Главная > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

п.Сибирцево Черниговского района Приморского края

Обсуждена и согласована на методическом объединении Протокол № ________ от «_____»___________2010 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 9

_________Колмакова В.П.

«______»__________2010 г.

Рабочая программа по информатике

7-11 класс

Базовый уровень

Принята на

методическом совете

Протокол № _______ от «____»__________2010 г.

2010 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего общего образования (утверждена приказом Министерства образования России от 09.03.04. № 1312) и программы базового курса по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений Приморского края (Солдатова Н.М., Потапова В.Ю. ПИППКРО, 2005 г.)

В основу программы положены следующие принципы:

1) целостность и непрерывность, данная ступень обучения является важным звеном в пропедевтике и осуществляет вводное знакомство с курсом информатики и ИКТ;

2) научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения материала;

3) практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших задач планирования деятельности, поиска нужной информации;

4) принцип развивающего обучения.

Цели:

    • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности;

    • пропедевтика понятий базового курса;

    • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

На изучение предмета отведено 35 учебных часов, 1 час в неделю. Содержание практической и теоретической части: 1:1. Практические занятия продолжительностью не более 20 минут.

В соответствии с существующей структурой школьного курса информатики содержание представлено следующими модулями: «Теоретическая информатика», «Средства информатизации», «Информационные технологии», «Социальная информатика».

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы, компьютерного теста, краткосрочного компьютерного проекта.

Содержание

Средства информатизации(7 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации. Клавиатура, группы клавиш. Файлы и папки. Рабочий стол. Управление компьютером. Главное меню.

Практикум

Практическая работа № 1 Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 2 Запуск программ. Основные элементы окна. Работа с окнами программ.

Практическая работа № 3 Главное меню, контекстное меню. Управление работой компьютера с помощью меню.

Практическая работа № 4 Выполнение вычислений с помощью калькулятора. Виды калькуляторов.

Практическая работа № 5 Работа с файлами и папками.

Теоретическая информатика(8 часов)

Действия с информацией. Хранение, передача информации. Носители информации. В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуется понятие. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, объединение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятий. Суждения. Умозаключения.

Практикум

Практическая работа № 6 Координатный тренажер.

Практическая работа № 7 Графические редакторы.

Практическая работа № 8 Построение отношения понятий в среде графического редактора Paint.

Практическая работа № 9 Построение графов и деревьев логических игр.

Информационные технологии (18 часов)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Формирование изображения на экране.

Элементы алгоритмизации. Исполнители. Система команд исполнителя, среда исполнителя. Решение задач в среде исполнителя. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторением.

Практикум

Практическая работа № 10 Ввод текста.

Практическая работа № 11 Редактирование текста.

Практическая работа № 12 Форматирование текста.

Практическая работа № 13 Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа № 14 Пазлы в среде графических редакторов.

Практическая работа № 15 Создание комбинированных документов.

Практическая работа № 16 Работа в среде исполнителя (Робот или Кузнечик).

Практическая работа № 17 Решение задач с помощью алгоритмов с ветвлением в среде исполнителя (Робот или Кузнечик).

Практическая работа № 18 Решение задач с помощью алгоритмов с повторением в среде исполнителя (Робот или Кузнечик).

Социальная информатика (2 часа)

Получение информации. Правила передачи и обработки информации. Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

Учащиеся должны:

    • понимать и правильно применять понятия «информация», «информационный объект»;

    • различать виды информации по способам ее восприятия, по формам представления;

    • приводить примеры получения, передачи, хранения информации в различных сферах жизнедеятельности человека;

    • иметь представления о способах кодирования информации;

    • различать программное и аппаратное программное обеспечение;

    • запускать программы, работать с файлами и папками;

    • вводить информацию с клавиатуры;

    • применять текстовый редактор и текстовый процессор для работы с информацией;

    • уметь применять простейший графический редактор для создания рисунков и демонстрации результатов решения логических задач;

    • знать технику безопасности и соблюдать ее;

    • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

    • приводить примеры понятий;

    • иметь представления о видах исполнителей;

    • уметь решать поставленные задачи в среде конкретного исполнителя;

    • иметь представление об этических и правовых нормах работы с информацией.

