Главная > архив


Управление образования и науки Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании истории и обществознания в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Главным ориентиром в 2007-2008 учебном году в реализации единой концепции обществоведческого образования как и ранее будут служить Федеральные примерные программы, разработанные на основе Государственных стандартов. ФБУП устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента, а также объемы регионального компонента Государственного стандарта.

Особенности стандарта по истории и обществознанию связаны с реализацией личностно ориентированного, деятельностного, практикоориентированного подходов.

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.

Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно взаимосвязана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.

Цели предметов обществоведческого образования, связанные с овладением предметными знаниями и умениями, отражают преемственность ступеней общего образования, а также специфику базового и профильного уровней изучения в старшей школе. Профильное изучение истории предполагает и освоение элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, подготовку учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Деятельностный и практикоориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Принципы отбора содержаниясвязаны с преемственностью целей обществоведческого образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Основные рекомендации по распределению количества часов и организации процесса преподавания истории, обществознания и права описаны в инструктивно-методических письмах прошлых лет (Инструктивно-методические письма 2005-2006, 2006-2007 учебных годов)

Государственный образовательный стандарт по обществознанию нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебные материалы, соответствующиевозрастным особенностям учащихся раннего, а затем старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления, достигаемым в этот период (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.). Соответственно все содержательные линии курса (человек, общество в целом, экономика, социальные отношения, политика, духовная культура, право) могут быть раскрыты как для младших (на элементарном уровне), так и для старших подростков (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки).

Учителям области следует обратить внимание на то, что в курсе «Обществознания» с 1998 года во временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и примерную программу по обществознанию в 9 классе были включены материалы по международному гуманитарному праву (МГП). В стандартах 2004 года проблематика МГП заявлена в старших классах как «международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов» и «международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Вопросы МГП могут рассматриваться также на уроках истории при изучении войн различных эпох, при обращении к вопросу о зарождении и формировании международно-правовой системы. Возможен вариант преподавания элективного курса по международному гуманитарному праву.

Важным направлением в 2007-2008 учебном году является подготовка учащихся 9 классов к новой форме итоговой аттестации по обществознанию (Приложение № 1) и возможности проведения ЕГЭ в 11 классах.

Назначение экзаменационной работы - выявить и оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации. Результаты выполнения работы могут помочь при определении направления специализации ученика в старших классах.

Новая форма проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, рейтинговая система оценивания, контрольно-измерительные материалы нового поколения являются более объективной формой независимой экспертизы уровня сформированности предметных компетенций выпускников основной школы, дающей достоверную информацию об усвоении элементов содержания базового и повышенного уровней. Новая система государственной (итоговой) аттестации позволяет дифференцировать выпускников в соответствии с их способностями, потребностями, учитывая осознанный выбор при гарантии соблюдения образовательных прав выпускников при приеме в 10-е классы. Форма государственной (итоговой) в 9-ых классах – открытая и объективная «внешняя процедура» механизмов управления качеством образования, а для учителей – предметников – более качественная подготовка к экзаменам в новой форме, которая позволяет выявить имеющиеся проблемы в состоянии преподавания предметов и принять соответствующие меры. Принципиальной особенностью является добровольное участие выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по обществознанию.

Особенно важно уделять больше внимания на разнообразные подходы к изучению курса Истории России в связи с предстоящим ЕГЭ по истории и обществознанию, так как именно материал отечественной истории подлежит проверке на выпускных и абитуриентских экзаменах. Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе собственно процедуру экзамена, знать, какие действия и когда при этом происходят. Совокупность требований к исторической подготовке выпускников средней школы в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов представлены в следующем перечне:

1. Хронологические знания, умения работать с хронологией.

2. Знание фактов, работа с фактами.

3. Работа с источниками.

4. Описание (реконструкция).

5. Анализ, объяснение.

6. Версии, оценки.1

Информационную поддержку по вопросам сдачи ЕГЭ учителя могут получить на сайтах:

http://www.kate-lotto.com/ Проект поддержки единого государственного

Экзамена и Централизованных тестирований.

Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.cdo.tsure.ru/help/ Обучение и сдача тестов в режиме реального

времени.

/ Сервер информационной поддержки единого

государственного экзамена

Подготовка к олимпиадам

В ходе подготовки учащихся к олимпиадам обществоведческого направления школьного, районного (городского) и регионального этапов учителям истории и обществознания следует учесть следующий опыт:

История

- необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях было обеспечено главенство мышления учащихся над памятью, самостоятельной деятельности под руководством учителя над монологическим способом информирования школьников педагогом;

- создание условий для успешного обучения имеет использование многообразных форм организации учебной деятельности старшеклассников, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения;

- целесообразно организовывать самостоятельное, в том числе домашнее, повторение изученных ранее событий по какой-либо теме в разной форме – в виде составления хроник событий, таблиц, отражающих этапы тех или иных процессов: подготовки кратких сообщений о наиболее значительных событиях, деятельности школьников не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне в рамках семинаров и практикумов, проведения эвристических бесед в ходе лекции учителя и т.п.

