Главная > Интернет справочник


ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Представители работников, их правовой статус

Работники вправе защищать свои интересы лично, а также через своих представителей.

Лица, представляющие интересы работников, определяются в ст. 3 Конвенции МОТ о защите прав представителей трудящихся на предприятии, ст. ст. 29 - 31 ТК РФ, ст. 2 Закона о коллективных договорах и соглашениях, ст. 3 Закона о профсоюзах.

К представителям работников относятся:

1) профессиональные союзы;

2) объединения профессиональных союзов;

3) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов;

4) первичная профсоюзная организация;

5) органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им;

6) иные представители, избираемые работниками.

Профсоюзом на основании п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профессиональные союзы разделяются в зависимости от отраслевых, территориальных и иных признаков на несколько видов, а именно на:

1) общероссийский профсоюз, которым является добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной или нескольких отраслях деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

2) межрегиональный профсоюз, который действует на территории менее половины субъектов РФ;

3) территориальную организацию профсоюза, представляющую собой объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного или нескольких субъектов РФ, на территории города или района.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации).

Среди таких объединений Закон выделяет:

1) общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, которые представляют собой объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины ее субъектов;

2) межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, которые образуют межрегиональные профсоюзы или территориальные объединения (ассоциация) организаций профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов РФ;

3) территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующие, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Указанная организация действует на основании принимаемого ею положения.

Понятие данной организации содержится в Законе о профсоюзах. К первичной профсоюзной организации относится добровольное объединение членов профсоюза, работающих на одном предприятии, в учреждении либо организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Однако работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

Интересы работников вправе представлять органы общественной самодеятельности. Данные органы формируются в соответствии со ст. 12 Закона об общественных объединениях. Согласно указанной статье органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Данный орган формируется по инициативе работников и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Каждый из представителей работников обладает определенным правовым статусом, который включает в себя их правоспособность, полномочия, гарантии, деятельность и ответственность.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации (ст. 8 Закона о профсоюзах). Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в орган государственной регистрации по месту нахождения соответствующего профсоюза представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Однако представители работодателей вправе и не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, а их правоспособность возникает в момент создания.

Представители работников наделяются определенными полномочиями, которые можно классифицировать на:

1) представительские полномочия (органы общественной самодеятельности представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство);

2) полномочия в сфере нормотворчества (представители работников правом законодательной инициативы не обладают. Однако проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Представители вправе выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы);

3) полномочия по обеспечению условий труда и охраны труда (профсоюзы участвуют в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных и других актов, регулирующих данные вопросы. Кроме того, профсоюзы наделены полномочиями по осуществлению контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды).

Представители работодателей, их правовой статус

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Представлять интересы работодателя вправе:

1) руководитель организации;

2) уполномоченные руководителем организации лица;

3) объединение работодателей;

4) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Руководителем организации признается физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа на основании закона или учредительных документов организации.

Руководитель вправе уполномочить управляющего, главного бухгалтера представлять интересы работодателя.

Руководитель и уполномоченные им лица на основании ч. 1 ст. 33 ТК РФ представляют интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора.

Объединение работодателей является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей как одна из некоммерческих организаций на основании ст. 2 Закона о некоммерческих организациях не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками.

Объединения представляют интересы работодателей:

1) при проведении коллективных переговоров;

2) при заключении или изменении соглашений;

3) при разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения;

4) при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Правовое положение объединения работодателей определяется ст. 3 Закона о некоммерческих организациях. Так, правоспособность объединения возникает с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, при этом оно приобретает статус юридического лица. Объединение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления представляют собой работодателей - государственных и муниципальных предприятий, организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов.

Правоспособность унитарного предприятия устанавливается Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и выражается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанности работодателя по созданию условий,

обеспечивающих деятельность представителей работников

ТК РФ налагает на работодателя обязанность создавать условия для осуществления деятельности представителей работников. К сожалению, ТК РФ не раскрывает содержание указанной обязанности, поэтому при ее определении необходимо руководствоваться ст. 28 Закона о профсоюзах.

Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, выражаются в том, что:

1) работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением;

2) работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов по общему правилу осуществляются организацией;

3) работодатель по заявлению работников ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, также перечисляют денежные средства из зарплаты указанных работников.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос. Имеет ли право профсоюз организации защищать интересы работника, не являющегося его членом?

Ответ. Согласно ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

ПРОФСОЮЗЫ И РАБОТОДАТЕЛИ

Основные права профсоюзов и их классификация

Полная и объемная регламентация основных прав профсоюзов содержится в Законе о профсоюзах.

Статья 2 названного Закона определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основная задача профсоюзов связана с осуществлением ими главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Правосубъектность профсоюзов как юридических лиц возникает с момента их регистрации в органах Министерства юстиции РФ в уведомительном порядке.

Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Профсоюзный орган - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. Если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не все профсоюзы в целом, а только их органы.

Основным правам профсоюзов посвящена гл. II Закона о профсоюзах.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Закона о профсоюзах).

Конституция РФ, подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, в ст. 30 указала, что каждый имеет право создавать профсоюзы. К сожалению, на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по различным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их власть; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник нередко вынужден пожертвовать своими законными правами.

Защите трудовых прав работников профсоюзами посвящена гл. 58 ТК РФ.

Право профсоюзов на защиту социально-трудовых прав и интересов работников реализуется в четырех организационно-правовых формах:

1) участие профсоюзов в отношениях социального партнерства. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Так, представители общероссийских объединений профсоюзов наряду с представителями общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ являются членами такого органа социального партнерства, как Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на федеральном уровне. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться и в субъектах РФ, в состав которых также входят представители профсоюзов. Кроме того, на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; на локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

В сферу деятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

Путем представительства интересов работников профсоюзами в указанных комиссиях реализуется также право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), а также первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13 Закона о профсоюзах).

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством;

2) участие профсоюзов в применении установленных условий труда в организации, которое проявляется в том, что администрация обязана согласовывать с выборным профсоюзным органом:

а) график сменности (ст. 103 ТК РФ);

б) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

в) привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 99, 113 ТК РФ);

г) график отпусков (ст. 123 ТК РФ);

д) систему оплаты труда, а также системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. ст. 135, 144 ТК РФ);

3) участие профсоюзов в разрешении трудовых споров, в процессе которого реализуется, в частности, право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23 Закона о профсоюзах).

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

С 1992 г. профсоюзы исключены из числа органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, так как, представляя интересы членов профсоюза, не могут быть объективными арбитрами. Согласно ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды.

Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когда обращение в суд происходит, минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.

В сфере урегулирования коллективных трудовых споров профсоюзы имеют права (ст. 14 Закона о профсоюзах):

а) на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

б) на организацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Возглавляющий забастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Возглавляющий забастовку орган вправе также приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ);

4) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Закона о профсоюзах).

Согласно ст. 19 Закона о профсоюзах профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Существует мнение о том, что после образования федеральной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправдана, так как они не имеют властных полномочий. Однако следует отметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе:

а) беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Трудовое право (1)

    Учебно-тематический план
    ... , № 4//. Шеломов Б.А. Изменение трудового договора //Справочник кадр. 2003, № 3//. План семинарских занятий ПО КУРСУ « ТРУДОВОЕПРАВО» ( 2 часть ...
  2. Трудовое право россии

    Список учебников
    ... отставке, автор более 300 работ потрудовомуправу, праву социального обеспечения, гражданскому процессу. ... квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определенном Правительством РФ; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности ...
  3. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... социально-трудовыхправ человека в специальных и региональных актах. Ведущие специалисты потрудовомуправу – об основных правах человека ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ...
  4. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... социально-трудовыхправ человека в специальных и региональных актах. Ведущие специалисты потрудовомуправу – об основных правах человека ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ...
  5. Программа дисциплины «сравнительное трудовое право»

    Программа дисциплины
    ... .legifrance.gouv.fr/ Справочникпотрудовомуправу Германии на сайте адвоката потрудовым делам д-ра Мартина ... Иллинойского Университета, США, и Международного общества потрудовомуправу и праву социального обеспечения): http://www.law ...

Другие похожие документы..