Главная > Учебно-методический комплекс
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
«Утверждаю»
Директор института сервиса
и социально-культурных коммуникаций
______________Акулич Е.М.
____ ___________ 2010 г.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности
031401 «Культурология», 080507 «Менеджмент организации»,
070503 «Музейное дело и охрана памятников»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»
Автор работы _____________ Перевозкина Н.Ю.
«___» ____________ 20___ г.
Рассмотрено на заседании кафедры культурологии
16 января 2009 г. Протокол № 8
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем __ стр., тираж ________экз.
Зав. кафедрой ______________ Васильева Е.Н.
«___» ____________ 20___ г.
Рассмотрено на заседании УМК
Института сервиса и социально-культурных коммуникаций
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ______________ Демьянова М.В.
«___» ____________ 20___ г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Директор научной библиотеки ______________ Соколова Н.П.
«___» ____________ 20___ г
Рецензенты: Э.А. Аринштейн, доктор физико-математических наук, профессор Тюменского государственного университета;
К.Г. Рожко, доктор философских наук, профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в области культуры и искусства
ЕН.Ф.02. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод. История естествознания, структура научных революций в развитии естествознания. Панорама современного естествознания; тенденции развития.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии. Законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ.
Внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли.
Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Пояснительная записка
Курс «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов как дневной, так и заочной формы обучения.
Задача курса - дать общие представления об исторических этапах развития наук о природе, осветить концепции современного знания о происхождении и эволюции Вселенной, жизни, человеческого общества, имеющие большое значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента. В задачу курса входит как проведение философского анализа той или иной проблемы, так и отображение конкретных знаний, полученных в естественных науках.
Содержание курса.В рамках курса осуществляется попытка дать целостное представление о науке, этапах ее развития, ее современных достижениях и перспективах развития. Особое внимание уделяется современным фундаментальным естественнонаучным положениям. На семинарских занятиях студенты учатся делать правильные мировоззренческие и методологические выводы, что является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов. Студенты (по желанию) пишут рефераты на определенные темы и делают устные сообщения по теме семинара.
Организационно-методическое построение курса.Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). На семинарах обсуждается и анализируется теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также научные доклады, подготовленные студентами. Необходимым условием подготовки к лекциям и семинарам является чтение обязательной учебной литературы.
Тематический план курса «Концепции современного естествознания»
031401 «Культурология» (ОДО)
Наименование тем курса | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | СРС | |
1. Введение. Естественно-научная и гуманитарная культуры. | 12 | 2 | 2 | 8 |
2 Научный метод. | 12 | 2 | 2 | 8 |
3. История естествознания. Структура научных революций в развитии естествознания. | 12 | 2 | 2 | 8 |
4 Панорама современного естествознания. Тенденции развития естествознания. | 12 | 2 | 2 | 8 |
5. Концепции описания природы: корпускулярная и континуальная. Порядок и хаос в природе. | 12 | 2 | 2 | 8 |
6. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро-, и мегамиры. | 12 | 2 | 2 | 8 |
7.Пространство и время. | 12 | 2 | 2 | 8 |
8. Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Энергия и энтропия. | 12 | 2 | 2 | 8 |
9 Физическое взаимодействие. Динамические и статистические закономерности. | 12 | 2 | 2 | 8 |
10. Химические процессы, реакционная способность веществ. | 10 | 2 | 2 | 6 |
11 Земля: внутреннее строение и история геологического развития. | 10 | 2 | 2 | 6 |
12. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы. | 10 | 2 | 2 | 6 |
13. Географическая оболочка Земли. | 8 | 2 | 6 | |
14. Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции и развития живых организмов. | 8 | 2 | 6 | |
15. Основа устойчивости биосферы – многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. | 8 | 2 | 6 | |
16. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика и человек. | 8 | 2 | 6 | |
17. Биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени. | 10 | 2 | 2 | 6 |
18. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма. | 10 | 2 | 2 | 6 |
19. Путь к единой культуре. | 10 | 2 | 2 | 6 |
ВСЕГО: | 200 | 34 | 34 | 132 |
Содержание курса «Концепции современного естествознания»
Тема 1. Введение. Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Понятие культуры. Естественнонаучные и гуманитарные культуры. Дополнительность естественнонаучного и гуманитарного стилей мышления. Материальная и духовная культура. Основные компоненты духовной культуры. Наука как один из основных компонентов духовной культуры. Отличие науки от других элементов культуры. Основные подходы к вопросу классификации наук (Кедров Б.М., Лойфман И.Ф., Джахай Л.Г.). Структура естественнонаучного познания. Понятие научной картины мира. Естествознание в системе наук.
Тема 2. Научный метод.
Понятие научной деятельности. Роль науки в жизни общества. Язык науки. Объект и предмет научного исследования. Понятия научной дисциплины, научного факта, теории, метода, методологии. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания. Понятие модели и моделирования как метода научного познания. Роль научных гипотез. Задачи и информационная модель научной дисциплины. Этапы научного исследования. Презентация результатов научной работы.
Классификация методов научного познания. Методы эмпирического познания. Наблюдение. Эксперимент. Методы теоретического познания. Абстракция. Идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Индукция и дедукция. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ и синтез. Аналогия и моделирование. Гипотетико-дедуктивная модель познания.
Тема 3. История естествознания. Структура научных революций в развитии естествознания.
Знания о природе в древнем мире. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока.
Возникновение науки в древнегреческой культуре. Античная математика: общая характеристика. Проблема субстанции в древнегреческой науке. Атомизм как первая научная теоретико-методологическая программа. Математическая программа в античной науке. Физика, механика и космология Аристотеля. Геоцентрическая система Птолемея и завершение создания первой научной картины мира. Упадок античной науки.