- более активно в процессе преподавания использовать дидактические материалы хрестоматийного характера, сборники исторических задач и тестов, материалов исторического краеведения;

- использовать многообразные формы организации учебной деятельности старшеклассников по формированию ведущих понятий курса и выработке общеучебных и предметных умений. Задача формирования общеучебных и предметных умений является одной из основных целей обществоведческой подготовки, соответствует принципам компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности;

- усилить внимание к заданиям, требующим применения знаний, к обществоведческим познавательным задачам и заданиям практико-ориентированного характера, повысив их роль в учебном процессе;

- в конце изучения крупных разделов курса целесообразно проводить работу по систематизации комплекса изученных основных понятий;

- уделять внимание в работе с одаренными детьми.

Обществознание

- формирование заданий с достаточно дифференцированной шкалой оценивания, позволяющей учитывать нюансы ответов учащихся;

- использование заданий на применение разных источников информации (текст, статистические таблицы, схемы, изобразительный ряд);

- подготовка учащихся к такой форме творческого задания, как написание эссе и его устной защите;

- создание условий для выработки умений самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои суждения, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Особенно важно, в ходе подготовки к олимпиаде по обществознанию, обратить внимание на формирование понятийного аппарата и его грамотного применения в речи и письменном тексте.

Право

В правовом обучении необходимо уделить внимание усвоению учащимися знаний основных положений Конституционного права, наиболее важных правовых институтов уголовного процесса, гражданского и трудового права, основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ.

- обращать особое внимание на изучение Конституционного права;

- более качественно работать над усвоением юридической терминологии, формированием навыка свободного оперирования правовой терминологией в устной и письменной речи;

- осуществляя деятельностный подход к изучению вопросов правоведения, шире использовать практико-ориентированную направленность изучения действующего законодательства.

Перечень программ и учебников по истории на 2007-2008 учебный год

Уровень изучения предмета

Класс

Программа

Учебники

Общеобразова тельный

5

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

«Просвещение». 2003-2005

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. «Просвещение». 2003-2005

Михайловский Ф.А

«Русское слово» 2005

Михайловский Ф.А. История древнего мира. «Русское слово» 2005

6

Федеральная программа общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., «Просвещение». 2003 Программа под редакцией А.А. Ведюшкина

Агибалова Е.В., Донской Г.М.

История средних веков

2002-2005.

«Просвещение»

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

2002-2005

«Просвещение»

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

История России.

«Просвещение». 2002-2005

Бойцов М.А., Петрова Н.Г.

«Русское слово» 2001-2005

Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

История Средних веков. 2001-2005, «Русское слово»

Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» 6-7 кл. 2001-2005

«Русское слово»

Пчелов Е.В.

История России

2001-2005

«Русское слово»

7

А.А. Данилова Л.Г. Косулина

Издательство «Просвещение» 2003 год

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

История России.

Издательство «Просвещение» 2001-2005

Федеральная программа общеобразовательных учреждений 5-11 класс. М., 2003 Программа под редакцией

А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной Л.М., Издательство «Просвещение» 2003 год

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Новая история. 1500-1800.

2001-2005

«Просвещение»

Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» 6-7 кл

2001-2005

«Русское слово»

Пчелов Е.В.

История России.

2002-2005

«Русское слово»

Дмитриева О.В. «Новая история. Конец XV-XVIII в» 2001-2005. «Русское слово»

Дмитриева О.В.

Новая история

2001-2005

«Русское слово»

8

А.А. Данилова Л.Г. Косулина

Издательство «Просвещение».2003

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

История России. XIX век.

«Просвещение» М., 2003-2005

Федеральная программа общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Издательство «Просвещение» М., 2003 год.

Программа под редакцией

А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Издательство «Просвещение». 2003

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Новая история. 1800-1913. 2003-2005

«Русское слово»

Федеральная программа общеобразовательных учреждений.

Программа под редакцией

Сахаров А.Н. Боханов А.Н. Издательство «Русское слово». 2003-2005

Боханов А.Н.

История России. XIX век.

2003-2005

«Русское слово»

Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса «Новая история XIX- нач. XXв» Издательство «Русское слово». 2003-2005

Загладин Н.В.

Новая история. XIX- нач. XXв

«Русское слово». 2003-2005

9

А.А. Данилова Л.Г. Косулина

Издательство «Просвещение» 2003

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.

История России. XX век – начало XXI века.

