Главная > Пояснительная записка
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации
Московский государственный социальный
университет (Брянский филиал)
Кафедра общеобразовательных
и гуманитарных дисциплин
А.А. Чубур
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методические материалы
Специальности:
021100 «Юриспруденция»,
350500 «Социальная работа и администрирование»,
060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Брянск 2002
ББК 20 я73
Ч-81
Чубур Артур Артурович кандидат исторических наук
Концепции современного естествознания.
Учебно-методические материалы.
Брянск, издательский комплекс БФ МГСУ, 2002. – 20 с.
Для студентов и преподавателей дневного и заочного отделений БФ МГСУ, а также студентов-гуманитариев и преподавателей Брянских ВУЗов.
Настоящие учебно-методические материалы одобрены, утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Брянского филиала Московского государственного социального университета 1.09.2002. (Протокол № 1).
© Издательский комплекс БФ МГСУ. 2002
© А. А. Чубур. 2002.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. На изучение дисциплины отводится от 16 до 42 часов лекционных занятий в течение 1 семестра, а также семинары (на дневном отделении) и выполнение контрольных работ (на заочном отделении).
Эта общеобразовательная дисциплина предназначена для подготовки специалистов по гуманитарным направлениям. Ее назначение – содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Изучение «Концепций современного естествознания» преследует цели ознакомления студентов с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности современного общества в целостном мировоззрении. Идея курса заключается в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Основное содержание дисциплины – целостное описание природы и человека как части природы на основе научных достижений, концепций и парадигм, в историческом контексте.
Это междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении, общественном сознании. Методология курса состоит в рассмотрении сначала места естествознания в научной картине мира, затем – истории естествознания, формирования современных естественнонаучных концепций, а после этого – структуры мира: от основополагающих концепций пространства-времени к его иерархическим и организационным эволюционирующим уровням материального мира: микромир и мегамир, макромир, жизнь, человек как биопсихосоциальное существо, взаимодействие биосферы и цивилизации и разум во Вселенной.
Практическая цель дисциплины – воспитание естественнонаучной культуры мышления и грамотного отношения к природе и живым существам (бытовой экологической культуры).
Специалист должен знать:
специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.
задачи и возможности рационального естественнонаучного метода.
сущность фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии.
представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.
сущность жизни, принципов основных жизненных процессов, организации и эволюции биосферы.
возможные сценарии развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роль естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.
о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.
представления о принципах эволюционизма и синергетики.
роль исторических и социокультурных факторов в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.
о корпускулярной и континуальной традициях описания природы.
о физиологических основах психики, социального поведения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕН.Ф.03 | Концепции современного естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре. | 189 |
Программа дисциплины
";Концепции современного естествознания";
(заочное отделение)
Тема 1. Место естествознания в современной научной картине мира. Движущие силы науки.
Наука. Научное познание. Три уровня познания мира. Естествознание. Концепция. Мировоззрение. Парадигмы и их смена. Движущие силы науки. Культура и ее дуализм. Трансляция культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научно-техническая революция. Глобальные проблемы человечества.
Тема 2. становление и История естествознаиния.
Протонаучное повседневное стихийно-эмпирическое знание. Мифологическая картина мира. Магия. Неолитическая революция. Естествознание Древнего Египта, Двуречья, Европы. Античная натурфилософия: математическая и атомистическая программы. Эллинизм: Александрийская библиотека. Средневековое сознание. Университеты. Схоластическая, герметическая, опытно-эмпирическая традиции познания. Арабская средневековая наука. Сознание эпохи Ренессанса, ее достижения в области биологии, химии и медицины. Космогоническая революция, небесная механика. Классическая механика. Золотой век просвещения: достижения биологии, концепция флогистона. Открытие атомного веса, органической химии, периодической системы элементов. Термодинамика. Закон сохранения и превращения энергии.
Тема 3. пространство-время.
