Главная > Документ


Тем не менее проект садовника был одобрен выставочным комитетом, а построенный

дворец с восторгом был принят публикой. Павильон представлял собой один огромный

зал, под его крышей оказались два столетних вяза (парламент запретил рубить

деревья Гайд-парка). Русский философ, историк и литератор А. Хомяков, посетивший

выставку, написал по этому поводу: ";То, что строится, обязано иметь почтение к

тому, что выросло";.

Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были использованы

унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек,

собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, однотипных деревянных рам,

металлических балок и одинаковых листов стекла максимально возможного размера.

Огромное здание, равное по площади четырем соборам Св. Петра (более 74 000 кв.

м), было сооружено за шесть месяцев. Современники считали Хрустальный дворец

чудом инженерного искусства.

После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования

восстановлен на юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 года.

Каким он был на самом деле, можно узнать, посмотрев на лондонские вокзалы Кингз-

кросс и Пэддингтон, построенные в середине XIX века.

После Первой всемирной выставки Общество искусств предложило на средства,

полученные от выставки, создать комплекс учреждений для пропаганды прикладного

искусства. Так, в 1857 году появился Южно-Кенсинг-тонский музей, ставший позднее

Музеем Виктории и Альберта.

На границе между Кенсингтон-гарденз и Гайд-парком установлен памятник принцу

Альберту - мужу королевы Виктории. Он был создан по проекту Гилберта Скотта в

1863-1872 годах. Поднявшись по нескольким

26

100 великих заповедников и парков

широким ступеням с любой из четырех сторон, оказываешься на высоком цоколе,

украшенном 178 мраморными фигурами художников и скульпторов, музыкантов и

поэтов. По углам цоколя расположены скульптурные группы, олицетворяющие ремесла

и науки. Сама фигура принца, пятиметровая бронзовая, золоченая, расположена под

каменным балдахином, украшенным мозаикой и готическим шпилем.

У южной границы Кенсингтонского сада располагается здание Альберт-холла,

зрительный зал которого может вместить до 10 тысяч человек.

Для Гайд-парка характерны большие открытые лужайки, которые служат местом

проведения массовых митингов. На территории парка есть знаменитый Спикере-корнер

(Уголок ораторов) - здесь на полосках асфальта отведено место для собраний В

воскресенье утром в Уголке ораторов собираются желающие выступить с речью.

Поднявшись на скамеечку (запрещено ругаться, стоя на английской земле), оратор

может критиковать правительство, шефа, жену

В парк ведут многочисленные входы Гайд-парк-корнер-скрин - главные ворота в

парк. Не менее известна Мраморная арка - Марбл-арч, расположенная на северо-

востоке парка. Прототипом этого монументального сооружения послужила римская

триумфальная арка Константина. Автор триумфальной арки в Лондоне Джон Нэш сделал

Марбл-арч с тремя проездами, колоннами и рельефами. Сначала арка находилась

перед Бекингемским дворцом; когда строительство нового дворцового корпуса было

закончено, арку передвинули к Гайд-парку. Но в 1908 году из-за сильного движения

транспорта территорию парка урезали, и Марбл-арч оказалась отдельно стоящей на

площади

Территория парка изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех

направлениях. Здесь немного сооружений, Гайд-парк создан для прогулок. По аллее,

начинающейся у самого шумного места города - Гайд-парк-корнера скачут кавалькады

всадников или гарцует на лошадях целое семейство. На изумрудных лужайках Гайд-

парка пасутся бараны.

На стыке Грин-парка и Гайд-парка, на пересечении нескольких улиц находится Гайд-

парк-корнер, маленькая площадь, считающаяся чуть ли не самым шумным и

перегруженным перекрестком Европы. Пешеходы могут перебраться на другую сторону

улицы, лишь воспользовавшись подземными переходами.

