Главная > Доклад


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003

ГОДУ

Доклад подготовлен Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательства с участием заинтересованных федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных организаций

потребителей.

В докладе отражены вопросы обеспечения прав и интересов потребителей и добросовестных

товаропроизводителей, развития потребительского законодательства, укрепления национальной

системы защиты прав потребителей. Определена стратегия защиты прав потребителей в условиях

осуществления социально-экономической реформы в Российской Федерации.

При подготовке доклада использованы материалы МВД России, МЧС России, Минздрава

России, Минкультуры России, Минобразования России, МПС России, Минсвязи России,

Минсельхоза России, Минтранса России, Минэкономразвития России, ГТК России, Госстандарта

России, Госстроя России. Госхлебинспекции при правительстве Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ

С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации ";О защите прав

потребителей"; осуществлена масштабная работа по реализации государственной потребительской

политики.

За эти годы создана правовая и методическая база в целях единообразного применения закона;

сформирована национальная система защиты прав потребителей на федеральном, региональном,

муниципальном уровнях; реализуется право на досудебную и судебную защиту законных интересов

потребителей; развернута система информирования и обучения населения основам потребительской

культуры.

В выработке стратегических подходов к реализации потребительской политики важнейшее

значение имеет накопленный опыт взаимодействия с заинтересованными контролирующими

органами, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления, учет

передовой практики защиты прав потребителей за рубежом.

Антимонопольные и другие уполномоченные контролирующие органы, осуществляя

государственную политику в сфере развития системы государственной и общественной защиты прав

и интересов потребителей, наращивают усилия в достижении этих целей. Первостепенное внимание

отводится согласованию действий по реализации законодательства, регулирующего отношения с

участием граждан-потребителей.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

В 2003 г. продолжена деятельность, направленная на повышение эффективности

осуществляемых контрольных и надзорных функций, совершенствование нормативного обеспечения

прав и интересов потребителей. В этих целях подготовлен ряд законопроектов в области защиты

прав потребителей, в т.ч. проект Федерального закона ";О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации ";О защите прав потребителей"; и Гражданский кодекс Российской

Федерации";; законодательные акты ";О рекламе";, ";О техническом регулировании";; принято участие в

разработке вступившего в силу Федерального закона ";О лотереях"; и подготовке других нормативных

правовых актов в данной сфере.

Структура и отдельные разделы доклада изложены в последовательности, позволяющей

свободно ориентироваться в представленных материалах, отражающих практику правового

регулирования защиты прав потребителей.

Основное место в докладе отведено разделам, посвященным положению потребителей при

заключении и исполнении договора розничной купли-продажи, регулированию правоотношений в

отдельных секторах потребительского рынка. Подробно излагаются вопросы защиты прав

потребителей на безопасные и качественные товары; на рынке финансовых, страховых,

образовательных услуг, услуг здравоохранения, в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте.

В докладе показываются возможности и способы защиты прав потребителей, позволяющие в

доходчивой форме довести сведения о методах правового вмешательства и урегулирования споров.

Не пересказывая положения нормативных правовых актов, раскрываются методы разрешения

спорных вопросов в рамках договора на приобретение товаров, предоставление работ и оказание

услуг. Приведены наиболее характерные примеры разрешения споров, дающие возможность

потребителям учитывать сходные или аналогичные ситуации при разрешении и защите нарушенных

прав.

По проблемным вопросам, требующим активного вмешательства контролирующих органов,

приводятся сведения о предпринимаемых согласованных действиях по их урегулированию, в т.ч.

путем разработки конкретных законопроектов, внесения изменений и дополнений в действующие

законодательные и иные нормативные правовые акты.

Наличие значительного объема данных о правонарушениях и принимаемых профилактических и

защитных мерах не позволяет детальным образом изложить имеющийся материал. По этой причине в

докладе приводятся наиболее типичные примеры из практики применения законодательства о

защите прав потребителей, анализируется опыт регулирования правоотношений в проблемных

сферах с участием потребителей.