Квант пространства и квант времени. Абсолютное и относительное время. Абсолютное и относительное пространство. Пространство Евклида. Пространство Римана-Лобачевского. Трехмерность пространства. Многомерность. Гипотеза фридмонов. Время и его свойства. Три концепции понимания времени. Гипотезы профессора Козырева и его причинная механика.
Тема 4. Релятивистская революция в физике.
Оптика – корпускулярная и волновая концепции света. Концепция мирового эфира. Опыты А. Майкельсона. А. Эйнштейн и его Специальная и Общая теории относительности. Относительность времени и пространства. Парадокс близнецов. Релятивистские эффекты.
тема 5. квантовая революция в физике
Учение об электричестве и магнетизме. Парадоксы «ультрафиолетовой катастрофы» и фотоэффекта и их квантовое объяснение. М. Планк и идея квантов. Двойственные свойства фотонов. Мировоззренческие следствия квантовой теории: принципы неопределенности и дополнительности, концепция атома. Постулат Н. Бора. Лазер. Радиоактивность.
Тема 6. Микромир.
Мегамир, макромир, микромир. Элементарные частицы и их свойства: масса покоя, электрический заряд, спин, время жизни. Поле и вещество. Гравитационные, электромагнитное, ядерные, сильные, слабые взаимодействия. Попытки создания Теории фундаментального поля. Адроны, лептоны, глюоны. Кварки. Концепция суперструн. Симметрия. Нулевые колебания пространства и виртуальные частицы. Концепция Д. Уилера: материя, как геометрия пустоты.
Тема 7. Мегамир.
Звезды, их рождение, жизнь, смерть. Термоядерная реакция. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Типы звезд. Нейтронные звезды, пульсары. Черные дыры. Галактика. Метагалактика. Квазары. Проблема гамма-всплесков. Проблема скрытой массы во Вселенной. Красное смещение. Теория Большого Взрыва. Физический и квантовый вакуум. Этапы образования Вселенной.
Тема 8. Макромир.
Распространенность планетных систем в Галактике. Три группы веществ в планетной системе и их распределение. Внешние (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) планеты. Плутон. Астероиды. Облако Оорта. Кометы. Кометная опасность. Метеорные потоки. Землеведение. Общие сведения о Земле. Геосферы: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия, ядро, мантия, литосфера. Типы горных пород. Концепция тектонических литосферных плит А. Вегенера. Гипотеза о геокристалле.
тема 9. жизнь.
Понятия жизни и живого. Организация и самоорганизация. Синергетика. Эволюционизм и креационизм. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни в первичном Океане. Панспермия. Проблема механизма перехода к современной биохимии и механизма образования информации. Дезоксирибонуклеиновая кислота, генетическая информация. Принцип комплиментарности и биосинтез белка. Догма молекулярной биологии: ДНК – РНК – белок. Гипотеза редукции. Три ветви древа жизни: эукариоты, прокариоты, архебактерии. Анаэробы и аэробы. Криптозой. Возникновение эукариотных клеток, как результат симбиоза. Появление полового размножения. Появление многоклеточных существ. Фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой. Появление организмов со скелетом. Выход жизни на сушу. Появление позвоночных и их эволюция. Теория непрерывной эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Теория прерывистой эволюции. Неокатастрофизм. Синтетическая теория эвоюции. Генетика. Законы Менделя. Вирусы. Генная инженерия и ее достижения. Биотехнологии. Клонирование. Научная этика.
Тема 10. человек.
Антропосоциогенез. Общая теория эволюции и гипотеза происхождения человека от обезьян. Проблема происхождения человечества как социума. Моноцентризм и полицентризм. Ископаемые останки гоминид. Дриопитек. Австралопитек. Человек умелый. Человек выпрямленный. Человек разумный и два его древних подвида – неандерталец и кроманьонец. Родовое общество. Человеческий мозг. Высшая нервная деятельность: сознание, подсознание и интуиция. Психология. Взаимосвязь психических и соматических процессов. Исследования Н.П. Бехтеревой. Асимметрия мозга. Парапсихология. Биолокационный эффект. Мышление. Комбинаторный взрыв Концепция иерархии языков Л.И. Верховского. Н. Винер. Кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.
