Главная > Документ


Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

--------------------

Отделение трансперсональной психологии и педагогики

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

---------------------------------------------------------------------

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 80 - 2008 г.

СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008

Редакционная коллегия выпуска:

Волков И.П., Курис И.В.,

Сойдла Т.Р., Бурановская Н.А,

Ответственный за выпуск: проф. Курис И.В.

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора по выпуску – И.В. Курис

Секретарь – Н.А.Бурановская

Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта

Тел. (812) 714-66-27 Факсы: (812) 714-10-84; (812) 550-02-11

В 36

Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению трансперсональной психологии и педагогики и Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии

(Руководитель отделения – член-корр. БПА, проф. И.В. Курис)

© РООУ БПА

© И.В. Курис

(E-mail:

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)

Основано в июле 1995 года, в г. Санкт-Петербурге. Лицензия № 00-5832.

Международная регистрация:

ISSN 1818-6467 (VestnikBPA)

-----------------------------------

Подписано к печати 23.03. 2008 г. Печать ризографическая

Зак. 04. Тираж 150 экз. Формат бумаги 60х90 РООУ БПА

СОДЕРЖАНИЕ стр

От редколлегии вестника……………………………………………………………..6

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дрогалина Ж В.В. Налимов и трансперсональная психология…………………… 8

НАВСТРЕЧУ 7-й КОНФЕРЕНЦИИ АТПП

ТЕЗИСЫ ПЛЕНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

Майков В. Безумие и творчество: трансперсональный взгляд……………………….

Козлов В. Творчество как состояние сознания…………………………………….......

Крупицкий Е. и соавт. Рандомизированное исследование психоделической психотерапии героиновой зависимости……………...................................

Петренко В. Сопоставление практик работы с образом в тантрическом

буддизме и в современной гипнотерапии………………………………..

Ровнер А. Тропа восхищенности………………………………………………………...

Файдыш Е. Творчество как трансперсональный опыт.Тезаурус архетипов.…………

Кушнер А. Дневные сны…………………………………………………………………

Николаева О. Поэзия как энергия………………………………………………………

Груздев В. Искусство живописи…………………………………………………………

Курис И. Танец как трансперсональный творчество …... …….………………………

Сойдла Т. Кладовая солнца………………………...…...……………………………….

Сойдла Т. Стрела, лотос и бракосочетание миров: сказка о Иване-Царевиче и

Царевне-Лягушке……………………………………………………………..

Адамович Г. Народное песенное творчество и тренировка дыхания

в славянских психофизических гимнастиках……………………………

Белокурова М.Телесно-ориентированная инсайт-терапия…………………………….

Белокуров А. Психическое отражение процесса эмбрионального развития

Богданович В. Искусство пользоваться искусством

Бревде Г. Станиславский – Арто – Морено – Минделл

Бурановская Н. Размышленияо надличностных переживаниях………………….…

Волченко М. Творческий подход к кошмарным сновидениям…………………………

Кенга В. Творчество и Бог………………………………………………………………..

Лабковская Г. Блуждания кентавра…………………………………………………….

ОшурковМ. Ложка практической герменевтики в бочку трансперсонального мейнстрима

Охайв Й. (Дания-США) Круги на полях….. ………………………………………….

Равдоникас Ф. Повод к некартезианскойхронологии……………………………………

Серов Н. Идеальное в трансперсональной психологии……………………………….

Трусов В. Связь процессов восприятия и творческой активности личности…………

Экспериментальные исследования

Дульнев Г., Стражмейстер И. Влияния арттерапии на энергоинформационные процессы…………………………………………………………………….

Коротков К. Экспериментальное исследование индивидуальных и коллективных состояний сознания………………..………………………………………

Изварина Н. Ленсман М. Психофизиологические аспекты творчества………………

Секционные доклады

Белокурова М. Что такое «Плейбек»……………………………………………………..

Голдовский Б. Прикладные аспекты «реинкарнационной медитации»……………….

Лопатина Н. Работа с символами и архетипами сознания……………………………..

