Главная > Основная образовательная программа


знать:

- духовно-нравственные, культурно-исторические и лингвистические системы культуры нахских (вайнахских) народов; сущность и основные этапы развития этической мысли, важнейшие моральные, религиозные и философские школы и учения, категории морального сознания; назначение и смысл жизни человека, нравственный идеал и стремление к совершенству, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, этические и эстетические ценности, их значения в творчестве и повседневной жизни; знание и понимание условий становления личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, осознание роли насилия и ненасилия в истории.

уметь: раскрывать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к Богу, природе и обществу и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе и обществе; раскрывать роль этики в развитии личности, общества и цивилизации, соотношение религии и этики, морали и права и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; культурно, адекватно и толерантно вести себя в любом обществе, уважая достоинство, права, убеждения и ценности других людей.

владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов духовного, нравственного и физического воспитания, укрепления здоровья, достижения должного уровня моральной и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной адаптации и профессиональной деятельности.

4. Основная и дополнительная литература (по 2-3 УЧЕБНИКА)

а) основная литература

1. М. Ахмадов. «Обычаи и традиции вайнахов»,

б) дополнительная литература:

1. Абдурашидов А. Йист йоцу дахар – Орга., 1992, №1

2. Алироев И. Нахски меттанаш а, культура а.– Соьлжа-Г1ала, 1979. (Оьрс.м.)

3. Берже А. Нохчийчоь а, нохчий а. – Тифлис , 1859. (Оьрс. м.)

в) программное и коммуникационное обеспечение

1. Электронный конспект лекций.

2. Тесты для компьютерного тестирования.

5. Разработчики: Ш. Умарова, З.Л-А. Алиева, А. Халикова, С. Успаева, И. Ойбуев,

В. Расумов

Аннотация

дисциплины: « Экономическая теория»

профиль «Финансы и кредит», «Коммерция и маркетинг»

Экономическая теория – это фундаментальный учебный курс, составляющий основу систематического экономического образования.

Цель изучения курса экономической теории состоит в том, чтобы сформировать будущих специалистов с высшим образованием способность разбираться в экономических явлениях и процессах, напомнить механизмы действия экономических законов и целенаправленна, воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества.

Курс экономической теории в ЧГУ состоит из пяти разделов: основы экономической теории, теория рыночной экономики, теория микроэкономики, теория макроэкономики, мировая экономика и международные экономические отношение.

Изучение данной дисциплины позволит студентам дать целостную картину экономики современного общества и решить поставленные задачи. Заключающиеся в основании теоретических основ функционирования локальных и факторных рынков, а также специфики микроэкономических динамики; формировании навыков самостоятельного анализа экономических процессов; в умении выделять причинно – следственные связи и зависимости в экономике, осуществлять прогноз возможного хода событий и находить оптималное решение экономических проблем.

Главной целью изучения дисциплины «Экономическая теория» является формирование у студентов экономического мышления, необходимого для понимания ими сущность экономических процессов, происходящих в обществе, а также общих подходов к решению социально-экономических проблем в условиях рыночной экономики.

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является приобретение студентами теоретических и

практических знаний, умений и навыков в области экономики и организации

производства, необходимых для успешной деятельности специалиста в условиях

современной рыночной экономики, формирование нового управленческого

мышления и освоение новых знаний, нужных сегодня.

Задачами изучения дисциплины является:

- освещение роли, места и значения пищевых отраслей промышленности в

экономике и определение перспектив их развития;

- изучение экономических принципов, целей и задач построения и развития

отраслевого производства и предприятий;

- раскрытие основных функций организации производства, методов и

приемов управления организационным потенциалом предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору математического и

естественнонаучного цикла. Для изучения курса требуется знание: экономики.

В свою очередь, данный курс, помимо самостоятельного значения, является

предшествующей дисциплиной для курса: системы управления технологическими процессами и информационные технологии; системы менеджмента безопасности пищевой продукции; проектирование предприятий отрасли.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

компетенций:общекультурные, общепрофессиональные.

общекультурные:

- способностью находить организационно-управленческие решения в

нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути

и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать

высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- владеть основными методами, способами и средствами получения,

хранения, переработки информации, уметь работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

общепрофессиональные:

- владеть методиками расчета технико-экономической эффективности при

выборе оптимальных технических и организационных решений; способами

организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-19);

- понимать принципы составления технологических расчетов при

проектировании новых или модернизации существующих производств и

производственных участков (ПК-20);

- способностью использовать принципы системы менеджмента качества и

организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской

деятельности (ПК-22).