тема 11. Экология. Учение о ноосфере.
Русский космизм: В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лосский, Л. Толстой и др.). В.И. Вернадский и его учение. Биосфера. Живое вещество. Биогеоценозы. Экология. Экологические проблемы и техногенные катастрофы. Экосистемы. Трофические связи. Биологическая цивилизация. П. Тейяр де Шарден и конвергирующая Вселенная. Ноосфера. Эволюция космического типа.
Тема 12. Внеземной разум.
Калужский мечтатель К.Э. Циолковский. Проблема поиска и обнаружения ВЦ. И.А. Ефремов о параллельности эволюционных путей. Поиск чужих планетных систем. Проблема поиска разумных радиосигналов из космоса. Гипотеза И. С. Шкловского об уникальности человечества. Астроархеология. Уфология и проблема НЛО.
Программа дисциплины
";Концепции современного естествознания";
(дневное отделение)
Тема 1. Место естествознания в современной научной картине мира. Движущие силы науки.
Наука. Научное познание. Три уровня познания мира. Естествознание. Концепция. Мировоззрение. Парадигмы и их смена. Движущие силы науки. Культура и ее дуализм. Трансляция культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научно-техническая революция. Глобальные проблемы человечества.
Тема 2. Становление естествознания.
Протонаучное повседневное стихийно-эмпирическое знание. Наука и искусство. Возникновения счета и зачатков астрономических знаний. Первые попытки классификации знаний. Мифологическая картина мира. Магия. Неолитическая революция. Естествознание Древнего Египта, Двуречья, Европы. Миф об Атлантиде. Античная натурфилософия. Математическая программа: Пифагор, Платон, Аристотель и его первоэлементы и стихии. Атомистическая программа: Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур. Эллинизм: Александрийский музей, библиотека. Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ, Плиний, Лукреций.
Тема 3. История естествознаиния.
Средневековое сознание. Университеты. Три традиции познания: схоластическая (Оккам, Скот, Аквинат, Буридан), герметическая (алхимия), опытно-эмпирическая (Гроссетест, Р. Бэкон). Средневековая арабская наука. (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Авиценна, Гебер, Улугбек и др.). Естествознание на Руси. Сознание эпохи Ренессанса. Достижения в области биологии, химии и медицины (Везалий, Парацельс, Левенгук). Энциклопедисты (да Винчи, Ф. Бэкон, Декарт и др.). Космогоническая революция, небесная механика (Коперник, Бруно, Браге, Кеплер). Классическая механика (Галилей, Ньютон) Оптика. Корпускулярная и волновая концепции света. Золотой век просвещения. Космогония Канта и Лапласа. Достижения в области биологии: Линней и бинарная номенклатура. Взгляды на развитие органического мира Ламарка, Кювье, Лайеля. Концепция флогистона и ее крах (Шталь, Лавуазье, Ломоносов, Кавендиш). Открытие атомного веса (Дальтон), органической химии (Берцелиус), периодической системы химических элементов (Менделеев). Термодинамика и ее законы (Максвелл, Больцман и др.). Закон сохранения и превращения энергии (Джоуль, Майер, Гельмгольц). Оптика Юнга и Френеля. Учение об электричестве и магнетизме (Грей, Дюфе, Франклин, Кулон, Эрстед, Якоби, Вольта, Ампер, Фарадей).
Тема 4. Релятивистская и квантовая революции в физике.
Парадоксы «ультрафиолетовой катастрофы» и фотоэффекта и их квантовое объяснение. М. Планк и идея квантов. Двойственные свойства фотонов. Мировоззренческие следствия квантовой теории: принципы неопределенности и дополнительности, концепция атома. Постулат Н. Бора. Лазер. Радиоактивность. Концепция мирового эфира. Опыты А. Майкельсона. А. Эйнштейн и его Специальная и Общая теории относительности. Относительность времени и пространства. Парадокс близнецов. Релятивистские эффекты.
