекты (реагирование на кнопки, обработка форм, произвольные надписи, зависящие от действий пользователей, и т. д.).

Раздел 1. Язык гипертекстовой разметки HTML

Тема 1.1. Структура html-документа

Учащиеся должны знать / понимать:

принципы работы с html-тегами;

принципы работы браузера при отображении страницы;

структуру кода web-страницы;

теги заголовков, с помощью которых формируется страница;

теги форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

создать web-страницу с помощью html-кода;

придать web-странице требуемое форматирование.

Браузер. Структура html-документа. Тег. Форматирование html-документа.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж первый. Структура html-документа».

Тема 1.2. Теги и атрибуты

Учащиеся должны знать / понимать:

назначение основных параметров для тегов форматирования.

Учащиеся должны уметь:

управлять параметрами текста с помощью тега ;

управлять параметром выравнивания для тега

;

задавать заголовок документа.

Атрибуты тегов. Базовый шрифт. Заголовок html-документа.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж первый. Теги и атрибуты».

Тема 1.3. Вставка изображения на страницу

Учащиеся должны знать / понимать:

как вставить изображение на web-страницу;

как отключать отображение изображений на web-странице.

Учащиеся должны уметь:

вставлять необходимое изображение в нужное место web-страницы;

задавать альтернативный текст для вставляемого изображения.

Вставка изображения на web-страницу. Альтернативный текст.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж второй. Вставка изображения на страницу».

Тема 1.4. Простые таблицы

Учащиеся должны знать / понимать:

основы работы с таблицами и применение их для разметки структуры web-документа;

назначение основных атрибутов таблицы.

Учащиеся должны уметь:

формировать таблицу;

настраивать ширину и высоту ячеек таблицы;

осуществлять разметку страницы с помощью таблиц;

создавать сложную структуру с помощью вложенных таблиц.

Создание и разметка таблицы. Вложенные таблицы.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж третий. Простые таблицы».

Тема 1.5. Формирование сложных таблиц

Учащиеся должны знать / понимать:

способы модификации таблицы путём объединения ячеек и применение границ и заливок.

Учащиеся должны уметь:

объединять ячейки таблицы;

оформлять таблицу с помощью границ и заливки ячеек.

Объединение ячеек таблиц. Границы и заливка таблицы.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж третий. Формирование сложных таблиц».

Тема 1.6. Гиперссылки

Учащиеся должны знать / понимать:

назначение гиперссылок и принцип их создания.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять связь страничек с помощью гиперссылок.

Гиперссылки.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж четвёртый. Гиперссылки».

Раздел 2. Каскадные таблицы стилей CSS

Тема 2.1. Каскадные таблицы стилей

Учащиеся должны знать / понимать:

назначение каскадной таблицы стилей;

принципы создания стилей и их применение на web-страницах.

Учащиеся должны уметь:

создавать внешнюю таблицу стилей, подключать её к web-странице и применять стили к тегам;

создавать стилевые правила для отдельных тегов, создавать классы и псевдоклассы.

Каскадные таблицы стилей (CSS). Селектор. Внешняя таблица стилей. Стилевой класс и псевдокласс.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж пятый. Каскадные таблицы стилей».

Тема 2.2. Позиционирование

Учащиеся должны знать / понимать:

возможности стилей по позиционированию тегов;

возможности внутренних и Inline-стилей.

Учащиеся должны уметь:

создавать и использовать контекстный селектор;

использовать внутреннюю таблицу стилей и Inline-стиль;

задать позицию для тега с помощью стилей.

Контекстный селектор. Внутренняя таблица стилей. Inline-стиль. Позиционирование.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж пятый. Позиционирование».

Тема 2.3. Фреймы

Учащиеся должны знать / понимать:

назначение фреймов и основы работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

формировать фреймовую структуру страницы;

осуществлять загрузку web-страницы в заданный фрейм.

Фрейм. Фреймовая структура страницы. Гиперссылки между фреймами.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж шестой. Фреймы».

Раздел 3. Язык сценариев JavaScript

Тема 3.1. JavaScript

Учащиеся должны знать / понимать:

принципы работы скриптового языка;

способы применения скриптового языка на web-странице;

как нужно задавать переменные, и их основные функции;

основные объекты, методы, свойства и события.

Учащиеся должны уметь:

создавать скрипты (функции, обрабатывающие некоторые события) и включать их в web-страницу;

подключать к страничке внешний файл со скриптами;

динамически изменять содержимое блока;

искать и исправлять ошибки в скриптах;

применять необходимые методы, свойства и события к тегу.