Доклад разработан на основании материалов, представленных территориальными

управлениями МАП России, федеральными органами исполнительной власти, общественными

объединениями потребителей и непосредственно гражданами-потребителями.

Государственный доклад ";Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2003 году";

подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации ";О порядке

разработки и распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав

потребителей"; от 4 апреля 1994 г. N 287.

Глава I. ИТОГИ РАБОТЫ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

1. Государственный контроль соблюдения законодательства

о защите прав потребителей

1.1. Анализ нарушений законодательства о защите

прав потребителей

В 2003 г. территориальные управления МАП России продолжили работу по осуществлению

потребительской политики, усилению государственного контроля соблюдения законодательства о

защите прав потребителей. В этих целях территориальные управления МАП России рассматривали

заявления и обращения граждан, оказывали консультационную и практическую помощь

потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимали меры по

восстановлению нарушенных прав потребителей, проводили проверки хозяйствующих субъектов как

по собственной инициативе, так и по заданию МАП России, прибегали к мерам административного

воздействия: возбуждали дела по признакам нарушения законодательства о защите прав

потребителей, выдавали предписания, а в случае их неисполнения - постановления о наложении

штрафов, осуществляли досудебную и судебную защиту прав потребителей.

Важнейшим направлением деятельности МАП России и его территориальных управлений

является работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В 2003 г. центральным аппаратом МАП России дано более 950 письменных и около 1,5 тыс.

устных разъяснений (консультаций) по различным вопросам защиты прав потребителей гражданам,

территориальным управлениям МАП России, органам исполнительной власти, органам местного

самоуправления, общественным объединениям потребителей, предпринимателям и другим

организациям.

В отчетный период на рассмотрении у территориальных управлений МАП России находилось

48732 обращения, что на 5,7% больше, чем в 2002 г., из них:

    устные обращения      - 39562 (больше на 4%, чем в 2002 г.),

    письменные обращения  - 9170 (больше на 13,4%, чем в 2002 г.),

    перешло обращений

    с предыдущего периода - 526.

Из графика (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся) видно, что произошло увеличение

количества обращений в отчетный период, это, в определенной мере, объясняется наличием

стабилизации проблем рынка товаров и услуг.

Характер и количество обращений носят неустойчивую тенденцию. В числе основных причин,

вызвавших обращения граждан, по-прежнему остаются продажа товаров с недостатками,

предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредставление хозяйствующими

субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах),

нарушение сроков исполнения услуг. В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

поступают жалобы потребителей, вошли: обувь, сложная бытовая техника, сотовые телефоны,

оказание услуг ненадлежащего качества по изготовлению мебели, жилищно-коммунальные услуги,

услуги связи.

Распределение письменных и устных обращений по видам деятельности приведено в табл. 1.

Таблица 1

(в процентах к итогу)

Виды деятельности       Общее   Письменные Количество

количество обращения устных кон-

обращений сультаций 

Торговля                      40,2      25,6      43,6      

Общественное питание          0,8       0,4       0,8       

Бытовые услуги                7,5       7,8       7,6       

Услуги транспорта             2,1       2,6       2,0       

Услуги связи                  7,0       11,0      6,0       

Коммунальные услуги           25,3      33,2      23,6      

Строительство, строительно-   3,7       5,0       3,3       

монтажные работы, оформитель-

ские, реставрационные работы,

разработка проектно-сметной  

документации                 

Туристско-экскурсионные услуги 2,1       2,3       2,1       

Медицинские услуги            1,3       0,8       1,4       

Услуги, предметом которых яв- 0,9       1,6       0,7       

ляются денежные средства насе-

ления, и страховые услуги    

Обучение                      1,6       1,7       1,5       

Прочие виды деятельности      7,5       8,0       7,4       

Итого                         100       100       100       

Как видно из таблицы, большинство письменных и устных обращений в адрес территориальных

управлений МАП России связаны с нарушенными правами потребителей в сфере торговли,

коммунальных услуг, услуг связи, бытовых услуг.

Справка.