В результате освоения дисциплины студент должен.

Знать: роль, место и значение пищевых отраслей промышленности в

экономике и определение перспектив их развития; экономические принципы, цели

и задачи построения и развития отраслевого производства и предприятий (ОК-8).

Уметь: проводить анализ рыночных и специфических рисков; оценивать

экономические и социальные условия осуществления предпринимательской

деятельности (ОК-4, ПК-20, ПК-22).

Владеть: методами и приемами управления организационным потенциалом

предприятия; методиками расчета технико-экономической эффективности при

выборе оптимальных технических и организационных решений (ОК-12, ПК-19).

.

Тема 1. Экономическая теория как наука.

1.1.Основные этапы эволюции экономической науки.

1.2. Исторические аспекты становления и развития экономической науки.

1.3. Основные направления современной экономической теории.

Тема 2. Экономическая теория: предмет, метод и функция.

2.1. Предмет экономической теории.

2.2. Методы экономической теории.

2.3. Функции и задачи экономической теории.

Тема 3. Экономическая система общества.

3.1. Содержание и понятие экономической системы общества.

3.2. Классификация, типы и модели экономических систем.

3.3. Собственность как экономическая система.

Тема 4. Рынок и рыночная экономика: сущность, условия возникновения и функционирования.

4.1. Характерные особенности рынка.

4.2. Субъектно-объективная структура рыночного хозяйства.

4.3. Возникновение рынка.

4.4. Экономические цели и функции рынка.

4.5. Рыночный механизм и его особенности.

Тема 5. Механизм рыночного взаимодействия.

5.1. Понятие спроса, функция и ее содержание.

5.2. Понятие предложения, функция и ее содержание.

5.3. Рыночное равновесие спроса и предложения.

5.4. Закон спроса и предложения. Закон спроса. Закон предложения.

5.5. Эластичность спроса и предложения.

Тема 6. Конкуренция как элемент рыночной экономики.

6.1. Сущность конкуренции.

6.2. Виды и формы конкуренции.

6.3. Основные методы и состязательное различие конкуренции.

Тема 7. Товар и его свойство. Деньги и их роль в экономике.

7.1. Товар как продукт труда

7.2. Деньги: история возникновения, развитие и их роль в экономике.

Тема 8. Теория и основы микроэкономики.

8.1. Предмет и метод микроэкономики..

8.2. Микроэкономический анализ и экономические субъекты в микроэкономике.

Тема 9. Предприятия, его виды и формы собственности.

9.1. Экономика предприятия: сущность, развитие и эффективность функционирования.

9.2. Классификация предприятий (организационно – правовые формы предприятий).

9.3. Планирование и прогнозирование на предприятие, его формы, принципы и методы.

Тема 10. Собственность и хозяйствование. Хозяйствующие субъекты и их организационно – правовые формы.

10.1. Собственность как определяющая категория экономики предприятий.

10.2. Правоимущественное отношение собственности.

Тема 11. Экономическая организация производства.Потребление производства.

11.1. Производство: его содержание и основные экономические цели.

11.2. Экономические (производственные) ресурсы и факторы производство: сущность и классификация.

11.3. Рынок факторов производства и ценообразование на рынке производственных ресурсов.

11.4. Особенности ценообразования на рынках факторов производства и формирование цены на ресурсы.

11.5. Распределение доходов: потребление, сбережение.

11.6. Потребление: формы, виды и взаимодействие с производством.

Тема 12.Предпринемательство и формы его реализации. Менеджмент и управления предпринимателями.

12.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.

12.2. Содержание и виды предпринимательской деятельности.

12.3. Маркетинговая система в предпринимательстве. Маркетинг и предпринимательство. Цель маркетинга. Система планирования маркетинга.

12.4. Менеджмент – как управления: сущность, понятия и функция.

12.5. Сущность управления, его функции и структура.

12.6. Организационно – правовые формы предпринимательства.

Тема 13. Формирование предпринимательского капитала.

13.1. Содержание понятие «капитал».

13.2. Виды капитала: промышленный, торговый, финансовый.

13.3. Теория человеческого и физического капитала.

13.4. Капитал, инвестиции и сбережения.

13.5. Кругооборот и оборот производственного капитала.

13.6. Физический и модальный износ основного капитала.

