Главная > Документ


с фонтанчиками Украшали эти сады и модные в те времена солнечные часы Здесь

стояли также деревянные скульптуры геральдических животных (драконы, львы,

собаки, единороги). Сейчас копии этих животных можно видеть у главного входа во

дворец.

В годы правления Елизаветы I в садах Хэмптон-корта ассортимент растений

значительно расширился, здесь появились, например, экзотические для Европы табак

и картофель. О саде того времени современник писал: ";...Растения были

направлены, переплетены и подстрижены в такой прекрасной манере и в таких

экстраординарных формах, что вряд ли можно было отыскать что-либо подобное";.

Тогда здесь можно было видеть внутри переплетенных самшитовых изгородей высотой

около 50 см посадки классических английских цветов - бегонии, фиалки.

Карл II под воздействием садов Версаля существенно изменил и стиль садов в

Хэмптон-корте. Тогда были заложены три тисовые аллеи, расходившиеся лучами от

восточного фасада дворца, Большой спонтанный сад. Через Фонтанный сад проложили

центральный канал и построили обводной канал Лонг Уотер (длинная вода). По

берегам канала были посажены привезенные из Голландии липы, а по границам сада -

тисы.

При Вильгельме III около восточного фасада дворца был разбит огромный

полукруглый партер с 12 мраморными фонтанами.

Королева Мария II Стюарт продолжила пополнять коллекцию тропических растений.

Летом экзоты высаживались вдоль фасада дворца, зимой переносились в оранжереи.

По ее указанию в различных частях Тайного сада было установлено множество

кованых решеток со сложными узорами.

А Вильгельм III, следуя моде, заложил в Хэмптон-корте самый крупный в Европе

лабиринт, где роль преград, разделявших дорожки, выполняли сначала грабы, а

позже тисы.

По решению королевы Анны вдоль полукруглого партера, предложенного Вильгельмом

III, был проложен водный канал.

Внес свой вклад в коллекцию растений Хэмптон-корта и Ланселот Браун. В 1768 году

он посадил большую виноградную лозу, которая до сих пор плодоносит - дает более

300 кг винограда в год.

Сейчас, прежде чем попасть в Хэмптон-корт, нужно пройти большой зеленый двор.

Зубцами стен и надвратными башнями дворец напоминает крепость. К небу тянутся

каменные трубы, каждая из которой уникальна - выложена то ребром, то торцом

кирпича необычного для той поры размера (до 28 см в длину, 23 см в ширину, 5 см

в высоту). Все здание Хэмптон-корта сложено из красного кирпича, а карнизы,

контуры зубцов отделаны белым камнем. В стену каждой восьмигранной башни встав-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

17

лено по терракотовому медальону с рельефными изображениями древнеримских

императоров. Примерно такие же медальоны можно увидеть и в стенах башен в

глубине дворца

К воротам дворца ведет каменный мост XVI века, переброшенный через ров и

украшенный белокаменными фигурами геральдических зверей, держащих щиты с гербами

королевского дома.

Хэмптон-корт напоминает город, несколько дворов следуют друг за другом.

Первый, так называемый Нижний двор с асимметрично расположенными окнами на

фасадах, низкими дверями под приплюснутыми арками.

Второй двор - Часовой Его надвратную башню украшают астрономические часы XVI

века (они показывают время, месяц, число, количество дней от начала года, фазы

Луны и время подъема воды у Лондонского моста). В этом дворе для Генриха VIII

был построен холл. Под ним расположены пивной и винный погреба Рядом находятся и

дворцовые кухни с вертелами, печами, жаровнями

Последний парадный двор - Фонтанный, с архитектурой абсолютно светского

характера Здесь при строительстве тоже использовались красный кирпич и белый

камень для отделки

Окна жилых комнат и парадных залов дворца выходят в Фонтанный дворик и в парк,

разбитый перед южным и восточным фасадами. В 1838 году сады Хэмптон-корта были

открыты для широкой публики, они радуют своих посетителей постоянным цветением.

