Главная > Документ


Анализ кадрового состава службы позволяет сделать следующие выводы:

  • образовательный уровень специалистов достаточно высок (более половины социальных педагогов и 89% педагогов-психологов имеют высшее образование). Однако в связи с резким сокращением количества ставок и их дроблением увеличивается и количество неспециалистов;

  • по-прежнему высок общий процент молодых специалистов (до 5 лет), особенно это касается педагогов-психологов. Так, 32% педагогов-психологов ОУ имеют стаж работы не более 5 лет (33 % в 2011г.), лишь немногим более 50% имеют квалификационную категорию.

К сожалению, в настоящий момент можно констатировать, что социально-психологическая служба региона находится в тяжелом кризисе. Переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда отразился самым негативным образом именно на социальных педагогах и педагогах-психологах. Так, в подавляющем большинстве районных школ педагоги-психологи занимают 0,5 ставки, нередки и случаи, когда специалист имеет 0,25 ставки, а должности социального педагога и психолога занимает один и тот же человек. Налицо ситуация «вымывания» этих групп специалистов из образования: все чаще мы встречаем случаи, когда эти четверти ставки совмещают педагоги-предметники или заместители директоров, которые не имеют профильного образования, а специалистам приходится активно заниматься педагогической деятельностью, проходя переподготовку в той или иной образовательной области.

Наличие кризисных явлений подтверждают проблемы, существующие в организации и определении содержания деятельности специалистов службы: отсутствие разработанной на федеральном уровне методологической основы деятельности социально-психологической службы образования; неоднозначность профессиональных функций социального педагога, по существу, заменяющего в ОУ педагога-психолога; неопределенность в том, какой характер носят рекомендации психолога – обязательны ли они для исполнения или нет, когда и как общаться с родителями, когда и как проводить обследование обучающихся и воспитанников и др.

Однако, несмотря на тяжелые внешние и внутренние противоречия социально-психологическая служба образования в Курганской области существует и продолжает отстаивать интересы ребенка и его ближайшего социального окружения. Огромный потенциал службы продемонстрировали специалисты, принявшие участие в региональном конкурсе педагогического мастерства. В этом году три педагога-психолога области успешно прошли заочный тур и достойно представили идеи психологического сопровождения образовательной деятельности в ОУ. В номинации «Воспитать человека» Гиталова Елена Ивановна, педагог-психолог г. Шадринска, и Политова Вера Станиславовна, педагог-психолог г. Шумихи, стали призерами, получив по итогам конкурса 2 и 4 место соответственно. Бахарева Светлана Валерьевна, педагог-психолог Курганского промышленного техникума, достойно представила систему СПО в номинации «Учитель-мастер».

В конце марта текущего года по инициативе КГ ИМЦ в Кургане прошел II Фестиваль психологических идей «Нить Ариадны». Название Фестиваля «Нить Ариадны» неслучайно. Со времён Древней Греции это понятие означает «средство или руководство, которое помогает выйти из затруднительной ситуации».

В рамках четырех номинаций «Средство выйти из проблемы», «Я психолог. Я психолог? Я психолог!», «Тренинг! Тренинг! Тренинг!» и «Психологическое просвещение: современный стенд» педагоги-психологи г. Кургана представили свой опыт. Это 21 дошкольный специалист, 10 представителей школ, 3 психолога учреждений дополнительного образования детей, а также психолог «Центра образования» и «Центра психолого-медико-социального сопровождения» - всего 36 человек. За 2 дня фестиваля его гостями стали более 250 человек!

Педагоги-психологи демонстрировали психотерапевтические средства разрешения проблем личностного роста, приемы оптимизации педагогических и семейных конфликтов, налаживания детско-родительских отношений, профилактики и преодоления профессионального выгорания педагогов и др. В перерыве между выступлениями участники Фестиваля знакомились с возможностями печатной консультации и принимали участие в психологических акциях «Профессиональный Олимп», «Волшебная нить».

