Главная > Документ


Я сводит нас с ума. Я, со всеми теми механизмами, которые поддерживают его существование. В современной психологии речь уже не идет о Я, говорится о способах самоидентификации, многообразии ролей, устойчивых конфигурациях психики. По жизни мы проходим через разные пластические идентичности, называя все это словом Я.

Буддисты идут еще дальше и говорят, что нет даже и этого Я, что все происходит из пустоты, и Я - только различные спектры проявления из открытого пустого пространства... Все мы невротики потому, что считаем Я устойчивым и реальным. Это основа для безумия. Человек, который верит в личное неизменное Я, потенциально болен и может стать клинически больным. Всегда есть вероятность, что это случится с одним из нас. Для каждого человека уготованы ситуации, в которых его разум может не выдержать, не сумеет адаптироваться, приспособиться. А ситуации такие возникают потому, что человек постоянно растет, превозмогая свое Я, выходит в более широкий мир. И в этот момент рискует сойти с ума.

(Поля: К вопросу о манипуляции сознанием).

Каждый человек имеет острие духа, но если он не разовьет его, то будет ";съеден орлом";. За свою свободу нужно бороться. Если мы не владеем собой, то владеют нами. Мы очень многого не осознаем, поэтому не можем отделить просто общение от манипулирования нашим сознанием. В работе психотерапевта также присутствует манипулирование (как в работе телевизионного ведущего), которое помогает настроиться на происходящее в мире. Поэтому психотерапевт всегда должен оставаться специалистом по сопровождению, главным же действующим лицом в любом случае является его подопечный. Каждый должен учиться самостоятельно работать со своими состояниями, в том числе негативными. Ближе узнать себя можно только через знакомство с собственными экстремальными состояниями. При этом безумие хранит тайну - тайну творчества. Человек, не знакомый с собственным безумием, бесплоден как творец. Почитайте ";Жизнь замечательных людей";. Обратите внимание на родство гениальности и помешательства. Вспомните про безумие, насылаемое богами, - божественное безумие Платона.

ТРИ СПОСОБА РАБОТЫ С ДУШЕВНЫМИ СТРАДАНИЯМИ:

1) психотерапия (адаптация к нормальной жизни)

2) искусство (разрядка напряжения)

3) духовные практики

В христианстве и буддизме методы помощи безумцам интегрированы в жизненный опыт и не выделяются в отдельную область. Христианская практика нравственности говорит: борись со страстями, не допускай их. В буддизме существуют тантрийские методы работы со страстями, трансформация их в мудрость. Если для тебя характерны какие-то проявления гнева, зависти, недоброжелательства, агрессии, ты начинаешь делать соответствующие практики и тренируешься опознавать свою скрытую характерность, которая на самом деле и сводит тебя бессознательно с ума. Опознавать ее как свою силу, как свою энергию. Духовные практики расширяют сознание и снимают ограничения, загоняющие нас в угол. Христианская аскетика, монастырские уставы, буддийская дисциплина - все начинается с отслеживания эмоций, порождающих страсти. За этим следует работа со страстями, их трансформация - ведь страсти накапливают негативные тенденции и вносят путаницу в наши жизни, и снятие ограничений - выход в другие состояния, пространства, за пределы ума. (Поля: ";нормального"; ума) .

Все три способа работы с состояниями человеческого сознания присутствуют в практике шамана. Шаманизм, по большому счету, является архетипом встречи человека с неизвестным.

(Поля: Из истории...)У истоков человеческого рода лежит безумие, глобальная шизофрения. Современный рассудок формировался с течением истории, в ответ на жизненное требование устойчивого ядра, которое регулировало бы социальное поведение, - нормы. Однако отношение к безумию долгое время оставалось мягким, радикально изменилось оно после практики Инквизиции. Когда христианская Церковь стала относится ко всему языческому прежде всего как к демоническому. И все ";голоса";, отличные от голосов пророков и Библии стали восприниматься как бесовские. Необходимость контроля этих голосов и привела к формированию института безумцев в современном понимании. Формировалась ИДЕОЛОГИЯ! Параллельно с этим шли пытки, история тюрьмы. Всех ненормальных в плане поведения изолировали и репрессировали. И, в конце концов, где-то в 16 веке безумцев стали содержать вместе с преступниками. Только в 18-19 вв. стали появляться сумасшедшие дома, где безумцев изолировали от общества. А в эпоху гуманизма моря бороздили корабли дураков - общество выпускало на волю волн, на все четыре стороны, ни к чему не пригодную сумасшедшую братию.

