Главная > Интернет справочник


профессиональной деятельности журналиста

На территории Российской Федерации каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и независимо от форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, последние в современном обществе стали значимым и влиятельным источником его информирования, в силу чего нередко именуются четвертой властью. Поэтому в Основном Законе страны особо гарантируется свобода массовой информации. Она означает свободное распространение через СМИ любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну, отражение в этой информации политического и идеологического плюрализма, запрет цензуры.

Под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускаются.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается.

Вместе с тем в отдельных случаях, специально предусмотренных законом, в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ, отражения или предотвращения агрессии против РФ, не исключена возможность ограничения свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов, а также осуществления контроля за работой средств массовой информации. Подобные меры, направленные на ограничение прав и свобод граждан, как правило, носят временный характер и обусловлены действующим на определенной территории режимом военного или чрезвычайного положения, в силу чего их существование вполне оправданно.

Вместе с тем защита прав, интересов, жизни и здоровья граждан своей страны обязывают законодателя устанавливать и ряд запретов, ограничивающих свободу средств массовой информации. В нашей стране не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом ";О наркотических средствах и психотропных веществах";, в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Как видите, введение подобного рода ограничений свободы средств массовой информации имеет смысл.

Целям защиты свободы слова и мысли каждого, обеспечения нормального информационного процесса служит конституционный запрет на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ).

Конкретизацию соответствующее конституционное положение находит в ряде норм, устанавливающих санкции негативного характера за совершение подобного рода действий.

Уголовным кодексом РФ, выступающим в роли гаранта законности и порядка, обеспечивающим свободную реализацию конституционных норм и положений, введена статья, запрещающая под угрозой наказания создавать препятствия законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Следует отметить, что подобного рода деяние ведет, таким образом, не только к нарушению свободы печати, чем и определяется опасность этого преступления, но и к ограничению трудовых прав журналиста, в силу чего является предметом разговора в рамках настоящего пособия.

Норма оговоренной статьи не отличается особым объемом и достаточной степенью конкретизации, законодатель оговаривает, что преступление должно быть совершено не иначе как путем принуждения журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации. Только в таком случае виновное лицо может понести заслуженное наказание, размер которого определяется судом исходя из установленных статьей штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 180 ч, либо исправительных работ на срок до 1 года. Вместе с тем тяжесть наказания может быть усилена при условии, что преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения именно для этих целей.

О необходимости установления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном в Софии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественной информации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаев являются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений, убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и Резолюцию 45/76-А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которой указывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.

Итак, продекларированный принцип, согласно которому воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается, нуждается в своей дальнейшей конкретизации.

Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов следует понимать принуждение их к распространению ложной информации или к сокрытию правдивой информации либо уничтожение собранной журналистом информации, а также требование прекращения журналистской деятельности и т.п. Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность.

Принуждение журналиста к распространению информации преследует цель заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Принуждение журналиста к отказу от распространения информации совершается с обратной целью - заставить отказаться от обнародования известной ему информации. Обычно принуждение осуществляется путем физического или психического насилия. Чаще всего это различного рода угрозы. Например, внести журналиста в черный список, добиться увольнения с работы, поместить в психиатрическую больницу, лишить квартиры и пр. <*>

--------------------------------

<*> Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. д.ю.н. проф. Г.Н. Борзенкова, д.ю.н. проф. В.С. Комиссарова. Т. 4. М.: Зерцало-М, 2002.

Дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствии принуждения уголовной ответственности не влечет.

Журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Статья 144 УК РФ говорит исключительно об ответственности за воспрепятствование законной деятельности журналистов. Последняя предполагается таковой при условии, что лицо наделено соответствующим статусом в порядке Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 ";О средствах массовой информации"; (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

Профессиональный статус журналиста распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения (для придания им статуса журналистов соответствующая редакция вправе произвести государственную регистрацию своего средства массовой информации. Никаких иных требований к гражданину, осуществляющему профессиональную деятельность журналиста, законодательством не предусмотрено; на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

При осуществлении своих профессиональных прав журналист обязан предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность (п. 9 ст. 49 Закона РФ ";О средствах массовой информации";), а также уважать права и законные интересы граждан и организаций. Не допускается использование прав журналиста для сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу посторонних лиц и организаций, дискриминации граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, политических убеждений.