тема 5. Микромир. Современные представления о строении материи.
Мегамир, макромир, микромир. Элементарные частицы и их свойства: масса покоя, электрический заряд, спин, время жизни. Поле и вещество. Гравитационные, электромагнитное, ядерные, сильные, слабые взаимодействия. Попытки создания Теории фундаментального поля. Адроны, лептоны, глюоны. Кварки. Концепция суперструн. Симметрия. Нулевые колебания пространства и виртуальные частицы. Концепция Д. Уилера: материя, как геометрия пустоты.
Тема 6. Пространство и время
Квант пространства и квант времени. Абсолютное и относительное время. Абсолютное и относительное пространство. Пространство Евклида. Пространство Римана-Лобачевского. Трехмерность пространства. Многомерность. Гипотеза фридмонов. Время и его свойства. Три концепции понимания времени. Гипотезы профессора Козырева и его причинная механика.
Тема 7. Мегамир. Звезды. Строение Вселенной.
Звезды, их рождение, жизнь, смерть. Термоядерная реакция. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Типы звезд. Нейтронные звезды, пульсары. Черные дыры. Галактика. Метагалактика. Квазары. Проблема гамма-всплесков. Проблема скрытой массы во Вселенной. Красное смещение. Теория Большого Взрыва. Физический и квантовый вакуум. Этапы образования Вселенной.
Тема 8. Макромир. Солнечная система.
Распространенность планетных систем в Галактике. Три группы веществ в планетной системе и их распределение. Внешние (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) планеты. Плутон. Астероиды. Облако Оорта. Кометы. Метеорные потоки. Современные достижения космонавтики и ее перспективы.
Тема 9. Макромир. Планета Земля
Землеведение. Общие сведения о Земле. Геосферы: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия, ядро, мантия, литосфера. Типы горных пород. Концепция тектонических литосферных плит А. Вегенера. Гипотеза о геокристалле.
тема 10. Эволюционизм и креационизм. Происхождение жизни.
Понятия жизни и живого. Организация и самоорганизация. Синергетика. Эволюционизм и креационизм. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни в первичном Океане. Панспермия. Проблема механизма перехода к современной биохимии и механизма образования информации. Гипотеза редукции.
Тема 11. Эволюция жизни на планете Земля.
Три ветви древа жизни: эукариоты, прокариоты, архебактерии. Анаэробы и аэробы. Криптозой: архей и протерозой. Возникновение эукариотных клеток, как результат симбиоза. Появление полового размножения – первая биологическая революция. Появление многоклеточных существ – вторая биологическая революция. Фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой. Появление организмов со скелетом. Развитие беспозвоночных. Выход жизни на сушу. Появление позвоночных. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Динозавры. Птицы. Млекопитающие. Теория непрерывной эволюции Ч. Дарвина (борьба за существование и естественный отбор). Теория прерывистой эволюции С. Гулда и Н. Элдриджа. Неокатастрофизм. Синтетическая теория эвоюции.
тема 12. Генетика, молекулярная биология, генная инженерия.
Генетика. Законы Менделя. Дезоксирибонуклеиновая кислота, генетическая информация. Принцип комплиментарности и биосинтез белка. Догма молекулярной биологии: ДНК – РНК – белок. Вирусы. Генная инженерия и ее достижения. Биотехнологии. Клонирование. Научная этика.
Тема 13. Антропосоциогенез.
Антропосоциогенез. Ч. Дарвин. Общая теория эволюции и гипотеза происхождения человека от обезьян. Ф. Энгельс и проблема происхождения человечества как социума. В.П. Алексеев и выделенное им семейство гоминид. Моноцентризм и полицентризм. Ископаемые останки гоминид. Дриопитек. Австралопитек. Человек умелый и олдувайская культура. Человек выпрямленный и ашельская культура. Человек разумный и два его древних подвида – неандерталец и кроманьонец. Родовое общество. Мустьерская и верхнепалеолитическая культуры. Неолит. Бронзовый и железный века.