Современная психиатрическая практика неотделима от практики медицинской. В ее основе лежит подход к человеческому телу как к механизму, как к машине. Психические же болезни рассматриваются как неполадки тела. Конечно, есть безумие врожденное, запущенные случаи и необратимые процессы. Не все безумие - духовный кризис, но и далеко не все - болезнь. Часто безумие - священно, оно несет в себе наше творческое измерение. Наши творческие возможности. (Поля: В играх с безумием, в этой охоте за бессознательным, действует закон: умные становятся умнее, а глупые глупее.)

Практическое, конкретное знакомство с безумием ждет каждого из нас, по крайней мере в момент смерти, в Бардо. Для того, чтобы не сойти с ума в ответственный момент и не пропустить Ясный Свет, полезно познакомиться со всем этим сейчас, пока мы в состоянии это сделать.

Владимир Козлов, ЯрГУ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

ТВОРЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ.

В процессе формирования интегративной психологии (Козлов, 1999) мы заявили, что ее прагматическая цель - изменение структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать, действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде и на сущностном уровне трансформировать homo sapiens и homo habilis (человека разумного и умелого) в homo ludens и homo creacoficus (человека играющего и творящего мудрость).

Наши многолетние исследования показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания обеспечивается рядом важных признаков. Как показывают нейропсихологические, психологические и социально-психологические эксперименты, они сводятся к следующим качественным отличиям (признакам, свойствам):

1. Трансценденция Эго. В эвристическом акте сам действующий субъект исчезает, то есть ";чувство себя";, «Я-ковость», самосознание и самоидентичность теряется.

Отсутствие Эго в сознании не означает, что человек теряет контроль над своей психикой или над своим телом. Эго растворяется на высшей точке управления ситуацией, действия человека становятся средством выражения и реализации своего ";Я"; как системы взаимодействия с действительностью.

В творческом процессе человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отделенного от совершаемых им действий.

В процессе творчества возникает единая когнитивно-ментальная структура сознания человека, которая, растворяя «Я» в деятельности, растворяет деятельность в «Я».

В некотором смысле – творчество – всегда забывание себя, некое заклание, жертвоприношение «Я».

В результате трансцендирования (выхода за пределы своего ";Я";) происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механизмы сверхсознания. Здесь человек испытывает дистанцированность от других людей, погружается в собственное интеллектуальное переживание. Уединение становится сродни самотворчеству, выступает как необходимое условие для ";труда души";. В этом аспекте мы можем вспомнить мысль А.Маслоу о творческом аспекте состояния одиночества и что одиночество является одним из отличительных признаков самоактуализирующееся личности. Человек в таком состоянии представляет собой своеобразный телесно-духовный континуум. Он осмысливает себя метафизически.

В творческом состоянии человек может привносить трансцендентный смысл во внешнюю реальность, и может извлекать его оттуда.

Наше понимание творческого акта как расширенного состояния сознания имеет несколько значимых аргументов:

  • Эго перестает быть «кожным». Личность не идентифицирует себя только тем, что находится под кожей, она расширяет свои границы, растворяется в знаковых системах (научное, литературное, поэтическое творчество), в других людях (коммуникативное взаимодействие – «упоение общением»), в природе (в эстетическом восприятии, медитации, экстремальных видах спорта), технических объектах (гонщика с автомобилем, токаря со станком, программиста с компьютером и др.).

  • Личность становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное ";Я";. За счет интроецирования деятельностной среды, пространства ее реализации, само Эго становится «расширенным» в аспекте идентичности.

  • возникает интеграция всех языков сознания (ощущения, эмоций, образов, символов, знаков) и чувственного отражения опредмеченной реальности в мышлении личности, синтетические способы познания и интерпретации мира, при которых задействованы всевозможные виды чувственно-логического опыта.

