Главная > Основная образовательная программа


Тема 5. Кредитно-денежная система.

Природа и функции денег. Виды денег. Современные формы денег. Проблема ликвидности. Количество денег в обращении. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Денежная база и денежная масса. Покупательная способность денег. Количественная теория денег. Уравнение обмена Фишера. Кембриджское уравнение. Монетаристская версия уравнения обмена. Спрос на деньги номинальный и реальный. Скорость обращения денег и кейнсианская функция спроса на деньги. Предложение денег и равновесие на денежном рынке. Равновесная ставка процента.

Основные принципы функционирования банковской системы. Центральный банк и коммерческие банки. Цели и функции Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Обязательные резервы коммерческих банков. Норма банковских резервов. Механизм создания денег системой коммерческих банков. Кредитный мультипликатор. Денежный мультипликатор. Необходимость, цели и методы кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки процента.

Тема 6. Инфляция и антиинфляционная политика.

Определение инфляции, ее виды. Измерение инфляции. Эффект Фишера. Инфляционные ожидания.

Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Монетарные и немонетарные концепции инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции. Сеньоранж и инфляционный налог.

Антиинфляционная политика государства.

Тема 7. Социальная политика государства.

Неравенство доходов: причины, тенденции. Личные и располагаемые доходы. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Государственное перераспределение доходов. Социальное страхование. Государственная помощь.

Экономическая эффективность и социальная справедливость.

Тема 8. Экономический рост.

Понятие экономического роста. Показатели экономического роста и экономической конъюнктуры. Факторы, влияющие на экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Функция Кобба — Дугласа и расчет экономического роста. Модели экономического роста. Эндогенные и экзогенные переменные в моделях экономического роста. Введение в модель экономического роста Харрода — Домара. Введение в модель Солоу. Постоянный уровень запаса капитала. Изменение нормы сбережения и темпы экономического роста. «Золотое правило» выбора запаса капитала. Устойчивое состояние, соответствующее «золотому правилу». Рост населения. Технологический прогресс. Эффективность труда. Темпы экономического роста в условиях технологического прогресса. Факторы, сдерживающие экономический рост.

Тема 9. Международные взаимозависимости. Открытая экономика.

Национальный доход и международный обмен. Предельная склонность к импорту. Мультипликатор внешней торговли. Международные кредитные позиции государства.

Определение платежного баланса, его структура. Торговый баланс. Сальдо платежного баланса.

Валютный курс. Номинальный и реальный валютные курсы. Паритет покупательной способности валют. Различные системы валютных курсов. Фиксированный и плавающий валютные курсы. Международные системы валютных отношений. Свободно плавающие, управляемые плавающие валютные курсы. Влияние экономической политики на реальный валютный курс.

Инфляция и валютные курсы. Чувствительность чистого экспорта к изменениям реального валютного курса. Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике.

Модель Манделля — Флеминга: абсолютная мобильность капитала в условиях функционирования валютного курса. Абсолютная мобильность капитала при плавающем валютном курсе.

Тема 10. Национальная экономика.

Национальная экономика в контексте общих экономических моделей. Национальная и переходная экономика. Концепции переходной экономики. Основные направления трансформации коиандно-административной системы в рыночную. Трансформация собственности. Институциональные реформы в РФ.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) Основная литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник под общей редакцией Сидоровича А.В. – М., ДиС. 2004.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. – М. 1997.

3.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики.-М.: Издательство НОРМА, 2003г.

4.Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров: «АСА», 2004г.

5. Курс экономической теории. Учебное пособие. Рук. Авт. Колл. А. В. Сидорович. – М., 3-е изд., ДиС, 2007г.

6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА – М, 2004г.

7. Менью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М. 1994.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. – М. 1993.

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В15 т. Т12:Экономика и труд.- М.: ИНФРА-М, 2006.

Б) Дополнительная литература:

1. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. Пер. с англ. – СПб. 1994.

2. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. – М. ДиС 2010.

3. Сакс Дж.Д., Ларрен С.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. – СПб. 1994.

4. Холоденко Ю.А. Мировая экономика. – М. ДиС 2007.

Разработчики:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Заведующий кафедрой государственной и муниципальное управление

Васильев В.П.

Эксперты:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

профессор экономического факультета

Герасименко В.В.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

доцент экономического факультета

Карасева Л.А.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Иностранный язык»

Рекомендуется для направления подготовки

для неязыковых вузов и факультетов

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Программа разработана под руководством и под общей редакцией С.Г. Тер-Минасовой, доктора филологических наук, профессора, председателя НМС по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ, президента национальных объединений преподавателей английского языка и прикладной лингвистики.

Авторы концепции: С.Г. Тер-Минасова и Е.Н. Соловова.

Разработчики:Кузьмина Л.Г., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой английского языка в профессиональной международной деятельности Воронежского госуниверситета

Соловова Е.Н., докт. пед. наук, профессор, зав. лабораторией языкового контроля ф-та иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Стернина М.А., докт. фил. наук, профессор, зав. каф. английского языка естественно-научных ф-тов Воронежского государственного университета

Вербицкая М.В., докт. фил. наук, профессор, зав. каф. теории перевода и лексикографии ф-та иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Эксперты: Л.К. Гейхман, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной лингвистки и информационных технологий образования Пермского государственного технического университета,

Н.В. Чичерина, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета,

М.Г. Лебедько докторфилологических наук, профессор Дальневосточного государственного университета,

М.А Кулинич, доктор культурологи, профессор, зав. кафедрой Поволжской государственной социально-гуманитарной академии,

С.К. Гураль, кандидат филологических наук, профессор, декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Томского государственного университета,

И.А. Цатурова, доктор педагогических наук, профессор Южного федерального университета.

Программа одобрена на заседании НМС

От 18 июня 2009г. протокол №5

Пояснительная записка

Данная программа предлагается как Примерная для преподавания иностранных языков (английского, немецкого, французского, испанского) студентам естественных / гуманитарных / технических вузов и факультетов по дисциплине ";Иностранный язык"; блока гуманитарно-социально-экономических дисциплин (федеральный компонент ГОС ВПО).

Общая трудоемкость изучения данной дисциплины составляет 340 час. (170 час. аудиторных занятий и 170 час. самостоятельной работы).

Назначение Программы. Программа призвана обеспечить единство образовательного пространства на территории Российской Федерации в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата). На основе предлагаемой Программы кафедры иностранных языков вузов смогут разработать рабочие программы, УМК и учебные пособия, учитывающие профессиональные, региональные и другие особенности языковой подготовки специалистов в конкретном учебном заведении.

В основе Программы лежат следующие положения, зафиксированные в современных документах по модернизации высшего профессионального образования:

  • Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.

  • Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования.

  • Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе.

  • Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.

Данная Программа строится с учетом следующих педагогических и методических принципов: коммуникативной направленности, культурной и педагогической целесообразности, интегративности, нелинейности, автономии студентов.

Принцип коммуникативной направленности предполагает преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений и заданий над чисто лингвистическими, репродуктивно-тренировочными, использование аутентичных ситуаций общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях.

Принцип культурной и педагогической целесообразности основывается на тщательном отборе тематики курса, языкового, речевого и страноведческого материла, а также на типологии заданий и форм работы с учетом возраста, возможного контекста деятельности и потребностей студентов. Формирование собственно коммуникативных и социокультурных умений происходит в соответствии с принятыми в странах изучаемого языка нормами социально приемлемого общения. Особое внимание уделяется осознанию имеющихся ложных стереотипов как о других странах, так и о своей стране, а также препятствию формирования неверных и односторонних представлений об иноязычной культуре, без учета имеющихся социальных, этнических и иных особенностей жизни различных групп граждан.

