Главная > Основная образовательная программа


Б) дополнительная литература:

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» /

Федеральный портал «Российское образование» /

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» /

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Примеры тестовых заданий

Методологическая функция философии в целом состоит в

а. определении основных методологических установок познания и преобразования мира

б. критике методов научного познания

в. разработке методов теоретического естествознания

г. обосновании методов научной коммуникации

В категорию «знание» необходимо входит признак:

а. обоснованность

б. верифицируемость

в. фальсифицируемость

г. гипотетичность

Среди перечисленных ниже характеристик выберите номера тех, которые относятся к A) мировоззрению и Б) философии

Помните: возможно, что некоторые характеристики относятся сразу к двум указанным сущностям.

1) плюралистичность;

2) умозрительность;

3) экспериментальная проверяемость;

4) система ценностей и идеалов;

5) целостность;

6) фрагментарность;

7) абстрактность;

8) совокупность норм и установок.

Разработчики:

Российский университет дружбы народов

Заведующий кафедрой истории философии

Н.С. Кирабаев

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов

А.П. Алексеев

Московский физико-технический институт (государственный университет)

Заведующий кафедрой философии

В.В. Сербиненко

Эксперты:

Институт философии РАН

Заместитель директора

С.А. Никольский

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова

Заведующий кафедрой философии и политологии

Ю.М. Хрусталев

Санкт-Петербургский государственный университет

Заведующий кафедрой истории философии

С.И. Дудник

Новосибирский государственный университет

Декан философского факультета

В.С. Диев

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Основы экономики»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса - рассмотрение базовых экономических понятий, изучение основных макроэкономических показателей и экономических моделей, показывающих взаимосвязи и механизмы движения экономической системы, исследование принципов поведения и взаимодействия экономических субъектов, знание основных макроэкономических моделей и взаимной зависимости, навыки анализа экономических процессов и явлений.

Задачи курса. Курс должендать студентам представление о микроэкономических закономерностях функционирования рыночной экономики и принципах принятия решений экономическими субъектами.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс является обязательной дисциплиной для студентов отделения «Социология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения курса у студентов должно сформироваться знание фундаментальных основ экономической теории. Они должны знать основные теории производства и потребления, уметь анализировать основные факторы формирования спроса и предложения, типы рыночных структур, механизмы функционирования рынков факторов производства, владеть системой макроэкономических показателей, исследовать происходящие в экономике изменения и их связь с социальными процессами, решать конкретные экономические задачи.

4. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Общие основы экономической теории.

Тема 1. Предмет и методы экономической теории.

Развитие предмета экономической теории. Меркантилисты и физиократы. Классическая политическая экономия. Маржинализм. Историческая школа. Неоклассическое направление. Кейнсианство. Монетаризм. Институционализм. Марксизм. Социальное рыночное хозяйство.

Методы экономической теории. Формальная логика. Диалектика. Абстрактное и конкретное, историческое и логическое. Системные методы исследования. Экономико-математическое моделирование. Эксперимент.

Экономическая теория в системе экономических наук.

Тема 2. Базовые экономические понятия.

Экономические потребности, блага, ресурсы. Экономический выбор. Ограниченность ресурсов и альтернативные решения. Альтернативные издержки. Экономический кругооборот и экономические агенты.

Экономические системы. Традиционная, рыночная, командная экономика: сравнительный анализ. Смешанная экономическая система.

Раздел II. Микроэкономика.

Тема 3. Рыночная система: основа анализа спроса и предложения.

Спрос и величина спроса. Закон спроса. Функция спроса. Эффект Веблена. Эффект сноба. Эффект присоединения к большинству. ";Парадокс Гиффена";. Неценовые факторы, влияющие на величину спроса.

Предложение: понятие, величина, факторы. Функция предложения. Закон предложения.

Равновесие спроса и предложения. Дефицит и избыток. Устойчивость равновесия. Паутинообразная модель.

Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Дуговая эластичность спроса (предложения).

Тема 4. Потребитель в рыночной экономике.

Потребительский выбор. Полезность блага. Количественный и порядковый подход к определению полезности. Предельная и общая полезность.

Кривые безразличия. Зона замещения. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Условия потребительского равновесия. Кривые ";доход — потребление";, ";цена — потребление";. Эффекты замещения и доходы. Супериорные и инфериорные товары. Кривая Энгеля.

Тема 5. Производство экономических благ.

Производство и факторы производства. Взаимозаменяющие и взаимодополняющие факторы. Производственная функция с одним переменным фактором. Общий, средний, предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. Производственная функция с двумя переменными факторами. Изокванты. Карта изоквант. Эффект масштаба производства. Предельная норма технологического замещения. Бюджетные ограничения. Изокоста. Равновесие производителя. Траектория развития производственной деятельности предприятия.

Тема 6. Фирма как совершенный конкурент.

Экономическая природа фирмы. Стихийный и планомерный экономический порядок. Технологический и институциональный подходы к исследованию природы фирмы. Трансакционные издержки: оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность активов. Контракт. Основные типы контрактов: классический, неоклассический, имплицитный. Проблема ";принципал—агент";.

Организационные формы бизнеса. Коммерческие и некоммерческие организации. Частнопредпринимательская фирма. Партнерство. Корпорация (акционерное общество).

Издержки производства и прибыль фирмы. Индивидуальные и общественные, бухгалтерские и экономические издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Структура издержек фирмы в краткосрочном периоде: общие, постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Тема 7. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция, её достоинства и недостатки. Несовершенная конкуренция, её виды.

