Главная > Основная образовательная программа


Русский язык и культура речи

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040400 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует цели формирования современной языковой личности, повышения общей речевой культуры студентов; совершенствования владения нормами устного и письменного литературного языка; развития навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи изучения дисциплины формулируются следующим образом:

1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества.

2. Познакомить студентов с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития.

3. Показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально-деловой речи), а также специфику устной и письменной форм существования РЛЯ, выделив их разновидности.

4. Расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры.

5. Сформировать у студентов навыки правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения.

6. Сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи с учетом таких принципов, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность.

7. Сформировать у студентов умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.

8. Познакомить с основными положениями техники речи — важной стороной ораторского мастерства.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

– нормы современного русского литературного языка, специфику их использования в устной и письменной речи, а также в функциональных разновидностях литературного языка;

– основные правила эффективной речевой коммуникации;

уметь:

– анализировать чужую и строить собственную речь с учетом принципов правильности, точности, лаконичности, чистоты речи, ее богатства и выразительности, логичности и уместности;

– работать с лексикографическими изданиями (словарями, справочниками);

владеть:

– нормами устной и письменной литературной речи;

– навыками правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения;

– навыками публичного выступления с четко выстроенной системой аргументации.

Цель преподавания дисциплины.

Цель преподавания дисциплины состоит в совершенствовании речевой культуры студентов, в развитии навыков эффективной речевой коммуникации, особенно в учебно-научной и деловой сферах деятельности.

Задачи изучения дисциплины.

Задачи изучения дисциплины состоят в следующем: освоение студентами норм литературного языка; формирование умений публичного выступления;

постижение студентами особенностей функционирования языка в различных стилях речи в их устной и письменной реализациях; обогащение лексического запаса студентов.

Специалисты должны знать: нормы устной и письменной литературной речи; основные правила эффективной речевой коммуникации, в том числе этику речевого поведения.

Специалисты должны уметь: строить собственную речь с учетом принципов правильности, точности, уместности, логичности, лаконичности, чистоты речи и ее богатства; владеть на практике научной и официально-деловой речью – как устной, так и письменной.

Цель преподавания дисциплины - формирование и развитие языковой личности на основе знаний русского языка как единства взаимосвязанных сторон системы и функционирования его законов в коммуникативном воздействии;

- овладение нормами литературного языка, знаниями риторики – этики и эстетики речевого поведения и общения.

Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса студент должен знать:

- о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации;

- основы культурной речи;

- различные нормы литературного языка с его вариантами;

- функциональные стили речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаки, правила их использования;

- основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения.

В связи с вышеизложенным студент должен уметь:

- ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

- создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жанрами устной речи (вести деловую беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, инструкции и т.п.; редактировать написанное);

- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу;

- соблюдать правила речевого этикета.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с речевыми задачами. Владение культурой речи– характеристика профессиональной пригодности будущих специалистов по работе с молодежью.

II. Содержание дисциплины

Курс состоит из четырех разделов. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка Раздел 2. Культура речи. Раздел 3. Речевое общение. Раздел 4. Основы ораторского искусства.

Курс предусматривает активные формы занятий и итоговую аттестацию.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины: ";Философия";

Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 ";Философия";

Квалификации (степени) выпускника: бакалавр,

1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина из базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла;

специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., ";философия науки";, философия техники";), если таковые предусмотрены учебным планом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

    Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (не менее 4 зачетных единиц – 144 час.)

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

3 (3-4)

Аудиторные занятия (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Лекции

36-54

36-54

Семинары (С)

36-54

36-54

Самостоятельная работа (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Другие виды самостоятельной работы

48-72

48-72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144-216

144-216

4-6

4-6

(Виды учебной работы указываются в соответствии)

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

3

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

4

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

5

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

6

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

7

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса

8

Философские проблемы в области профессиональной деятельности

(содержание раздела определяется вузом в рамках ООП направления или специальности подготовки)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами (заполняется разработчиками ООП вуза в соответствии с циклом ГСЭ и профилями подготовки)

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Философия, ее предмет и место в культуре

2

2

2

6

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

6-10

6-10

10-14

22-34

3

Философская онтология

6-8

6-8

8-12

20-28

4

Теория познания

4-8

4-8

6-10

14-26

5

Философия и методология науки

4-6

4-6

4-6

12-18

6

Социальная философия и философия истории

6-8

6-8

8-10

20-32

7

Философская антропология

4-8

4-8

6-10

14-26

8

Философские проблемы области профессиональной деятельности

2-4

2-4

2-4

6

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Всего

36-54

36-54

72-108

144-216

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки (14)

    Программа
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  2. Направление подготовки (17)

    Документ
    ... дисциплины, изучаемые студентами при подготовке по направлениюподготовки 190600 «Эксплуатация транспортных ... поколения по направлениюподготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Направлениеподготовки: 190600 « ...
  3. Направление подготовки (27)

    Документ
    Направлениеподготовки 035700 – Лингвистика Профиль подготовки Перевод ... знакомство студентов с важнейшими направлениями современных стилистических исследований в ... стиля литературного направления. Бакалавр по направлению «Лингвистика» должен ...
  4. Направление подготовки 080200 62 менеджмент профиль подготовки 080200 62 00 07 управление малым бизнесом

    Документ
    ... Направлениеподготовки 080200.62 Менеджмент Профиль подготовки ... направлений и методов их совершенствования. Задачей изучения дисциплины является: ознакомление студентов с методологией подготовки ... и методологическими направлениями использования технологий ...
  5. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...
  6. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    ... Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлениюподготовки общегуманитарных и социально-экономических ... экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлениюподготовки 031600 «Реклама и связи с ...

Другие похожие документы..