Принцип интегративностипредполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин, одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных информационных, академических и социальных умений.

Принцип нелинейности предполагает не последовательное, а одновременное использование различных источников получения информации, ротацию ранее изученной информации в различных разделах курса для решения новых задач. Данный принцип также обеспечивает возможность моделирования курса с учетом реальных языковых возможностей студентов: осваивать курс только на одном из выделенных уровней (Основном или Продвинутом) или комбинировать эти уровни в различных соотношениях в каждом из разделов/ модулей курса.

Принцип автономии студентовреализуется открытостью информации для студентов о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, а также о возможностях использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной траектории учебного развития. Организация аудиторной и самостоятельной работы обеспечивают высокий уровень личной ответственности студента за результаты учебного труда, одновременно обеспечивая возможность самостоятельного выбора последовательности и глубины изучения материала, соблюдения сроков отчетности и т.д. Особую роль в повышении уровня учебной автономии призвано сыграть введение балльно-рейтиноговой системы контроля.

Структура Программы. В Программе определены цели и задачи данной учебной дисциплины; достигаемые уровни владения иностранным языком; соотношение изучения иностранного языка для общих, академических и профессиональных целей и делового общения; структура и содержание курса; минимальные требования к уровню владения языковыми и речевыми умениями и навыками, необходимыми для использования иностранного языка в различных сферах общения; предложения по организации текущего, промежуточного и итогового контроля.

Данная Программа позволяет:

  • обеспечить максимальную прозрачность курса;

  • моделировать многоуровневый/моноуровневый курс;

  • планировать индивидуальные траектории образования для отдельных студентов и групп;

  • стимулировать углубленное изучение иностранных языков (за счет самостоятельной работы, дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг);

  • разрабатывать на ее основе рабочие программы и учебные пособия по иностранному языку для конкретных неязыковых вузов/факультетов/специальностей;

  • унифицировать и оптимизировать требования к независимой экспертизе качества подготовки специалистов, в том числе, в системе государственного Интернет-тестирования по иностранному языку ФЭПО.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Изучение иностранного языка призвано также обеспечить:

  • повышение уровня учебной автонономии, способности к самообразованию;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений;

  • развитие информационной культуры;

  • расширение кругозора и повышение общей культуры студентов;

  • воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

ДОСТИГАЕМЫЕ УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Данная Программа является многоуровневой и обеспечивает возможность реализации обучения иностранным языкам в двух вариантах (в зависимости от исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов):

  1. Основной уровень – в диапазоне уровней: А1 – А 2+;

  2. Повышенный уровеньв диапазоне уровней:А2+ - В1+

(по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками)

Минимальные требования к уровню иноязычной коммуникативной компетенции студентов по завершению курса обучения не выходят за рамки Основного уровня. Использование регионального/вузовского компонента ГОС ВПО обеспечивает возможность повышать уровень выпускных требований по дисциплине «Иностранный язык» с учетом специфики вуза/кафедры, потребностей студентов и особенностей региона.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс состоит из 4 обязательных разделов, каждый из которых соответствует определенной сфере общения (бытовая, учебно-познавательная, социально-культурная и профессиональная сферы).

Данные разделы различаются по трудоемкости и объему изучаемого материала. На освоение названных разделов рекомендуется выделять следующее количество часов общей трудоемкости учебной дисциплины:

Раздел 1 (бытовая сфера общения) – 50 час.

Раздел 2 (учебно-познавательная сфера общения) – 120 час.

Раздел 3 (социально-культурная сфера общения) – 120 час.

Раздел 4 (профессиональная сфера общения) – 50 час.

Предлагаемое соотношение трудоемкости разделов является рекомендуемым, а не обязательным, и может варьироваться с учетом специфики вуза/факультета/специальности. Изучение данных разделов может идти последовательно или строиться нелинейно, в рамках учебных модулей, объединяющих темы общения из различных разделов курса с учетом внутренней логики конкретной рабочей программы вуза/кафедры.

