Главная > Учебно-методический комплекс


3. Содержание программы курса «Управление персоналом»

3.1. Тематика лекций

МОДУЛЬ I - «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

В процессе изучения тем первого модуля у студентов формируется целостное представление о персонале предприятия как объекте управления; о месте и роли управления персоналом в системе управления предприятием; о задачах службы управления персоналом и видах ее организационной структуры. Достаточно подробно рассматриваются вопросы кадрового, обеспечения системы управления персоналом: излагается методика определения потребности в персонале, приводятся источники ее покрытия; раскрываются особенности высвобождения персонала как в связи с увольнением по тем или иным причинам, так и в связи с уходом на пенсию. Студенты осваивают методы оценки деятельности сотрудника и работы с кадровым резервом.

Отдельно на семинарских занятиях рассматриваются соотношение понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы» и «персонал»; субъекты управления человеческими ресурсами; принципы управления персоналом, применяемые в отечественной и зарубежной практике; задачи менеджера при комплектовании кадров; современные тенденции в развитии кадрового обеспечения системы управления кадрами; факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников; основополагающие цели и задачи перемещения персонала; требования, предъявляемые к информационному обеспечению системы управления персоналом; специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Актуальность проблемы управления персоналом предприятия. Стратегия управления персоналом.

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Функции управления персоналом. Факторы среды управления персоналом.

Тема 3. Принципы управления персоналом, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Понятие и сущность принципов управления персоналом. Принципы построения системы управления персоналом.

Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Виды и границы разделения труда. Понятие, сущность и функции службы управления персоналом на предприятии. Виды организационных структур службы управления персоналом.

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Анализ работы. Планирование потребности в персонале. Высвобождение персонала. Понятие, содержание и структура информационного обеспечения управления персоналом. Задачи технического обеспечения системы управления персоналом. Понятие и участники трудовых отношений. Переговорный процесс между работодателем и профсоюзом. Дисциплинарные взыскания. Трудовые споры.

Тема 6. Анализ кадрового потенциала, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Содержание оценки кадрового потенциала. Методы оценки деятельности сотрудников. Оценочное интервью.

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры, 0,5 часа лекция, 1 час практические занятия.

Управление перемещением персонала. Планирование и организация работы с кадровым резервом. Индивидуальное планирование деловой карьеры. Организационное планирование карьеры. Трудоустройство и работа в коллективе.

Контрольная работа по первому модулю.

МОДУЛЬ II - «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

В процессе изучения тем второго модуля студенты осваивают навыки и умения управления персоналом организации, формируют целостное представление относительно технологического цикла работы с персоналом: подбор, оценка, отбор и прием на работу, расстановка персонала, деловая оценка персонала на всех стадиях его деятельности, социализация, профориентация и трудовая адаптация.

Учитывая, что повышение активности персонала и результативности его работы во многом определяется стимулированием, обучением, повышением квалификации работников, при изучении мотивации поведения в процессе трудовой деятельности рассматриваются вопросы, которые позволят студентам более глубоко ознакомится с методикой мотивации и вознаграждения персонала, а также приобрести навыки поддержания мотивации в хорошие и трудные для организации времена.

В теме, посвященной рассмотрению конфликтов в коллективе, подробно рассматриваются вопросы управления конфликтами и стили поведения в конфликтных ситуациях, а также особенности разработки программ обеспечения безопасности труда и охраны здоровья персонала.

При рассмотрении основ оценки эффективности управления персоналом освещается круг вопросов, относящихся к оценке затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом.

Тема 8. Подбор персонала и профориентация, 0,5 часа лекция, 1 час практические занятия.

Понятие и источники подбора персонала. Технология подбора персонала. Отбор и наем персонала. Задачи и виды профориентации персонала.

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, 0,5 часа лекция, 1 час практические занятия.

Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников. Повышение квалификации и его отличие от других видов обучения.

Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности, 1 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Понятие и виды мотивации. Признание и похвала. Мотивация и стимулы. Система вознаграждения персонала организации. Концепция «куда, почему, что, кому, когда». Как поддерживать мотивацию в хорошие времена. Как поддерживать мотивацию в трудные времена.

Тема 11. Профессиональная и организационная адаптация персонала, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Сущность и виды адаптации персонала. Организация работы по адаптации персонала.

Тема 12. Конфликты в коллективе, 1 час лекция, 0 часов практические занятия.

Сущность и понятие конфликта. Несчастные случаи на рабочем месте. Насилие на рабочем месте. Методы управления конфликтами в коллективе. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Программы обеспечения безопасности труда и поддержания здоровья сотрудников.