  • В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил. Осваиваемая и порождаемая деятельностная среда предстает как адекватное, истинное отражение глубинных интенций личности, его потенциальности. Человек существует в опредмеченной деятельностной среде как Демиург, создатель, который и творит ее, и отображает себя в ней наиболее полно и целостно.

  • творчество дает возможность проявить ресурс витальности человека, его энергии, жизненных сил. Не только воодушевление, прилив сил ассоциированы с творческим процессом, но и возможность почти неимоверной интенсивности усилий в длительное время: без пищи, без сна, без отдыха.

2. Трансценденция времени. Мы еще в начале 90-х годах экспериментально доказали искажение восприятия времени в расширенных состояниях сознания. Вне сомнения, такого рода искажения существуют и в «потоке». В творческом состоянии сознания человек теряет адекватное чувство времени. В основном возникает феномен искажения временных промежутков в сторону их сокращения (час как несколько минут, день как час) или возникает аутизация такого уровня, когда восприятие времени полностью исчезает и личность «обнаруживает себя» во временном промежутке – «уже утро оказывается».

Искажение восприятия времени связано с аутизацией сенсорных систем (в том числе кинестетической и слуховой, которые играют самую важную роль при точном различении промежутков времени). Феномен также связан с подавлением таких психофизиологических механизмов восприятия времени, каковыми являются разноуровневые биологические ритмы, связанные с удовлетворением биологических потребностей.

Человек «забывает» не только привычно дышать с характерным личностным паттерном, переходя на биологическое (животное) связное дыхание.

У человека меняется режим питания. Часто в творческом процессе человек «постится», «забывая» покушать, может длительное время не пить, меняется ритм удовлетворения выделительных функций.

Трансценденция времени, искажение базовых его переменных (длительность, скорость протекания и последовательность) в эвристическом потоке обусловлен, таким образом, психофизиологическими механизмами. Но нам бы хотелось сделать некоторые дополнения, которые продиктованы нашим исследовательским опытом:

а) Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощенности» деятельностью. Интеграция мира, который находится в человеке(психосемантический предметный мир), и мира, в котором находится и действует человек(предметная физическая среда) в творческом процессе приводит к ситуации, когда привычные способы картирования времени подавляются. Это подавление привычных механизмов структурирования времени приводит к искажению его восприятия.

б) В творческом акте нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть (предметная среда) и тем, что есть для субъекта (индивидуальное психосемантическое пространство). Творчество происходит в полном присутствии в «здесь и сейчас», растворении личности в происходящем процессе. Это некий аналог архаического восприятия реальности (презентизм первобытного мышления), когда мир распаковывается в ежесекундном присутствии. «Между секундами есть брешь, которая называется вечностью» (Козлов, 1993). В творческом процессе происходит некое «выпадение» из континуума линейного времени: из привычного «прошлое-настоящее-будущее» в полное присутствие «в здесь и сейчас» - без всего, что было, и без всего, что будет. Пиковые творческие состояния открывают врата вечности. У меня есть подозрение: творчество особо притягательно тем, что дает вкусить нектар бессмертия.

в) Третьим дополнительным истоком трансценденции времени являются особые эмоциональные состояния, которые возникают в ходе творческой деятельности. ";Душой исполненный полет";, как Пушкин описывал творческий процесс, сопровождается чрезвычайно неординарными эмоциями. Они многообразны: эстетический восторг, мистический экстаз или инстаз, трепет, таинственность, чувство парения души, ликования, наслаждения процессом деятельности, изумления- умиления открытием, упоения действием, радости бытия.

Чувство упоения следует отличать от чувства удовольствия, которое также может приносить процесс деятельности. Удовольствие можно испытывать без приложения каких-либо усилий, поэтому оно не ведет к росту и развитию личности. Чувство же упоения не может возникать без полной отдачи сил.