Во второй половине XVIII века известные лондонские архитекторы создавали

многочисленные проекты для оформления Гайд-парк-корнер. В 1778 году

градостроитель Роберт Адам предложил поставить здесь триум-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

27

фальную арку, а по обеим сторонам от нее - колоннады. В 1825-1828 годах Децимус

Бартон создал ансамбль Гайд-парк-корнер, который в несколько измененном виде

существует и сейчас. У начала аллеи Консти-тьюшн-хилл расположена триумфальная

арка, известная как арка Веллингтона (раньше на ней была установлена конная

статуя герцога, замененная в 1912 году бронзовой статуей богини победы на

колеснице)

На своем веку Гайд-парк повидал многое Здесь устраивались дуэли. В 1816 году в

пруду Серпентайн утопилась Гарриет Уэстбрук, первая жена знаменитого поэта Шелли

Сегодня Гайд-парк предоставляет все возможности для отдыха Здесь разрешается

сидеть и лежать на зеленых газонах, заниматься спортом и играть, совершать

прогулки верхом и на автомобилях, покататься на лодке и искупаться в пруду,

покормить уток и лебедей

Особенно много народу бывает в воскресные дни

И. Герасимов так описал свое пребывание в Гайд-парке: ";Мы пробыли в Гайд-парке

не более двух часов, но за это время успели прослушать речи пяти ораторов

Первый, ирландец, горячо говорил об объединении Ирландской Республики с Северной

Ирландией и резко отзывался о тех английских деятелях, которые препятствуют

этому Второй, негр, говорил о подъеме национального негритянского движения на

африканских территориях и призывал жителей столицы содействовать этому движению.

Третий придерживался явно идеалистического направления, он выступал за мир и

против войны, но в качестве образца мирного сосуществования приводил голубей,

разрешающих споры преимущественно мирными средствами и лишь в крайних случаях

поединками. Четвертый, представитель лейбористской партии, серьезно и

обстоятельно говорил о текущих политических событиях в Англии Последний оратор,

английская девушка, призывала к ликвидации всех властей.

Интересным показалось поведение присутствующих Они непрерывно двигались,

подходили к той или иной группе, окружившей очередного оратора, несколько минут

внимательно слушали его, а затем не спеша направлялись к другой группе

Создавалось впечатление, что большинство слушателей относится к произносимым

речам как к своеобразному развлечению. Возможно, этому способствовали воскресное

время, состав гуляющих, большое число ораторов и малочисленность аудитории у

каждого из них. Во всяком случае, было ясно, что у лондонской полиции в Гайд-

парке были все основания относиться снисходительно даже к самым радикальным

ораторам";.

28

100 великих заповедников и парков

Западная часть Гайд-парка, Кенсингтон-гарденз, стала местом действия героев

сказки Д. Бэрри, написанной в 1904 году. В 1912 году за одну ночь, как в сказке,

главному ее герою Питеру Пэну был поставлен бронзовый памятник (скульптор Джордж

Фрэмптон).

По сказке Бэрри, дорожки в этом саду протоптались сами собой, а дерево Чекко

Хьюллета, растущее здесь, необыкновенное (современные лондонские мальчишки

всегда ведут раскопки около него, потому что Чекко потерял здесь один пенс, а

нашел вместо него целых два).

Перед Кенсингтонским дворцом, возведенным для Вильгельма Оранского в 1689-1691

годах, разбит великолепный ";голландский"; цветник.

Л. Воронихина писала: ";Сотни людей, отдыхающих прямо на газонах; всадники,

гарцующие на Роттен-роуд - аллее со специальным мягким грунтом, еще в XV11

столетии отведенной для верховой езды; ораторы на углу парка у Марбл-арч,

говорящие на самые различные темы, от серьезных, политических, до таких, как

ведение домашнего хозяйства или обучение певчих птиц; многолюдные митинги и

демонстрации на широких парковых полянах - все это Гайд-парк и все это Лондон";.

ГЕРМАНИЯ

Сан-Суси

Под воздействием творчества английских архитекторов много пейзажных парков было

создано и в Германии, например дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (";Без

забот";), который расположен всего в получасе езды от Потсдама.