«Просвещение» 2003

Федеральные программы общеобразовательных учреждений 5-11 класс

Программа под редакцией

А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. «Просвещение» 2003

Сороко-Цюпа А.О.

Новейшая история зарубежных стран. XX- начало ХХI века.

«Просвещение» 2003

Козленко С.И., Н.В. Загладин Программа курса и тематическое планирование «История Отечества XX век. 9 класс»

Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.

История Отечества.XX век

Загладин Н.В.

Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». «Русское слово». 2003-2005

Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век.

«Русское слово». 2003-2005

10

Программно-методические материалы «История» 10-11 кл. «Дрофа». 2002

Павленко Н.И., Андреев И.Л.

История России с древнейших времен до конца ХVII века.

«Дрофа». 2001

Программно-методические материалы «История» 10-11 кл. «Дрофа» 2002

Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А

История России. ХVII-ХIХ века.

«Дрофа» 2001

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.«Россия и мир с древнейших времен до конца XX века. Программа для 10-11 кл» «Дрофа» 2003 - 2006

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др.

Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века.

«Дрофа» 2003

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX».

«Русское слово». 2003-2005

Сахаров А.Н.

История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

История России. XVII - XIX век. Ч.2.

«Русское слово». 2003-2005

Загладин Н.В., Козленко С.И. «Программа курса и тематическое планирование «Всемирное история. История России и мира с древнейших до наших дней. 10-11 кл»

«Русское слово». 2003-2005

.Загладин Н.В.

Всемирная история. История России и мира древнейших времен до концаХIХ века.

«Русское слово». 2003-2005

Загладин Н. В., Симония Н. А.. Всемирная история, Русское слово, 2006

11

Федеральная программа. Программа под редакцией О.С. Сороко-Цюпа. «Дрофа», 2003

Сороко-Цюпа О.С. и др.

Мир в ХХ веке.

«Дрофа» 2003 - 2006

Загладин Н. В., Симония Н. А.. Всемирная история, Русское слово, 2006

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.«Россия и мир с древнейших времен до конца XX века. Программа для 10-11 кл» «Дрофа» 2003 – 2006

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др.

Россия и мир XX век.

«Дрофа» 2003 - 2006

Программа для общеобразовательных учреждений «История России XX-нач. XXIв» Волобуев О.В., Кулешов С.В. «Мнемозина» 2004-2005 (готовится к изданию)

Волобуев О.В., Кулешов С.В.

Россия в постсоветский период. 90-е годы ХХ- начало ХХI века.

«Мнемозина» 2004-2005

Загладин Н.В., Козленко С.И. «История Отечества XX-нач. XXIв: Программа курса и тематическое планирование. 11 класс» «Русское слово». 2005

Загладин Н.В., Козленко С.И. и др.

История Отечества. ХХ век.

«Русское слово». 2005

Загладин Н.В., Козленко С.И Программа курса и тематическое планирование. 11 класс. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен» «Русское слово». 2005

Загладин Н.В.

Всемирная

история. ХХ век.

Загладин Н.В., Козленко С.И Программа курса и тематическое планирование. 11 класс. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен» «Русское слово». 2005

Загладин Н.В.

История России и мира. XX век (интегрированный курс).

Углубленный уровень

В связи с тем, что нет грифованных учебников и программ углубленного изучения истории в основной школе, учитель может самостоятельно разработать планирование с углублением на базе любого УМК.

Профильный уровень

10

Программно-методические материалы «История» 10-11 кл. «Дрофа» 2002

Павленко Н.И., Андреев И.Л.

История России с древнейших времен до конца ХVII века.

«Дрофа» 2001

Программно-методические материалы «История» 10-11 кл. «Дрофа» 2002

Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А

История России. ХVII-ХIХ века.

«Дрофа» 2001

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX».

«Русское слово» 2003-2005

Сахаров А.Н.

История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1.

Профильный уровень

11

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечества XX - начало XXIв.11класс» при изучении на базовом и профильном уровнях» и программа. Профильное обучение» «Русское слово». 2005

Загладин Н.В., Козленко С.И. и др.

История Отечества. ХХ век.

«Русское слово». 2005

Загладин Н.В «Всемирная

история. ХХ век. 11 кл.» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение».

«Русское слово». 2005

Загладин Н.В.

Всемирная

история. ХХ век.

«Русское слово». 2005

Загладин Н.В., Козленко С.И. Программа курса и тематическое планирование. 11 класс. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен» «Русское слово». 2005

Загладин Н.В.

История России и мира. XX век.

«Русское слово». 2005

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX».

«Русское слово». 2003-2005

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

История России. XVII - XIX век. Ч.2.