Эксперты высоко оценили представленные выступления и печатные работы участников и назвали победителя каждой номинации на торжественной церемонии 30 марта:

  • номинация «Средство выйти из проблемы» - Логиновских Нина Ивановна, педагог-психолог МБОУ г. Кургана «Лицей № 12»;

  • номинация «Тренинг! Тренинг! Тренинг!» - Буракова Наталья Сергеевна, педагог-психолог МБОУ г. Кургана «Гимназия № 19»;

  • номинация «Психологическое просвещение: современный стенд» - Киселева Алена Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Ивушка»;

  • номинация «Я психолог. Я психолог? Я психолог!» - Гончарова Марина Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка» (наставник), и Кононенко Яна Артуровна, педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Центр развития ребенка – детский сад № 126 «Дружные ребята» (начинающий психолог).

Нельзя не отметить и значение региональной системы повышения квалификации специалистов, не только содействующей профессиональному росту педагогов службы, но и позволяющей поддерживать профессиональное здоровье специалистов, крайне нуждающихся в создании региональной системы супервизии. В текущем году на базе Института были проведены трое курсов планового повышения квалификации для педагогов-психологов и социальных педагогов.

В марте 2012г. начинающие педагоги-психологи г. Кургана и области были приглашены к участию в плановых курсах повышения квалификации по актуальным проблемам психологического сопровождения образовательного процесса. В рамках курсовых мероприятий были рассмотрены вопросы содержания и организации деятельности молодого специалиста, а также технологии индивидуальной и групповой работы в рамках ведущих направлений деятельности (психодиагностика, психокоррекция, психологический консалтинг). На итоговом занятии педагоги-психологи ОУ различного типа поделились своим опытом работы и представили к защите разработанные авторские образовательные продукты – разработки элементов тренинговых занятий. Особую благодарность слушатели выразили Усмияновой О.В., педагогу-психологу МБОУ «СОШ №35 г. Кургана», представившей на базе своего учреждения тренинг коррекции эмоционального состояния педагогов. Терентьева Е.В., педагог-психолог МБОУ «СОШ №5 г. Кургана», поделиласьопытом организации психологического сопровождения профильного и предпрофильного обучения, Лошкарева Л.А.,педагог-психолог ГБОУ НПО ПУ-25, обобщила свой опыт в подготовке к аттестации на высшую квалификационную категорию и предоставила возможность начинающим специалистам познакомиться с содержанием профессионального портфолио. Камалова А.Р., педагог-психолог МБОУ «Детский сад №5» г. Кургана, приглашенная на встречу с психологами области, рассказала о реализации групповой и индивидуальной коррекционно-развивающий работе с детьми, родителями и специалистами ДОУ.

Столь же насыщенные и актуальные курсы были проведены в апреле этого года и для социальных педагогов ОУ Курганской области.

Очень высокую оценку слушателей получили занятия Неизвестных А.А., директора центра социальной помощи семье и детям «Семья», а также выступления социальных педагогов МБОУ «СОШ №24» г. Кургана (Агапитова С.В.)., ГБОУ СПО «КПТ» (Шестакова Ф.М.). В Курганском промышленном техникуме социальным педагогам представилась возможность побывать на педагогическом отчете группы, который является эффективной формой организации контроля и возможности оказания индивидуальной социально-педагогической помощи учащимся.

В рамках курсов состоялся выезд в МКОУ «Сумкинская СОШ» Половинского района - учреждение, имеющее статус областной инновационной площадки «Школа социально-педагогической поддержки». В ходе выезда специалисты познакомились с авторской технологией оказания социальной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их семьям (автор - Филиппова Н.А., педагог-психолог), посетили открытые уроки и внеклассные мероприятия, проводимые педагогом-психологом и классными руководителями, поучаствовали в обсуждении представленного опыта в рамках районного методического объединения социальных педагогов.