Кроме того, ежегодно в начале июля на территории, примыкающей к королевской

резиденции, проходит выставка цветов - Hampton Court Flower Show. Тогда здесь

размещаются выставочные павильоны и открытые экспозиции, где представляются

новые гибриды и необычные для здешних мест растения. Традиционно в рамках

Hampton Court Flower Show проводится и Британский фестиваль роз.

Твикенхэм

Английские садовники стремились создать иллюзию естественности, и это главное

отличие английского пейзажного парка от французского регулярного. Пейзажные

парки стали появляться в Англии уже в первой четверти XVIII столетия.

Первым образцом нового стиля считается сад, устроенный известным поэтом

Александром Попом (1688-1744) в Твикенхэме в 1719 году.

В свое время А. Поп считался одним из законодателей английского вку-

18

100 великих заповедников и парков

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

19

са Сад в Твикенхэме создан под влиянием эстета-моралиста Антони Эшли Купера,

третьего графа Шафтсбери (1671 - 1713) Граф говорил, что ";даже дикие скалы,

поросшие мхом пещеры, лишенные определенной правильно-"; сти гроты и водопады,

со всей суровой привле-I кательностью пустынности, прелестнее и прекраснее для

меня, чем чопорное жеманство садов ";владетельных принцев"; Для него такие

категории морали, как правда, добро и красо та в принципе обозначали одно и то

же Ощущение собственной свободы и могущества **° вдохновляло графа на

создание больших анг-

лийских парков Согласно его учению, наблюдения за природой в разные времена

года и в течение одного дня - это элемент духовного самосозерцания человека

Именно Шафтсбери принад лежит фраза ";Сады и рощи внутри нас";

Очевидно под влиянием Шафтсбери писатель Джозеф Аддисон (1672- 1719) резко

высказывался против уродования деревьев, когда им придают геометрические формы

";Наши деревья вздымаются подобно кеглям, шарам и пирамидам Я охотнее гляжу на

дерево во всей его полноте и изобилии веток и сучьев, нежели на подпертое и

подстриженное в виде геометрической фигуры Фруктовый сад в цвету выглядит

бесконечно роскошнее, нежели маленькие лабиринты и тонко выполненные партеры";

Один из первых проповедников ";готицизма"; в архитектуре Батти Лэнг-ли (род в 1696

году) писал ";Нет ничего более отталкивающего, чем застывший ";регулярный сад"; Он

был и большим сторонником создания в парках руин, устройства ";диких"; уголков

природы

И вот на волне этой всеобщей любви англичан к пейзажным паркам Поп создает свой

Твикенхэм Его сад - связующее звено между регулярными садами голландского типа и

садами поэтическими, живописными

Одни специалисты (например, авторитетный английский искусствовед Николас

Певзнер) считают этот сад с извивающимися дорожками, крошечными холмиками,

раковинами и минералами и разнообразными эффектами на небольшом пространстве

вообще первым садом пейзажного типа Другие относят его к определенным стилям -

барокко, рококо, классицизму, романтизму или считают эклектичным

Д Лихачев пишет ";Мне лично кажется наиболее убедительной точка зрения Морриса

Браунелла, что этого противоречия нет В самом деле,

А Поп считал первым принципом садового искусства контрастность и разнообразие В

Твикенхэме есть самые различные элементы садовых устройств, часть из которых

использовалась и ранее в различных стилях регулярных садов восьмиугольники,

партеры, цветы, прямые и правильные дорожки вперемежку с самыми различными

";неправильностями"; В целом Поп подчинил все старые элементы новому принципу

Ближе всего его сад, как мне представляется, к садам рококо, которые,

несомненно, предшествовали романтическим и являлись в известной мере первой

формой стилистического упорядочивания пейзажных парков, ";стихийно";

существовавших и ранее

Противоречие есть в другом между поэзией Попа и его садовой прак тикой В Англии

принято Попа как поэта считать классицистом";

