Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

АНГАРСК, 2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I раздел. Целевой.

1.1.Пояснительная записка …………………………5

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ……21

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) …………………………………… ………24

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные ре­зультаты) …………33

1.2.3. Русский язык. Родной язык ………………………36

1.2.4. Литературное чтение. ………………………43

1.2.5.Иностранный язык (английский) ………………………49

1.2.6.Математика ……………………… 55

1.2.7.Окружающий мир ……………………… 62

1.2.8.Музыка ……………………… 67 1.2.9.Изобразительное искусство ………………………71

1.2.10.Технология ……………………… 76

1.2.11.Физическая культура ……………………… 81

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ……………………………………………………………..387

1.3.1..Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений………………………………………………………………...403

1.3.2.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему обра­зованию …………………………407

II раздел. Содержательный.

2.1.Программа формирования универсальных учеб­ных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …96

2.1.1.Ценностные ориентиры начального общего образования …………97

2.1.2.Понятие, функции, состав и характеристики уни­версальных учебных действий на ступени начального об­щего образования………………………………………………………………..99

2.1.3.Связь универсальных учебных действий с содер­жанием учебных предметов………………………………………………………………….106

2.1.4.Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ – компетентности обучающихся……………………………………………121

2.1.5.Обеспечение преемственности программы форми­рования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему об­разованию ……………………125

2.2.Программы отдельных учебных предметов,
курсов и внеурочной деятельности
………………………137

2.2.1.Общие положения ………………………137

2.2.2.Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования ………………………………………………………140

2.2.2.1. Русский язык………………………………………………………168

2.2.2.2.Литературное чтение………………………………………………195

2.2.2.3. Иностранный язык………………………………………………..212

2.2.2.4. Математика……………………………………………………….224

2.2.2.5. Окружающий мир………………………………………………..245

2.2.2.6. Основы духовно-нравственной культуры………………………254

2.2.2.7. Изобразительное искусство………………………………………262

2.2.2.8. Технология………………………………………………………..283

2.2.2.9. Музыка……………………………………………………………294

2.2.2.10. Физическая культура……………………………………………314

2.2.3.Программа внеурочной деятельности……………………………. 334

2.3.Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………………357

2.3.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования ………………………………………………………………357

2.3.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……………………..359

2.3.3.Основные направления и ценностные основы ду­ховно-нравственного развития и воспитания обучающих­ся на ступени начального общего образования ……………………..361

2.3.4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………….367

2.3.5.Ожидаемые результаты духовно-нравственно­го развития и воспитания обучающихся ……………………………………………….384

2.3.6.Критерии, определяющие эффективность содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени началь­ного общего образования ………………………384

2.3.7.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся …………………………………………..386

2.3.8.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………………..388

2.3.9.Примерные программы мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения………………………………………………………………….394

2.3.10.Ожидаемые результаты внедрения примерной программы мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания………………………………………………………………395

2.3.11.Процедура мониторинга………………………………………….. 396

2.3.12.Диагностические таблицы педагога –психолога…………………398

2.4. Программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни………………………………...
406

2.4.1.Организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни ………………………411

2.4.2.Структура системной работы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования ………………………413

2.5. Программа коррекционной работы …..……………………………419

III раздел. Организационный………………………………………….431

3.1.Учебный план начального общего об­разования………………. 441

3.2. План внеурочной деятельности …………………………….……445

3.3.Система условий реализации основной образовательной программы……………………………………………………………… 445

Используемые понятия, обозначения и сокращения ………………449

I раздел. Целевой

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 9» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Над ООП НОО работала администрация и группа педагогов начального звена МОУ «СОШ №9»:

директор МОУ «СОШ № 9» Е.В.Филатова;

зам. директора по УВР Т.Н. Белимова – школьный координатор;

зам. директора по УВР В.О. Ригуц;

зам. директора по УВР О.О. Русанова;

руководитель ШМО начальных классов И.А.Бабкина;

учитель начальных классов М.В Беляева;

учитель начальных классов С.В. Альбрехт;

учитель начальных классов М.В. Зайцева;

учитель начальных классов И.А. Шалина;

учитель начальных классов И.А. Гладкова;

педагог-психолог О.А.Колчина;

социальный педагог Т.В.Молокова;

воспитатель ГПД Т.Г. Кузнецова;

представитель общественности Д.М. Васьковская

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

- учащихся: в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

- родителей, заинтересованных в развитии ребенка и получении начального образования в комфортных психологических условиях, в продолжение образования учащимися в школе. Начальная школа работает по принципу открытой системы, осуществляя взаимодействие с родителями, корректируя изменения в образовательной программе с учетом изменения ситуации в образовании и интересов родителей;

- учителя, заинтересованного в подготовке учащихся к освоению содержания образования на следующей ступени обучения, т.е. в основной школе, в становлении и совершенствовании уровня своего педагогического мастерства, позволяющего решать профессиональные задачи разного уровня сложности, в развитии профессиональной педагогической культуры, обеспечивающей возможность педагогу самореализоваться в личностно-профессиональном плане;

- школы, как образовательного учреждения, реализующего свою программу;

- общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа начальной школы направлена:

- на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;

- на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана на основе следующих документов:

- Концепция о правах ребёнка;

- Закон об образовании;

- Федеральный государственный образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009г);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

- Устав школы, локальные акты ОУ;

- нормы СанПиНа.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с:

- изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка

- с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

- особенности учебно-тренировочного процесса в специализированных классах по видам спорта;

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Цель образования, поставленная образовательным учреждением МОУ «СОШ № 9», отвечает на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности школьника через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы:

- обеспечить условия для получения качественного начального общего образования (каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои образовательные интересы, получить наиболее качественное образование согласно своим возможностям, усилиям и потребностям, эта задача реализуется двумя путями: дифференциацией обучения и обеспечением коррекционно-развивающей деятельностью учителя);

- создать условия для развития личности школьника (каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам, наклонностям и возможностям, реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал; интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает: сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов; сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений);

- способствовать духовно-нравственному развитию обучающихся, воспитывать у них нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире;

- обеспечить условия для сохранения здоровья, поддержки индивидуального развития, формирования правил здорового образа жизни (каждый обучающийся имеет возможность приобрести навыки здоровье - и психосбережения, безопасности жизнедеятельности, реализовывать социальные проекты, связанные со здоровым образом жизни);

- формировать учебную деятельность школьника (формирование компонентов учебной деятельности предполагает: умения учиться «умею себя учить», наличие развитых познавательных интересов «люблю учиться, все интересно», внутреннюю мотивацию «понимаю, зачем учусь», а также элементарные рефлексивные качества «умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

Поставленные программой цель и задачи реализуют УМК «Школа России», ОС «Школа 2100», направленные на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.

Выбор УМК обоснован тем, что:

- учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;

- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач;

- учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Данные УМК позволяют:

- обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;

- развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

При выборе образовательным учреждение УМК «Школа России», ОС «Школа 2100» учтены пожелания родителей (законных представителей). Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с попечительским советом по итогам анкетирования родителей (законных представителей).

Процесс перестройки образовательного процесса в МОУ «СОШ № 9» подчиняется следующим принципам:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..