В целом количество обращений в территориальные управления МАП России в расчете на 10

тыс. человек составило в 2003 г. 3,4. В Камчатское территориальное управление (Камчатская область,

Корякский АО) поступило 28,4 обращения в расчете на 10 тыс. человек населения; в Северо-

Восточное (Магаданская область, Чукотский АО) - 28,3; в Читинское (Читинская область, Агинский

Бурятский АО) - 25,2; в Сахалинское - 20,8; Калининградское соответственно - 17,2.

В 2003 г. территориальные управления МАП России, самостоятельно или совместно с другими

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и

общественными объединениями потребителей, органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации провели 4317 проверок хозяйствующих субъектов, что составило 85,8% от

уровня 2002 г.

Снижение общего количества проверок обусловлено усложнившимся порядком рассмотрения

дел и наложения штрафов в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях.

В связи с ограниченной численностью специалистов по защите прав потребителей приоритет

традиционно отдан целевым и комплексным проверкам хозяйствующих субъектов, проводимым

совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами

местного самоуправления.

Справка.

В отчетном периоде была продолжена практика проведения целевых проверок совместно с

территориальными органами Госстандарта России, Госторгинспекции Минэкономразвития России,

МВД России, Росгосхлебинспекции, органами местного самоуправления.

Так, территориальными управлениями МАП России по заданию МАП России были проведены

проверки соблюдения хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги автостоянок,

законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Также были проведены

проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей хозяйствующими субъектами

при оказании гражданам-потребителям банковских, страховых и иных видов услуг в финансовой

сфере.

Структура проверок претерпела существенные изменения. Наибольшее внимание, как и прежде,

уделялось проверкам предприятий торговли (30,6%), хотя их доля в общем количестве проверок

продолжает снижаться (на 8,4% по сравнению с 2002 г.), при оказании бытовых услуг (14,5%), доля

которых увеличилась на 2,6% по сравнению с 2002 г. Доля проверок в сфере услуг транспорта

снизилась по сравнению с 2002 г. на 1,5% и составила 6% от общего числа проведенных проверок.

Снизилась доля проверок на 0,9% по сравнению с 2002 г. в сфере медицинских услуг. Больше

проверок проводилось в сфере бытовых услуг (на 2,7%), туристско-экскурсионных услуг (на 1,8%),

обучения (на 0,9%), услуг, предметом которых являются денежные средства населения и страховые

услуги, а также в сфере общественного питания (на 0,5%).

При рассмотрении обращений и в ходе проверок территориальные управления МАП России

выявили 32638 нарушений Закона Российской Федерации ";О защите прав потребителей";, а также

иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, что

на 10% больше, чем в 2002 г. Кроме того, на начало отчетного периода не было устранено 1441

нарушение.

Количество нарушений, выявленных в 2003 г. и перешедших с предыдущего отчетного периода,

по федеральным округам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Наименование федерального Количество   Количество нарушений,

округа          выявленных   перешедших с 2002 г.

нарушений   

Центральный              4844            220                 

Северо-Западный          2508            85                  

Южный                    3975            227                 

Приволжский              9330            330                 

Сибирский                6679            433                 

Дальневосточный          3945            82                  

Уральский                1357            64                  

Всего                    32638           1441                

Наибольшее число нарушений выявлено в Приволжском и Сибирском федеральных округах. По

Уральскому и Северо-Западному федеральным округам их уровень ниже среднего.

С развитием рыночных отношений все большую актуальность приобретает соблюдение одного

из основных прав потребителей - права на информацию. На потребительский рынок продолжает

поступать значительное количество недоброкачественной продукции, в том числе без необходимой и

достоверной информации.

Более 19% нарушений, выявленных территориальными управлениями, квалифицируется по ст.

8 - 10, 12 Закона - предоставление ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе,

продавце) и товарах (работах, услугах), что составляет 6192 случая. Доля этих нарушений по

сравнению с 2002 г. уменьшилась на 2,9%. Количество нарушений, связанных с качеством товаров,

работ, услуг (ст. 4) составило 17,3%.