Поп стремился усилить пейзажную декоративность, поэтому брал элементы из

предшествующих стилей регулярного садоводства Однако А Поп поставил в саду

небольшие классические постройки, полускрытые зеленью, как это было принято

делать в соответствии со стилем рококо Цент ральная садовая постройка А Попа -

грот - имеет вид классической ротонды Позже грот стал излюбленной деталью

пейзажных парков вообще Сам Поп считал, что он организует свой сад по пейзажному

принципу

Однако в саду Твикенхэма можно заметить не только элементы ь^й-зажности, но

романтизма На небольшой территории сада, названного конспектом природы,

невозможно было создать значительные пейзажные картины, однако здесь уже не было

стриженых деревьев и симметрии Украшением сада служили большой газон,

спускавшийся от дома к реке, и плакучие ивы около дома

Грот весь убран подарками (камнями и раковинами, присланными поэту различными

людьми из Италии, Египта, Кента, Плимута, Корнуолла, Йоркшира и тд Поэтому грот

называли еще Раковинным храмом Помещения грота не похожи друг на друга Этот грот

имел открытый вход, через него был виден, как в раме, определенный участок Темзы

В этой раме из драгоценностей (разнообразных камней и раковин) внезапно

появлялись и пропадали суда, как в ";перспективном стекле"; Когда закрывались

двери этой ";драгоценной рамы"; и в гроте становилось темно, на противоположной

стене через небольшое отверстие в двери появлялись своеобразные движущиеся

картины Кроме того, в гроте можно было почув ствовать перемены от света к

сумеркам и от сумерек к свету

Поп провозгласил три главных принципа разбивки парков контрастность,

неожиданность (сюрпризность) и скрытие ограды Он с гордостью заявлял, что две

плакучие ивы в его маленьком садике на берегу Темзы -

20

100 великих заповедников и парков

самые красивые в королевстве. Замысел Попа претворял в жизнь ландшафтный

архитектор Бриджмен (именно он признан первым строителем пейзажных парков).

Кроме сада в Твикенхэме Бриджмен создал первоначальную планировку сада в Стоу,

разбил Королевский сад в Ричмонде.

А. Поп утверждал, что ";мужественные британцы, презирая иноземные обычаи";,

предоставляют своим садам свободу от тирании, угнетения и автократии. Он

рекомендовал при устройстве садов советоваться во всем с ";гением местности";, то

есть с природой. Поэт был так увлечен садовым искусством, что в 1724 году

написал: ";Садоводство ближе... к божественному творчеству, чем поэзия";. Во

многих его работах встречаются описания садовых ландшафтов.

У Попа, как общепризнанного законодателя вкуса, быстро нашлись последователи.

Поэт оказал большое влияние на теоретиков пейзажного садоводства середины XVIII

века - Филиппа Соускота и поэта Вильяма Шенстона и популяризаторов - Джозефа

Спенса и Хораса Уолпола.

Воодушевленные примером Попа английские магнаты стали окружать свои дворцы так

называемой дикой природой. Они вырубали аллеи, уничтожали гидравлические

сооружения, выкорчевывали деревья и кустарники, которым садовники придали формы

конусов, пирамид, прямые каналы превращали в окаймленные живописными берегами

";змеящиеся"; речки. На месте бассейнов правильной четырехугольной и округлой

формы сооружали пруды естественных очертаний, заросшие тиной, кувшинками и

водяными лилиями. Таким образом создавался пейзаж дикой природы.

Однако и английский парк подчинен строгим формальным принципам. Ландшафтные

архитекторы стремились подражать только исключительно красивым ландшафтам

Италии, известным по картинам Лоррена, Пуссена (У. Кент буквально воспроизводил

картины итальянских художников в пейзаже парков).

