Главная > Документ


- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ООО изложено в следующих документах:

- Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования;

- инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:

«О введении ФГОС общего образования» (от 19.04.2011 № 03-225);

«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12.05.2011 № 03296);

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08. 2010 № 0352/4612 и от 15.08.2011 № 03515/5913);

О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010 № 0333914);

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03);

Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений;

Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Это те документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО.

На этой основе каждое образовательное учреждение формирует свою нормативно-правовую базу.

Руководителям муниципальных методических служб необходимо организовать системную работу по подготовке руководителей образовательных учреждений и их заместителей, учителей-предметников, педагогов к введению ФГОС ООО. С этой целью на заседаниях методических объединений рассмотреть вопросы, обеспечивающие введение стандарта. Примерный перечень тем представлен в таблице.

Тема

Рассматриваемые вопросы

Формы проведения

Нормативное обеспечение введение ФГОС основного общего образования

Разработка основной образовательной программы основного общего образования.

Определение изменений в существующей образовательной системе основного общего образования.

Разработка проекта образовательной системы школы

практикум

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС основного общего образования

Подготовка нормативных правовых актов, определяющих (устанавливающих):

- нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС ООО

практикум

Материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС ООО

Изучение оснащенности учебного процесса учебным оборудованием, требования к оснащенности учебных помещений.

Организационно-методическое и информационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования

Информационное обеспечение участников образовательного процесса по вопросам введения ФГОС ООО. Обеспечение деятельности учителя информационными ресурсами (учебные программы, учебники, методические и мультимедийные пособия и т.д.

Системно-деятельностный подход в образовании. Требования к современному уроку

Современные подходы к оценке результатов освоения ООП ООО.

Семинары-практикумы.

Муниципальные конференции по теме:

- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проблемы и перспективы введения»;

- «Готовность образовательных учреждений к реализации новых стандартов»

Кадровое обеспечение введения ФГОС основного общего образования

Обеспечение повышения квалификации руководящих и педагогических работников к введению ФГОС ООО.

Курсы повышения квалификации, семинары

Критерии готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС ООО:

• разработана и утверждена ООП ООО учреждения;

• нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (определены цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение);

• должностные инструкции работников ОУ приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками;

• определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;

• разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

• определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, модель взаимодействия с учреждениями социальной сферы);

• разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС ООО в части используемых образовательных технологий;

• осуществлено повышение квалификации всех учителей-предметников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС основного общего образования);

• обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС основного общего образования является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

При введении ФГОС необходимо организовать широкую разъяснительную работу среди педагогических кадров и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в ведении ФГОС основного общего образования.

Формирование муниципальной системы непрерывного образования руководителей учреждений образования

В.И. Дружинин, профессор кафедры управления

ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент,

заслуженный учитель РФ,

отличник просвещения СССР

В последние годы в российском образовании происходят значительные перемены: существенно изменяется содержание образования; вводится новое поколение государственных образовательных стандартов; внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; формируется общероссийская система оценки качества образования; вводится новый порядок аттестации кадров; завершается введение новых квалификационных характеристик; начался массовый перевод ОУ на новые механизмы финансирования и хозяйствования; внедряется отраслевая система оплаты труда. В связи с этим предстоит обеспечить деятельность саморегулируемых организаций руководителей общеобразовательных учреждений и переход на конкурсную выборную систему назначения руководителей ОУ.

Главными фигурантами и исполнителями проводимых преобразований в системе образования всегда были и остаются руководители образовательных учреждений. Все перечисленные выше изменения не принесут существенных результатов, пока не повысится качество управленческой деятельности.

Качество управленческой деятельности руководителя – это интегративная характеристика, отражающая способность руководителя компетентно и эффективно осуществлять функции управления.

Основным каналом повышения качества руководящей работы стала система методической работы и инновационной деятельности, осуществляемой на муниципальном уровне. Переход школ на путь инновационного развития потребовал совершенно новых подходов к организации методической работы и инновационной деятельности, устаревшая система работы с управленческими кадрами школ на муниципальном уровне перестала устраивать руководящих работников общеобразовательных учреждений.

Методическая работа с руководителями ОУ на муниципальном уровне – это часть общей системы непрерывного образования управленческих кадров образовательных учреждений.

Непрерывное образование управленческих кадров ОУ можно рассматривать как сложную, динамичную, многоуровневую, многокомпонентную, целостную систему. Она имеет как минимум два уровня: муниципальный и областной, а также множество подсистем и компонентов, между которыми существуют разнообразные связи: координации, субординации, кооперации, интеграции и др.

Первый, муниципальный уровень, включает следующие подсистемы:

а) подбор резерва руководящих кадров для ОУ района (города);

б) подготовка резерва руководящих кадров в условиях муниципальной системы образования;

в) инновационно-методическая работа с руководящими работниками образовательных учреждений в рамках муниципальной системы образования;

г) самообразовательная деятельность руководящих работников ОУ.