Из отчетов территориальных управлений МАП России следует, что причиной большого

количества нарушений, например по качеству обуви, является закупка импортных технологий, не

отвечающих требованиям климатических условий эксплуатации в России.

Доля нарушений, выявленных при продаже товаров (ст. 18 - 25), уменьшилась на 1,3%.

Увеличилась доля нарушений, выявленных при выполнении работ, оказании услуг (ст. 27 - 37),

на 2,3%, а также доля нарушений иных законов и правовых актов Российской Федерации в области

защиты прав потребителей на 1,9%.

Таблица 3

СТРУКТУРА ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Виды деятельности          В % к итогу Отклонение по

2003 г.   сравнению с

2002 г.  

Торговля                             41,6        -2,6        

Общественное питание                 1,8         -0,2        

Бытовые услуги                       9,7         0,2         

Услуги транспорта                    2,1         -2,2        

Услуги связи                         5,1         0,3         

Коммунальные услуги                  20,1        3,6         

Строительство, строительно-монтажные 3,0         0,7         

работы, оформительские, реставрацион-

ные работы, разработка проектно-смет-

ной документации                    

Туристско-экскурсионные услуги       3,0         -0,2        

Медицинские услуги                   1,6         -0,5        

Услуги, предметом которых являются   0,5         -0,3        

денежные средства населения, и стра-

ховые услуги                        

Обучение                             2,3         -0,5        

Прочие виды деятельности             9,2         1,6         

Из таблицы видно, что по сравнению с 2002 г. произошло снижение доли нарушений в 7 видах

деятельности из 12 (при этом увеличилось абсолютное количество нарушений).

Наиболее значительные изменения отмечаются в сфере оказания коммунальных услуг, где доля

нарушений увеличилась на 3,6%.

Причиной этого является затягивание с решением острых вопросов в ходе жилищно-

коммунальной реформы, принятием мер по разработке нормативов потребления услуг, стандартов

качества содержания и ремонта жилья; правил оказания коммунальных услуг и положения о

предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Доля нарушений в сфере услуг транспорта снизилась на 2,2%, в сфере торговли - на 2,6%.

Справка.

МПС России для осуществления постоянного контроля за содержанием поездов в каждой

региональной дирекции по обслуживанию пассажиров созданы группы контроля, которыми в 2003 г.

осуществлено 10266 проверок санитарно-технического содержания и качества обслуживания

проездными бригадами как в пунктах формирования, так и в пути следования и оборота

пассажирских поездов.

В истекшем периоде увеличилась доля нарушений по прочим видам деятельности. На это

указывают и результаты обследования финансовых услуг и услуг автостоянок.

Таблица 4

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ ПО СТАТЬЯМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

";О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"; И ИНЫХ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ ПО СТРОКЕ)