Ресурсное состояние сознания имеет непостижимое великолепие эмоционального состояния. Само понятие наслаждения не настолько точно раскрывает содержание состояния. Мы можем, наверно, выделить две возможные версии эмоциональных паттернов, сопровождающих «поток»:

  • творческий экстаз, который связан с сильным возбуждением, часто безудержной энергией и восторгом, неуправляемостью, мощными эмоциями, граничащими с безумием и социальной неадекватностью (аналог религиозного экстаза);

  • инстаз – более дисциплинированное, систематическое и потому сохраняющееся во внутреннем сознании. В ресурсном состоянии сознания мы всегда можем дифференцировать мыслящего субъекта, мышление как процесс и мыслимое как содержание деятельности. Когда эти три составляющие сливаются друг с другом и растворяются в единстве – это и есть ресурсное состояние сознания.

Инстаз мы бы обозначили как глубокую медитацию на истину. А в эмоциональном состоянии – это тихое умиление-восторг-радостность и созерцательность.

Поэтическое «Счастливые часов не наблюдают» является точным описанием влияния эмоционального состояния на восприятие времени в творческом процессе.

3. Трансценденция пространства – индифферентное отношение к качественным характеристикам пространства, их трансформация или полная отрешенность от этих качеств.

Основным механизмом возникновения этого феномена является трансформация объективного пространства среды в субъективный предметный мир личности.

Мы можем рассматривать этот феномен в трех аспектах:

Во-первых – индифферентность по отношению к физическим характеристикам пространства. В творческом состоянии сознания личность перестает замечать такие важные параметры как эстетические характеристики (красиво-безобразно) и все образные переменные, которые находятся за пределами деятельностной активности, звуко-шумовые характеристики (человек как бы перестает слышать), температурные (тепло-холодно), обонятельные, вкусовые и даже степень удобства (комфорт-дискомфорт, удобно-неудобно).

Во-вторых, трансценденция социальных характеристик пространства: теряется половая (мужчина-женщина), интеллектуальная (умный-глупый), эстетическая (красота-безобразность), социально-иерархическая(крупный начальник-подчиненный, богатый-бедный) значимость других людей.

В-третьих, происходит сужение стимульного поля восприятия пространства до значимых, референтных, обеспечивающих деятельность переменных.

Трансформация качеств пространства может сводиться к антропоморфизации природных объектов и вещей. Известно, что человек может воспринимать свойства того или иного объекта как со стороны самого объекта (";космический холод";), так и со стороны субъекта (";холодок между лопатками";).

Человек способен перевоплотиться в неодушевленный предмет, видеть его как бы ";изнутри";, вступать в ";диалог с вещами";, истолковывать их поведение с точки зрения человеческих мотивов. Иначе говоря, сознание человека спонтанно стремится к одухотворению, анимации всех объектов, с которыми он контактирует.

Он наделяет животных и растения, неодушевленные предметы и отвлеченные (высокоабстрактные) понятия человеческими свойствами - сознанием, мыслями, чувствами, волей (антропоморфизм). Так, скрипач олицетворяет (персонифицирует) свою скрипку, программист – компьютер, плотник – топор, водитель - машину. Средневековые рыцари одушевляли свой меч, моряки парусного флота - корабль. Существует религиозная персонификация мира (пантеизм, абсолютная идея, Бог, Универсум, Мировая Воля, Брахман, Высший Разум).

Феномен антропоморфизации природы и вещей, созданных человеком (рукотворный мир, или ";вторая природа";) как партнеров по ";общению";, имеет, видимо, глубокие корни в человеческой психике. Сами способы восприятия и действия с предметами внешнего (добавим - и внутреннего) мира включают в себя ";позицию партнера"; по общению. Их можно рассматривать как трансрациональные протофеномены сознания человека, позволяющие ему осуществлять с природой "; a livre ouvert";, что в переводе с французского означает - действовать без подготовки, ";читать по раскрытой книге";, ";петь с листа";.

