Главная > Документ


ХРОНИКА

развития водных путей и судоходства в России и Камском бассейне

VI -VII в.в. – Волга-Ока-Днепр – часть «янтарного пути», соединявшего Балтику с Востоком.

VIII - IX в.в. – водные походы русских князей на Царьград.

Конец IX в. – водные пути Великого Новгорода, в т.ч. на Белое море.

IX - X в.в. – великий торговый путь «из варяг в греки».

IX - X в.в. – водные торговые пути из Чердынского края в Новгород через Печору (канал 650 м),

в Индию через Волгу, на Восток через Урал–Кяхту.

XII - XV в.в. – водные пути Московского княжества-государства.

1220 г. – поход русских ратников-новгородцев на ушкуях вверх по Каме.

1472 г. – присоединение Великого Новгорода и Перми Великой к Московскому государству

с оживлением торгового судоходства между ними.

XV - XVI в.в. – «Соляные караваны» по Каме на Волгу.

1552 г. – взятие Иваном Грозным Казани с открытием судоходства вниз по Волге.

1556 г. – взятие Астрахани с открытием выхода в Каспийское море.

1569 г. – неудачная попытка строительства канала Волга-Дон турецким пашой Касимом

и крымским ханом Девлет Гиреем.

1582 г. – 1 сентября начат поход Ермака в Сибирь по старинному водному пути через реки

Чусовую, Серебряную, Тагил, Туру, Тобол, Иртыш.

1667 г. – 19 июня издан указ царя Алексея Михайловича о создании на Оке русского ВМФ.

1696 г. – 20 октября издан Думный Указ о создании российского флота.

1697 г. – неудачное начало строительства канала Волга–Дон (4 км и 1 шлюз).

1701 - 1707 г.г. – строительство северного варианта канала Волга–Дон. Эксплуатировался до 1711 г.

1698 - 1708 г.г. – строительство Вышневолоцкой системы, связывавшей С-Петербург с центром России.

Эксплуатировалась 180 лет до 1889 г. В 1719—1722 г.г. реконструировалась купцом

Михаилом Сердюковым, в 1774 г. отошла в казну.

1718 г. – 18 ноября издан Указ Петра I о наказании за использование старых и негодных судов (15 лет галерных работ с конфискацией имущества).

1649 г. – «Уложение» (свод законов) земского Собора о свободе судоходства (прообраз Кодекса ВВТ).

1762 г. – Указ Екатерины II о запрещении «водяного мыта».

1784 г. – Указ Екатерины II о содержании водных путей и безопасности судоходства.

1750 - 1789 г.г. – «железные караваны» судов по Чусовой и «хлебные караваны» по Сылве.

Грузоперевозки в створе Перми 5,5 млн. пудов.

1765 - 1768 г.г. – строительство Огинского канала (55 км) на трассе Припять—Неман протяжением

324 км на средства гетмана Огинского.

1775 г. – начало строительства Днепро-Бугского водного пути Припять–Западный Буг (93 км).

1794 - 1805 г.г. – строительство Березинского водного пути Днепр–Западная Двина (6 каналов со

шлюзами) на средства купцов-лесоторговцев. Реконструкция в 1893 г. Взорваны шлюзы в Великую отечественную войну. Эксплуатировался 140 лет.

1798 г. – 28 февраля (13 марта) Высочайший именной Указ императора Павла I

о создании «Департамента водяных коммуникаций» при Сенате.

1797 г. – начало строительства Новгородского (Сиверсова) канала в обход озера Ильмень.

1786 - 1822 г.г. – строительство Северо-Екатерининского канала Кама–Вычегда (430 км, в т.ч. канал

18 км) по трассе древнего водного пути, соединявшего Белое море с Азией. В 1847 г. закрыт «за ненадобностью, в 1916 г. – попытка расчистки канала.

1799 - 1810 г.г. – строительство Мариинской водной системы С-Петербург–Рыбинск, протяжением

1143 км с 37 шлюзами на участке Вытегра–Ковжа. Совершенствовалась до 1896 г. и в советское время. Эксплуатируется 187 лет, в настоящее время – ВБВП.