";Кроме того, существует ряд формальных принципов, которые обязательно

присутствуют в каждом английском парке, - пишет М. Соколова. - Это так

называемый ";На, ha!"; - ров, незаметно отделяющий парк от окружающей местности и

в то же время эффективно защищающий его от вторжений скота. Это ";бит"; - дорожка,

идущая по всему периметру парка и представляющая таким образом маршрут,

позволяющий осмотреть все владения. Это огромные ";пустые"; (без цветников и

скульптуры) газоны; посадки деревьев наподобие ";десятки пик";, всевозможные

серпантинные дорожки, причудливые, извилистые русла рек, которые менялись по

прихоти заказчиков; это старые, засохшие деревья, которые

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

21

";высаживались"; для создания специфического эффекта. Изощренность садоводов

доходила до того, что даже овцы, пасшиеся на лугах, подбирались по цвету шерсти,

чтобы создавать издали красивые колористические пятна";.

Стоу

Парк Стоу в Бекингемшире - в резиденции лорда Кобхэма (около 100 км от Лондона)

- самое совершенное произведение английского паркового искусства.

До XVIII века здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту

архитектора Ванбрега. В 1714 году архитектор Бриджмен (умер в 1738 году) начал

его переделывать в парк пейзажного типа, добавив к нему участки площадью около

400 га. Кстати, именно Бриджмена англичане считают первым строителем пейзажных

парков (ему принадлежат планировки сада Твикенхэм, Королевского сада в

Ричмонде). Закончили перепланировку сада в Стоу в 1738 году архитектор Уильям

Кент (1685- 1748) и его ученик Ланселот Браун (1715-1783).

Уильям Кент родился в Бридлингтоне, в Йоркшире. Его трудовая деятельность

началась со скромной работы в качестве мастера по расписыванию карет.

Он стал известным зодчим после того, как его приметил граф Берлингтон в Риме,

где Уильям учился живописи у Бенедетто Лути. В доме Берлингтонов Кент стал своим

человеком (его и похоронили в 1748 году в их семейной усыпальнице).

Кент тесно сотрудничал с Берлингтоном, способствовал распространению в Британии

палладианского стиля. В его творчестве отразились различные направления, в том

числе готика и романтизм.

В 1734 году Кент начал строить первый дом в стиле классицизма (поместье Холкхэм-

Холл, графство Норфолк). В 1735 году Кент стал придворным мастером в Лондоне.

Талант Кента был весьма разно-сторонен. Поначалу он занимался живописью, писал и

портреты, и религиозные и исторические картины, расписывал потолки, делал

офорты, рисунки для различной утвари, иллюстрировал книги, разбивал сады и

строил дворцы. Он занимал должное-

22

100 великих заповедников и парков

ти королевского плотника, королевского архитектора, хранителя королевских картин

и главного королевского живописца. Однако произведений Кента сохранилось не так

много.

С 1730 года Кент занялся планированием парков. Об этом ландшафтном архитекторе

говорили: ";Магомет придумал рай, Кент создавал их во множестве";. Он был

настолько популярен, что его называли даже английским Рафаэлем. Хорас Уолпол,

назвав его отцом современной садово-парковой архитектуры, заявил: ";Он перескочил

через садовую изгородь и увидел, что вся природа - сад";.

Кент создавал планировку знаменитых парков виллы герцога Девонширского в Чисике

недалеко от Лондона, Карлтон-хауса в Лондоне, Клермонта рядом с Лондоном и др.

Парк Стоу называют лучшей его работой.

В своем творчестве он стремился приблизить английский ландшафт к пейзажам Клода

Лоррена (1600-1682), знаменитого французского художника, много лет

проработавшего в Италии. Поэтому Кент был категорически против прямых линий в

разбивке аллей, поскольку их нет в природе. Он во всем старался следовать

принципам естественности. Стремился создать живописные перспективы и

распределить свет и тень в пейзаже, добиться непрерывной смены картин, изменяя

для этого характер отдельных пейзажных композиций. Уильям Кент умело показывал

красоту отдельно стоящих деревьев, учитывая силуэт, форму, цвет и фактуру кроны.

В подражание живой природе он мог поместить сухие деревья в естественном

пейзаже. Его парки продолжались и за их пределами.

Устроенные им парки отличались камерностью, лиричностью, обилием украшений в

античном духе - статуй и павильонов. Творчество Уильяма Кента вдохновило многих

архитекторов. Говорили, что работать над парками надо так, как это делал Кент,

как художник и поэт.