Второй, областной уровень, включает подсистемы:

а) проведение курсов повышения квалификации по программе «Основы управления образовательным учреждением. Введение в должность» продолжительностью 6 недель, объёмом 216 часов;

б) проведение целевых и плановых модульных проблемных курсов разнообразной тематики и продолжительности (24, 36, 54, 72 часа) с целью «шлифовки граней» управленческого мастерства руководителей ОУ;

в) осуществление стажировки руководящих работников ОУ на базе областных школ передового управленческого опыта;

г) прохождение профессиональной переподготовки на Факультете профессиональной переподготовки ИРОСТ по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент в образовании».

Часть компонентов формирующейся системы работает давно, эффективно и плодотворно. Однако требуется больше внимания уделить таким компонентам, как работа с резервом кадров на муниципальном уровне, инновационно-методическая работа с руководящими работниками ОУ в рамках муниципальной системы образования, а также осуществление стажировки и профессиональной переподготовки объёмом 1120 и 756 часов – на областном уровне.

Методическая работа с руководящими работниками ОУ на муниципальном уровне представляет собой систему взаимодействующих структур, форм и взаимосвязанных мер, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала руководящих работников ОУ, и, в конечном итоге – на повышение качества образования.

Однако в современных научных исследованиях и имеющейся литературе крайне слабо отражена теория организации методической работы с руководителями ОУ, практически не используются новые методологические подходы, в т.ч. андрагогический, квалиметрический, акмеологический и др.

Проведённые нами выборочные исследования показали слабую теоретическую и практическую готовность муниципальных методических структур (ММС, РМО руководителей ОУ, Совет руководителей ОУ) к осуществлению квалифицированной методической помощи и поддержки управленческим кадрам ОУ. Сменяемость руководителей образовательных учреждений порой составляет 10-15 % в год. Одной из главных причин ухода является осознание руководителем ОУ его низкой управленческой культуры и отсутствие должной методической помощи.

Многие руководители, особенно начинающие, плохо представляют себе сущность, особенности и трудности управленческой деятельности. Зачастую их работа строится по наитию, методом проб и ошибок, либо по образу и подобию их предшественников.

В соответствии с Законом об образовании значительно расширилась са­мостоятельность образовательных учреждений. Руководящие и педагоги­ческие работники получили достаточно свободы для проявления инициати­вы и творчества, для освоения и внедрения инноваций. В то же время, ОУ работают в очень сложных финансово-экономических, социальных и поли­тических условиях, большинство руководителей имеют крайне низкую профессионально-управленческую подготовку. На этом фоне резко возросла роль и миссия МОУО и ММС, в том числе по совершенствованию управленче­ского мастерства руководителей ОУ.

Ситуация обострилась после введения приказом Минздравсоцразвития № 761-н новых квалификационных характеристик, в том числе и по руководящим должностям учреждений образования, где обозначены новые квалификационные требования к лицам, назначаемым на руководящие должности в ОУ. Стало обязательным иметь основное или дополнительное профессионально-управленческое образование.

С целью разрешения обозначенных проблем и противоречий назрела объективная необходимость активизировать методическую работу с руководящими работниками школ на муниципальном уровне.

В ходе осуществления методической работы с руководителями предполагается использование разнообразных форм, методов, технологий, приёмов, способов и средств обучения и просвещения руководителей: обзорные и консультационные лекции, семинарские и практические занятия, разработка различных локальных актов ОУ, разработка проектов, решение ситуационных методических и управленческих задач, проведение деловых игр и круглых столов, изучение элементов ценного управленческого опыта.

Раскроем содержание всех четырёх подсистем методической работы с руководящими работниками образовательных учреждений на муниципальном уровне.

Первая подсистема подбор резерва руководящих кадров по следующим показателям:

а) педагогический стаж;

б) образовательный ценз;

в) желание работать руководителем;

г) состояние здоровья;

д) креативность;

е) возраст;

ж) надежность тыла (семья, достаток, жилье);

з) коммуникативные способности;

и) организаторские способности;

к) личностные качества;

л) мыслительные способности.

Вторая подсистема – подготовка резерва руководящих кадров в условиях муниципальной системы образования:

а) замена временно отсутствующих руководителей (курсы, болезнь, отпуск);

б) руководство профессиональным объединением (МО, ШПО, ТЛ) педагогов;

в) руководство профсоюзной организацией в ОУ;

г) участие в тарификации, составлении сметы, штатного расписания;

д) участие в инновационной деятельности;

е) участие в экспертизе практической деятельности аттестуемых педагогов;

ж) участие в реализации управленческих функций: планирование, анализ, контроль, привлечение к инспектированию ОУ;

з) осуществление товарищеского аудита, наставничества.

Третья подсистема – методическая работа с руководящими работниками ОУ в условиях муниципальной системы образования, в том числе в рамках РМО (ГМО) директоров, заместителей по УВР, заместителей по ВР, заместителей по ИМР, заместителей по НШ:

а) проведение деловых совещаний с руководящими работниками ОУ в МОУО, в ММС, в Администрации района (города);

б) производственная учеба по ознакомлению с законодательными, нормативно-правовыми, инструктивно-методическими и локальными актами, указами, приказами;

в) отчеты руководящих работников ОУ по конкретной проблеме на аппаратных совещаниях в МОУО, ММС, Администрации района (города);

г) отчеты руководителей ОУ в МОУО за четверть, за квартал;

д) собеседования с руководителями ОУ у начальника МОУО, у зав. ММС, у заместителя главы – по различным злободневным проблемам;

е) наставничество опытных руководящих работников ОУ над молодыми, начинающими, малоопытными;

ж) взаимный товарищеский управленческий аудит, управленческая стажировка;

з) круглые столы по защите планов, программ, концепций развития, проектов ОУ, в том числе в кругу своих коллег-управленцев;

и) круглые столы по защите планов самообразования руководящих работников ОУ;

к) микрогрупповое проблемное посещение руководителями ОУ друг друга (2-3 чел.) под руководством специалиста МОУО;

л) вывоз группы руководителей ОУ в соседние районы (города);

м) взаимные визиты коллективов ОУ друг к другу;

н) проведение муниципальных семинаров руководящих работников ОУ в каком-либо образовательном учреждении района (города);

о) проведение научно-практических конференций по управленческой тематике, управленческих чтений;

п) создание временных творческих групп, инновационно-управленческих площадок, школ передового управленческого опыта, экспертно-управленческих групп, творческих управленческих лабораторий и т.п.

Четвертая подсистема – саморазвитие руководящих работников образовательных учреждений.

Примерная структура программы профессионально-управленческого саморазвития руководящего работника образовательного учреждения:

1 часть программы. Визитная карточка руководителя. Анализ самообразовательной деятельности руководителя за прошедший учебный год.

2 часть программы. Задачи саморазвития руководителя на новый учебный год. Ожидаемые результаты.

3 часть программы. Комплекс мероприятий по решению задач саморазвития в новом учебном году (возможны следующие разделы):

а) совершенствование теоретической подготовки руководителя ОУ по общему менеджменту;

б) повышение гендерной, акмеологической и андрагогической культуры руководителя (директора, заведующего, заместителя, методиста ОУ);

в) формирование инновационной, исследовательской культуры руководителя;

г) совершенствование теоретической подготовки по образовательному менеджменту;

д) совершенствование практической управленческой культуры руководителя;

е) повышение общей культуры руководителя (правовой, экономической, экологической, политической, социологической, валеологической, этической, эстетической и др.).

В ходе самообразовательной деятельности используются различные приёмы и методы: изучение пособий, книг, брошюр, статей, законодательных и нормативно-правовых актов и документов, статей из периодики, ознакомление с передовым опытом коллег, взаимное посещение, повышение квалификации на курсах, профессиональная переподготовка, заочное обучение; посещение конференций, педагогических чтений; участие в работе РМО (ГМО), инновационных площадок, в разработке проектов, в самообобщении своего опыта; прохождение руководителем аттестации на категорию или на соответствие занимаемой должности; работа руководителя в качестве эксперта образования; разработка руководителем статей, методичек, докладов, сообщений, выступлений, рефератов, авторских программ, контрольно-измерительных материалов; наставничество, участие в работе органов самоуправления ОУ и МСО; подготовка и проведение своего творческого отчёта; проведение социологических исследований; работа над индивидуальной темой по самообразованию, участие в работе над общей методической темой коллектива ОУ и РМО.

В предстоящем, 2012-13 учебном году МОУО и ММС предстоит завершить формирование муниципальной системы непрерывного управленческого образования руководящих работников образовательных учреждений своего района (города). Преподаватели кафедры управления ГАОУ ДПО ИРОСТ готовы оказать действенную и практическую помощь в решении этой сложной проблемы.




Похожие документы:

  1. Научно-практический журнал «наука и инновации» минск №6(40) 61-67 2006 вячеслав котусов универсальная информационно-графическая система

    Документ
    Научно-практическийжурнал «НАУКА и ИННОВАЦИИ», ... кодирования текстовой информации. М.: научно-популярный журнал «УНИВЕРСУМ», №4, 28- ... возможности «информационного квадрата». Минск, научно-практическийжурнал «Интеллектуальная собственность в Беларуси». ...
  2. Научно-практический журнал «Проблемы экономики и менеджмента»

    Документ
    ... г., срок заявок: 28 сентября 2012 г. Научно-практическийжурнал «Проблемы экономики и менеджмента» Приглашаем аспирантов ... , бухгалтерскому учету и математическим методам экономики в научно-практическом журнале «Проблемы экономики и менеджмента» (ISSN ...
  3. Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал

    Документ
    ... МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ежеквартальный рецензируемый научно-практическийжурнал ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЭКОЛОГИИ ... эндокринологическом отделении Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям Приложение ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ Научно-практическийжурнал ... образования в Курганской области посвящен научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» № 2, 2011г ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Естественно- ... М.Н. ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ДАЛМАТОВСКОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА 62 Научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» (2/60) (распространяется ...

Другие похожие документы..