13.7. Амортизация и ее сущность.

Тема 14. Издержки производства.

14.4. Две концепции издержек производства: марксистская и неоклассическая.

14.2. Классификация и виды издержек.

14.3. Внешние и внутренние издержки.

14.4. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода в анализе издержек.

Тема 15. Доходы хозяйствующих субъектов и формы их проявления. Экономический риск и неопределенность.

15.1. Общие понятия доходов хозяйствующих субъектов. Доходы и их формы.

15.2 Доходы от экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

15.3. Прибыль: экономическая сущность и функции.

15.4. Экономический риск: понятия и факторы его определяющие.

Тема 16. Теория макроэкономики: сущность, понятие, структура и особенности.

16.1. Возникновения и основоположники теории макроэкономики.

16.2. Основные макроэкономические показатели и их измерения.

16.3. Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов.

16.4. Совокупный спрос и совокупное предложение.

16.5. Классическая теория и кейнсианский анализ макроэкономического равновесия.

16.6. Теория экономических циклов.

16.7. Фаза экономических циклов.

Тема 17. Макроэкономическая нестабильность: безработица и занятость.

17.1. Проблемы безработицы.

17.2. Проблемы обеспечения занятость населения.

17.3. Государственное регулирования занятости.

Тема 18. Экономические интересы как экономическая категория. Экономические институты в системе рыночной экономике.

18.1. Система экономических интересов: стимулы, субъекты, группы.

18.2. Социально – экономические институты и их роли в системе рыночной экономике.

18.3. Основные направления и методы экономической деятельности.

18.4. Государственное регулирование экономики.

Тема 19. Экономическая эффективность функционирования национальной экономики. Основные результаты национальной экономики и их измерения.

19.1. Национальная экономика: цель и результат.

19.2. Система макроэкономических пропорции.

19.3. Воспроизводство на макроэкономическом уровне.

19.4. Экономический рост: сущность показателей и особенностей.

19.5. Модели экономического роста.

19.6. Чистое экономическое благосостояние, экономическая эффективность.

Тема 20. Денежно – кредитная система и денежно – кредитная политика.

20.1. Понятие денежной системы страны.

20.2. Инфляция: сущность, измерение и виды.

20.3. Социально – экономические последствия инфляции.

20.4. Кредитная система государства: сущность и структура.

20.5. Банковская система государства

20.6. Денежно – кредитная политика государства.

Тема 21. Финансовая система и финансовая политика государства.

21.1. Понятие финансовой системы, ее построение, структура и функция.

21.2. Налоговая система и экономические основы налогообложения

21.3. Государственный бюджет и государственный долг.

21.4. Фискальная политика: сущность и задачи

Тема 22. Мировое хозяйство его сущность, понятие и развитие.

22.1. Понятие мирового хозяйства как целостная система.

22.2. Структура мирового хозяйства и ее особенности.

22.3. Мировой рынок: понятие, структура, особенности и услуги.

22.4. Международная торговля: внешнеторговая политика, преимущества, протекционизм.

22.5. Межгосударственные объединения: таможенные союзы и зоны свободной торговли.

Тема 23. Основы международных экономических отношений.

23.1. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства.

23.2. Международная миграция капиталов и рабочей силы.

23.3. Международные валютные отношения.

Тема 24. Глобальные мировые проблемы.

24.1 Сущность, классификация и характерные особенности глобальных мировых проблем.

24.2. Проблема мира и разоружения

24.3. Проблемы Мирового океана и освоения космоса.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Бартенев С.А. ";Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций";.-М.: Издательство Бек, 1996.-352с.

  2. Борисов Е.Ф. ";Экономическая теория";, Москва, 1996.

  3. Глобальные проблемы современности: региональные аспекты. М.: ВНИИСИ, 1998.

  4. Городецкий А - Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) ";Вопросы экономики";, # 10 / 2000

5. Гребнев Л.- О чем знают не только экономисты ";Вопросы экономики";, №9/2001

6.Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Проблемы синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1998. № 8;

6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник М., 2004.Гл.3.

7. Курс экономики: Учебник / под. ред. Б.А. Райсберга. М., 1997. Гл. 1, 2, 4.

8. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник для вузов. М., 1996. Гл. 1.