Кононов В. Регрессия в прошлые жизни или Кармическая психология……………

Огненко Н. Я не сплю: сновидения и осознания, изменяющие жизнь»……………….

Рыжова В. О чем танцуют ИКС′овцы?.........................................................................

Соловьев В.Получение ресурсных состояний и раскрытие творческого потенциала в системе Усуи Рэйки Риохо (Японская форма обучения)………………..

Тетерников Л.Взаимоотношения Мужчины и Женщины – совместное творчество

Хрущева Н. Концепция в музыке ХХ - начала ХХI века…………………………….

Чупятова В.Реинкарнационная психотерапияи истоки уголовных преступлений…..

ШевченкоВ. Музыка Л.А. Грабовского и  психонетика. ……………………………

Элькин В. Гармонизация цветовых программ жизни…………………………………

Мастер-классы

Адамович Г. Ритуальная славянскаягимнастика «Крыжам ляжаць»………………..

Анисимова О., Парфенова Г. Голос и творчество.Медитативная работа с голосом…

Бахтияров О. Активизация воли и технические приемы формирования безобъектного сознания…………………………………………………………………..

Белокуров А., Кучинский М. Символы и их роль в сознании человека ……………

Белокурова М. Работа с мифом………………………………………………………...

Богданович В. Проективная методика «Картина Мира»………….……………………

Волченко М. Сновидение как творчество. Прапамять ………………………………..

Волченко М., Курис И. Сны Одина……………………………………………………..

Голдовский Реинкарнационная медитация и раскрытие творческого потенциала

Даур А. Монотипия – графическая техника свободного сознания……………………..

Изварина Н. Путь к расширению творческого потенциала…………………………….

Кононов В.В. Карма – одна из составляющих сегодняшней судьбы………………

Кудряшов Николай Системный подход в волновой нейродинамике………………..

Курис И.В. Спонтанные танцы как путь к творчеству………………………………….

Лопатина Н. Работа с символами и архетипами сознания……………………………..

Ошурков М. «Коды доступа к энергии творчества: спонтанность, осознанность и технологии успеха»………………………………………………………..

Рыжова В. Символ и образ в гурджиевских танцах……………………………………..

Рязанова И., Васильева Э. Раскрытие творческого потенциала ребенка……………

Соловьев В. Получение ресурсных состояний и раскрытие творческого потенциала

Тетерников Л.Йога или единство с партнером………………………………………

Титова Н.. «Жизнь и Смерть как творческий процесс»…………………………………

Трусов В. «Освобождение голоса»……………………………………………………..

ЧертоваЛ. Методика ДФС как инструмент творчества. Язык души………………...

Чупятова В. Феномен прошлых и будущих жизней…………………………………..

Элькин М. Цветовая философия; интуитивная биолокация…………………………

Сведения об авторах……………………………………………………………………..

О ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Термин “трансперсональная психология” дословно обозначает “выход за пределы своей персоны”.(“Транс” - “через, сквозь”).

Трансперсональную психологию нередко называют называют психологией ХХI века… Это одно из направлений современной психологии, прямо занимающееся исследованием вопросов влияния духовного развития на жизнь человека. Официальная наука и психология, в том числе, несмотря на безусловные достижения, далеко не всегда способна ответить на самые животрепещущие вопросы, которые ставит перед собой любой мыслящий человек. Трансперсональная психология, в значительно большей степени, чем любая другая наука о душе способна удовлетворить желание познать себя, расширить возможности саморазвития, самосовершенствования, помочь выйти за пределы обыденного. Это и является предметом трансперсональной психологии.

Спектр её возможностей очень широк и разнообразен. Здесь мирно сосуществуют множество различных практик, которые самоценны и в то же время взаимодействуют и вписываются друг в друга. Существует отдельное понятие - интегративная психология, в которой, как правило, синтезируются несколько модальностей (направлений), каждая из которых, при этом, является вполне самостоятельной практикой. Одни из них, психотелесные, связаны с дыханием, движением и ментально-медитативной практикой. В процессе этих занятий происходит интеграция техник по вертикали и горизонтали, то есть методов как внутри одного направления, так и в совокупности. Например, движение и дыхание, с одной стороны, интегрируются с теоретическими и практическими основами эзотерических знаний, с другой. Объединяющим началом являются релаксация, медитация и дыхательные техники.

С помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может снять последствия психологических травм, избавиться от последствий стрессов, научиться входить в целительные и необычные состояния, находить ответы на вопросы. Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического и трансцендентного характера, способствующие позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Дыхательные психотехники способствуют важным инсайтам (внелогическим прозрениям) в отношении проблематики обретения смысла жизни. Они помогают кардинальной трансформации взглядов на собственное «Я» и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми.

Особое место в трансперсональной методологии занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, ша­манские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют трансформировать невротический или проблемный материал в процессе самоинтеграции. Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максималь­ную реализацию потенциала. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой фор­мации homo spiritus - человек духовный.

Трансперсональная методология представляет собой наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Трансперсональные методы можно считать промежуточной зоной между психотерапией и опытом мировых религиозно - философских учений по исследованию сознания. Современный сплав научных исследований и мощь психотехник позволяют получить опыт переживаний, выходящих за рамки личности, чтобы привнести этот опыт в повседневную жизнь для повышения своего творческого потенциала, достижения успешности и гармонии в различных областях жизни.

В этом номере журнала, посвященного 7-й Конференции Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии освещены самые разные вопросы. Но их объединяет одна тема, которая является так же и темой конференции:

СОЗНАНИЕ, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ.

Мы очень надеемся, что каждый из наших читателей найдет в представленных публикациях интересные и, возможно, неожиданные идеи, или мысли, которые созвучны ему самому. И вполне вероятно, что они явятся тем импульсом, который необходим для погружения в трансперсональное поле собственного творчества.

Жанна Дрогалина–Налимова

Москва, МГУ

В.В. НАЛИМОВ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Our knowledge is a torch of smoky pine

That lights the pathway but one step ahead

Across the void of mystery and dread.

George Santayana [1992, p. 91].

В июне 2005 г. в Москве проходила конференция Европейской ассоциации трансперсональной психологии (EUROTAS), в программе которой был указан докладТрансперсональные аспекты в концепции В.В. Налимова. Но мне показалось, что следует сместить акценты и назвать доклад иначе: В.В. Налимов и трансперсональная психология, потому что последняя – только один из аспектов в контексте разработанной им целостной модели мира.

По специальности Василий Васильевич Налимов прикладной математик, многие годы занимавшийся применением математической статистики и планированием эксперимента (также математической дисциплиной) в различных задачах научной и технической направленности. В течение последних двух десятилетий жизни он расширил поле своей деятельности и начал заниматься применением математики, ее вероятностного1 направления, в рассмотрении задач философского характера. Целью для него стало построение вероятностной модели языка [Налимов, 1979, 2003], а затем и сознания в целом [Налимов, 1989, 1991а, 1991 б, 1993, 2000], [Nalimov, 1992, 1995, 1996], [Nalimov, Drogalina, 1995], [Налимов, Дрогалина, 1995].

Основатели трансперсональной психологии, пишет американский психолог и философ Самьюэл Шапиро2 в статье, посвященной В.В. Налимову [там же, с. 384], видели свою цель в том, чтобы раскрыть и легализовать ту область человеческого сознания и опыта, которой современная западная психология пренебрегает. Они подчеркивали необходимость исследований «более глубоких свойств человеческой природы», включая духовные, мистические и трансперсональные состояния сознания (ссылка на Maslow, 1969). По словам Налимова, трансперсональная психология – это попытка изучать сознание человека за пределами его дискретной капсулизации [Nalimov, 1985, c. 70; Налимов, 2000, с. 157]; и здесь, в его терминологии, оказывается возможным интерпретировать личность как некоторую проявленность семантического поля. Через это поле сознание взаимодействует с самим собой и целостностью мира.