Парк создан в середине XVIII века и занимает площадь 290,3 га. Первым его

автором был Георг Кнобельсдорф (1699-1753), любимый архитектор Фридриха II.

Кнобельсдорф отделывал интерьеры дворцов в Шар-лоттенбурге, Потсдаме в стиле

рококо.

Ганс Георг Кнобельсдорф родился в Саксонии в прусской аристократической семье.

Начал свою карьеру в армии, а выйдя в отставку в чине капитана, занялся

живописью. Обучался архитектуре в Берлинской академии. Состоял на придворной

службе наследного принца, будущего короля Пруссии Фридриха II Великого, который

направил его в учебную поездку по Италии и по возвращении поручил ему

перестроить старый дворец в Райнсберге. В 1740 году Кнобельсдорф стал главным

хранителем королевских замков и парков Пруссии, позже - министром Прусской ге-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

29

неральной директории. Самое известное творение архитектора - двооец Сан-Суси.

В Потсдаме, по указанию короля, уставшего от многочисленных войн, Кнобельсдорф

построил в 1745-1747 годах небольшой, но изящный дворец.

Когда-то, в конце XVII века на месте парка была песчаная равнина. Позже она была

засажена редкими деревьями, привезенными из разных стран: высокоштамбовыми

липами (они достигают сейчас высоты 4- 5 м), дубами, красными каштанами, тисами

и др. Кроны деревьев и кустарников постояннв подвергались и продолжают

подвергаться стрижке. Результат по благоустройству парка превзошел все ожидания:

сейчас на площади в 290 га не сразу обратишь внимание на дворцы или другие

здания.

По проекту Георга Кнобельсдорфа были построены дворец и партер с шестью

террасами и лестницей между ними.

По лестнице можно пройти на главную аллею длиной 2,5 км, пересекающую парк с

запада на восток. Эта аллея (в отличие от Версаля) ведет не к дворцу, а к

ротондам с фонтанами и скульптурами.

Уже в XIX веке в Сан-Суси работал ландшафтный архитектор П.Й. Ленне.

Е. Чекулаева рассказывает: ";По тихим аллеям Сан-Суси можно ходить часами, ведь

они продумывались лучшими мастерами паркового дела. Все по-немецки аккуратно, ни

один листик не растет наперекор собратьям.

Будто ниоткуда возникает Китайский чайный домик - миниатюрный, как фарфоровая

статуэтка.

30

100 великих заповедников и парков

.Далекий Восток, так восхитивший Европу столетия назад, предстает разнообразием

образов. Белая крыша в виде шатра, а над куполом под зонтиком сидит улыбающийся

китайский мандарин

Так и хочется его поприветствовать Позолоченные скульптурные группы поведают о

быте и традициях далекого китайского народа";.

Китайский чайный домик был построен в 1745-1747 годах архитектором Бюрингом.

Здесь вокруг центрального зала расположены три кабинета, а между ними - три

открытые веранды с колоннами, сделанными в виде стволов пальмы. У стен кабинетов

и на открытых верандах стоят позолоченные скульптурные группы.

Когда-то в центре комплекса Сан-Суси находились виноградник и вишневый сад.

Около Китайского чайного домика выращивались абрикосы, сливы, яблоки и груши.

Финики, ананасы, дыни и бананы росли в отапливаемых теплицах

В 1751 - 1757 годах среди деревьев появился грот Нептуна (его украшают

скульптура Нептуна с трезубцем и наяды с кувшинками).

Авторы книги ";Парки мира"; отмечают: ";Современное состояние территории парка,

водоемов и растительности свидетельствует о большом внимании и огромной работе,

которые ведутся в парке Все исторически сложившиеся планировочные узлы комплекса

и партер-цветник перед картинной галереей, реставрируемый ныне в соответствии с

первоначальным решением виноградник, цветники, Сицилианский сад, Северный сад,

парк Шарлоттенхоф, сад Марли производят впечатление подлинных памятников садово-

паркового искусства. Здесь все составляющие архитектуру парка элементы -

деревья, газоны, живые изгороди из разнообразных кустарников, цветники - кажутся

шагнувшими со старинных гравюр";.