Для каждого раздела определены:

  • тематика учебного общения

  • проблемы для обсуждения

  • типичные ситуации для всех видов устного и письменного речевого общения

Темы учебного общения едины для Основного и Повышенного уровней, что обеспечивает единство образовательного пространства. Проблематика учебного общения, выделенная для каждого уровня отдельно, определяет содержание, глубину, объем и степень коммуникативной и когнитивной сложности изучаемого материала. Типичные ситуации общения во всех видах речевой деятельности позволяет максимально конкретизировать содержание обучение иностранному языку в рамках каждого уровня.

СООТНОШЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБЩИХ, АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Курс интегрирует четыре традиционно выделяемых содержательных блока: «Иностранный язык для общих целей», «Иностранный язык для академических целей», «Иностранный язык для специальных/профессиональных целей» и «Иностранный язык для делового общения».

Блок «Иностранный язык для общих целей» реализуется в разделах 1-3 (Бытовая, Учебно-познавательная, Социально-культурная сферы общения).

Блок «Иностранный язык для академических целей» реализуется в разделах 2, 4 (Учебно-познавательная, Профессиональная сферы общения).

Блок «Иностранный язык для профессиональных целей» реализуется в разделе 4 (Профессиональная сферы общения). Однако для гуманитарных специальностей профессионально-ориентированное общение может реализовываться в том числе и в блоке 3 (Социально-культурная сфера общения).

Блок «Иностранный язык для делового общения» реализуется в разделах 4 и 2 (Профессиональная, Учебно-познавательная сферы общения). Не исключается возможность реализации данного блоках и в других разделах курса.

Интеграция и нелинейность содержания обучения иностранному языку во всех разделах/содержательных блоках Программы обеспечивает возможность ротации речевого и языкового материала, усиливает когнитивную составляющую обучения, при организации процесса обучения позволяет сместить акцент с аудиторных занятий с преобладанием репродуктивно-тренировочных заданий на самостоятельные поисково-познавательные виды деятельности с разной степенью учебной автономии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Иноязычная коммуникативная компетенция включает языковую, речевую, социокультурную и другие виды компетенций. В данной программе речевая компетенция вместе с учебно-познавательной и социокультурной компетенциями представлена в таблице, а языковая вместе с компенсаторной приводится после нее.

Речевая компетенция (включая социокультурную и учебно-познавательную компетенции)

СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ

ТЕМАТИКА ОБЩЕНИЯ

ПРОБЛЕМАТИКА ОБЩЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бытовая (Я и моя семья)

50 часов

(25 аудиторной работы,

25 – самостоятель-ной)

1. Я и моя семья Семейные традиции, уклад жизни

2. Дом, жилищные условия.

3. Досуг и развлечения в семье. Семейные путешествия.

4. Еда. Покупки

Основной уровень

1. Взаимоотношения в семье. Семейные обязанности.

2. Устройство городской квартиры/загородного дома.

3.Семейные праздники. Досуг в будние и выходные дни.

4. Предпочтения в еде. Еда дома и вне дома. Покупка продуктов.

Повышенный уровень

1. Роль семьи в жизни человека. Планирование семейной жизни. Семейные традиции, их сохранение и создание.

2. Возможности жилищного строительства. Социальные программы получения доступного жилья.

3. Активный и пассивный отдых.

Планирование досуга и семейных путешествий.

4. Здоровое питание. Традиции русской и других национальных кухонь. Рецепты приготовления различных блюд.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование и чтение

Основной уровень

Понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации:

- несложные общественно-политические и публицистические тексты по обозначенной тематике

Детальное понимание текста:

- письма личного характера

Повышенный уровень

Понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации:

- нелинейные тексты (социальный Интернет, чаты и т.д.)