Тема 13. Оценка эффективности управления персоналом, 0,5 часа лекция, 0 часов практические занятия.

Сущность и структура затрат предприятия на персонал. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом.

Контрольная работа по второму модулю.

3.2. Планы семинарских занятий и домашних заданий

Семинарское занятие №1

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. Задачи менеджера при комплектовании кадров.

  2. Современные тенденции в развитии кадрового обеспечения системы управления кадрами.

  3. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению системы управления персоналом.

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

  1. Основополагающие цели и задачи перемещения персонала.

  2. Специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

Практическое домашнее задание:

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. Охарактеризуйте понятия «работа», «рабочее место», «должность». Укажите в чем их отличия.

  2. Разработать должностную инструкцию и квалификационные требования для конкретной должности.

  3. Разработать одну ситуацию, связанную с увольнением работника. Предложить конкретные мероприятия по его высвобождению.

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

  1. Приведите пример служебно-профессионального продвижения менеджера.

  2. Составить собственное резюме.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 115-122, 204-210.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 68-70, 73-77, 90-95.

  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 48-56, 76-79.

  4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 43-57, 83-97.

  5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 67-80, 102-110.

  6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – С. 40-46, 78-84.

  7. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 14-18, 36-37, 148.

  8. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 54-56.

Семинарское занятие № 2

Тема 8. Подбор персонала и профориентация.

  1. Основные методы подбора персонала.

  2. Субъекты профориентации и их функции.

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  1. Предпосылки и факторы процесса обучения персонала.

  2. Характеристика обучающейся организации.

Практическое домашнее задание:

Тема 8. Подбор персонала и профориентация.

  1. Определите достоинства и недостатки основных методов подбора персонала, заполнив следующую таблицу:

    Метод подбора персонала

    Достоинства

    Недостатки

  2. Какой из методов определения требований к кандидату на замещение вакантной должности вы бы порекомендовали компании, занятой поиском кандидатов на должность генерального директора? Программиста? Рабочего по сборке автомобилей?

  3. Какова роль профориентационной работы в управлении персоналом современной организации?

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  1. В чем состоит цель подготовки руководителей?

  2. Приведите примеры из числа реально функционирующих организаций, в деятельности которых прослеживается реализация не менее трех характеристик обучающейся организации. Оцените положение рассматриваемой организации на рынке относительно основных конкурентов.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: Экономика, 2008. – С. 50-64, 78-81.

  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 153-169, 172-180.

  3. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2007. – С. 54-62, 163-170.

  4. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 111-125.

  5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 154-167.

  6. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 53-65.

  7. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Старт, 2005. – С. 15-24, 38-40, 57-60.

  8. Орлова Л. Искусство подбора персонала. Как правильно оценить человека за час. – Минск: Харвест, 2008. – С. 17-44.

  9. Рыкова Е.В. Как оценить работника за 15 минут? Методика подбора персонала. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 61-75, 247-259.

  10. Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006. – С. 19-27, 70-78.

  11. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 138-142, 154-155.

3.3. Организация самостоятельной работы студентов по изучению курса

Наряду с чтением лекций профессорско-преподавательским составом кафедры «Менеджмент», изучением базовых учебников по курсу, учебных пособий студентам рекомендуется проведение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки специалистов.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение соответствующих монографий, периодической литературы и статистических материалов, рекомендуемых преподавателями кафедры.

п/п

Наименование темы

Самостоятельная работа студента

Кол-во часов

Модуль I – «Концептуальные основы управления персоналом организации»

1.

Персонал предприятия как объект управления

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Сущность и соотношение понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы» и «персонал».

2. Особенности персонала как объекта управления.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям2:

Организация, персонал, человеческие ресурсы, кадры, кадровый потенциал, человеческий капитал, трудовые ресурсы, управление персоналом, стратегия управления персоналом, стратегическое управление персоналом.

8

2.

Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Роль и задачи управления персоналом в управлении предприятием.

2. Субъекты управления человеческими ресурсами.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Проблема, функции управления персоналом, внешняя среда, внутренняя среда, факторы внешней среды, факторы внутренней среды, развитие, общее линейное руководство, рабочая сила, экономически активное население.

8

3.

Принципы управления персоналом

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Принципы управления персоналом, утвердившиеся в отечественной практике.

2. Принципы управления персоналом, применяемые в американских и японских организациях.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Принцип управления персоналом, метод управления персоналом, система управления персоналом, кадровая политика.

8

4.

Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Структура и соподчинение функциональных подразделений службы управления персоналом организации.

2. Стратегия организации деятельности службы управления персоналом.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Виды разделения труда, границы разделения труда, служба управления персоналом, функции службы управления персоналом, организационная структура службы управления персоналом.

8

5.

Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

1. Подготовка:

- к дискуссии по вопросам темы;

- самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале.

2. Состав и последовательность операций по выбору технических средств, используемых кадровыми службами.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Анализ работы, работа, должность, трудовая деятельность, должностная инструкция, квалификационные требования, планирование человеческих ресурсов, прогноз потребности в персонале, прогноз наличия персонала, текучесть кадров, высвобождение, увольнение, скользящее пенсионирование.

18

6.

Анализ кадрового потенциала

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников.

2. Сравнительная характеристика методов оценки деятельности сотрудников.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Кадровый потенциал, методы оценки деятельности сотрудников, оценочное интервью.

10

7.

Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

1. Подготовка:

- к дискуссии по вопросам темы;

- самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Минимизация ошибок при найме персонала.

2. Основополагающие цели и задачи перемещения персонала.

3. Специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Карьера, карьерный путь, планирование карьеры сотрудника, карьерное целеполагание, индивидуальное планирование карьеры, организационное планирование карьеры, развитие карьеры, реинжиниринг, резюме, сопроводительное письмо, собеседование.

10

Модуль II - «Методологические основы управления персоналом»

8.

Подбор персонала и профориентация

1. Подготовка:

- к дискуссии по вопросам темы;

- самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Разработка основных оценочных критериев кандидата.

2. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность.

3. Формы профориентационной работы.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Подбор, внутренние источники привлечения кандидатов, внешние источники привлечения кандидатов, непотизм, кадровое агентство, день открытых дверей, отбор, принципы отбора, наем.

18

9.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

1. Подготовка:

- к дискуссии по вопросам темы;

- самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Предпосылки и факторы процесса обучения персонала.

2. Характеристика обучающейся организации.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудника, виды подготовки кадров, наставничество, обучение персонала, дистанционное обучение, стажировка, корпоративный университет.

10

10.

Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Условия формирования мотива.

2. Классификация видов и методов мотивации.

3. Факторы, формирующие вознаграждение сотрудников.

4. Пакеты косвенного вознаграждения персонала.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Мотивация, демотивация, образ действия человека, кнопка «пуска», виды мотивации, мотивирующие и удовлетворяющие факторы, вознаграждение, виды денежного вознаграждения, нематериальное вознаграждение, виды справедливости при формировании системы вознаграждения.

10

11.

Профессиональная и организационная адаптация персонала

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Факторы, влияющие на адаптацию персонала.

2. Общая программа трудовой адаптации сотрудника.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Профессиональная адаптация, организационная адаптация, трудовая адаптация, общая адаптация, специальная адаптация.

10

12.

Конфликты в коллективе

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Субъекты управления конфликтами в коллективе.

2. Направления разрешения трудового конфликта.

3. Факторы, влияющие на безопасность труда персонала.

4. Понятие стресса и влияние стрессового состояния на процесс работы.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Конфликт, субъект конфликта, объект конфликта, причины возникновения конфликта, функции конфликта, несчастный случай, стресс, управление конфликтами, методы управления конфликтами, глубина конфликта, способы разрешения конфликта, переговоры, сглаживание, принуждение, сотрудничество, уступчивость, компромисс.

10

13.

Оценка эффективности управления персоналом

1. Подготовка: самостоятельное изучение следующих вопросов темы:

1. Эффект от управления персоналом.

2. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом.

2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям:

Затраты предприятия на персонал, совершенствование системы и технологии управления персоналом, подходы к оценке эффективности управления персоналом.

10

Всего:

138

3.4. Варианты модульных контрольных работ

МОДУЛЬ I - «Концептуальные основы управления персоналом организации»

Вариант 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом»

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Управление персоналом» цикла специальные дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2 г. высшего профессионального образования и рекомендована для студентов очного отделения
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление проектами

    Учебно-методический комплекс
    1. Рабочая программа по основной образовательной программе подготовки специалистов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» заочного обучения 6 курс
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии в бизнес-планировании»

    Учебно-методический комплекс
    Содержит учебную программу дисциплины «Информационные технологии в бизнес-планировании», методические указания по изучению дисциплины, курс лекций, задания и методические указания по их выполнению.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (101)

    Учебно-методический комплекс
    (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «Политология»
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (192)

    Учебно-методический комплекс
    (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «Политология»

Другие похожие документы..