Необходимо отметить, что, несмотря на негативные тенденции в развитии службы, в целом инновационный потенциал специалистов остается очень высоким. Именно педагоги-психологи часто становятся инициаторами реализации и внедрения новаций в ОУ. В этом учебном году активных специалистов-исследователей объединил региональный сетевой инновационный проект «Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми». Актуальность его реализации определяется важнейшими задачами современного образования: полноценное психическое развитие детей, реализация их интеллектуальных и творческих способностей, формирование адаптивных качеств и содействие успешной социализации и эффективной самореализации в современных экономических условиях.

В настоящее время в реализацию проекта включены тринадцать образовательных учреждений Курганской области, в шести из которых идеологами и соавторами проектов являются именно педагоги-психологи:

  1. разработка технологии психологического и педагогического мониторинга развития актуально и потенциально одаренных детей (Бабошкина О.Н., педагог-психологМКОУ «Кетовская СОШ», Хамандритова Т.Ф., педагог-психолог МКОУ «Гимназия №30» г. Кургана.);

  2. разработка механизма оценки уровня сформированности готовности педагогов к работе с актуально и потенциально одаренными детьми и содействие развитию ключевых профессиональных компетенций педагога, работающего с одаренными детьми (Снеткова С.В., педагог-психолог МКОУ «СОШ №35» г. Кургана, Кожевникова Т.В., педагог-психолог МКОУ «Макушинская СОШ»);

  3. реализация индивидуальных траекторий образовательного маршрута (индивидуальных программ, планов) для одаренных и способных детей (Минаева Т.Ф., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №47» г. Кургана);

  4. реализация сквозных программ психолого-педагогической поддержки психосоциального и когнитивного развития одаренных детей (Аверьянова Н.Ю., педагог-психолог МКОУ «Краснонивинская СОШ» Шадринского района).

Социальные педагоги Курганской области также получили возможность включиться в реализацию крупного инновационного проекта. В октябре 2011 г. в Курганской области наряду с другими 10 регионами стартовал пилотный социально-педагогический эксперимент «Профессиональная Школа родителей», инициатором которого стал Институт социальной педагоги РАО (г. Москва). ГАОУ ДПО ИРОСТ является координатором проекта в регионе. Проект основан на реализации потенциала института социальных педагогов в семье и осуществляется через обучение родителей по программе дополнительного профессионального образования с присвоением им квалификации «социальный педагог семейного профиля». Цель проекта – подготовить родителей к выполнению своих функций в семье, межсемейном социуме. В период с 1октября 2011 года по декабрь 2012 года дистанционно в Школе родителей пройдут обучение представители 23 замещающих и опекунских семьи, 1 молодой семьи из 23 муниципальных образований области.

Перспективы дальнейшего развития социально-психологической службы образования региона и потенциала ее специалистов связаны, прежде всего, с существенной психологизацией содержания современного образования. Анализ новых должностных обязанностей педагогов-психологов и социальных педагогов позволил выделить те из них, что определяют специфику организации психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС:

  1. участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям;

  2. анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов);

  3. оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся;

  4. участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы;

  5. участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Эти задачи и определяют основной вектор профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов в следующем учебном году – реализацию психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальные проблемы повышения профессиональной

компетентности специалистов школьных библиотек

Г.П. Севастьянова, методист координационно-

методического отдела ГАОУ ДПО ИРОСТ

В последние годы библиотеки образовательных учреждений привлекают к себе всё больше внимания общественности и государственных органов. Так, из самых значимых для школьных библиотек документов и событий 2011 года, прежде всего, следует отметить:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»;

- переход с 1 сентября 2011 года во всех первых классах на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам;

- введение должности «Педагог-библиотекарь» на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448н, которым внесены изменения в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

При этом указанное Постановление Правительства даёт возможность часть средств, выделенных на модернизацию системы образования, использовать на укрепление материальной базы школьных библиотек, пополнить их компьютерной техникой, приобрести учебную и художественную литературу.

