Главная > Учебно-методический комплекс

1

Смотреть полностью

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Теории и методики обучения и воспитания

Ф.и.о. автора: Пономаренко Татьяна Михайловна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Основы социальной работы

(название)

Специальность: 031200 «Педагогика и методика начального образования»

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель:

Пономаренко Татьяна Михайловна

кандидат педагогических наук

доцент

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования».

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан И.О. Фамилия

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I.

Рабочая программа дисциплины

4

1.1.

Цели и задачи изучения дисциплины

4

2.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4

3.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

5

3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

5

3.2.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

6

4.

Содержание курса

9

5.

Темы практических и семинарских занятий

14

6.

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

22

7.

Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

22

8.

Учебно-методическое обеспечение

24

8.1.

Литература

24

8.2.

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

25

8.3.

Методические указания студентам

25

8.4.

Методические рекомендации для преподавателя

30

II.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

32

1. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: формирование теоретических знаний, практических умений и навыков организации и ведения социальной работы.

Задачи курса:

- освоение понятийно-категориального аппарата дисциплины;

- освоение методологических основ социальной работы;

- формирование профессионально значимых качеств социального работника;

- освоение основных направлений социальной работы;

- освоение основ управления социальной работой;

- ознакомление с зарубежным опытом социальной работы.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

- основные категории дисциплины;

- методологические основы социальной работы;

- основные направления социальной работы;

- основы управления социальной работой;

- зарубежный опыт социальной работы.

уметь:

- применять теоретические знания, практические умения и навыки организации и ведения социальной работы.

владеть: профессионально значимыми качествами социального работника.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

5,6,7,8

-

Аудиторные занятия:

126

-

14

лекции

78

-

8

практические и семинарские занятия

48

-

6

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-

Самостоятельная работа

126

-

236

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

252

252

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

5,6,7,8

Тестирование

Контрольная

работа

-

-

Курсовая работа

(№ семестра)

-

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

5,6,7,8

зачет

3

зачет

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Очная форма обучения

Таблица 2

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

лекции

Сем. зан.

Сам.раб

1

Методологические основы социальной работы

28

16

1.1.

Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина

8

2

2

4

1.2.

Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы

10

4

2

4

1.3.

История социальной работы в России

10

2

2

6

1.4.

Социальная политика современного российского государства.

8

2

2

4

1.5.

Социологические основы социальной работы

7

2

1

4

1.6.

Политологические основы социальной работы

7

2

1

4

1.7.

Педагогические основы социальной работы

10

4

2

4

1.8.

Психологические основы социальной работы

10

4

2

4

1.9.

Государственно-правовые основы социальной работы

6

2

-

4

1.10

Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

10

4

2

4

2.

Основные направления социальной работы в условиях реформирования России

40

26

2.1.

Медико-социальные основы здоровья.

6

2

-

4

2.2.

Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей.

6

2

-

4

2.3.

Семья как объект социальной работы.

10

2

2

6

2.4.

Социальная работа в сфере занятости

12

4

2

6

2.5.

Социальная защита детства

10

2

2

6

2.6.

Социальная защита интересов женщины

10

2

2

6

2.7.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов

10

4

2

4

2.8.

Социальная работа с пожилыми людьми

10

4

2

4

2.9.

Проблема бездомности в России и пути ее решения

8

2

2

4

2.10.

Социальная работа с молодежью.

8

2

2

4

2.11.

Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями

10

4

2

4

2.12.

Миграция и проблемы социальной работы

10

4

2

4

2.13.

Девиантное поведение как проблема социальной работы

8

2

2

4

2.14.

Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения

8

2

2

4

2.15.

Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения

8

2

2

4

3.

Управление социальной работой и ее кадры

10

6

3.1.

Менеджмент в социальной работе

6

2

-

4

3.2.

Подготовка социальных работников в России.

8

2

2

4

3.3.

Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

8

2

2

4

4.

Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное

10

4

2

4

252

78

48

126

Зачная форма обучения

Таблиц3а

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

лекции

Сем. зан.

Сам.раб

1

Методологические основы социальной работы

92

2

-

90

1.1.

Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина

2

2

-

-

1.2.

Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы

10

-

-

10

1.3.

История социальной работы в России

10

-

-

10

1.4.

Социальная политика современного российского государства.

10

-

-

10

1.5.

Социологические основы социальной работы

10

-

-

10

1.6.

Политологические основы социальной работы

10

-

-

10

1.7.

Педагогические основы социальной работы

10

-

-

10

1.8.

Психологические основы социальной работы

10

-

-

10

1.9.

Государственно-правовые основы социальной работы

10

-

-

10

1.10

Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

10

-

-

10

2.

Основные направления социальной работы в условиях реформирования России

120

6

6

108

2.1.

Медико-социальные основы здоровья.

12

-

-

12

2.2.

Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей.

12

-

-

12

2.3.

Семья как объект социальной работы.

2

2

-

-

2.4.

Социальная работа в сфере занятости

2

-

2

-

2.5.

Социальная защита детства

2

2

-

-

2.6.

Социальная защита интересов женщины

2

-

2

-

2.7.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов

12

-

-

12

2.8.

Социальная работа с пожилыми людьми

2

2

-

-

2.9.

Проблема бездомности в России и пути ее решения

12

-

-

12

2.10.

Социальная работа с молодежью.

2

-

2

-

2.11.

Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями

12

-

-

12

2.12.

Миграция и проблемы социальной работы

12

-

-

12

2.13.

Девиантное поведение как проблема социальной работы

12

-

-

12

2.14.

Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения

12

-

-

12

2.15.

Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения

12

-

-

12

3.

Управление социальной работой и ее кадры

40

-

-

40

3.1.

Менеджмент в социальной работе

10

-

-

10

3.2.

Подготовка социальных работников в России.

10

-

-

10

3.3.

Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

10

-

-

10

4.

Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное

10

-

-

10

итого

252

8

6

238

4. Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Методологические основы социальной работы

ТЕМА 1.1. Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина

Актуальность проблемы социальной работы на современном этапе развития общества.

Социальная работа как наука. Основные компоненты социальной работы как науки: закономерности, принципы, методы. Социальная работа как учебная дисциплина. Процесс дифференциации и интеграции учебной дисциплины «Социальная работа». Структура и основные категории учебного курса «Основы социальной работы».

Основные понятия: социальная работа, социальная помощь, социальная защита, социальная поддержка, социальная политика, социальная реабилитация, социальные гарантии, социальное управление, социальный работник.

ТЕМА 1.2. Социальная работа как особый вид деятельности.

Системный характер социальной работы

Социальная работа как вид деятельности и социальной системы. Предмет, объект, субъект социальной работы. Функции социальной работы: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая. Цель, содержание и средства социальной работы. Управление и цели как структурные элементы социальной работы. Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами.

Основные понятия: социальная работа, предмет социальной работы, объект социальной работы, субъект социальной работы, средства социальной работы, цель социальной работы.

ТЕМА 1.3. История социальной работы в России

Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности. Становление и развитие общественной системы призрения. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.

ТЕМА 1.4. Социальная политика современного российского

государства

Социальная политика как фактор, оказывающий влияние на социальную работу в обществе и способствующий защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Основные признаки государства. Особенности современного российского государства. Основные направления социальной политики государства. Важнейшие характеристики социальной политики. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

Основные понятия: социальная политика, социальная справедливость, социальное неравенство.

ТЕМА 1.5. Социологические политологические основы социальной работы

Теоретическая социология как основа социальной работы. Соотношение объекта и предмета социологии и социальной работы, их функций и задач. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы.

Основные понятия: социология, социальная работа, политология, традиционализация, прагматизация, легализация, легитимизация, партикуляризация.

ТЕМА 1.6. Политологические основы социальной работы

Основные направления в содержании политологии и социальной работы: политико-исторический сравнительный аспект; аспект анализа идейно-политических течений в истории и современности; массово-политический аспект; политико-социологический и практически-политологический аспекты. Социально-политические технологии на основе анализа проявления солидарности: естественно-антропологический уровень, производственно-профессиональный уровень, духовно-культурный уровень.