Определение Налимова вполне соотносится с позицией основателей и охватывает все ракурсы его вероятностного видения единой Вселенной.

В рецензии на книгу Налимова Realms of the Unconscious: The Enchanted Frontier3 С. Гроф отмечал [Grof, 1982]:

Значение работ Налимова выходит за рамки чисто научных трудов. Его мировоззрение объемлет и объединяет многообразие опыта, накопленного человечеством. Оно преодолевает узость провинциальных, национальных, политических воззрений, расистский и религиозный шовинизм, идеологические клише соперничающих систем, которые игнорируют тот факт, что реальность целостна по самой своей природе. В контексте воззрений Налимова единственная надежда человечества обращена с созданию совершенно новой, очеловеченной культуры путем радикального преображения сознания (c. 188).

Эта мысль вполне могла принадлежать самому Налимову. Он, к примеру, писал так [1993]:

От новой культуры мы ожидаем... возвращения к поискам самого себя в масштабах вселенского звучания, достигающих запредельной реальности... Удовлетворение мы можем найти только в свободном творчестве, расширяющем горизонты реальности...

Провоцирующие наше сознание вопросы могут... прозвучать так: Какова природа человека? Что есть смысл? В чем смысл Мироздания? Какова причастность человека к Природе, к Мирозданию?...

Эти вопросы... «предполагают наличие активного персонального поиска предельной реальности» (с. 134).

Чтобы коснуться трансперсональных аспектов в работах Налимова, можно прибегнуть к его приему – фрагментарной характеристике. Трансперсональное движение интересно, с его точки зрения, прежде всего своим «противостоянием традиционно принятому представлению о природе человека» [1993, с. 116]. Существенные характеристики этого противостояния следующие:

признание трансличностного начала человека и его иррациональной природы [1993, с. 129];

космическая природа сознания [1989, с. 29];

трансличностные состояния сознания [1989, с. 114];

космическое или вселенское сознание: в карте сознания это уровень метасознания [1989, с. 29];

новое понимание природы человека – в широком мировоззренческом контексте [1989, с. 78–81], вне рамок позитивизма [2000, c. 49];

новая философия человека, основанная на эксперименте [1989, с. 78–81];

экспериментальное изучение внеличностного – трансперсонального состояния сознания [1989, с. 78–81];

созерцание как метод изучения [1989, с. 78–81];

доктринальная свобода (трансперсональная психология впитывает в себя как опыт, достигнутый религиями прошлого так и некоторые теоретические представления современной физики) [1989, с. 78–81];

поиск новых форм существования культуры (врачевание, основанное на новом понимании смысла и существа жизни) [1989, с. 78–81];

новая, философски ориентированная терапия, стремящаяся заменить ранее существовавшие формы религиозной терапии [1989, с. 78–81];

бунт против существующей парадигмы (трансценденция личностного начала, выход за его границы) [1989, с. 78–81];

вызов традиционно принятому представлению о природе человека [1993, с. 116];

попытка трансперсонального направления стать трансдисциплинарным разделом знания о человеке [1993, с. 129];

медитация [1989, с. 192–193; с. 212–213], [1995, c. 118–119], почему медитация в наше время вдруг стала такой популярной? [1995, с. 122]4. В.В. Налимов первый в нашей стране начал писать о медитации в научных работах еще в конце 70-х гг.;

реинкарнация (создание надвременной гиперличности) [1989, с. 214], [2000, с. 246]5.

Все это, отвергаемое действовавшей парадигмой науки и философии, самым естественным образом устраивалось в вероятностной модели В.В. Налимова.

Что составляло идейный стержень его подхода? В книге «Спонтанность сознания», которую, как указывалось выше, он считает своей главной философской работой, читаем:

Опираясь на систему герменевтических представлений, мы можем думать, что Мир во всех своих проявлениях – физическом, биологическом или психологическом –устроен некоторым одинаковым образом. Его сердцевиной является некая изначально заданная данность, раскрывающаяся через число. И, наверное, все неудачи в попытке построить содержательную модель сознания кроются в страхе прослыть идеалистом. Нельзя сказать что-либо серьезное о сознании, не постулировав изначальное существование непроявленной семантики. Это, пожалуй, и есть главный вывод наших многолетних размышлений над проблемой сознания (с. 229–230).