Тема 14. сознание, подсознание, интуиция. кибернетика, Искусственный интеллект.
Человеческий мозг. Высшая нервная деятельность: сознание, подсознание и интуиция. Психология. Взаимосвязь психических и соматических процессов. Исследования Н.П. Бехтеревой. Асимметрия мозга. Парапсихология. Биолокационный эффект. Мышление. Комбинаторный взрыв Концепция иерархии языков Л.И. Верховского. Н. Винер. Кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.
тема 15. Экология. Учение о ноосфере.
Русский космизм: В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лосский, Л. Толстой и др.). В.И. Вернадский и его учение. Биосфера. Живое вещество. Биогеоценозы. Экология. Экологические проблемы и техногенные катастрофы. Экосистемы. Трофические связи. Биологическая цивилизация. П. Тейяр де Шарден и конвергирующая Вселенная. Ноосфера. Эволюция космического типа.
тема 16. Ритмы в природе и в истории.
Хронобиология. Суточные ритмы и физический, эмоциональный и интеллектуальный биоритмы у людей. Стадии человеческой жизни. Ритмы Солнца и их влияние на человечество. Теория пассионарного этногенеза Л.Н. Гумилева. Ритмы истории.
Тема 17. Внеземной разум.
Калужский мечтатель К.Э. Циолковский. Проблема поиска и обнаружения ВЦ. И.А. Ефремов о параллельности эволюционных путей. Поиск чужих планетных систем. Проблема поиска разумных радиосигналов из космоса. Гипотеза И. С. Шкловского об уникальности человечества. Проблема НЛО.
Учебно-тематический план по курсу «Концепции современного естествознания» для специальностей Юриспруденция, Социальная работа и администрирование, Бухгалтерский учет, анализ, аудит (заочное отделение)
№ | темы | Количество часов | Контрольные мероприятия – экзамен | |
Всего | Лекции | |||
1 | Место естествознания в современной научной картине мира. | 1 | 1 | |
2 | Становление и история естествознания | 1 | 1 | |
3 | Пространство и время. | 1 | 1 | |
4 | Релятивистская революция | 1 | 1 | |
5 | Квантовая революция | 1 | 1 | |
6 | Микромир. | 1 | 1 | |
7 | Мегамир | 2 | 2 | |
8 | Макромир | 2 | 2 | |
9 | Жизнь | 2 | 2 | |
10 | Человек | 2 | 2 | |
11 | Биосфера, ноосфера, | 1 | 1 | |
12 | Внеземной разум | 1 | 1 | |
Всего | 16 | 16 |
Похожие документы:
Концепции современного естествознания (3)
Учебное пособие... Государственным стандартом РФ по дисциплине «Концепциисовременногоестествознания», входящей в цикл общих математических ... с историей науки и важнейшими концепциямисовременногоестествознания помогут читателю объективно сориентироваться в ...«концепции современного естествознания» (2)
Документ... .– 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепциисовременногоестествознания. – Новосибирск, 1997. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепциисовременногоестествознания. – М., 2003. Горелов А.А. Концепциисовременногоестествознания. – М.,2003. Афанасьев ...«концепция современного естествознания»
Документ«Концепциясовременногоестествознания» Содержание понятия «естествознание». Естествозна́ние — область науки, ... которые столь характерны для современногоестествознания. В современноместествознании органически переплетаются два противоположных ...Концепции современного естествознания (14)
Автореферат диссертации... . 2000. 166 с. Концепциисовременногоестествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. Концепциисовременногоестествознания / Под ред ...Концепции современного естествознания (28)
Автореферат диссертации... . 2000. 166 с. Концепциисовременногоестествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. Концепциисовременногоестествознания / Под ред ...Концепции современного естествознания (21)
ДокументКонцепциисовременногоестествознания: социогуманитарная интерпретация специфики современной науки: Учеб. пособие / Т.Г. ... дефицит интерпретационного подхода в курсе «Концепциисовременногоестествознания». ВВЕДЕНИЕ 3 Раздел 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ...