Главная > Монография
Министерство образования Российской Федерации
Калмыцкий государственный университет
Г. М. Борликов
УНИВЕРСИТЕТ
В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ:
ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
Монография
Волгоград
«Перемена»
2001
ББК
74.580
Б 827
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты:
В. Т. Фоменко — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой Ростовского-на-Дону государственного университета;
В. В. Зайцев — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой Волгоградского государственного педагогического университета.
Научный редактор
засл. деятель науки РФ, чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук, профессор В. В. Сериков.
Борликов Г. М.
Б 827 Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 346 с. ISBN 5-88234-465-4
Монография содержит размышления и выводы опытного руководителя высшей школы о роли университета в системе образования, о возрождении национально-регионального университетского образовательного округа как особого российского феномена.
Адресована работникам высшей школы, педагогам, аспирантам.
ISBN 5-88234-465-4
ББК 74.580
© Г. М. Борликов, 2001
К обсуждению проблем университетского образования мы обращаемся в период радикальных изменений социально-экономического уклада жизни и государственного переустройства страны, что предопределяет качественные изменения ценностных систем в российском общественном сознании.
Изменения выявляют множество проблем, затрагивающих и другие сферы жизнедеятельности человека. Большинство из них связаны с поиском механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов, в том числе и управления ими. Трудности проявляются на фоне значительных изменений условий жизни, межличностных отношений, особенностей профессионального развития человека. Формируются качественно иные принципы организации жизнедеятельности людей, меняется иерархия социальных норм и ценностей. Эти перемены осложняются в связи с расширением индивидуальных свобод, увеличением глобальной ответственности человека за космогенез, свою судьбу, что в итоге увеличивает нагрузку на личность.
Отказ системы образования Российской Федерации от унифицированности и управленческой авторитарности в пользу регионализации, вариативности и личности значительно диверсифицирует и обогащает разнообразие видов образовательных учреждений и расширяет спектр разноуровневых и разнопрофильных образовательных программ, все больше учитывающих национально-региональные особенности культуры.
Стратегические задачи регионализации образования определены в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации; обоснованы методологические основы их решения (А. А. Анохин, Э. Д. Днепров, В. И. Журавлев,
3Д. Н. Никандров, В. М. Петровичев,); выявлены историко-педагогические основы анализа различных аспектов изучаемой проблемы (Е. Г. Осовский, 3. И. Равкин); раскрыты основы использования системного метода в педагогическом исследовании (В. П. Беспалько, Г. Д. Кириллова, В. Н. Максимова, И. Я. Лернер); разработаны общие закономерности различных сторон управления (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, Т. И. Иванова, В. В. Краевский, И. Т. Огородников, А. В. Петровский, А. Г. Петровский, П. Г. Щедровицкий); намечены подходы к выбору условий осуществления принципа регионализации и разработки региональных образовательных программ (В. Н. Аверкин, Ю. В. Васильев); проведены исследования региональных систем образования (И. А. Бочкарева, В. П. Кваша, В. С. Кошкина, А. Б. Панькин, В. И. Подобед, И. И. Проданов, Н. И. Роговцева и др.); определены научные основы управления педагогическими системами в регионах России (Г. Г. Габдуллин, Е. П. Жирков, Н. Н. Камалетдинов, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, А. А. Орлов, Сухарев, Г. Ф. Шафран-Куцев и др.).
Современные проблемы управления образовательными системами исследуют Ю. В. Васильев, Т. И. Иванова, Ю. А. Конаржевский, В. С. Пикальная, М. Л. Портнов, П. В. Худоминский и др. Вопросы теории и методологии, содержание и методы управления учреждениями образования, условия социального и профессионального развития педагогических коллективов исследуют М. В. Кларин, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова. Возникли объективная необходимость и реальные предпосылки для разработки основ управления региональными системами непрерывного образования, учитывающих национально-региональные особенности. К таким предпосылкам относятся общие закономерности педагогического менеджмента и психологии управления, идеи личностно ориентированного образования, излагаемые в трудах Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. В. Серикова и др. ученых, отдающих приоритет личности индивида, ее самобытности, личностному опыту. Новизна проблемы перехода к личностной парадигме образования, ее нетрадиционный характер, происходящие процессы
4требуют обращения к методологическим основам исследования, к разработке соответствующего понятийного аппарата и научных подходов, системы принципов и способов деятельности, системной рефлексии современной ситуации в образовании.
К сожалению, проблема становления личностно ориентированных образовательных систем в высшей школе не стала еще предметом специального научного исследования. В этой связи высшее образование в большей мере, чем среднее, находится в плену традиционного педагогического мышления со свойственным ему единообразием и централизмом, ориентацией на заученность и исполнительность, решение проблем современной образовательной практики экстенсивным путем (увеличение учебных курсов и сроков профессиональной подготовки и пр.), что обычно не приводит к желаемому результату. Не учитываются диагностичность в оценке результатов обучения, повышение интенсивности обучения на основе использования современных педагогических технологий, интеграция учебных курсов, ступеней образования, стирание граней между общим и профессиональным образованием и активизация инновационных процессов (Е. В. Бондаревская, В. М. Монахов, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.).
Вместе с тем сегодня в высшей школе сложились необходимые предпосылки для исследования проблем управления личностно ориентированной подготовкой специалистов. Необходимость обращения к ее разработке подготовлена всем предшествующим отечественным и зарубежным опытом развития педагогической мысли. Этим обусловлено использование системного и личностного исследовательских подходов в качестве основных в процессе исследования проблем управления подготовкой специалистов в высшей школе.
Специфика проблемы определила логику предлагаемой монографии: от анализа соответствующей проблемы в Республике Калмыкия к изучению состояния проблемы в регионах Российской Федерации, а на этой основе — к разработке и углублению концептуальных представлений о сущности университета в современном образовательном пространстве и модели университета национального региона, функционирующего в условиях целостной образовательной системы полиэтнической Российской Федерации.
5Основная проблема, на которой сосредоточивается автор монографии, — разработка системы управления современным образовательным пространством через посредство многопрофильного университета, ориентированного на личность будущего специалиста.
В работе над исследованием автору помог тридцатилетний опыт практической работы в высшей школе в качестве преподавателя, декана факультета, проректора, ректора университета (последние десять лет), а также то, что в 1997—1999 гг. под руководством автора по договору с Министерством образования Российской Федерации было проведено широкомасштабное исследование по теме «Региональное строительство и управление системой образования Республики Калмыкия». Проведенное в тяжелейших условиях реформации страны, оно позволило не только обобщить итоги, проанализировать, выработать концепцию реформирования, но сохранить и развить систему высшего образования Республики Калмыкия. С 2000 г. под руководством автора по договору с Министерством образования Российской Федерации начато исследование «Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования», позволяющее оптимизировать деятельность региональной системы образования в условиях федеративного государства.
Автор выражает благодарность за значительную поддержку в подготовке книги:
B.М. Жураковскому, первому зам. министра образования
Российской Федерации;
Л. П. Куракову, ректору Чувашского госуниверситета;
C.В. Калмыкову, ректору Бурятского госуниверситета;
В. И. Шаповалову, ректору Ставропольского госуниверситета; А. И. Сухареву, директору НИИ регионологии;
A.А. Грекову, академику РАО, ректору Ростовского госпед-
университета;
B.И. Данилъчуку, чл.-кор. РАО, д-ру пед. наук, ректору
Волгоградского госпедуниверситета;
Е. В. Бондаревской, чл.-кор. РАО, д-ру пед. наук; Л. Г. Ефремову.
6Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА: НА ПУТИ К ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ
1.1. Кризис современного образовательного пространства
В середине прошлого века был сформирован алгоритм общественного развития, по которому общественное развитие условно делят на три периода, в пределах которых преобладает определенный тип общественно-экономической формации. Первая формация — до начала промышленной революции в странах Западной Европы; для современной второй экономической или индустриальной формации характерно господство производства, техники над человеком и отчуждение человека от результатов своего труда, от природы, политики и многих других вещей. Третья формация — постэкономическая, постиндустриальная, которую пытаются описать в основных конструкциях зарубежные и отечественные экономисты и социологи. В постэкономической формации преодолевается всестороннее отчуждение человека, главной целью общественного прогресса становится производство самого человека — многомерного, духовно богатого.
В процессе перехода к постэкономическому обществу меняется ведущий социальный тип личности, характер человеческих отношений, ценностных ориентации людей. В таком обществе инвестиции в человека перевешивают вложения в производственную сферу. Труд понимается не как средство зарабатывания денег, а как средство самовыражения и самоутверждения. Такие тенденции отмечают западные социологи не в своих прогнозах, а в реальных явлениях жизни продвинутых стран с рыночной экономикой и гражданским обществом. При этом инвестиции общества и государства в человека, в развитие национальной системы образования все больше и больше выводятся из сферы рыночных отношений, ибо рыночные отношения в этой тонкой
7
и деликатной сфере общественной жизни начинают сдерживать, тормозить наращивание научного, технологического и интеллектуального потенциала страны.
В первой половине XX в. молодой человек, получивший университетское образование, мог рассчитывать на высокое место в социальной иерархии. Было известно небольшое количество «хороших» университетов, оцениваемых по критерию академического качества. Привлекательность хорошо оплачиваемых и престижных профессий, строгий отбор выпускников школ соответствовали авторитарному стилю руководства социально-экономическими системами. В это время большинство работало в течение 40—50 лет своей жизни по 3 тыс. часов в год.
В середине 60-х годов XX столетия в так называемых передовых странах пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Все острее осознается опасность дальнейшего развития через посредство только экономического роста и технического могущества, а также то, что будущее больше определяется уровнем культуры, понимания и мудрости человека. самых обширных сфер человеческой деятельности, источником и одновременно местом приложения важнейших жизненных ресурсов человека. Возросла социальная роль образования: от ее направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. Развитие начинает определяться не только тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет (Э. Фромм). Важнейшей ценностью становится человек, опережающий уровни и стандарты подготовки, способный к освоению новых знаний, к принятию нестандартных решений.
Могущество человека до сих На рубеже II— III тысячелетий образование стало одной из пор определялось его естественно-научными знаниями, т. е. познанием законов природы и порядка в ней. Считалось, что в естественнонаучной картине мира нет места нравственности. По сути, марксистская идея овладеть «законами общественного развития» не меняла этой механистической картины мироздания. Именно на обеспечение человека этими знаниями делает акцент существующая парадигма образования, результат которой — механистическо-детерминистская научная картина мира. В соответствии с ней система образования формирует
8
обучаемых уверенность в том, что любая проблема имеет одно и только одно правильное решение: если задача имеет однозначное решение, то у человека исчезает потребность и возможность проявления своих духовно-нравственных качеств.
Сегодня мало кто не страдает от всевозможных дефицитов: жизнедеятельность человека все больше зависит от эффективности маркетинга и технических новшеств; полная занятость — всего лишь идеал; время, отведенное для свободного или вынужденного досуга, значительно увеличилось, особенно в Западной Европе; высшее образование стало массовым требованием. Однако человек все более нуждается не столько в приобретении определенной квалификации, сколько в реализации права на полноценное знание, необходимое в современном высокотехнологическом, информационно насыщенном мире. Стремительное расширение информации и наукоемкости различных сфер практики, профессионализация исследований, стремление к большей рентабельности высшего образования затруднили выбор «хорошего» вуза. Сегодня каждое высшее учебное заведение, чтобы выжить в условиях усиливающейся конкуренции в сфере образовательных услуг, должно быть готовым к оценке своей деятельности по критериям «хорошего» университета, т. е. по международным стандартам.
Взаимоотношения между образованием и обществом (и государством!) утрачивают ту внешнюю простоту, которая была в период плановой экономики: государственное управление уже нельзя свести лишь к разнарядкам на выпуск специалистов. Недопустимо и прямое вмешательство в дела высшей школы. Как говорится: не учите нас жить, лучше помогите материально! Технологический прогресс, обесценив традиции и культурное наследие наших предшественников, увеличил разрыв между поколениями. Молодежь больше не готовит себя к профессиям своих родителей, а в некоторых отношениях и самим родителям надо поучиться у молодых.
Образовательные проблемы приобретают всеобщий характер и выражаются в неудовлетворенности результатом деятельности данного социального института не только со стороны отдельной личности, но и всего общества. С проблемой реформирования образования столкнулось большинство государств. Практически все развитые страны в конце XX в. провели различные по глубине
9
и масштабам реформы своих систем высшего образования, которые имели статус государственной политики, т. к. уровень высшего образования стал рассматриваться как определяющий фактор для будущего развития страны. Образовательные реформы были продиктованы стремлением удовлетворить новые потребности развития экономики, культуры, науки и техники. В ходе проведения этих реформ была основательно переосмыслена роль образования. При этом основными проблемами были рост контингента студентов, качество знаний, новые функции высшей школы, количественный рост информации и распространение новых информационных технологий и т. д. Высшее образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Но оно, распыляя умы по специализациям и уровням компетенции, не осуществляет свои возможности в подготовке самореализующегося и благодаря этому социально-эффективного человека. Образовательные планы становятся жертвами собственной оторванности от социальной реальности. При этом каждое поколение считает свое образование более «солидным» по сравнению с последующим.
Происходит изменение контингента обучаемых в высшей школе. Ситуация усложняется еще и тем, что XXI век обеспечит власть и работу тем, кто лучше других реализует свои высшие интеллектуальные способности, гибкость ума и креативность мышления. Отсюда реформаторские усилия наций в сфере образования.
Различают три категории проблем образования: цели, средства, управление. Повсеместно организация и определение содержания образования сопряжены с огромными трудностями, обусловленными не только эволюцией знаний, но и сложностью взаимоотношений между знанием и социально-экономическим развитием. Новые знания аккумулируются и фрагментируются с беспрецедентной быстротой.
Однако время ограниченно: ни продление жизни, ни расширение досуга недостаточны для решения проблемы нехватки времени, ощущаемой каждым индивидом в личностном и профессиональном совершенствовании, в своем стремлении соответствовать изменяющимся моделям повседневной жизни.
Развитие знания происходит ценой разделения труда, которое углубляет специализацию и воздвигает стену взаимного
10
непонимания в обществах с недостатком коммуникации. Индивиду, не способному усвоить все эти знания, приходится доверять информации из вторых и третьих рук. Индустриальная цивилизация заставляет индивида больше верить, чем узнавать, заполнять пробелы в своих познаниях, полагаться на коллективную веру, как ему кажется, более правдоподобную, чем наблюдения, которые он не в состоянии осмыслить. В таком мире более сведущий будет одерживать верх до тех пор, пока экспертные системы искусственного интеллекта не лишат его этого преимущества1. Выделяются два подхода к трактовке сущности кризиса и путей выхода из него.
Первый исходит из того, что существующая система образования не обеспечивает таких уровня, качества и масштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи, которых требуют современные и особенно складывающиеся постиндустриальные технологии, в том числе социальные. Постиндустриальная стадия развития вызывает необходимость не просто повышения уровня образования, а формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, социальным, информационным реалиям. Такой подход определяется как технократический: он предполагает сохранение традиционного смысла и характера образования, концентрацию его содержания и методов на формировании у обучаемых рациональных умений владения информацией, компьютерными технологиями, профессионально-прагматичным мышлением.
Данный подход реформы образования имеет немало ценного: он ориентирован на профессионализм и продолжает традицию связи обучения с практикой, понимая последнюю прежде всего в духе экономического утилитаризма. В. П. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: «Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства».
Второй — гуманистический — путь исходит из необходимости остановить дегуманизацию образования, превращение его в Инструмент индустриальных и рыночных отношений. Образование
1 Sowell T. Knowledge and Decision. New York, Basic Books, 1980; Woo H. The Unseen Dimensions of Wealth. Fremont, Calif., Victoria Press, 1984.
Похожие документы:
П 163 Этнокультурный парадокс современного образования
Закон... П 163 Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 446 с. ... Г. М. Университет в современномобразовательномпространстве: ориентацияналичностьспециалиста: Монография. Волгоград, 2001. С. 319—320. ...П 163 Этнокультурный парадокс современного образования
Закон... П 163 Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 446 с. ... Г. М. Университет в современномобразовательномпространстве: ориентацияналичностьспециалиста: Монография. Волгоград, 2001. С. 319—320. ...Программа деятельности кандидата на должность ректора волгоградского государственного
Научно-исследовательская работа... публикуется более 300 монографий, учебников и ... современных исследований, являются: ориентацияналичность с ее притязаниями на свое ... специалистов сферы образования всего региона. Включенность университета в международное образовательноепространство ...Федеральный ресурсный центр обеспечения развития единой образовательной информационной среды южного федерального округа южно-российский региональный центр информатизации ргу
Документ... в образовательномпространстве: методологические основы профессиональной подготовки учителя: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – ... направлена на формирование творческой личностиспециалиста с ... Ориентациясовременного образования наличность ...Программа стратегического развития федерального государственного на 2012-2016 годы волгоград 2011 г
Программа... образовательноепространство; обеспечение высокого качества обучения на основе внедрения современных ... образовательных технологий и экспериментальных образовательных программ, маркетинговой ориентацией, прежде всего, на ... современныхспециалистов ...