Однако Вальтер Скотт иронически замечал, что парки Кента имеют не больше

сходства с природой, чем румяна престарелой кокетки со свежим румянцем

деревенской девушки.

Ланселот Браун, другой автор проекта сада Стоу, создал около сотни садов на

Британских островах и вошел в историю под кличкой Капабили-ти (потенциальный).

Его называли так потому, что он имел обычай при разговоре с заказчиками все

время твердить: ";Ваш участок обладает большими возможностями"; (по-английски

";capabilities";). Он создал планировку парков старинных поместий в Бленеме,

Оксфордшире, Бакингемшире, Петуорте, Западном Суссексе, проектировал также

архитектурные сооружения. Браун был так уверен в своей способности превзойти

красоту

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

23

природы, что однажды, создав пруды и протоки в большом парке, воскликнул: ";О

Темза, ты никогда мне этого не простишь!";

Парк Стоу расположен на площади 200 га. В его планировке использован прием,

получивший название ";На, ha!";. Он заключается в том, что садовую стену прятали

во рву, поэтому взгляду открывались близлежащие окрестности.

Дворец - центр композиции всего парка. Перед дворцом с севера и юга - открытые

прямоугольные площадки. В южном направлении перспективу парка завершает статуя

короля Георга 1, а с северной стороны - водоем.

Здесь созданы небольшие лужайки и разнообразные виды, благодаря пересеченному

рельефу с оврагами, холмами.

Парк украшают различные декоративные элементы: беседки в виде храмов Венеры,

Дружбы, Бахуса, скульптура, пещеры и т.д. Шедевром мировой архитектуры признан

построенный Кентом в парке Стоу элегантный круглый павильон - Храм античной

добродетели. Позже его творение пытались повторить зодчие всей Европы.

Заслуга Кента состоит в том, что он ";выявил достоинства существующего пейзажа -

округлил форму рощ, усилил склоны, добавил цвета, посадив необходимые для этого

деревья; пейзажи связал в последовательность, раскинув сеть тонких живописных

дорожек. Недостатком сада считают обилие построек. На сравнительно небольшом

парковом участке были построены храм Вакха, храм Венеры, пещера Дидоны,

пустынька Св. Августина, храм Дружбы и знаменитый Палладиев мост";, - пишет В.

Дормидонтова.

Сначала граница парка в Стоу была обозначена регулярными посадками деревьев,

позднее они были заменены группами деревьев и кустарников, в результате чего

открылась перспектива на окружающие пейзажи.

Парк в Стоу - типичный английский парк, который ";зачастую содержит огромное

количество намеков - исторических, политических, нравственных, - пишет М.

Соколова. - Так лорд Кобхэм, например, в своем поместье в Стоу установил за

домом статуи государственных мужей Англии и снабдил надписями из ";Энеиды";,

повествующими о блаженстве духов на Елисейских полях, а рядом собирался провести

реку Стикс. Другой землевладелец соорудил посреди парка храм Счастья, а

посетителям предлагал найти к нему правильную тропинку (она шла между статуями

Разума и Невинности). Третий, напротив, поместил в центре своего сада храм

Смерти, а входы в сад оформил в виде гробов и снабдил письменными призывами к

добродетели.

24

100 великих заповедников и парков

Одно время существовала повсеместная мода на ";дорожки влюбленных";, по сторонам

которых ставились скамейки с соответствующими надписями. А серпантинная дорожка,

ведущая в гору, достаточно распространенный элемент английского парка,

называлась не иначе как Парнас";.

За три века англичане создали множество парковых ансамблей. И сейчас сорок тысяч

государственных и частных парков Великобритании обычно открыты для посещения.