Чистая монополия, её основные характеристики. Экономическая и административная монополия. Определение цены и объема производства. Показатели монопольной власти: индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана. Монополистическая конкуренция, условия её возникновения, основные признаки и особенности. Издержки монополистической конкуренции. Олигополия, её характерные черты и условия существования. Формы поведения фирм в условиях олигополистических структур. Монопсония. Двусторонняя монополия. Ценовая дискриминация. Естественная монополия.

Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное регулирование.

Тема 8. Рынок труда.

Особенности рынка труда. Субъекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда и равновесная ставка заработной платы. Дифференциация ставок заработной платы. Человеческий капитал. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке труда. Роль профсоюзов. Распределение и перераспределение доходов. Кривая Лоренца и индекс Джини.

Тема 9. Рынок капитала.

Капитал как фактор производства. Основные формы капитала. Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Чистая производительность капитала. Норма дохода на капитал. Спрос и предложение на рынке капитала. Ставка процента. Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Рисковые и безрисковые активы.

Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений.

Тема 10. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

Ограниченность предложения земельных ресурсов. Спрос на землю. Теория предельной производительности и земельная рента. Абсолютная и дифференциальная рента. Цена земли как капитального актива. Аренда земли.

Тема 11. Общее экономическое равновесие, экономическая эффективность и благосостояние.

Общее и частичное равновесие. Эффект обратной связи. Система уравнений общего равновесия. Модель Л. Вальраса. Эффективность обмена и выгоды торговли. «Коробка Эджуорта». Кривые контрактов и потребительских возможностей. Эффективность по Парето. Эффективность и справедливость. Либерализм, утилитаризм, эгалитаризм.

Эффективность производства. Кривые производственных контрактов и производственных возможностей. Эффективность выпуска.

Общее равновесие и благосостояние. Критерии оценки благосостояния В. Парето, Н. Калдора-Дж. Хикса, Т. Ситовски, А. Бергсона. Монополия и эффективность. Общее равновесие и налоги.

Тема 12. Государство в рыночной экономике.

«Провалы» рынка. Экономические функции государства. Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза. Контроль за загрязнением окружающей среды.

Общественные блага. Чисто частные и чисто общественные блага. Проблема безбилетника.

Раздел III. Макроэкономика.

Тема 1. Макроэкономические показатели. Методы измерения макровеличин. Макроэкономика в курсе экономической теории. Особенности макроэкономических моделей.

Кругооборот продуктов, доходов и расходов в экономике. Экзогенные и эндогенные переменные. Непрерывные процессы (потоки) и статические величины (запасы) в макроэкономике. «Инъекции» и «утечки». Понятие закрытой и открытой экономики. Агрегирование и система национального счетоводства. Основные макроэкономические показатели.

Валовой внутренний продукт в системе национальных счетов. Конечная и промежуточная продукция. Проблема двойного счета. Добавленная стоимость. Измерение ВВП по расходам и по доходам. Структура ВВП по расходам и доходам.

Номинальный и реальный ВВП. Уровень цен. Индексы цен. Индекс потребительских цен и индекс цен производителей. Дефлятор ВВП Размеры ВВП и уровень экономического благосостояния.

Тема 2. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики.

Экономический цикл. Потенциальный ВВП. Тренд выпуска Полная занятость ресурсов. Причины и фазы делового цикла. Последствия бюджетно-налоговойполитики и резких изменений в технологии производства в модели реального экономического цикла.

Макроэкономическая нестабильность и безработица. Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Тема 3. Общее. Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS».

Компоненты совокупного спроса. Эффекты процентной ставки, богатства и импортных закупок.

Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели, неоклассический синтез.

Функция потребления. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Средняя и предельная склонность к потреблению. Автономное потребление.

Сбережения и инвестиции. Планируемые инвестиции, их факторы. Автономные инвестиции.

Функция спроса на инвестиции. Факторы спроса на инвестиции. Реальная ставка процента и инвестиции. Равновесный уровень национального дохода и инвестиции. Парадокс бережливости.

Виды государственных расходов и доходов. Государственные закупки товаров и услуг. Государственные трансферты. Мультипликатор государственных расходов.

Тема 4. Бюджетно-налоговая система.

Цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

Государственный бюджет. Дефицит бюджета, бюджетные излишки. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджетный избыток при полной занятости.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика, ее цели и методы.

«Автоматическая» бюджетно-налоговая политика. Встроенные стабилизаторы. Принципы налогообложения, налоговая система. Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные налоги. Кривая Лаффера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки (14)

    Программа
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  2. Направление подготовки (17)

    Документ
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  3. Направление подготовки (27)

    Документ
    Направлениеподготовки 035700 – Лингвистика Профиль подготовки Перевод ... знакомство студентов с важнейшими направлениями современных стилистических исследований в ... стиля литературного направления. Бакалавр по направлению «Лингвистика» должен ...
  4. Направление подготовки 080200 62 менеджмент профиль подготовки 080200 62 00 07 управление малым бизнесом

    Документ
    ... Направлениеподготовки 080200.62 Менеджмент Профиль подготовки ... направлений и методов их совершенствования. Задачей изучения дисциплины является: ознакомление студентов с методологией подготовки ... и методологическими направлениями использования технологий ...
  5. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...
  6. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...

Другие похожие документы..