В настоящее время особенно остро встала проблема обеспечения школьных библиотек квалифицированными кадрами. Количество учащихся школ ежегодно уменьшается, вследствие этого в большинстве сельских школ нет полной ставки библиотекаря, а значит, работают совместители, которые в силу своей профессиональной неподготовленности, загруженности по основной деятельности недостаточно уделяют внимания вопросам изучения и анализа состояния библиотечных фондов, их комплектования, информационной потребности пользователей. Требования же к библиотекарям в современном обществе меняются. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, владеющий не только педагогическими, но и информационно-коммуникационными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации.

Проведенное в марте текущего года анкетирование библиотечных работников в очередной раз показало наиболее значимые проблемы.

Сегодня кадровый состав школьных библиотекарей отличается большим разнообразием, это:

- библиотекари, имеющие высшее и среднее библиотечное образование;

- библиотекари, имеющие высшее и среднее педагогическое образование;

- библиотекари, имеющие высшее и среднее образование, но не педагогическое и не библиотечное.

Обращает на себя внимание возрастной состав работников школьных библиотек: значительная часть из них – это люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Образование и возраст – главные причины, препятствующие изменению статуса школьного библиотекаря на педагога-библиотекаря. В настоящее время в школах нашего региона практически нет работников, желающих получить должность педагога-библиотекаря. Хотя главное, что даёт должность педагога-библиотекаря – это возможность получать льготы, которые распространяются на педагогических работников. Прежде всего, это изменения в расчетах оплаты труда, продолжительности отпуска, возможности оформления на пенсию по выслуге лет и др.

При переходе на новую должность у педагога-библиотекаря появляется обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности один раз в пять лет, а также право на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории.

Но какие бы должности ни занимали специалисты школьных библиотек, проблемы их профессиональной деятельности известны. А поэтому в следующем учебном году следует им оказать максимальную помощь в преодолении этих проблем.

Единая методическая тема на 2012-2013 учебный год, на наш взгляд, должна быть сформулирована таким образом: «Повышение профессиональной компетентности специалистов школьных библиотек».

Исходя из единой методической темы, основные направления деятельности специалистов школьных библиотек представляются следующими:

- более активное участие в разработке и реализации творческих проектов;

- организация инновационной и экспериментальной деятельности;

- продолжение освоения компьютерных технологий и применение их в работе;

- внедрение креативных форм популяризации книги и чтения;

- обобщение и распространение передового опыта работы школьных библиотек.

Способствовать росту профессионального мастерства специалистов школьных библиотек, развитию их творческого потенциала призваны районные методические объединения.

На секциях школьных библиотекарей августовских педагогических конференций рекомендуется обсудить проблему «Совершенствование деятельности библиотек образовательных учреждений в условиях изменяющихся требований к школьному образованию» и разработать план работы РМО на учебный год.

Как известно, основной формой работы методического объединения являются его заседания. Было бы очень целесообразно заседания проводить на базе различных школ. При этом у членов РМО появится возможность на практике познакомиться с опытом работы своих коллег, организацией комфортной библиотечной среды конкретной школы. На каждом заседании РМО можно организовать защиту творческого проекта, разработанного принимающей школьной библиотекой.

Работу школьной библиотеки по привитию интереса к чтению можно показать в форме массового мероприятия с учащимися и их родителями. Эту работу школьный библиотекарь должен проводить в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы, по краеведению – с учителями географии, по патриотическому воспитанию – с учителями истории и классными руководителями.

Для обсуждения на заседаниях РМО вопросы можно выбрать из следующих:

- «Использование информационно-образовательной среды школьных библиотек для реализации федеральных государственных образовательных стандартов»;

- «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу школьной библиотеки»;

- «Формирование читательских компетентностей младших школьников»;

- «О роли школьной библиотеки в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся»;

- «Использование инновационных форм работы в школьной библиотеке с целью поддержки интереса к чтению детей и подростков»;

- «Роль школьной библиотеки по формированию информационной компетентности педагогических работников».