Гайд-парк

Среди английских парков Гайд-парк (площадь 160 га) и примыкающий к нему с запада

Кенсингтон-гарденз, или Кенсингтонский сад (площадь 140 га), наиболее заметны на

карте Лондона. Оба объекта образуют массив шириной более 1 км и протяженностью

2,5 км. Кроме того, рядом с Гайд-парком находятся Сент-Джеймсский парк, Грин-

парк - все они цепочкой тянутся друг за другом и занимают почти 400 га площади в

центре большого, столичного и к тому же древнего города. Лишь в Лондоне, как в

городе рассредоточенного типа, не скованном кольцом городских стен, стало

возможно такое неэкономное расходование земли.

Гайд-парк (так же как Сент-Джеймсский, Грин-парк) возник на месте заповедных

охотничьих лесов, огороженных в XVI веке Генрихом VIII. В то время в нем в

изобилии водились дикие кабаны и буйволы. Оливер Кромвель невзлюбил Гайд-парк

потому, что однажды здесь прострелил себе ногу (пистолет выстрелил у него в

кармане). Придя к власти, Кромвель распорядился продать земли парка по частям.

Гайд-парк стал принадлежать Вестминстерскому аббатству. Когда земли монастырей

были конфискованы, парк отошел к казне.

Гайд-парк был открыт для посещения публики раньше, чем другие королевские парки,

- еще в 1637 году. Планировку Гайд-парка и Кенсинг-

тонского сада выполнил в 1730 году

^ -teSK^^SHJ^^^^S Бриджмен. По его проекту была сооружена дамба на реке Вестбурн

и сделан пруд Серпантин (по приказу жены короля Георга II леди Каролины; на эту

затею она потратила 20 тысяч фунтов, которые взяла из казны втайне от мужа).

В 1851 году в Гайд-парке была организована первая Всемирная

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

25

выставка. Для нее по проекту ландшафтного архитектора Джозефа Пэкстона (1801 -

1865) было возведено здание из стекла и металла, названное Хрустальным дворцом.

Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни. Он

приступил к этой работе, когда узнал, что выставочный комитет отверг все более

чем двести проектов, представленные на конкурс. Первый набросок он сделал 11

июня 1850 года, а тринадцать дней спустя уже представил готовые чертежи.

Архитекторы Европы просто негодовали оттого, что этот обыкновенный садовник

вместо дворца собирается построить какой-то стеклянный колпак, оранжерею.

Действительно, дворец очень напоминал оранжерею, которую Пэкстон создавал раньше

для заморских пальм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедники России учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /

    Библиографический указатель
    ... великих). В книге "Стовеликихзаповедников и парков" рассказывается не только о городских парках, дворцово-парковых ансамблях, национальных парках и заповедниках, но и о парках ...
  2. «Сто великих» является зарегистрированным товарным знаком

    Книга
    СТОВЕЛИКИХ ВОЕННЫХ ТАЙН МОСКВА «ВЕЧЕ» 2006 «Стовеликих» является зарегистрированным товарным знаком, владельцем ... ЗАГАДОК ИСТОРИИ ЛЮБОВНИКОВ СКУЛЬПТОРОВ КАТАСТРОФ ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ ЖЕНЩИН АВАНТЮРИСТОВ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ ЛЮБОВНИЦ ...
  3. Управління культури і мистецтв запорізької міської ради

    Конкурс
    ... 15 860 Стовеликих замков 2011 15 861 Стовеликихзаповедников и парков 2011 15 862 Стовеликих изобретений ... 2011 15 863 Стовеликих казней ...
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ по самообследованию специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем Донецк 2008 Содержание

    Документ
    ... Ионина Н.А. Стовеликих аристократов М:ВЕЧЕ 2003 Ионина Н.А. Стовеликихзаповедников и парков М:ВЕЧЕ 2002 Ионина Н.А. Стовеликих архитекторов М:ВЕЧЕ ...
  5. Справочная литература (2)

    Литература
    ... Стовеликихзаповедников и парков. Серия: Стовеликих. – М.: Вече, 2002 1 106 Стовеликих мореплавателей. Серия: Стовеликих. – М.: Вече, 2000 1 107 Стовеликих правителей ...

Другие похожие документы..