Главная > Автореферат диссертации


2.3. Требования к структуре и содержанию

образовательных (учебных) программ

Из функций учебных программ вытекают следующие требования к ним:

  • Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, образовательной программы в целом, отражение законченного, целостного (не фрагментарного) содержания образования.

  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения и конкретность представления элементов содержания образования. Программа – это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Под полнотой раскрытия целей и ценностей обучения понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (умений); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). Под конкретностью представления элементов содержания образования понимается такое представление этих элементов, которое показывает путь (методику, технологию) реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что и делает программы инструментальными.

  • Программа должна иметь признаки нормативного документа, в неявном виде представляющего через содержание образования цели обучения, и служить инструментарием учителю, раскрывающему сущность содержания программы на уроках.

  • Процессуальный характер программы. Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех элементов содержания, деятельную сторону их усвоения, последовательные этапы достижения конечных целей обучения, раскрывает методы, организационные формы и средства обучения [/Friends/edu/edu-176.html].

В программе должны быть:

– наименование, статус программы, объем в учебных часах, автор;

– пояснительная записка (концепция, цели и задачи курса);

– принципы отбора и построения материала; структура программы и пояснения к ней; особенности программы (содержание, методика); прогнозируемы результаты;

– тематическое планирование учебного материала (перечень тем с кратким раскрытием содержания; количество часов на каждую тему; перечень форм работы; указание практических работ (если они предусмотрены программой);

– указание текущих и итоговых контрольных работ, зачетов, тем для творческой работы;

– список рекомендуемой литературы для учащихся и преподавателей;

– требования к учащимся (виды деятельности, которыми учащиеся должны владеть в результате изучения курса; основные понятия, законы и т.д., которые будут освоены - знание, понимание, применение),

– формируемые курсом мыслительные навыки и их порядок по темам (анализ, синтез, сравнительная оценка, обобщение);

– критерии оценки и система оценивания:

а) за письменную работу;

б) за устный ответ;

в) за творческие работы;

г) за практические работы и другие виды работ, заложенных в программе.

– обеспеченность программы методической и учебной литературой, пособиями, компьютерными средствами и т.п.;

– реализация межкурсовых связей и возможности интеграции с другими курсами;

– методические разработки (в т.ч. авторские), обеспечивающие результативность реализации программы:

а) деловые игры;

б) дидактические игры;

в) компьютерные приложения и видеозаписи;

г) наглядные пособия;

д) разработки открытых уроков;

е) семинары и т.д.

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

– определенному уровню и направленностям предпрофильной подготовки учащихся;

– целям и задачам образовательных учреждений (общеобразовательной школы, гимназии и т.п.);

– современным образовательным технологиям.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Учебные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

– формах и методах обучения (дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения и т.д.);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

2.4. Содержание курсов по выбору

Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, что позволит ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.) [http:///content.php?t=197].

3. Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов

3.1. Общие положения

3.1.1. Авторские переработанные, адаптированные, экспериментальные и т.п. (более подробно см. раздел 3.10. рекомендаций) программы элективных курсов, входящих в школьный компонент, проходят рецензирование:

I этап – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет гимназии). Они вносят свое решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование.

II этап. Программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как наиболее перспективные для реализации целей предпрофильной подготовки учащихся, передаются по решению методического объединения на внешнее рецензирование. Оно проводится специалистами системы повышения квалификации.

3.1.2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:

– цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;

– задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;

– ранее полученные знания учащимися;

– соответствующий профиль обучения и его концепции;

– требования, предъявляемые уставом ОУ;

– уровневую структуру курса;

– информационные и методические возможности отрасли знаний.

3.1.3. Программа должна отражать требования Закона об образовании, нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.

3.1.4. Программа должна быть нацелена:

– развитие любознательности как основы познавательной активности;

– развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;

– формирование творческого воображения;

– развитие коммуникативности;

– формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.

3.1.5. Программа должна обеспечивать:

– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;

– эмоционально-психологическое благополучие школьника;

– прикладную направленность знаний, умений, навыков.

– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;

– достаточность и соответствие требованиям ВУЗов региона и страны;

– реализацию основных требований регионального компонента.

3.1.6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик-ученик; ученик-группа; ученик-учитель; учитель-группа; учитель-класс).

3.1.7. В программе не следует допускать:

– дублирование содержания базового предметного курса;

– противоречия программам действующим в общеобразовательной школе и требованиям государственного стандарта.

3.2. Порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору

1. Авторские и адаптированные программы по решению методического объединения учителей–предметников могут быть направлены на внешнее рецензирование в ВУЗ, ИПК или научно-методический совет соответствующего образовательного учреждения, работающего по данной проблеме.