Учебно-тематическое планирование

Тема

7 класс

Всего

часов

теория

практика

Средства информатизации

2

5

7

Теоретическая информатика

4

4

8

Информационные технологии

9

9

18

Социальная информатика

2

-

2

Всего часов

17

18

35

Аппаратные и программные средства, необходимые для реализации программы

  1. Компьютер, укомплектованный системным блоком, монитором, клавиатурой, мышью, наушниками с микрофоном.

  2. Проектор.

  3. Принтер.

  1. Операционная система (Windows или Linux).

  2. Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office или Open Office).

  3. Клавиатурный тренажер.

  4. Растровый графический редактор (Paint).

  5. Координатный тренажер

  6. Среда исполнителя (Робот или Кузнечик).

УМК, используемые для реализации рабочей программы

Для учащихся

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 5-7 класс. Босова Л.Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л.Л. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л.Л. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Для учителя

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 5-7 класс. Босова Л.Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л.Л. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л.Л. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего общего образования (утверждена приказом Министерства образования России от 09.03.04. № 1312) и программы базового курса по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений Приморского края (Солдатова Н.М., Потапова В.Ю. ПИППКРО, 2005 г.)

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть раскрывает содержание информационной технологии решения задач через такие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть направлена на освоение навыков использования средств информационных технологий, являющихся главными не только для формирования информационной культуры школьников, но и их социализации, для повышения эффективности усвоения других учебных предметов.

Содержание практической и теоретической части: 1:1. Практические занятия продолжительностью не более 25 минут.

Имеющийся резерв времени выделен на изучение темы «Логика», не представленной в стандарте основного общего образования, но включенной в ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Цели:

    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений о информации, информационных процессах, системах, технологиях, моделях;

    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов;

    • выработка навыков применения ИКТ в повседневной жизни и в учебной деятельности.

В федеральном базисном учебном плане изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах определено в объеме 105 учебных часов.

8 класс – 1 час в неделю (всего 35 часов);

9 класс – 2 часа в неделю (всего 70 часов).

Деятельностный подход, положенный, в основу образовательного процесса, отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум предполагает практические работы разного уровня сложности, самостоятельные творческие работы, работы над проектами, проведение исследований.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы, компьютерного теста, компьютерного проекта.

Содержание

Информационные процессы (4 часа)

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.

Практические работы (1 час)

1. Фиксация аудио- видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Основные устройства ПК

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Практические работы (3 часа)

  1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадках, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.

  3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок, создание, именование, перенос, сохранение объектов, организация семейств информационных объектов, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Создание и обработка текстовой информации (14 часов)

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Практические работы (9 часов)

Знакомство с приемами компьютерного письма, «слепой» метод клавиатурного письма.

Создание небольших текстовых документов с использованием простых текстовых редакторов.

Форматирование текстовых документов.

Вставка в документ формул.

Создание и форматирование списка.

Вставка таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Создание гипертекстового документа.

Перевод текста с помощью системы машинного перевода.

Сканирование и распознавание текстового документа.

Создание и обработка графической информации (4 часа)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы (4 часа)

  1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов. Геометрические преобразования.

  2. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. Конструирование. Геометрические преобразования.

  3. Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых графических форм.

  4. Сканирование графических изображений.

Мультимедийные технологии (8 часов)

Компьютерные презентации. Дизайн и макет презентации. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звука и видео. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы (5 часов)

  1. Создание презентации с помощью готовых шаблонов.

  2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

  3. Запись изображения и звука с помощью фотоаппаратов, сканеров, видеокамер.

  4. Запись музыки.

  5. Обработка материала, монтаж.

Обработка числовой информации (6 часов)

Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы (4 часа)

  1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

  2. Создание и обработка таблиц.

  3. Ввод математических формул и вычисление по ним.