Ограничение журналистской деятельности осуществляется исключительно умышленно с представлением конкретного результата. Цель, которую ставит перед собой виновный, - изменить характер деятельности журналиста, при этом мотивы на квалификацию не влияют. Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политический характер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).

Воспрепятствовать профессиональной журналистской деятельности в принципе может любое лицо, имеющее ту или иную заинтересованность, обусловленную осуществлением подобного рода деятельности. Вместе с тем особую опасность представляет такого рода деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения. Им может быть как служащий государственного учреждения, объединения, предприятия или органа местного самоуправления, так и лицо, обладающее служебными полномочиями в общественной или иной негосударственной организации.

Под использованием своих служебных полномочий понимаются такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Не являются таким использованием действия лица, не связанные с его правами и обязанностями по службе, например использование своего авторитета.

Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются действия, которые совершаются должностным лицом в пределах компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган.

Использование лицом своего служебного положения вопреки интересам журналистской деятельности и требованиям закона особо отягчает ситуацию, когда журналист зависит от виновного лица в силу своего служебного положения. В таком случае ущемленными оказываются и его трудовые права.

Уголовная ответственность работодателя за необоснованный

отказ в приеме на работу или увольнение беременной

женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет

В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53%. Среди них большая часть - 36 млн., или 45,7% от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15 - 49 лет), т.е. способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода.

Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Ее реализации осуществляется посредством принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном и иных отраслях законодательства.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают:

1) повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении, Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу, принимать на работу с испытательным сроком и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей;

2) специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы или облегчение их труда.

В последнее время принят ряд важнейших документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсаций для поддержки семьи, материнства и детства. Кроме того, все они в своей совокупности нуждаются в особой защите со стороны государства. Отчасти роль последней возложена на нормы ст. 145 УК РФ, предусматривающей ответственность лиц за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет.

Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. запрещает под угрозой применения санкций увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении.

Трудовым законодательством вводятся реальные гарантии для беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до 3 лет. Соответствующей категории работников запрещено отказывать в приеме на работу по мотивам беременности, а равно по мотивам наличия у женщины детей (или одного ребенка) в возрасте до 3 лет. Подобного рода отказ признается необоснованным. Признание его таковым обусловлено отсутствием каких-либо иных видимых объективных причин отказа (например, обратившаяся в организацию женщина не соответствует предъявляемым к вакантной должности требованиям по таким характеристикам, как образование, уровень квалификации и т.п.).

Обращаем ваше внимание на то обстоятельство, что порой причины отказа могут быть завуалированы под надуманные основания (например, отсутствие вакансий, недостаточная компетентность в решении тех или иных вопросов и т.п.), реально за ними скрывается либо физиологическое положение потенциальной работницы, либо ее социальный статус. Кроме того, нередко возникают ситуации, когда формально женщину принимают на работу, но с испытательным сроком, а после отказывают в заключении договора на основании заключения о том, что якобы она не выдержала испытаний.

Встречаются и такие случаи, что в приеме на работу отказывают женщинам, имеющим детей старше 3 лет. Это лишь некоторые способы обхода закона, все назвать их невозможно - это не самоцель настоящего пособия. В качестве рекомендаций реализации соответствующих гарантий можно назвать усиление норм действующего законодательства в части защиты прав рассматриваемых категорий граждан и разработку слаженной системы их применения. При этом последнему должно быть отдано предпочтение.

Развивая тему трудоустройства женщин, отметим, что на сегодняшний день для руководителей предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности остаются обязательными рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин, работающих в различных отраслях народного хозяйства. В соответствии с этими рекомендациями беременные женщины должны быть трудоустроены по заключению врача при соблюдении оптимальных условий труда.

В целях усиления социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, законодатель не допускает расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации.

В отличие от беременных женщин увольнение иных лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ, допускается в случаях:

1) ликвидации организации (прекращения работодателем своей деятельности);

2) ухудшения состояния здоровья, в соответствии с медицинским заключением;

3) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей;

4) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;

5) при утрате доверия к работнику;

6) при совершении аморального проступка работником, выполняющим воспитательные функции;

7) при однократном грубом нарушении работником, являющимся руководителем (заместителем его), главным бухгалтером организации, своих трудовых обязанностей;

8) представление работником подложных документов или ложных сведений при заключении трудового договора.