В парке много разных достопримечательностей Например, оранжерея для тропических

растений (длиной 300 м), расположенная неподалеку от искусственного озера.

Есть в парке и картинная галерея (первая созданная в качестве музея для картин),

она представляет собой приземистое здание с куполом. Аттик средней ее части

украшен скульптурой, символизирующей Искусство, Науку и Поэзию Сейчас в

Картинной галерее экспонируется более ста работ Рубенса, Ван-Дейка, Гвидо Рени и

др

Раньше на месте галереи была теплица, преобразованная в ходе строительства в

декоративный сад, в котором росли в позолоченных свинцовых кадках апельсиновые

деревья. Сейчас перед Картинной галереей разбит цветник От ротонды в виде веера

расходятся восемь дорожек, обрам-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

31

ленных по сторонам живой изгородью и деревьями, подстриженными в форме шара. В

середине ротонды - бассейн с фонтаном. Тут же стоят восемь мраморных бюстов,

изображающих в основном членов правящего дома Оранских, поэтому ротонду называют

Оранской.

Фасад дворца со стороны парка украшен полуфигурами кариатид и атлантов,

поддерживающих карниз. Отмечая эту деталь оформления, авторы книги ";Искусство

XVIII века"; пишут: ";Расположенные по всему фасаду попарно между высокими окнами,

они придают дворцу нарядный, живописный вид. Эта деталь заставляет вспомнить об

архитектуре Цвингера, однако именно здесь проявляется коренное различие

пластического декора в барочных зданиях и постройках рококо. Скульптура Цвингера

неразрывно связана с архитектурой, кажется, что сами павильоны готовы

раствориться в живописной массе покрывающего их скульптурного убранства; атланты

Сан-Суси, напротив, только оживляют поверхность строго конструктивного объема

здания; они являются декором в более точном, прямом значении термина";

Фигуры изящных вакханок встречают посетителей у самого дворца. На большом

куполе, который увенчал овальную среднюю часть дворца, замерли в танце

скульптуры, олицетворяющие стихии - Огонь, Воду, Землю и Воздух Еще выше -

парящие фигуры Венеры и Меркурия.

Высокие полуовальные окна подняты от земли на высоту трех ступеней, которые

заменяют цоколь. При всем том фасад дворца и колоннады, встречающиеся при въезде

в Сан-Суси, довольно строги (это вполне отражало вкусы прусских королей).

Внутренние помещения дворца спроектированы по схеме двойных апартаментов,

согласно которой комнаты располагались двумя рядами, а главные из них выходили в

сад. Самое большое помещение дворца - Мраморный зал овальной формы. Он увенчан

куполом, открывающимся в середине. Мраморные колонны, расположенные попарно,

поддерживают карниз со скульптурной группой, символизирующей Архитектуру,

Музыку, Живопись, Ваяние и Астрономию. Концертный кабинет дворца в Сан-Суси

считается одним из самых красивых залов эпохи немецкого рококо.

В парке ";Без забот"; любили отдыхать придворные и многочисленные гости короля.

Довольно часто сюда приезжал Николай I с царицей - сестрой Фридриха II,

наведывался Вольтер.