- прагматические тексты справочно-информацион-ного и рекламного характера (буклеты, проспекты, рекламные листовки, рецепты и т.д.)

Детальное понимание текста:

- публицистические тексты по обозначенной проблематике

Продуктивные виды речевой деятельности

Говорение

Основной уровень

- монолог-описание (своей семьи, семейных традиций, жилища)

- монолог-сообщение (о личных планах на будущее)

- диалог- расспрос (о предпочтениях в еде, одежде, досуге, хобби)

Повышенный уровень

- монолог-размышление (о роли семьи в жизни человека)

-диалог-расспрос (о семейных традициях, кулинарных и иных предпочтениях)

- диалог-обмен мнениями / диалог- убеждение (в рамках ролевых игр по обозначенной проблематике)

Письмо

Основной уровень

- электронные письма личного характера

Повышенный уровень

-эссе разных типов (по обозначенной проблематике)

Учебно-познаватель-ная (Я и мое образование)

120 часов

(60 аудиторной работы,

60 – самостоятель-ной)

1.Высшее образование в России и за рубежом.

2. Мой вуз.

3.Студенческая жизнь в России и за рубежом.

4. Студенческие международные контакты: научные, профессиональные, культурные.

Основной уровень

1.Роль высшего образования для развития личности. Уровни высшего образования. Квалификации и сертификаты.

2.История и традиции моего вуза. Известные ученые и выпускники моего вуза.

3.Научная, культурная и спортивная жизнь студентов.

4. Летние образовательные и ознакомительные программы.

Повышенный уровень

1. Возможности дальнейшего продолжения образования. Особенности учебного процесса в разных странах.

2. Научные школы моего вуза.

3.Конкурсы, гранты, стипендии для студентов в России и за рубежом.

4. Академическая мобильность.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование и чтение

Основной уровень

Понимание основного содержания текста:

- рассказы/ письма зарубежных студентов и/или преподавателей о своих вузах,

- блоги/ веб-сайты, информационные буклеты о вузах

- описание образовательных курсов и программ

Понимание запрашиваемой информации:

- интервью с известными учеными и участниками студенческих обменных программ

Повышенный уровень

Понимание запрашиваемой информации:

- презентации зарубежных образовательных программ/ вузов, курсов

- поиск информации об университетах за рубежом, (языковых) школах/курсах и др. учебных заведениях с целью продолжения образования с использованием справочной литературы, в том числе, сети Интернет.

Детальное понимание текста:

- материалы студенческой прессы

- информация о конкурсах, стипендиях и грантах

Продуктивные виды речевой деятельности

Говорение

Основной уровень

- монолог-описание своего вуза и своей образовательной программы

- монолог-сообщение о своей студенческой жизни

- монолог-повествование об участии в летней программе

Повышенный уровень

- диалог- расспрос о зарубежном вузе, возможности продолжения образования за рубежом и участия в обменных программах

- диалог-обмен мнениями о специфике систем высшего образования в разных странах

- диалог- побуждение к действию по выбору

образовательной программы в зарубежном вузе и/или участию в студенческой обменной программе

Письмо

Основной уровень

- запись тезисов выступления о своем вузе

-запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и текстов для чтения по изучаемой проблематике

-заполнение форм и бланков для участия в студенческих программах

- поддержание контактов со студентами за рубежом при помощи электронной почты.

Повышенный уровень

- оформление письменной части проектного задания (информационный или рекламный листок / буклет о факультете или вузе / телекоммуника-ционный проект и т.п.);

- создание персональных блогов и сайтов

Социально-культурная (Я и мир.

Я и моя страна)

120 часов

(60 аудиторной работы, 60 – самостоятель-ной)

1.Язык как средство межкультурного общения.

2.Образ жизни современного человека в России и за рубежом.

3.Общее и различное в странах и националь-ных культурах.

4.Международный туризм.

5.Мировые достижения в искусстве (музыка, танцы, живопись, театр, кино, архитектура)

6.Здоровье, здоровый образ жизни.