Работы Василия Васильевича в русле трансперсональной психологии, пишет С. Шапиро, появились в основных англоязычных журналалах этого направления: The Journal of Humanistic Psychology, The Journal of Transpersonal Psychology, ReVision, The International Journal of Transpersonal Studies. Последний журнал особенно способствовал представлению его работ международной аудитории, опубликовав 22 материала, подготовленные им самим или при его участии (см. Bibliography and Website: http://panigada.hypermart.net). «Англоязычные публикации Василия Налимова внесли в трансперсональное движение интеллектуальную мощь, широту и прозорливость» [2005, с. 385].

С. Шапиро также отмечает, что не менее важными для понимания трансперсональных взглядов Налимова оказались его четыре книги, опубликованные усилиями Юджина Гарфилда в США в издательстве ISI Press: In the Labyrinths of Language [1981], Faces of Science [1981], Realms of the Unconscious [1982], Space, Time, and Life [1985]. Шапиро считает, что «публикация этих обращенных в будущее работ способствовала интернационализации трансперсонального движения и соотнесению этой области исследований с другими дисциплинами» [там же, с. 385].

Он также отмечает, что Налимов был «вероятно первым исследователем, который на основе наукометрии проанализировал и охарактеризовал область трансперсональной психологии [там же, с. 385].

Налимов приветствовал трансперсональное движение прежде всего потому, что оно противостоит традиционно принятому представлению о природе человека. В этом движении он видел бунт, вызов, брошенный современной науке в целом. И хотя, «строго говоря, это движение... не научно, но в то же время его существование оправдано свежестью мысли и успешной терапевтической практикой» [1993, с. 116].

А то обстоятельство, что взбунтовавшееся направление опирается в цитировании на признанные научные журналы, свидетельствует о том, что в самой ортодоксальной науке есть нечто, противостоящее ее парадигме. И это, с его точки зрения, – естественно, поскольку во всякой логически достаточно богатой системе должны быть высказывания, выходящие за ее границы (теорема Гёделя, о ней он много писал, в частности в [1979]).

Вероятностное видение мира стало для Налимова знаком контркультуры, поскольку язык вероятностных представлений – это переход к поведенческому описанию явлений без аппеляции к причинам их вызвавшим, отказ в рамках этого понимания от причинно-следственной трактовки наблюдаемых явлений [1995, с. 16]. В книге Space, Time, and Life (1985; русский вариант – Мир как геометрия и мера, 2000, гл. 6), прослеживая существование бейесовского (вероятностного) русла в эволюции культуры, он отмечает, что в недалеком прошлом, граничащим с нашими днями, мы наблюдаем такие внутренне близкие, но внешне отчужденные друг от друга направления мысли как позитивизм, классическая физика, дарвинизм, фрейдизм, бихевиоризм, которые развивались с опорой на глубокую веру во всесильный формализм логики, в простоту и механистичность природы, во всемогущество ее законов – безусловную осязаемость материи и абсолютность пространства и времени [2000]:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные (2)

    Документ
    ... НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 80 - 2008 г. СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008 Редакционная коллегия выпуска ...
  2. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные (1)

    Документ
    ... НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 80 - 2008 г. СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008 Редакционная коллегия выпуска ...
  3. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 - 2009 г символ в трансперсональном опыте

    Документ
    ... БАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ -------------------- Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып ...
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 — 2009 г символ

    Документ
    ... БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙпедагогическойакадемииВып ... 2008 году «Сознание, искусство, творчествотрансперсональный ...
  5. Вестник балтийской педагогической академии вып 96 – 2010 г символ

    Документ
    ... ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁНЫХ БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 96 – 2010 ...

Другие похожие документы..