К концу правления Фридриха II Сан-Суси пришел в запущенное состояние. Чтобы

восстановить резиденцию, в Потсдам были приглашены знаменитые зодчие (Айзербек-

младший, Петер Йозеф Ленне), и в результате их усилий парк приобрел современный

вид. Тогда же, сразу пос-

вкнм

32

100 великих заповедников и парков

ле окончания Семилетней войны, был построен и Новый дворец (1763- 1769) Это

трехэтажное здание длиной почти 240 м должно было продемонстрировать, что казна

Пруссии полна Сначала строительство Нового дворца возглавил архитектор И

Бюринг, затем - Карл фон Гонтард

По отлогой лестнице, украшенной с обеих сторон подстриженными деревьями, можно

пройти от нижнего водоема к дворцу, который расположен на верхней террасе

Перед пилястрами и на аттике стоят 292 большие скульптуры, созданные на

мифологические сюжеты На здании Нового дворца установлены еще 196 детских фигур

и других скульптур, поддерживающих свод здания

Новый дворец был задуман как жилой замок, поэтому его внутренние покои разделены

на отдельные апартаменты, состоящие из передней, спальни, кабинета и общих

помещений - столовой и музыкальной комнат

В Новом дворце устраивались пышные приемы, после которых гости отдыхали в

оранжерее, расположенной недалеко от искусственного озера

ИРАК

Висячие сады Семирамиды

В глубокой древности были известны семь чудес света, об их существовании можно

узнать из старинных рукописных источников Это три великие пирамиды в Египте (они

и сейчас стоят в пустыне), Колосс на острове Родос, бронзовая статуя Аполлона,

бога науки и искусства, высотой 32 м (она была сооружена около 290 года до нашей

эры над входом в порт Эгейского моря, по преданию, корабли свободно проплывали

между ее ногами), храм греческой богини охоты Артемиды в городе Эфес,

мавзолей высотой 43 м в Галикар-

__ __ ^ _=^ насе, построенный женой

карийского царя Мавсола, статуя Зевса в Олимпии высотой около 20 м, созданная из

мрамора скульптором Фидием (это произведение искусства было разрушено готами),

маяк в Александрии на острове Фарос, построенный Птолемеем II (маяк поднимался

на высоту 160 м от зем-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

33

ли, его свет был виден на расстоянии 60 км), и висячие сады в Вавилоне - седьмое

чудо света, которое никто из античных авторов своими глазами не видел, и поэтому

описания, сделанные на основе слухов, довольно противоречивы

Вавилон (Божественные врата) существовал в XIX-VI вв до нашей эры в междуречье

Тигра и Евфрата Он был примерно в четыре раза больше современного Лондона

Нововавилонское царство просуществовало всего 88 лет, в эти годы власть

вавилонских царей распространялась до границ Египта, им удалось покорить Сирию,

Иудею, Финикию И отовсюду сгонялись на постройки Вавилона рабы

Были приняты все меры для того, чтобы сделать этот богатейший город Востока

неуязвимым Восемь мостов, по числу главных вавилонских богов, вели через ров к

восьми воротам города Самыми знаменитыми и роскошными были северные ворота,

посвященные богине Иштар От этих ворот начиналась дорога, которая вела в центр

города к Вавилонской башне высотой с тридцатиэтажный дом

Однако воображение древних людей поражали не ворота и не башни, а сады

вавилонских царей - висячие сады Семирамиды Описание этих садов сохранилось в

сочинениях греческих историков Диодора, Страбона и Геродота

Имя Семирамида было распространенным в Вавилоне Геродот утверждает, что около

866 года до нашей эры царствовала в Вавилоне Семирамида, происходившая из

воинственных амазонок На самом деле в IX веке до нашей эры в Ассирии царствовала

царица Шаммурамат, которую ";окрестили"; Семирамидой Впоследствии древние греки

приписали могущественной царице почти все главные постройки Вавилона Однако

Вавилон был стерт с лица земли завоевателями и возродился вновь уже после

царствования Семирамиды Поэтому висячие сады к ней никакого отношения не имеют

Согласно другому преданию, царь Вавилона Навуходоносор II взял себе в жены

мидийскую царевну Сааммурамат из горной страны Элам Царевна тосковала в этом

большом шумном городе по родине Поэтому Навуходоносор, опасаясь за здоровье

жены, повелел построить у своего Дворца искусственные горы и создать на них

висячие сады

Дворцовый сад начинался на внешней крепостной стене, затем поднимался на уровень

внутренней стены и платформы дворца, поэтому из города он казался зеленой горой

Говорят, что окрестности Вавилона были зеленым морем раститель-

34

100 великих заповедников и парков

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

35

ности, что на этой плодородной почве даже воткнутая в землю палка через неделю

пускала корни.