Кроме того, допускается увольнение всех лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ (в том числе беременных женщин), в случаях:

1) прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;

2) прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных обязательных правил при заключении трудового договора.

Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте 3 лет, уволенным в установленном порядке в связи с ликвидацией организации, предоставлены и некоторые другие льготы: время поиска работы (до достижения ребенком возраста 3 лет) засчитывается в трудовой стаж для назначения пособий по социальному страхованию, в течение 12 месяцев органами социальной защиты населения оплачивается отпуск по беременности и родам женщинам, признанным безработными в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия в размере минимальной зарплаты и др. Женщинам, воспитывающим детей-инвалидов, устанавливается квота для приема на работу.

Беременным женщинам, имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям, имеющим ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

Женщинам с детьми до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации, органами социальной защиты населения назначаются ежемесячные компенсационные выплаты (в размере, установленном для работающих женщин и находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста) в случае, если в момент увольнения они находились в таком же отпуске и не получают пособия по безработице.

Только при соблюдении указанных условий увольнение беременной женщины или женщины имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, считается законным. Невыполнение хотя бы одного из приведенных требований может выступить в роли оснований для наложения взысканий предусмотренных ст. 145 УК РФ.

Преступление совершается исключительно с прямым умыслом. Виновный сознает, что необоснованно отказывает в приеме на работу или необоснованно увольняет беременную женщину или женщину, имеющую детей в возрасте до 3 лет, и желает это сделать. Мотивом подобного рода действий может выступать нежелание иметь на работе беременную женщину или женщину, имеющую маленьких детей, так как это связано с необходимостью предоставления таким женщинам определенных льгот, предусмотренных законодательством.

Субъектом преступления могут быть только представители администрации, наделенные правом приема и увольнения с работы, независимо от формы собственности организации. К числу таких лиц относятся должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. В случаях, когда в приеме на работу отказывают в отделе кадров, необходимо выяснить, имел ли место отказ по волеизъявлению руководителей организации или же по причине некомпетентности работника кадров.

Вопрос о привлечении к уголовной ответственности в каждом конкретном случае совершения рассматриваемого деяния должен решаться правоприменительными органами с учетом обстоятельств дела.

Уголовная ответственность руководителя организации,

предприятия, учреждения за невыплату зарплаты, пенсий,

пособий или иных выплат

К сожалению, длительные задержки с выдачей заработной платы происходят сегодня нередко. Основной причиной задержек является часто неблагополучное финансово-экономическое положение предприятий, не позволяющее им своевременно и в полном объеме выплачивать зарплату своим работникам. Однако известны случаи невыплаты зарплаты по совсем другим причинам, когда руководители предприятий использовали фонд заработной платы на собственные нужды.

Конституция РФ в ст. 37, провозглашая право на труд, вместе с тем гарантирует вознаграждение за труд без всякой дискриминации. Вместе с тем ст. 39 гарантируется также право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Однако в последние годы XX в. в отдельных регионах России участились случаи невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, в результате чего сложилась напряженная социальная обстановка. В средствах массовой информации стали появляться публикации, в которых в невыплате обвинялись руководители предприятий, учреждений, организаций, якобы ";прокручивающие"; эти деньги в корыстных целях либо тратящие их на иные нужды.

Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы прежде всего нарушает права работников на своевременное и полное вознаграждение за труд, гарантированные Конституцией РФ и ТК РФ. В связи с этим в целях обеспечения прав и законных интересов работников современным законодательством предусмотрены определенные гарантии и меры, направленные на обеспечение своевременной выплаты заработной платы.

Одним из способов защиты работником своих трудовых прав названа процедура приостановления работы на основании ст. 142 ТК РФ, являющаяся новеллой российского трудового законодательства.

Как установлено ст. 142 ТК РФ, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Положения ст. 142 ТК РФ о праве работника на приостановление работы напрямую связаны с нормой ст. 4 ТК РФ, устанавливающей, что продолжение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере квалифицируется как принудительный труд.