Естествознание в эпоху Средневековья. Продолжение накопления в период Средневековья эмпирических фактов и обобщений, технического опыта и мастерства. Наука на средневековом Востоке. Сохранение достижений античной науки в университетах Западной Европы. Физические идеи средневековья. Химия и алхимия, астрономия и астрология в средневековье. Средневековая математика: общая характеристика.
Эпоха Возрождения и начало коренных преобразований в способе познания природы. Мировоззренческая революция эпохи Возрождения. Правовые идеи Возрождения. Процесс отпочкования естественнонаучных знаний от философии и зарождение аналитического исследования природы. Формирование экспериментального метода. Гелиоцентрическая система мира Коперника как начало формирования классического естествознания. Мировоззренческое и методологическое значение труда Коперника ";Об обращении небесных сфер"; (1543 г.).
Научная революция в естествознании ХVI-ХVII вв. Значение работ Кеплера, Галилея и Ньютона в формировании классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории. Законы динамики. Пространство и время в классической механике. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Энергия и импульс как меры движения в классической механике. Космология Ньютона.
Развитие естествознания в ХVIII в. Принцип дальнодействия. Теория теплорода. Корпускулярная теория света. Развитие учения об электричестве и магнетизме в ХVIII в. Формирование идеи развития природы. Идея развития в астрономии. Создание внегалактической астрономии. Космогония Канта. Лапласовский детерминизм. Революция в химии (Лавуазье). Развитие геологии во второй половине ХVIII - начале ХIХ вв.
Вторая (классическая) научная картина мира. Методологические установки классического естествознания.
Важнейшие открытия в естествознании первой половины ХIХ в. Закон сохранения и превращения энергии. Победа атомно-молекулярного учения.
Волновая теория света. Интерференция, дифракция и поляризация света. Возникновение полевой концепции. Дискретная и континуальная парадигмы в физике. Теория электромагнитного поля. Принцип близкодействия. Диапазоны электромагнитного излучения. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Проблема эфира. Вещество и поле.
Специфика биологии как науки. Закономерности развития биологического знания. Структура биологического знания. Развитие биологии в конце ХVIII - начале ХIХ вв. Зарождение эволюционных представлений. Концепции эволюции: ламаркизм, катастрофизм, униформизм. Актуалистический метод. Дарвиновская революция. Принципы и понятия дарвиновской теории эволюции. Зарождение генетики.
Тепловая физика: от Карно к Гиббсу. Энергия, температура, энтропия. Принцип возрастания энтропии. Становление статистической физики. Вероятность как атрибут сложных систем. Проблема необратимости систем реальности. Стрела времени.
Фундаментальные открытия в физике во второй половине ХIХ в. как решающие предпосылки глубокого кризиса классического естествознания. Научная революция на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Тема 4. Панорама современного естествознания. Тенденции развития естествознания.
Неклассичесrая парадигма XX века - снятие противоречий классической физики. Теория относительности, квантовая механика, статистическая физика. Технологические революции XX века: химическая, атомная, информационная. Последствия техноцентризма конца XX века, экологический кризис и перспективы биоцентризма. Комплексность кризисов и междисциплинарные направления в науке, синергетика. Классика - неклассика - постнеклассика: возвращение человека в научный дискурс - перспектива XXI века. Утверждение понятия поля в естествознании. Расширение представлений об элементах материальных систем. Трансформация представлений о материи, энергии, пространстве. Развитие представлений о взаимопревращениях энергии и диалектизация современного естествознания
Маятник кросскультурного диалога Восток - Запад: очередная фаза синтеза, или информационное общество. «Уходит» ли наука на Восток?
Тема 5. Концепции описания природы: корпускулярная и континуальная. Порядок и хаос в природе.
Корпускулярная и континуальная картины мира. Корпускулярно-волновой дуализм.
Хаос и порядок. Принципиальная незавершенность физической картины мира.
Тема 6. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро-, и мегамиры.
Идеи структурности материи от Демокрита до наших дней. Микро-, макро- и мегамиры. Поле и вещество. Понятие свойства, состояния и поведения физических объектов. Детерминизм и причинность в современной физике. Динамические и статистические закономерности в природе. Механический и вероятностный детерминизм. Законы сохранения. Структурность и целостность в природе. Развитие представлений о строения атома. Квантовая модель строения атома. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Мегамир: Современные астрофизические и космологические концепции. Системы мегамира. Форма существования материи в энергии в мегамире.
Похожие документы:
Концепции современного естествознания (3)
Учебное пособиедоктор филос. наук AJ";. Зарубин — Введение, раздел III. 6.8; доктор филос. наук B.C. Любченко — раздел И. 4.3. доктор филос. наук Л А. Минасян — раздел III, кроме III.«концепции современного естествознания» (2)
ДокументЦелью учебной дисциплины ";Концепции современного естествознания"; является изучение студентами современных представлений о научных, философских и религиозных картинах мироздания.«концепция современного естествознания»
ДокументЕстествознание появилось более 3 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.Концепции современного естествознания (14)
Автореферат диссертацииАбиотические факторы среды – все экологические факторы, относящиеся к неживой природе, совокупность условий неорганической среды, влияющих на организм.Концепции современного естествознания (28)
Автореферат диссертацииАбиотические факторы среды – все экологические факторы, относящиеся к неживой природе, совокупность условий неорганической среды, влияющих на организм.Концепции современного естествознания (21)
ДокументКонцепции современного естествознания: социогуманитарная интерпретация специфики современной науки: Учеб. пособие / Т.Г.Лешкевич - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.Концепции современного естествознания (44)
Литература2. Глобальные проблемы современности и поиски их решений. Экологические проблемы и ценностный подход к их решению. Новый образ природы и новые ценности цивилизации сотрудничества и ненасилия.