1802 - 1811 г.г. – строительство Тихвинского водного пути Ладога–Волга протяжением 924 км с 51

шлюзом. Эксплуатировалась до 1851 г. (6000 судов в год), затем – упадок.

1809 г. – Указ Павла I о создании округов путей сообщения, корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений с институтом.

1809 г. – введена «Инструкция смотрителю на пристанях» - прообраз «Устава службы на судах».

1810 г. – высочайшим Манифестом введены «Учреждения о судоходстве» – прообраз Правил плавания.

1817 г. – 16 августа первые 2 парохода, построенные в Пожве, ушли в рейс на Волгу.

1825 - 1827 г.г. – строительство Северо-Двинской водной системы (134 км, 9 шлюзов) на участке

Шексна–Сухона. Реконструкция в 1860—1870 г.г. Эксплуатируется 160 лет до настоящего времени.

1825 - 1844 г.г. – строительство Волжско-Московского водного пути (292 км). Недостроен, в 1860 г.

движение прекращено с началом эксплуатации Николаевской ж.д.

1846 г. – создание «Пермского пароходного общества».

1861 г. – на Каме работают 43 парохода.

1867 г. – введены Правила для судоходства по Волге и Каме – прообраз Местных правил плавания.

1871 г. – Высочайшим Манифестом объявлен «Устав купеческого водоходства»

1877 г. – первое углубление каменистых перекатов на Чусовой взрывными работами.

1878 г. – утверждены Правила обстановки рек и озер предостерегательными знаками.

1879 г. – первая лоцманская карта реки Белая от Уфы до устья.

1883 - 1898 г.г. – строительство Обь-Енисейского водного пути (405 км, 29 шлюзов). Построен канал

7,8 км без шлюзов. Осенью 1918 г. неудачная попытка расчистки земснарядом.

1881 г. – ходатайство судовладельцев Камского бассейна Министру путей сообщения

об улучшении условий судоходства на Каме.

1885 г. – начало выправительных работ на Каме.

1886 г. - издана первая лоцманская карта реки Кама от Дедюхина до впадения в р. Волгу.

1890 г. – на Каме работают 276 пароходов.

1897 г. – начало дноуглубительных работ на Каме ниже Перми.

1905 г. – начало дноуглубительных работ выше Перми.

1913 г. – на Каме работают 4 земснаряда общей производительностью 700 м3/час.

1918 г. – 5 февраля издан декрет о национализации флота.

1918 г. – 23 августа создано Камское РУПВОД, подчиненное Нижегородскому областному

управлению водного транспорта.

1919 г. – 24 апреля земмашина «Волжская-20» взломала черпаками лед в Чистополе, вывела

и спасла от уничтожения колчаковцами 80 судов, зимовавших в затоне.

1919 г. – 30 июня колчаковцами при отступлении уничтожен камский флот в районе Левшино

(94 судна).

1919 - 1921 г.г. – в гражданскую войну уничтожено 243 камских судна.

1922 г. – НЭП. Создан Волжский округ путей сообщения и его Камский линейный отдел (на базе

Камского РУПВОД). Разработка плана улучшения судоходных условий с каскадом гидроузлов и межбассейновым соединением Кама–Вычегда–Печора).

1923 г. – создано Правление Волжского государственного пароходства, объединившего весь

Камский и Волжский флот и подчиненное ему Верхне-Камское местное управление флотом (ВКМУФ).

1925 г. – создано Волжское государственное речное пароходство (ВГРП).

1926 г. – ВКМУФ преобразовано в Пермскую эксплуатационно-коммерческую контору,

остающуюся в подчинении ВГРП.

1931 г. – 5 февраля создан Наркомат водного транспорта и Камское управление речным

транспортом (КУРТ) с райуправлениями в Усолье, Уфе, Кирове и Чистополе.

1934 г. – 15 марта КУРТ преобразован в Камское речное пароходство, а районные управления

ликвидируются.