С целью распространения опыта работы целесообразно на каждом заседании РМО рассматривать презентации о деятельности специалистов школьных библиотек.

Таким образом, районные методические объединения имеют различные возможности для организации повышения квалификации школьных библиотекарей, и эти возможности надо широко использовать.

II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

состояние, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Актуальные вопросы модернизации образования

в дошкольных образовательных учреждениях

Курганской области

М.Л. Зайцева, методист отдела начального

и дошкольного образования ГАОУ ДПО ИРОСТ

В 2011-12 учебном году перед педагогическими и руководящими работниками дошкольных образовательных учреждений Курганской области (далее - ДОУ) стояли следующие задачи:

  1. повышение качества образовательной деятельности через совершенствование организации и содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ;

  2. внедрение в образовательный процесс ДОУ современных развивающих технологий, в том числе и ИКТ;

  3. обеспечение доступности дошкольного образования, расширение видов дополнительных образовательных услуг, реализуемых на платной и бесплатной основе;

  4. содействие процессу преобразования ДОУ в социально активные образовательные учреждения.

Обязательным условием реализации данных задач является высокий уровень профессионализма кадрового состава дошкольных учреждений.

Анализ педагогического состава ДОУ Курганской области за четыре последних года (см. таблицы № 1, 2, 3) позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 1

Образовательный уровень педагогов ДОУ

Год

Общее количество педагогов

Имеют высшее образование

Из них высшее педагогическое

Имеют среднее профессион. образование

Из них среднее пед. образование

Прошли проф. переподготовку

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2008

2891

774

26,7

752

26

1757

61

1654

57

37

1,2

2009

2932

856

29

836

28

1890

64

1750

60

-

-

2010

2866

830

29

797

29

1591

56

1159

40

20

0,6

2011

3102

1094

35

1058

34

1871

61

1713

55

18

0,6

Таблица 2

Педагогический стаж работы педагогов ДОУ

Год

Общее количество педагогов

До 1 года

О 1 года до 5 лет

От 5 лет до 10 лет

От 10 лет до 20 лет

Свыше 20 лет

Пенсионеры

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2008

2891

141

4,8

554

19

294

10

652

23

1097

38

235

8,1

2009

2932

209

7,1

713

24

482

16

692

24

1177

40

288

9,8

2010

2866

704

25

329

11,5

331

12

523

18

979

34

339

12

2011

3102

223

7

615

20

421

14

606

20

1237

40

255

8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-практический журнал «наука и инновации» минск №6(40) 61-67 2006 вячеслав котусов универсальная информационно-графическая система

    Документ
    Научно-практическийжурнал «НАУКА и ИННОВАЦИИ», ... кодирования текстовой информации. М.: научно-популярный журнал «УНИВЕРСУМ», №4, 28- ... возможности «информационного квадрата». Минск, научно-практическийжурнал «Интеллектуальная собственность в Беларуси». ...
  2. Научно-практический журнал «Проблемы экономики и менеджмента»

    Документ
    ... г., срок заявок: 28 сентября 2012 г. Научно-практическийжурнал «Проблемы экономики и менеджмента» Приглашаем аспирантов ... , бухгалтерскому учету и математическим методам экономики в научно-практическом журнале «Проблемы экономики и менеджмента» (ISSN ...
  3. Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал

    Документ
    ... МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ежеквартальный рецензируемый научно-практическийжурнал ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЭКОЛОГИИ ... эндокринологическом отделении Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям Приложение ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ Научно-практическийжурнал ... образования в Курганской области посвящен научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» № 2, 2011г ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Естественно- ... М.Н. ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ДАЛМАТОВСКОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА 62 Научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» (2/60) (распространяется ...

Другие похожие документы..