Навуходоносор мог бы позволить себе самый роскошный сад на свете. Но он не хотел

спускаться на землю, поэтому сад приказал поднять к себе. Утрамбованная глина,

из которой была построена платформа дворца, для выращивания растений не

подходила, поэтому сад ";подвесили"; на шести кирпичных аркадах. Вот почему сады

называют висячими.

Чтобы в саду росли пальмы и сикоморы, необходимо было обеспечить их корням

доступ воздуха и воде - свободный сток.

Формы для садов сделали из двойного ряда кирпичей, скрепленных известью. Чтобы

своды висячего сада не пропускали воду, их пропитали смолой (асфальтом); чтобы

асфальт не размягчался на солнце, поверх него настелили листы свинца. А уже

свинцовую подстилку выложили тростником, насыпали сверху большой слой

плодородной земли.

В саду были устроены оросительные каналы. Колоссальные деревянные колеса с

кожаными ведрами подавали воду снизу, из Евфрата. Сотни рабов вращали эти колеса

круглые сутки. В колоннах сада были скрыты трубы, по которым вода из Евфрата

поступала в висячий сад до самой верхней террасы.

Висячий сад представлял собой 20 террас, расположенных уступами друг над другом

наподобие пирамиды. Самая верхняя терраса была поднята на высоту 25 м.

Террасы были сделаны из каменных глыб толщиной 1,5 м, шириной 5 м,

поддерживались массивными колоннами. Нижняя терраса располагалась на квадратном

фундаменте (со стороной 120 м). Стены террас были облицованы белыми плитами и

покрыты рельефными изображениями лучников на колесницах и животных, в которых

они целились.

Террасы были соединены витыми лестницами из белого и розового мрамора. Из

верхней террасы, с мраморным порталом, с двумя фигурами крылатых быков с головой

Навуходоносора, можно было попасть во

дворец.

Вся постройка была сквозной. Внутри галерей, образованных колоннами, были

расположены гроты, выложенные цветным кафелем и расписанные фресками.

По приказу Навуходоносора были отобраны самые красивые деревья, кустарники и

цветы, произраставшие на берегах Каспийского и Средиземного морей, Персидского

залива. Причем для растений низменностей было отведено место на нижней террасе,

для высокогорных деревьев - на верхней. С верхней террасы бежали ручьи, били в



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедники России учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /

    Библиографический указатель
    ... великих). В книге "Стовеликихзаповедников и парков" рассказывается не только о городских парках, дворцово-парковых ансамблях, национальных парках и заповедниках, но и о парках ...
  2. «Сто великих» является зарегистрированным товарным знаком

    Книга
    СТОВЕЛИКИХ ВОЕННЫХ ТАЙН МОСКВА «ВЕЧЕ» 2006 «Стовеликих» является зарегистрированным товарным знаком, владельцем ... ЗАГАДОК ИСТОРИИ ЛЮБОВНИКОВ СКУЛЬПТОРОВ КАТАСТРОФ ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ ЖЕНЩИН АВАНТЮРИСТОВ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ ЛЮБОВНИЦ ...
  3. Управління культури і мистецтв запорізької міської ради

    Конкурс
    ... 15 860 Стовеликих замков 2011 15 861 Стовеликихзаповедников и парков 2011 15 862 Стовеликих изобретений ... 2011 15 863 Стовеликих казней ...
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ по самообследованию специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем Донецк 2008 Содержание

    Документ
    ... Ионина Н.А. Стовеликих аристократов М:ВЕЧЕ 2003 Ионина Н.А. Стовеликихзаповедников и парков М:ВЕЧЕ 2002 Ионина Н.А. Стовеликих архитекторов М:ВЕЧЕ ...
  5. Справочная литература (2)

    Литература
    ... Стовеликихзаповедников и парков. Серия: Стовеликих. – М.: Вече, 2002 1 106 Стовеликих мореплавателей. Серия: Стовеликих. – М.: Вече, 2000 1 107 Стовеликих правителей ...

Другие похожие документы..