  4. Построение графиков и диаграмм.

Представление информации (6 часов)

Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление информации. Кодирование звуковой информации. Представление чисел в компьютере.

Практические работы (4 часа)

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую, арифметические вычисления.

  2. Кодирование текстовой информации.

  3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB.

  4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания.

Алгоритмы и исполнители (19 часов)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма, язык блок-схем.

Исполнители алгоритма, среда исполнителя, СКИ. Алгоритмические конструкции. Языки программирования. Правила написания простейших программ. Ветвление. Цикл. Алгоритмизации - кодирование – отладка – тестирование.

Практические работы (6 часов)

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи алгебраического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы) с операторами ветвления.

  3. Разработка алгоритма (программы) с операторами цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы) с использованием подпрограммы.

  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  6. разработка программы, решающей задачу с использованием логических операций.

Формализация и моделирование (8 часов)

Формализация и моделирование как метод описания реальных объектов. Модели. Виды моделей. Графические модели. Деловая графика. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления.

Практические работы (6 часов)

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

  2. Построение генеалогического древа семьи.

  3. Создание схемы, чертежа в системе автоматизированного черчения.

  4. Построение компьютерной модели с помощью языка программирования.

  5. Построение модели с помощью динамических таблиц.

  6. Построение геоинформационной модели.

Хранение информации (4 часа)

Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей. Типы данных. Условия поиска информации. Поиск, удаление, сортировка.

Практические работы (2 часа)

  1. Поиск записей в готовой базе данных.

  2. Сортировка записей в базе данных.

Коммуникационные технологии (12 часов)

Процесс передачи информации. Компьютерные сети, типы сетей. Всемирная паутина. Социальные сервисы всемирной сети. Электронная почта и другие услуги Интернета. Поиск информации в глобальной сети.

Практические работы (8 часов)

  1. Регистрация почтового ящика, создание и отправка сообщений.

  2. Путешествие во Всемирной паутине.

  3. Участие в чате, конференции, форуме.

  4. Работа с программой архивирования файлов.

  5. Загрузка файлов из файлового архива.

  6. Поиск документов, правила организации эффективного поиска.

  7. Сохранение информационных объектив из сети Интернет, сохранение ссылок на них.

  8. Создание комплексного объекта в виде Web-странички.

Информационные технологии в обществе (4 часа)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по информатике в 11 классе Среднее общее образование Срок реализации

    Рабочая программа
    ... В.Н Гаврилова Ю.И. _________ __________ Дата дата Рабочаяпрограммапоинформатике в 11классе Среднее общее образование Срок реализации ...
  2. Учебная рабочая программа по информатики в 11 классе

    Рабочая программа
    ... Луговская СОШ УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯПРОГРАММАПОИНФОРМАТИКИ В 11КЛАССЕ Рецензент: Павловская А.В. Заместитель директора по УВР Разработчик: Тропина ...
  3. Рабочая программа по информатике в 8 классе

    Рабочая программа
    ... РАБОЧАЯПРОГРАММАпоинформатике в 8 классеПрограмму составила Селящева Т.В. учитель информатики 2012 год Пояснительная записка Рабочаяпрограммапоинформатике ... паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». ...
  4. Рабочая программа по информатике для 3 класса программа составлена на 2009-2010 учебный год

    Рабочая программа
    ... 20 г. от «___» ____________200 г. Рабочаяпрограммапоинформатике для 3 классаПрограмма составлена на 2009-2010 учебный ... состоит? Что умеет?). Знакомство с Paint. 11 Группа объектов. Общее название (Что ...
  5. Рабочая программа по «информатике» для 1 класса на 2011/2012 учебныи ̆ год

    Рабочая программа
    ... метод. Объединения учителей начальных классовРАБОЧАЯПРОГРАММАПО «ИНФОРМАТИКЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ... курса информатики (7–10-й классы 12-летней школы или 7–9-й классы11-летней школы) и профильных курсов информатики ...

Другие похожие документы..