2. Авторские программы рассматриваются (защищаются) на заседании методических объединений учителей–предметников и/или на школьном педагогическом совете.

3. Методическое объединение учителей–предметников (школьный педагогический совет): утверждает программы; принимает решение о методическом сопровождении процесса их адаптации и реализации; формах контроля результативности их освоения учащимися.

3.3. Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору

1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.

2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.

3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.

4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.

5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.

6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.

7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.

8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.

3.4. Опорные вопросы для составителя программы

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

  • Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?

  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?

  • Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?

  • Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

  • Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование

[http://minobr.sakha.ru/iro/kcenter/profylnoe/experiment/59.htm].

3.5.Структурные элементы авторских образовательных программам

курсов по выбору и их оформление

Учебная программа должна включать следующие структурные элементы:

1) Титульный лист.

2) Пояснительную записку.

3) Учебно-тематический план.

4) Содержание изучаемого курса.

5) Информационное обеспечение учебной программы.

Рис. 2. Структурные элементы образовательной (учебной) программы

Приложение

Литература

Методические рекомендации

Содержание

учебного курса


Учебно-тематический план


Введение


ПРОГРАММА

2004


3.5.1. Титульный лист программы

Титульный лист включает:

– наименование образовательного учреждения, реализующего авторскую учебную программу;

– должность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего образовательную программу;

– дату утверждения учебной программы;

– название учебной программы;

– возрастную категорию детей, на которых рассчитана учебная программа;

– срок реализации учебной программы;

– Ф.И.О., должность автора (авторов) учебной программы;

– название города, населенного пункта;

– год составления учебной программы.

Отсутствие единых государственных стандартов (нормативно закрепленных требований) на оформление учебных программ в известном смысле затрудняет установление, изучение и выполнение указанных требований авторами программ. Существующие стандарты лишь в той или иной степени отражают отдельные вопросы, связанные с требованиями к оформлению учебных программ. В наилучшей степени общие требования к оформлению письменных работ (точнее, их текстуальной части) отражает ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские», ГОСТ 2.106-96 ЕСКД «Текстовые документы», ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» (дата введения 01.07.1996).

Эти требования – в адаптированной к тематике настоящего пособия форме – изложены ниже.

На рис. 3 представлен рекомендуемый формуляр титульного листа учебной программы с указанием полей размещения перечисленных реквизитов.

Варианты оформления титульного листа приведены на рис. 4 и 5.

В поле 1 формуляра по центру размещается наименование учредителя образовательного учреждения (полное наименование вышестоящей организации).

В поле 2 приводится полное наименование общеобразовательного учреждения, соответствующее наименованию, закрепленному в его учредительных документах. Сокращенное наименование общеобразовательного учреждения приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах учебного заведения. Сокращенное наименование помещают ниже полного (в скобках).

Реквизиты в полях 1 и 2 печатаются прописными буквами.

В правой части (40 печатных знаков от левого края при общем числе знаков в одной строке 60±4) титульного листа (поле 3) помещают гриф утверждения, состоящий из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек, без двоеточия), наименование должности лица, утвердившего программу, личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения. Дату следует проставлять арабскими цифрами в такой последовательности элементов: число, месяц, год. Год указывается четырьмя цифрами (ГОСТ Р 6.30-97).

При утверждении программы учебного курса по выбору решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек, без двоеточия), наименования утверждающего документа в именительном падеже, его даты и номера. Элементы грифа утверждения отделяются друг от друга 1,5-2 интервалами.

Рис. 3. Формуляр титульного листа учебной программы


1


2


3


4


5


6


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ г.НОВОКУЗНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель методического

объединения учителей

естественнонаучного цикла

Личная подпись Л.А. Лаврова

23.04.2004



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 Понятие «курс по выбору»

    Автореферат диссертации
    Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы.
  2. Курсы по выбору ii семестр 2009-2010 учебного года

    Элективный курс
    В настоящее время физические методы исследования вещества получили настолько широкое распространение, что любой учёный-химик или химик-технолог должен не только хорошо ориентироваться в возможностях методов, в их сильных и слабых
  3. Курс по выбору «численные методы решения уравнений» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данный курс является межпредметным, так как объединяет в себе знания основ вычислительной математики и информатики. Однако данный курс рассматривается нами как пробный, нацеленный на создание условий для учащихся приближенных к преподаванию
  4. Курс по выбору 9 класс Лес и человек (35ч 1 ч в неделю в течение года) Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека.
  5. Курс по выбору 9 класс Лес и человек (35ч 1 ч в неделю в течение года) Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека.
  6. Курсы по выбору и элективные курсы 1 Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки

    Документ
    Элективные курсы (от лат. electus — избранный, т.е. курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов.

Другие похожие документы..