1935 г. – в Уфе и Кирове организуются эксплуатационные конторы КРП.

1936 г. – 16 ноября образованы Вятское и Бельское речные пароходства.

1937 г. – 26 февраля постановлением Совнаркома и 23 марта приказом Наркомата

водного транспорта образовано Центральное управление речных путей (ЦУРЕЧПУТЬ) и 8 бассейновых управлений речных путей, в т.ч. Камское с 8953 км обслуживаемых водных путей.

1937 г. – создание управления «Уфабелстрой».

1939 г. – начало интенсивного улучшения судоходных условий на Вишере.

1954 г. – ввод в эксплуатацию Пермского (Камского) гидроузла.

1958 г. – ввод в эксплуатацию Павловского гидроузла.

1962 г. – ввод в эксплуатацию Воткинского гидроузла.

1979 г. – ввод в эксплуатацию Нижнекамского гидроузла.

1931 - 1937 г.г. – Народный комиссариат водного транспорта СССР.

1938 - 1945 г.г. – Наркомат речного флота СССР.

1945 - 1953 г.г. – Министерство речного флота СССР.

1953 г. – с 15 марта Министерство морского и речного флота СССР.

1954 г. – с 25 августа Министерство речного флота СССР.

1956 г. – с 30 мая Министерство речного флота РСФСР.

До середины XVIII века судоходство и водные пути России развивались стихийно. В XVII веке благодаря энтузиазму предприимчивых людей на реках началось активное строительство различных сооружений, иногда мешавших движению судов. Поэтому утвержденным в 1649 году земским Собором сводом государственных законов или «Уложением» была установлена свобода судоходства с запрещением строительства плотин и мельниц, не имеющих устройств для пропуска судов.

Мощный толчок развитию водных путей и судоходства в России был дан царем-реформатором Петром I. Им был задуман грандиозный план соединения искусственными каналами всех крупных рек России – прообраз современной Единой глубоководной системы. В 1697 году (300 лет назад) было начато строительство первого варианта Волго-Донского судоходного канала, а в следующем, 1698 году – Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Санкт-Петербург и Москву.

Борьба с иноземными захватчиками, отсутствие необходимых средств и техники не позволили Петру осуществить замысел, намного опередивший свое время. Его преемники не были столь озабочены вопросами развития водных путей, работы на них проводились в небольших объемах и без должной координации из центра.

Землевладельцы и власти на местах рассматривали речные перевозки по своей территории лишь как доходную часть, облагали их пошлинами и различными сборами, получившими название «водяной мыт». Мытарства судовладельцев продолжались до 1762 года, когда Указом Екатерины II поборы, наносящие большой вред торговле и судоходству, были запрещены.

Строительство зачастую велось непродуманно, в основном на средства богатых купцов и лесопромышленников. Повсеместно, несмотря на высочайшие Указы, процветали поборы за прохождение водных путей. На реках отсутствовало ограждение опасных отмелей и препятствий предостерегательными знаками. Такое положение дел не способствовало развитию судоходства в России.

Понимая это, государственная власть постепенно усиливает внимание к судостроению и судоходству. В 1871 году специальным Манифестом был объявлен «Устав купеческого водоходства», ставший его первой правовой основой, а в 1784 году был издан очередной Указ Екатерины II, в котором в частности говорилось: «Для отвращения бедствий, приключающихся с судами, по разным рекам плавающими, мы признали за нужное предписать нашим генерал-губернаторам и правящим ту должность, чтоб каждый из них в губерниях, ему вверенных, приказал немедленно все судоходные реки в оных текущие, промерить и где найдутся мели, оные означить вехами для безопасности водоходства».

В соответствии с Указом были начаты исследования и картографирование рек, постоянные наблюдения за уровнями воды, состоянием каналов и шлюзов. Но главное – было установлено централизованное финансирование содержания водных путей и шлюзов, а также исследований для судоходства из государственной казны.