Виды    Статьи закона             Нарушения

деятельности 4  5, 7 8 - 11 16 18 - 27 - др. иных нор-

6 10, 25 37 ст. мативных

12 актов, %

Торговля    18,7 1,7 2,2 17,2 0,6 2,2 37,0 0,4 0,6 19,2    

Общественное 3,4 1,7 5,3 48,8 3,1 3,1 1,2 3,4 1,0 29,0    

питание    

Бытовые     12,8 0,4 0,4 26,1 0,9 3,7 0,9 31,1 1,0 22,8    

услуги     

Услуги      7,8 0,0 1,2 38,3 1,2 12,0 0,1 10,3 2,8 26,4    

транспорта 

Услуги связи 15,0 0,0 0,0 16,4 0,2 14,4 0,5 17,7 4,5 31,3    

Коммунальные 29,6 0,4 1,6 8,4 0,1 6,2 0,3 33,7 1,8 18,0    

услуги     

Строительст- 18,2 0,1 0,3 7,4 0,0 6,6 1,1 59,5 1,1 5,7     

во, строите-

льно-монтаж-

ные, оформи-

тельские и 

реставраци-

онные рабо-

ты, разра- 

ботка ПСД  

Туристско-  8,4 0,0 0,9 29,3 0,2 18,4 0,1 17,6 1,2 23,9    

экскурсион-

ные услуги 

Медицинские 13,9 0,4 0,6 33,1 1,0 6,4 0,2 18,8 4,4 21,3    

услуги     

Услуги,     2,9 0,0 0,0 40,1 0,0 16,9 1,2 20,9 2,9 15,1    

предметом  

которых яв-

ляются дене-

жные средст-

ва населе- 

ния, и стра-

ховые услуги

Обучение    1,8 0,0 0,4 25,3 0,8 27,3 0,4 13,7 1,6 28,7    

Прочие      3,0 0,1 0,3 28,9 0,7 3,7 0,4 8,4 18,4 36,0    

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Анализ выявленных нарушений по видам деятельности показывает, что и по этому показателю

преобладают нарушения по причине предоставления ненадлежащей информации об изготовителях

(исполнителях, продавцах) и о товарах (работах, услугах). Это касается общественного питания, услуг

транспорта, услуг, предметом которых являются денежные средства населения, и страховых услуг, а

также медицинских, образовательных, туристско-экскурсионных и бытовых услуг. Нарушения в этих

секторах вызваны ненадлежащим оформлением договоров на оказание услуг, введением потребителя

в заблуждение относительно сроков оказания услуг, ущемлением их прав.

Справка.

В отношении юридического лица окружного государственного предприятия

";Газонаполнительная станция"; возбуждено дело. Осуществляя свою деятельность по реализации

сжиженного газа в баллонах предприятиям и частным лицам, юридическое лицо применяло

штрафные санкции к потребителям в виде увеличения срока доставки газа по их заявкам на десять

дней, причиной являлось отсутствие в подъезде дома оборотной тары (пустого баллона) на замену. В

действиях юридического лица выявлены нарушения ст. 16 Закона Российской Федерации ";О защите

прав потребителей"; в части установления условий договора, ущемляющих права потребителей по

сравнению с Правилами и ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации по возмещению

убытков, причиненных ему вследствие нарушения покупателем своей обязанности по договору.

Кроме того, была проведена проверка хозяйствующего субъекта, в результате которой было выявлено

нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации ";О защите прав потребителей"; - отсутствие

информации для потребителей в наглядной и доступной форме об услуге газоснабжения.

Эти недостатки характерны и для сферы оказания коммунальных услуг, услуг связи,

строительно-монтажных, оформительских, реставрационных работ, услуг по разработке проектно-

сметной документации и в торговле.

Нарушения, вызванные включением в договор условий, ущемляющих права потребителей,

преобладают при оказании платных образовательных, туристско-экскурсионных услуг (ст. 16).

Итоги работы территориальных управлений МАП России по контролю соблюдения

законодательства о защите прав потребителей в 2003 г. представлены в Приложениях 1, 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. При президенте российской федерации» (3)

    Учебно-методический комплекс
    ... г.). // Вестник Министерства РоссийскойФедерации по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства. 2001. № 1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации - ст. 10, 138 ...
  2. Защита прав потребителей учебное пособие для вузов

    Учебное пособие
    ... торговли РоссийскойФедерации, в сфере защитыправпотребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства. ... 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации". Согласно ст ...
  3. Защита прав потребителей учебное пособие для вузов

    Учебное пособие
    ... торговли РоссийскойФедерации, в сфере защитыправпотребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства. ... 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации". Согласно ст ...
  4. Защита прав потребителей часто задаваемые вопросы образцы документов предисловие

    Документ
    ... РоссийскойФедерации "О защите правпотребителей", утвержденные приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства ... в области защитыправпотребителей (его ... "О защите правпотребителей" В апреле 2003 г. я, Колосова ...
  5. Защита прав интеллектуальной собственности проблемы и пути решения общие положения

    Документ
    ... -правовой формы предпринимательства и при ... права. М.: Статут, 2003. С. 249-252. Рынок информационных технологий и правапотребителей ... РоссийскойФедерации об авторском и смежных правах. В настоящий момент приемлемого механизма защиты авторских прав ...

Другие похожие документы..