Человек выступает в функции трансцендентного субъекта, которому истина дана ";как на ладони";, и он действует ";как по нотам";, записанным в партитуре природы. В этом аспекте мы очень много писали об «изначальном состоянии сознании», при котором личность теряет свою субъектность и «растворяется в одухотворенном космосе» (Козлов, 1999)

4. Трансперсональность – в результате трансцендирования Эго происходит замещение этого смыслового пространства идентификаций надличностной феноменологией. У человека, на фоне трансценденции Эго, возникает состояние Боговдохновенности Демиурга: «Мысли льются», «Идеи падают с небес», «Открывается Канал», «Бог творит»…

Творчество происходит. Не человек, не личность творит, а через человека происходит творчество. И этот процесс не только озарен таинством, мистерией творчества, но и наполнен переживанием реализации своей миссии, высшего смысла бытия в мире, исполнением предназначения.

Ресурсное состояние жестко ассоциировано переживанием функции трансцендентного субъекта, которому истина дана «как на ладони» и мир открыт и сущностно понятен. Но при этом не по твоей воле, а по «Его». Если творчество происходит, то оно «боговдохновенно», ты, твое сознание, твое Эго просто являются инструментом проявления и раскрывания истины жизни.

Мы предельно хорошо понимаем, что термины, которые здесь употребляются, весьма ненаучны. Но нужно понимать, что само творчество часто проживается как мистическое состояние, которое ты «заслужил», «достиг», которое с тобой «случилось».Как мы уже указывали выше, ресурсное состояние сознания – это экстатическое или инстатическое состояние, «захватывающее» человека. В этом состоянии доминирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не рационально-логический интеллект и доминирует духовность как направленность к высшим силам личности.

Самосознание человека релевантно ощущению демиурга. В процессе творения не столько человек создает те или иные идеи, образы, лингвокреативные (языкотворческие) символы и знаки, сколько продуктивные идеи «создают» человека – в их власти находятся увлеченные своими действиями люди. Действующая личность раскрывается как «causa sui» (причина себя). Так, личность, со-творяет себя и «о-творяет» (открывает другому) – в моментах выхода за границы себя (в межличностное пространство) и своих возможностей (знаний, умений, способностей); представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого человека в себе.

Подлинный смысл ресурсных состояний сознания – это не столько погружение вглубь бесконечного антропокосмического для того, чтобы найти для себя нечто новое, сколько постижение глубины конечного «Я», чтобы найти неисчерпаемое и обрести духовное измерение бытия. Человек на этом пути «взращивает» в себе не только Субъекта Деятельности, но и Субъекта Мира. В любом случае происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятельность Человека.

Творческое состояние сознания связано с рождением всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, в выходе за пределы известного, за границы предустановленного, простирании субъекта в новые пространства знаний, способностей, умений, трансперсональных переживаний.

5. Апрагматичность - непрактичность, бессеребренность, немонетарность творческих состояний сознания, их ориентированность на процесс выполнения деятельности, а не на результат.

Для ресурсного состояния истинно и ценно лишь то, что происходит в процессе выполнения деятельности, какими состояниями он наполнен, а не практическая действенность цели и результата. Более того – часто к нарисованной картине художник теряет всякий интерес, а писатель к написанной книге, хотя в них вложено неимоверное количество энергии, жизни и времени. Часто творцу не так важно, как повлияет эвристический процесс на общественную и индивидуальную жизни. Явные практические плоды, на мой взгляд, чужды ресурсным состояниям сознания. Само творчество и является манной небесной.

Настоящее творчество ни купить, ни продать невозможно.

Творец и не променяет творчество ни на какие блага в мире.

Творчество, те психические состояния, которые сопряжены с ним, являются самым высокой наградой для человека в мире.

Кто был уже награжден – это знает.

Итак, феноменология творчества как процесса и состояния сознания, показывает нам, что люди, которые переживают это состояние, оказываются целиком поглощены своим занятием.

Они испытывают глубокое удовлетворение от того, что они делают - и это чувство приносит сам процесс деятельности, а не его результат.

Они забывают личные проблемы, видят свою компетентность, обретают опыт полного управления ситуацией.

Они переживают чувство гармонии с окружением, ";расширения"; себя, их навыки и способности развиваются, личность растет.

Насколько эти элементы опыта присутствуют, настолько субъект получает наслаждение от своей деятельности и перестает беспокоиться о внешней оценке, становится поленезависимым, свободным – «имеет наглость быть».