9. Нуреев Р., Лагов Ю. Плоды просвещения (но­вая российская экономическая наука на пороге Ш тысячелетия) // Вопросы экономики. 2001. № 1. )

10. Строев Е - О новых ориентирах экономической политики ";Вопросы экономики";, № 5 / 1998

11.Райзберг Б.А. ";Курс экономики";. М., 1999

12. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т; Под ред. А.Н. Марковой. М.: АО ";Финстатинформ";,1996.-93 с.

11. Сидоров В.А. Основы экономической теории: Учебник для вузов. Краснодар, 2004. Гл. 1.

12. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов Краснодар, 2004, Гл. 2.

13. Хубиев К. ";Экономикс"; о методолого-теоретическом содержании и возможности синтеза с политэкономической традицией // Российский экономический журнал. 1999, № 7 и др.).

14. Экономическая теория: Учебник /Под. общ. ред. В.И. Видянина и др.М., 2001. Гл. 1,2. 15. Экономическая теория: Учебник Под. общ. ред. В.И. Видянина и др. М.,2004, Гл.2

16. Экономическая теория / Под. ред. А.И. Добринина, Л.С. Тарасовича: Учебник для вузов. СПб., 1999. Гл. 1, 2, 4, 6.

17. Экономическая теория: Учебник /Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М., 2003. Введение, гл. 1, 2.

18. Экономическая теория: Учебник Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой, М., 2003. Введение, гл.6

19. Эскарханов Л.У. Основы экономической теории: Учебная пособия. Грозный, 2004. С. 5-36

20. Эскарханов Л.У., Иналова Р.М. Экономическая теория. В 2-х частях . Грозный, 2007.

б) дополнительная литература

1. Горфинкель В.Я, Швандар В.А. Экономика предприятия / учебник для

вузов: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 53 с.

2. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной

деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

3. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.:

ИНФРА-М, 2005. – 336 с. – имеется в библиотеке.

4. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие /

В.К. Скляренко, А.И. Кучеренко, Н.Б. Акуленко и др. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.

Разработчик:

Заведующий кафедры «Экономическая теория» ФЭФ к.э.н., профессор ЧГУ Л.У.Эскарханов.

Аннотация рабочей программы дисциплины «История народов Чечни»

  1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель и задачи дисциплины:

Целью преподавания дисциплины «История народов Чечни» является формирование у студентов целостного представления об истории родного края, как составной части мировой и отечественной истории.

Задачи дисциплины:

-изучение истории Чечни: проблемы и задачи курса истории Чечни, источники, периодизация, историческая этнонимика;

-роль России в судьбах народов Кавказа (чеченцев);

-освоение теоретических принципов, форм, методов и методики изучения истории Чечни;

-приобщение студентов к научно-исследовательской работе по проблематике местной истории

-способствовать воспитанию у студентов патриотических, интернациональных чувств и толерантности.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История народов Чечни» относится к одной из базовых частей гуманитарного цикла.

«История Чечни является частью гуманитарной подготовки студентов. Она призвана помочь в выработке представлений: о важнейших событиях и закономерностях исторического прошлого своего края и народа, о развитии края и общства с древнейших времен по современный период, об особенностях развития истории Чечни, других народов Северного Кавказа и России в целом».

Знания, полученные студентами на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы, являются основой для изучения других гуманитарных учебных дисциплин («Отечественная история», «Культурология» и т.д.)

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формировние у студентов следующих компетенций::

-владенией культурой мышления, спосбностью к общннию, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достиженя;

-способность понмать движущие силы и закономерности исторического процесса; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

-спосбность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в общстве;

-способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

-способность к саморазвитию, повышеню своей квалификации и мастерсва;

-осознание социальной значимости своей будущей профессии;

-спообность использовать для решеня аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

в результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

-об актуальных проблемах истории Чечни на современном этапе;

знать:

-основные этапы развития истории Чечни; периодизацию, особенности и характерные черты;

-общенаучные принципы и методики изучения истории;

-основные требования к анализу и использованию исторических источников;

-виды и формы работы с историческими источниками;

-ориентироваться в исторических научных изданиях, знать основные работы по истории края и их теоретические положения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в Чеченском государственном университете по направлению 035700 «Лингвистика» и профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», представляет собой систему документов,
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ направлению подготовки 190700 «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «Прикладная математика и информатика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриат, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 010100 «Математика» и профилю подготовки «Математика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (4)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриат, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 010100 «Математика» и профилю подготовки «Математика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (5)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ направлению подготовки 190700 «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «Прикладная математика и информатика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом

Другие похожие документы..