Условиями правомерного применения работником процедуры приостановки работы являются, во-первых, факт задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней со дня, определенного в организации для выдачи заработной платы, и во-вторых, обязательное письменное предупреждение работодателя о предстоящей приостановке работы. В связи с этим в интересах работника подтвердить факт получения и регистрации работодателем или уполномоченными им лицами письменного заявления о предстоящей приостановке работы. Заметим, что срок предупреждения Законом не определен, однако полагаем, во избежание разногласий с работодателем работник должен уведомить его о приостановке работы не позднее 4 ч с начала рабочего дня. Иначе такая акция может быть расценена как прогул (подп. ";а"; п. 6 ст. 81 ТК РФ) <*>.

--------------------------------

<*> Музыченко А. Последствия невыплаты заработной платы в организации // Экономика и жизнь. 2003. Февраль. Вып. 2.

Помимо обозначенных последствий невыплаты или задержки заработной платы, в большей степени касающихся работников, обращаем внимание работодателей и руководителей организаций на установленные законодательством меры ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. В частности, уголовным законодательством предусматривается ответственность за несвоевременную выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат из корыстной или иной личной заинтересованности <*>.

--------------------------------

<*> Соответствующая норма была внесена в УК РФ ФЗ от 15 марта 1999 г. N 48-ФЗ ";О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145.1";.

Опасность такого рода преступления заключается в нарушении конституционных принципов - права на труд, согласно которому каждый должен получать за него вознаграждение; права на образование; права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и пр.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за 3 дня до его начала.

Пенсия - денежное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, нетрудоспособности и пр.

Пособие - денежная помощь нуждающимся в материальном обеспечении лицам, например многодетным и одиноким матерям.

Стипендия - это денежное пособие, регулярно выплачивающееся учащимся и претендующим на него в силу закона или принятого в соответствии с ним иного нормативного акта. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Под иными выплатами подразумеваются как единовременные выплаты в связи с какими-либо событиями, ставящими человека или семью в бедственное положение (например, при пожаре, железнодорожной катастрофе), так и выплаты в случаях, предусмотренных законом, денежных средств в виде премий за особые достижения в области науки и пр.

Ежемесячно в соответствии с положениями отраслевого законодательства должны производиться выплаты стипендий, пособий родителям, имеющим малолетних детей, и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Под невыплатой любой из указанных выплат следует понимать уклонение уполномоченного лица от погашения возникшей задолженности, в силу чего потерпевший лишается возможности получить причитающиеся ему в силу закона соответствующие денежные суммы.

Для привлечения виновного лица к уголовной ответственности, как минимум, необходимо выполнение следующих условий:

1) соответствующие выплаты должны быть проведены на основании закона или иных нормативных актов. За уклонение от выплат могут быть установлены иные виды юридической ответственности (например, материальная);

2) невыплата имела место из корыстной или иной личной заинтересованности. Под корыстными мотивами понимается желание получить в результате невыплаты материальную выгоду (либо посредством присвоения соответствующих денежных сумм, либо использования их для личного обогащения). Это может быть, например, установление непомерно высоких должностных окладов руководителей, управленческого персонала.

Иная личная заинтересованность может выразиться, например, в передаче этих сумм лицам, от которых виновный ожидает каких-либо выгод. При этом следует учитывать ее многообразный характер и проявление в каждом конкретном случае с той или иной долей разнообразия. Поэтому особо следует обращать внимание на довольно частые затраты на обновление интерьеров кабинетов администрации, приобретение служебных автомобилей, дорогие подарки отдельным сотрудникам или клиентам и тому подобные действия;

3) неполучение гражданином полагающихся ему выплат должно быть не менее 2 месяцев подряд.

Момент окончания рассматриваемого деяния - начало суток, следующих после истечения 2 календарных месяцев с момента наступления предусмотренной законом (иным нормативным актом) последней даты производства соответствующей выплаты. Если обозначенный срок истекает в выходной или праздничный день, то моментом окончания преступления следует считать начало суток, следующих за последним рабочим днем, предшествующим выходному (праздничному) дню. Частичное погашение задолженности по заработной плате в течение 2 месяцев не освобождает от уголовной ответственности и может рассматриваться судом лишь как смягчающее обстоятельство.