«Русское слово». 2003-2005

Перечень программ и учебников по обществознанию на 2007-2008 учебный год

Общеобразова

тельный уровень

6

Федеральная программа по обществознанию под редакцией Кравченко А.И. Хромова И.С.

5-7 классы Издательство «Русское слово» 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 6 класс». «Русское слово» 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2003.

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществоведение Человек, природа, общение: 6кл.» Методические рекомендации с планированием «Просвещение» 2005-2006.

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществоведение Человек, природа, общение: 6 кл.»

Просвещение, 2003.

7

Федеральная программа по обществознанию под редакцией Кравченко А.И. Хромова И.С.

5-7 классы «Русское слово». 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 7 класс», «Русское слово» 2005

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Иванова Л.Ф..,и др. «Обществоведение Человек, право, экономика: 7 кл.» Методические рекомендации планированием

Просвещение, планируется выход в III кв. 2006 г.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., и др. «Обществоведение Человек, право, экономика: 7 кл.» Просвещение, 2003.

8

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 8 класс», Издательство «Русское слово». 2002 - 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2003

Под ред. Боголюбова Л.Н. «Введение в обществознание 8 – 9 кл.» Просвещение 2003- 2005

9

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 9 класс», Издательство «Русское слово» М., 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 2003.

Под ред. Боголюбова Л.Н. «Введение в обществознание 8 – 9 кл.». «Просвещение» 2003-2005

10

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 10 класс». «Русское слово». 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 2003.

Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней.

«Просвещение». 2004

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество: Обществознание 10-11 кл. «Просвещение», 2003.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 10кл. «Просвещение», 2005.

Салыгин Е.Н, Салыгина Ю.Г. Программа «Обществознание». 10-11 кл. «Вентана-Граф», 2003.

Агошков А.В. Обществознание: Человек в обществе: учебное пособие для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. «Вентана-Граф», 2004.

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. «Обществознание»: 10 класс «Вентана-Граф», 2004.

Никитин А.Ф. «Обществознание» 6 -11 кл. Программы для общеобразовательных учреждений. «Дрофа» 2006.

Никитин А.Ф. «Обществознание» 10 кл.

«Дрофа» 2004

11

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

«Обществознание – 11 класс». «Русское слово» 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.

Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней

Просвещение 2004

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество: Обществознание 10-11 кл. «Просвещение», 2003.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 11кл. «Просвещение», 2005.

Салыгин Е.Н, Салыгина Ю.Г. Программа «Обществознание». 10-11 кл. «Вентана-Граф», 2003.

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание: 10 класс «Вентана-Граф», 2004.

Никитин А.Ф. «Обществознание» 6 -11 кл. Программы для общеобразовательных учреждений. «Дрофа» 2006

Никитин А.Ф. «Обществознание» 11 кл.

«Дрофа» 2004

Профильный уровень

10

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И.

«Обществознание – 10 класс». «Русское слово» 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.

Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней, «Просвещение». 2004

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество: Обществознание 10-11 кл. «Просвещение», 2003.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 10кл. «Просвещение», 2005.

Профильный уровень

11

Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.,

«Русское слово». 2005.

Тематическое планирование курса «Обществознание» с региональным компонентом. Черных Р.М. «Русское слово». 2002

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

«Обществознание – 11 класс». «Русское слово» 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.

Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней

«Просвещение», 2004

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество: Обществознание 10-11 кл. Просвещение, 2003.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 11кл. «Просвещение», 2005.

Перечень программ и учебников по праву на 2007 – 2008 учебный год

Право включено в обществознание. Как отдельный предмет выделяется в социально-экономическом и социально-гуманитарном профилях

10-11

Программа курса «Правоведение» 10-11 кл. Авт. Никитин А.Ф. «Просвещение».2004

Для проф. уровня можно использовать программу 10-11 кл. авт. Матвеев А.И. «Просвещение». 2006

Никитин А.Ф. Правоведение: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. «Просвещение», 2005

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл «Просвещение», 2003.

Для проф. уровня можно использовать программу 10-11 кл. авт. Матвеев А.И. «Просвещение». 2006

Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс: Пособие для общеобразоват. учебных заведений. «Дрофа». 2005.

Программа курса «Право и экономика» для 10-11 кл. //Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./ Авт. – сост. В.В. Спасская и др. – М., 2004

Хрестоматия по курсу «Право и экономика»: Пособие для учащихся 10-11 кл. Сост. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. – 3-е изд. - М.: Изд-во «Новый учебник», 2004

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Учебное пособие. Кн. 1,2. 10-11 кл. школ гуманитарного профиля. – М.: Новый учебник, 2003.

Базовый уровень

Профильный уровень

10-11

В УМК входит программа и поурочное планирование

Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Ч. 1. 10 кл. Ч. 2.11 кл., Русское слово, 2005



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..