Естественно, что такой опыт является оптимальным для человека.

Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры: в каждый данный момент субъект может сконцентрировать все своё внимание на осознанно выбранной деятельности.

Он позволяет пережить свою глубинную миссию, судьбоносное предназначение, мгновенно забыть то, что его разрушало и было сиеминутным, наносным - грязной пеной на волнах жизни.

И самое важное – в ресурсном состоянии сознания человек «творит себя» – не только «образовывается» (то есть приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира; проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.

Е.М. Крупицкий, А.М. Бураков, Т.Н. Романова,

И.В. Дунаевский, Т.Ю. Славина, А.Я. Гриненко

Отдел наркологии НИПНИ им. В.М. Бехтерева

Ленинградский областной наркологический диспансер

ДВОЙНОЕ СЛЕПОЕ РАНДОМИЗИРОВАННОЕ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГЕРОИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Семьдесят больных героиновой наркоманией после детоксикации были случайным образом разделены на 2 группы по 35 человек: опытную (27 мужчин и 8 женщин) и контрольную (28 мужчин и 8 женщин). Пациентам опытной группы проводилась экзистенциальная личностно ориентированная психотерапия на фоне действия галлюциногенной («психоделической») дозы кетамина (2.0 мг/кг в/м). Пациентам контрольной группы проводилась такая же психотерапия на фоне очень маленькой негаллюциногенной непсиходелической дозы кетамина (0.2 мг/кг), которая, хотя и оказывала определённое действие на психику, но не вызывала пиковых психоделических переживаний. Пациентам обеих групп проводилась одинаковая экзистенциальная личностно ориентированная психотерапия до, во время и после кетаминовой сессии. Ни психотерапевт, ни пациенты не знали, какая доза кетамина им вводится (двойной слепой дизайн). Все клинические и психологические оценки до и после лечения проводились врачами и психологами, не участвовавшими в кетаминовой сессии, которые также не знали, какая доза кетамина вводилась больному. Психотерапия включала подготовку пациента к кетаминовой сессии, саму кетаминовую сессию, а также пост-сессионную психотерапию, направленную на то, чтобы помочь пациенту личностно интегрировать инсайты, имевшие место во время психоделической сессии. Контроль ремиссии осуществляли ежемесячно с помощью иммуонологических тестов на наркотики в моче. Результаты данного исследования показали, что доза кетамина 2.0 мг/кг в/м вызывает глубокие катартические психоделические переживания по шкале Штрассмана, в то время как доза 0.2 мг/кг не вызывает таких переживаний и индуцирует лишь легкое изменение состояния сознания. Психотерапия с использованием психоделической дозы кетамина в опытной группе обусловливала достоверно более длительные ремиссии, чем в контрольной группе, более выраженное и длительное снижение интенсивности патологического влечения к героину по визуальной аналоговой шкале влечения, а также более выраженные изменения невербальных эмоциональных отношений к себе и окружающим по цветовому тесту отношений. Динамика тревоги, депрессии, выраженности синдрома ангедонии, а также психологических изменений по данным MMPI, опросника терминальных ценностей, опросника смысложизненных ориентаций, локуса контроля и теста оценки духовного развития была сходной в опытной и контрольной группах.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРАКТИК РАБОТЫ С ОБРАЗОМ В ТАНТРИЧЕСКОМ БУДДИЗМЕ И СОВРЕМЕННОЙ ГИПНОТЕРАПИИ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные (2)

    Документ
    ... НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 80 - 2008 г. СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008 Редакционная коллегия выпуска ...
  2. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные (1)

    Документ
    ... НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 80 - 2008 г. СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008 Редакционная коллегия выпуска ...
  3. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 - 2009 г символ в трансперсональном опыте

    Документ
    ... БАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ -------------------- Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып ...
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 — 2009 г символ

    Документ
    ... БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙпедагогическойакадемииВып ... 2008 году «Сознание, искусство, творчествотрансперсональный ...
  5. Вестник балтийской педагогической академии вып 96 – 2010 г символ

    Документ
    ... ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁНЫХ БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 96 – 2010 ...

Другие похожие документы..