Базовые понятия программирования на JavaScript. События, свойства и методы основных объектов JavaScript. Функция.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж седьмой. JavaScript».

Тема 3.2. Таймер и формы

Учащиеся должны знать / понимать:

принцип работы таймера;

назначение форм и работу с ними.

Учащиеся должны уметь:

использовать таймер;

получать и обрабатывать данные от посетителя с помощью элементов форм.

Таймер. Форма. Элементы формы.

Практическая работа: упражнение электронного практикума «Чертёж седьмой. Таймер и формы».

Образовательные результаты по внеурочной деятельности:

Личностные

• соответствие возрасту;

• непрерывная линейка курсов;

• конечный продукт на каждом этапе деятельности;

• применение знаний в окружающей среде;

• расширение круга общения (создание блогов);

• признание личностных достижений;

• высокий уровень мотивации.

Предметные:

• расширение и углубление базовых знаний;

• развитие компетентностей;

• профориентация.

Метапредметные:

интеграция со всеми образовательными дисциплинами;

ИКТ компетентность;

решение поставленных задач с помощью ИКТ компетентностей.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации- наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио- и видеомагнитофон - дают возможности непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.

  3. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый I векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы Звуковой редактор.

  4. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста.

  5. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.

  6. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.

Список литературы

  1. Алгоритмика. Ал.Л.Семенов и др. М., Дрофа, 1996.

  2. Информатика (теория, методика, задачи). Н.Д.Угринович, М., МИПКРО, 1991.

  3. Информатика 8-9 под редакцией Н.В.Макаровой («Питер», 2001 год)

  4. Информатика в играх и задачах. А.В.Горячев и др. М.,1995.

  5. Информатика и информационные технологии. Н.Д. Угринович. М., БИНОМ, 2003.

  6. Компьютерные телекоммуникации – школе: Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.С.Полат.– М.,1995-167с.

  7. Кузнецов, В. В. Задание к индивидуальному проекту учащихся. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006.

  8. Кузнецов, В. В. Контрольная работа № 1. Методические материалы для проведения контрольной работы. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006.

  9. Кузнецов, В. В. Контрольная работа № 2. Методические материалы для проведения контрольной работы. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006.

  10. Курс компьютерной технологии с основами информатики(учебное пособие для
    старших классов)под редакцией О.Ефимовой, В.Морозова, Н.Угринович, Москва
    2002 год

  11. Обязательный минимум содержания образовательных программ (Приказ МО РФ от 31.06.99 №56).

  12. Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Гейн и др., Просвещение,
    2008 г.

  13. Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Кушниренко и др., Просвещение, 1988 и последующие годы.

  14. Основы информатики и вычислительной техники. В. А. Каймин и др. М., Просвещение, 1989 и последующие годы.

  15. Основы компьютерной технологии. О.В.Ефимова и др. М., ABF, 1997.

  16. Татарникова, Л. А., Ситникова, О. В., Вьюгов, Д. С. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Учеб. пособие. — Изд. 2-е, перераб. — Томск, 2007. — 160 с.

  17. Уроки сайтостроения: Электронный практикум. — Томск, 2006 г.

  18. Федеральный стандарт общего среднего образования по информатики и
    информационным технологиям (проект).

  19. Я.С.Быховский, А.В.Калеников, А.В.Могилев, В.Е.Скородумов. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады/ под ред. А.В.Могилева. – Москва: ";Прожект Хармони, Инк."; 2000.

24

1

Смотреть полностью



Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа основного общего образования (2)

    Программа
    ... информатики. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003г. «Информатика и ИКТ », учебник для 9 класса, ... учебной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное ...
  2. Основная образовательная программа основного общего образования

    Основная образовательная программа
    ... школ. Принципы чередования учебной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное учреждение. 3.2. Система ...
  3. Основного общего образования

    Государственный образовательный стандарт
    ... урочной и внеурочнойдеятельности в рамках реализации основной образовательной программыосновногообщегообразования определяет образовательное учреждение. 14. Основная образовательная программаосновногообщегообразования должна содержать ...
  4. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    ... дея­тельности. В примерной программепоинформатике для основногообщегообразования ... поинформатике и ИКТ для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобра­зовательных учреждений Российской Федерации // Ин­форматика и образование ...
  5. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Контрольные вопросы
    ... дея­тельности. В примерной программепоинформатике для основногообщегообразования ... поинформатике и ИКТ для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобра­зовательных учреждений Российской Федерации // Ин­форматика и образование ...

Другие похожие документы..