Ответственность по ст. 145.1 УК РФ несет руководитель предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а равно лица, в чьи должностные обязанности входит осуществлять расчеты по соответствующим выплатам с работниками данного предприятия (или иными лицами, которые в силу различного рода нормативных актов претендуют на поименованные выплаты).

За невыплату пособия к ответственности привлекаются руководители предприятий - работодатели, если выплата пособий возложена на них по закону. Но пока не установлено наличие умысла, нельзя установить и факт преступления. Для этого сначала необходимо доказать, что руководитель предприятия понимал противоправность своих действий, знал, что будут нарушены чьи-то права и что от его действий (бездействия) возникнут негативные последствия, желал или допускал наступление этих последствий и относился к ним безразлично.

Затем необходимо установить, что, несмотря на угрозу всех последствий, руководитель совершил преступление из корыстной или личной заинтересованности. О наличии умысла могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

1) выплаты не сделаны, хотя в фонде заработной платы было достаточно средств;

2) финансовые средства не зачислялись в фонд заработной платы;

3) средства, находящиеся в фонде заработной платы, использовались не по назначению <*>.

--------------------------------

<*> Сотов А.И. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы // Главбух. 1999. N 17.

В качестве мер ответственности за это преступление УК РФ устанавливает следующие санкции:

1) штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

3) лишение свободы на срок до 2 лет.

Статья 145.1 УК РФ отдельно предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, повлекшую тяжкие последствия (гибель людей, причинение тяжкого ущерба их жизни и здоровью, крупный материальный ущерб, невыход потерпевшего на работу, что существенно нарушает нормальное функционирование той или иной отрасли экономической жизни страны, срыв запланированного научного исследования или апробирование научной разработки и т.п.). Если невыплата заработной платы влечет за собой тяжкие последствия, виновному грозит одно из следующих наказаний:

1) штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

2) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Вместе с тем не может наступать уголовная ответственность по данной норме при наличии объективной невозможности осуществления этих выплат (отсутствие денег на лицевом счете организации, неперечисление денег из средств федерального бюджета или бюджета иного уровня и т.д.).

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос. В каких случаях работодатель несет ответственность перед работником за незаконное увольнение?

Ответ. Если в суде будет установлен факт злоупотребления правом со стороны работника. При увольнении работник обязан предъявить работодателю документы, подтверждающие незаконность увольнения, в случае увольнения в период нетрудоспособности - больничный лист. Если он этого не сделает, в суде этот документ не будет иметь значения.

Если раньше суд мог оштрафовать руководителя организации, обязать восстановить такого работника, то теперь суд не вправе этого делать ввиду явной недобросовестности работника. Таким образом ТК РФ старается выровнять баланс прав работников и работодателей.

Вопрос. При увольнении работника, в его последний рабочий день, ему вернули трудовую книжку, но не выплатили в полном объеме причитающуюся ему заработную плату, поскольку не было финансовой возможности. Имеет ли здесь место нарушение трудового законодательства?

Ответ. Да, нарушена ст. 80 ТК РФ, согласно которой в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Вопрос. Как правильно подсчитать размер компенсации в случае нарушения работодателем срока выплаты заработной платы?

Ответ. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Трудовое право (1)

    Учебно-тематический план
    ... , № 4//. Шеломов Б.А. Изменение трудового договора //Справочник кадр. 2003, № 3//. План семинарских занятий ПО КУРСУ « ТРУДОВОЕПРАВО» ( 2 часть ...
  2. Трудовое право россии

    Список учебников
    ... отставке, автор более 300 работ потрудовомуправу, праву социального обеспечения, гражданскому процессу. ... квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определенном Правительством РФ; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности ...
  3. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... социально-трудовыхправ человека в специальных и региональных актах. Ведущие специалисты потрудовомуправу – об основных правах человека ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ...
  4. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... социально-трудовыхправ человека в специальных и региональных актах. Ведущие специалисты потрудовомуправу – об основных правах человека ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ...
  5. Программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ... Иллинойского Университета, США, и Международного общества потрудовомуправу и праву социального обеспечения): http://www.law ...

Другие похожие документы..