7.Мир природы. Охрана окружающей среды.

8.Глобальные проб-лемы человечества и пути их решения

9.Информационные технологии 21 века.

Основной уровень

1. Роль иностранного языка в современном мире. Современные языки международ-ного общения.

2.Облик города/деревни в различных странах мира. Типы жилищ, досуг и работа людей в городе и деревне.

3.Национальные традиции и обычаи России/ стран изучаемого языка/ других стран мира. Родной край. Достопримечательности разных стран.

4.Путешествия и туризм как средство культурного обогащения личности. Популярные туристические маршруты. Типы туров. Планирование путешествия самостоятельно/через турагенство.

5.Выдающиеся деятели искусства разных эпох, стран и культур. Крупнейшие музеи мира.

6. Основы здорового образа жизни. Спорт и фитнесс. Зимние и летние виды спорта. Выдающиеся спортсмены. История Олимпийских и параолимпийских игр.

7. Флора и фауна в различных регионах мира. Проблема личной ответственности за сохранение окружающей среды.

8. Плюсы и минусы глобализации. Проблемы глобального языка и культуры.

9. Научно-технический прогресс и его достижения в сфере информационных технологий. Плюсы и минусы всеобщей информатизации общества.

Повышенный уровень

1.Изменение статуса языков в мире (в различных социально-политических и культурных контекстах). Взаимодействие языков. Проблема сохранения языкового многообразия мира.

2.Типы семей (нуклеарная, расширенная), социальная роль семьи в различных странах и культурах. Темп и ритм жизни современного человека в различных регионах страны и мира. Особенности проведения досуга людей различных возрастных, профессиональных и социальных групп.

3.Исторические эпохи. Стереотипы восприятия и понимания различных культур.

4.Экотуризм: проблемы и перспективы. Роль туризма в экономическом, социальном и культурном развитии стран и регионов.

5.Основные этапы и направления в развитии искусства (живопись, музыка, архитектура, кино, театр, литература). Выдающиеся памятники материальной и нематериальной культуры в различных странах мира. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению культурного многообразия мира.

6. Проблемы и перспективы мирового спортивного движения.

7. Национальные парки и заповедники, их роль и значение. Экологические движения и организации.

8.Деятельность ООН, ЮНЕСКО и др. Всемирных организаций по решению глобальных проблем человечества.

9. Основные направления развития информационных технологий в 21 веке.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование и чтение

Основной уровень

Понимание основного содержания текста:

-общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по обозначенной проблематике

Понимание запрашиваемой информации:

- прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по обозначенной проблематике

Детальное понимание текста:

-общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по обозначенной проблематике

Повышенный уровень

Понимание запрашиваемой информации:

- нелинейные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, гипертексты и др.)

Детальное понимание текста:

- научно-популярные и научные тексты по обозначенной проблематике

Продуктивные виды речевой деятельности

Говорение

Основной уровень

- монолог-описание (родного края, достопримечательностей, туристических маршрутов и т.д.)

- монолог-сообщение (о выдающихся личностях, открытиях, событиях и т.д.)

- диалог- расспрос (о поездке, увиденном, прочитанном)

- диалог-обмен мнениями (по обозначенной проблематике)

Повышенный уровень

- монолог-описание (образа жизни людей различ-ных социальных, профессиональных и возрастных групп и т.д. в современном мире и в различные исторические периоды; произведений искусства; спортивных мероприятий; природных ландшафтов и т.д.)

- монолог-сообщение (о деятельности международ-ных организаций в различных сферах общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни)

- монолог-размышление (о перспективах развития региона / науки / отрасли / языков / культур и т.д.)

- диалог- расспрос (об особенностях жизни и деятельности представителей различных культур/организаций/групп; о предоставляемых услугах и товарах и т.д.)