За счет казенных денег активизировалось строительство новых искусственных водных путей, часть из которых были столь совершенными, что после реконструкции эксплуатируются почти два века до настоящего времени. Это Мариинская водная система (нынешний Волго-Балт), построенная в 1810 году, а также Северо-Двинская система (1827 г.).

Резко возросшие масштабы воднотранспортного строительства и дальнейшее развитие судоходства в России потребовали укрепления государственного руководства эксплуатацией водных путей и подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому через 11 лет, в 1809 году очередным Указом Павла I были образованы 10 территориальных округов путей сообщения. В состав Казанского округа были включены водные пути Камского бассейна. Округа существовали более 100 лет до 1918 года. В их ведении находились кроме путевого хозяйства санитарный надзор, полицейская речная служба и судоходные инспектора, осуществлявшие контроль за выполнением правил движения судов и выставлением ограждения судовых ходов. В бассейнах с развитым судоходством создавались линейные отделения округов.

Этим же Указом были созданы корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений (военно-техническая организация) и Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений (прародитель нынешнего Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций). Кстати, аналогичный Корпус военных инженеров в США существует и в настоящее время.

В том же 1809 году была введена «Инструкция смотрителю на пристанях», в которой, в частности устанавливались нормы численности и состав судовых экипажей – прообраз нынешнего «Устава службы на судах».

В следующем, 1810 году высочайшим Манифестом были утверждены первые Правила плавания под названием «Учреждения о судоходстве». Изменения в них могли вноситься только после утверждения лично императором.

В 1867 году были приняты Правила для плавания по рекам Волге и Каме. Они устанавливали, что для наблюдения за порядком судоходства Казанским округом путей сообщения назначаются инспектора из путейских инженеров, которым поручается главный и непосредственный надзор за плаванием всякого рода судов и плотов, за верностью постановки бакенов, створов и других знаков и вообще, за точным исполнением как правил, установленных для судоходства, так и обязанностей, возложенных на начальников судоходных дистанций и речных постов. Эти Правила также устанавливали состав и обязанности речной полиции.

В 1878 году были утверждены «Правила обстановки рек и озер предостерегательными знаками». В Правилах предусматривалось обозначение судового хода плавучими или береговыми предостерегательными знаками взамен плавучих вех и береговых флажков. Устанавливалось также обозначение глубин на перекатах на специальных сигнальных мачтах, вводились семафоры, регулирующие движение судов в узостях и через наплавные мосты. Одновременно были установлены единые образцы знаков и огней. В этом же году приступили к работе казенные бакенщики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. история россии с древнейших времен до наших дней учебник

    Список учебников
    ... -Камская ... византийские хроники и др ... развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей ... ограничивали судоходство ... Донецкого бассейна. Бакинского ... водные пути сообщения. Речной флот России ...
  2. история россии с древнейших времен до наших дней учебник (1)

    Список учебников
    ... -Камская ... византийские хроники и др ... развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей ... ограничивали судоходство ... Донецкого бассейна. Бакинского ... водные пути сообщения. Речной флот России ...
  3. история россии с древнейших времен до наших дней учебник (2)

    Список учебников
    ... -Камская ... византийские хроники и др ... развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей ... ограничивали судоходство ... Донецкого бассейна. Бакинского ... водные пути сообщения. Речной флот России ...
  4. Гидростроительство в россии от самарского волгостроя к большой волге (1930 – 1980 гг )

    Книга
    ... Камский ... бассейном Волги и соседними речными бассейнами путём строительства каналов, с целью развития внутренних водных путей ... развития промышленности и транспортного судоходства ... : хроника Волжского ... А. Внутренние водные пути России в правительственной ...
  5. История россии и татарстана итоги и перспективы энциклопедических исследований

    Сборник статей
    ... Камского бассейна ... водных путей при недостаточном развитии ... судоходство в России. М., 1985. С.312. 1 Речное судоходство в России. М., 1985. С.258. 1 Шубин И.А. Волга и Волжское судоходство (история, развитие ... 63. 1 Регионы России. Хроника и руководители. ...

Другие похожие документы..