- диалог-обмен мнениями (о роли и ответствен-ности человека в сохранении экологической и культурной среды)

- диалог- убеждение/побуждение к действию (в рамках ролевых игр, дискуссий, диспутов и др. форм полилогического общения)

Письмо

Основной уровень

-заполнение формуляров и бланков прагматического характера (регистрационные бланки, таможенная декларация и т.д.)

- письменные проектные задания (презентации, буклеты, рекламные листовки, коллажи, постеры, стенные газеты и т.д.)

Повышенный уровень

- написание эссе

- подготовка докладов на студенческую научную конференцию

Профессио-нальная

(Я и моя будущая профессия)

50 часов

(25 аудиторной работы, 25 – самостоятель-ной)

1.Избранное направление профессиональной деятельности

2. История, современное состояние и перспективы развития изучаемой науки.

Основной уровень

1. Изучаемые дисциплины, их проблематика. Основные сферы деятель-ности в данной профессиональной области.

Функциональные обязанности различных специалистов данной профессиональной сферы.

2.Выдающиеся личности данной науки. Основные научные школы и открытия.

Повышенный уровень

1.Квалификационные требования к специалистам данной профессиональной области в России и за рубежом. Личност-ное развитие и перспективы карьерного роста.

2.Предпосылки и последствия научных открытий и изобретений.

Социальная ответственность ученого за результаты своего труда.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование и чтение

Основной уровень

Понимание основного содержания:

- публицистические, научно-популярные и научные тексты об истории, характере, перспективах развития науки и профессиональной отрасли

- тексты интервью со специалистами и учеными данной профессиональной области

Понимание запрашиваемой информации:

- научно-популярные и прагматические тексты (справочники, объявления о вакансиях)

Детальное понимание текста:

- научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли (например, биографии)

Повышенный уровень

Понимание запрашиваемой информации:

- научно-популярные тексты, прагматические тексты (буклеты, справочники)

- нелинейные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, гипертексты и др.)

Детальное понимание текста:

- научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли

Продуктивные виды речевой деятельности

Говорение

Основной уровень

- монолог-описание (функциональных обязанностей/квалификационных требований)

-монолог-сообщение (о выдающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о перспективах развития отрасли)

- монолог-рассуждение по поводу перспектив карьерного роста / возможностей личностного развития

- диалог-интервью/собеседование при приеме на работу

Повышенный уровень

-монолог- сообщение/доклад; выступление на круглом столе проблемной группы

- диалог -беседа по обозначенной проблематике

- деловая беседа/деловая игра/

-обсуждение проблемных деловых ситуаций (case study)

Письмо

Основной уровень

- написание CV, сопроводительного письма, тезисов письменного доклада

Повышенный уровень

- деловые письма различных типов, памятки, протоколы и т.д.

- выполнение письменного проектного задания

Языковая компетенция (включая компенсаторную)

Содержание языковой подготовки отражает только то, что обозначает «прирост» в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой в диапазоне выделенных уровней, которые достигаются в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе (Допорогового уровня А2 и Порогового В11 в зависимости от входного уровня студентов или в зависимости от осваиваемого варианта программы).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки (14)

    Программа
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  2. Направление подготовки (17)

    Документ
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  3. Направление подготовки (27)

    Документ
    Направлениеподготовки 035700 – Лингвистика Профиль подготовки Перевод ... знакомство студентов с важнейшими направлениями современных стилистических исследований в ... стиля литературного направления. Бакалавр по направлению «Лингвистика» должен ...
  4. Направление подготовки 080200 62 менеджмент профиль подготовки 080200 62 00 07 управление малым бизнесом

    Документ
    ... Направлениеподготовки 080200.62 Менеджмент Профиль подготовки ... направлений и методов их совершенствования. Задачей изучения дисциплины является: ознакомление студентов с методологией подготовки ... и методологическими направлениями использования технологий ...
  5. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...
  6. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...

Другие похожие документы..