ТЕМА 1.7. Педагогические основы социальной работы

Роль педагогики в социальной работе. Педагогические принципы социальной работы. Педагогическое содержание социальной работы: социальный идеал; гуманистические ценности; социальные действия, умения и навыки; самовоспитание и перевоспитание. Педагогические методы решения задач социальной работы (методы формирования сознания, методы формирования образа действия, методы социального научения, методы социальной перспективы, методы включения личности в коллективную деятельность, методы одобрения и осуждения, методы закрепления положительного опыта, методы педагогической коррекции). Педагогические пути и средства социального развития личности.

Основные понятия: самовоспитание, социальное научение, педагогическая коррекция.

ТЕМА 1.8. Психологические основы социальной работы

Функции психологии в социальной работе: теоретическая, методологическая, объяснительная, диагностическая, прогностическая.

Психологическое обеспечение социальной работы (практическая психология, психология социальной деятельности: мотивация, психологический анализ, управление). Система психологического знания в социальной работе. Психологические методы социальной работы: психодиагностики, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг и аутотренинг, коррекция, психотерапия.

Основные понятия: самосоциализация личности, социальный идеал, социальные чувства.

ТЕМА 1.9. Государственно-правовые основы социальной работы

Социальная работа как показатель развития правового социального государства. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.

ТЕМА 1.10. Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

Основные понятия теории речевой коммуникации. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование навыков слушания. Совершенствование навыков письма. Совершенствование навыков устной речи. Речевые тактики убеждения. Методика проведения деловых бесед и переговоров.

Основные понятия: вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, интонация, дикция, голос, мелодика, логическое ударение, пауза, речевая тактика, деловая беседа, переговоры.

РАЗДЕЛ 2. Основные направления социальной работы в России

ТЕМА 2.1. Медико-социальные основы здоровья.

Социально-медицинские услуги населению. Социально-медицинские аспекты социальной работы. Основные функции специалистов высшего, среднего, третьего уровней в оказании медико-социальной помощи. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы.

Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ), социально-медицинская работа, медико-социальный работник, физическая культура.

ТЕМА 2.2. Роль физической культуры в социальной защите людей

Физическая культура как общественное явление. Основные компоненты физической культуры. Роль физической культуры в социальной защите людей.

ТЕМА 2.3. Семья как объект социальной работы. Социальные проблемы современной семьи. Виды семей по объективному риску уязвимости. Основные задачи социальной защиты семьи. Формы государственной помощи семье. Содержание социальной защиты семьи. Органы организации координирования социальной работы с семьей.

Основные понятия: нуклеарная семья, сложная семья, девиантные семьи, социализация, профориентация.

ТЕМА 2.4. Социальная работа в сфере занятости

Социально-экономические проблемы занятости в современной России. Государственная политика в сфере занятости населения. Деятельность социальных служб по защите безработных. Социально-психологическая работа в системе службы занятости.

ТЕМА 2.5. Социальная защита детства

Правовая и материальная база социальной защиты детства. Формы, методы, средства социальной защиты дошкольников и школьников. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов.

ТЕМА 2.6. Социальная защита интересов женщины

Сущность и эволюция «женского» вопроса. Социальное положение женщин в России. Государственная политика по улучшению положения женщин в России.

ТЕМА 2.7. Социальная забота о быте и трудоустройстве инвалидов

Понятие инвалидности и ее виды. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов. Управленческие аспекты заботы об инвалидах. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах страны.

Основные понятия: инвалид, комнаты медико-социальной помощи, поезда милосердия.

ТЕМА 2.8. Социальная работа с пожилыми людьми

Социальное положение и психологические особенности пожилых людей. Пожилой человек в семье. Медико-социальная реабилитация пожилых людей. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей. Социальное попечительство над пожилыми людьми.

Основные понятия: пожилой возраст, долголетие, инвалид, комнаты медико-социальной помощи, поезда милосердия.

ТЕМА 2.9. Проблема бездомности в России и пути ее преодоления

Понятие бездомности и ее причины. Пути и методы решения проблемы бездомности в стране.

ТЕМА 2.10. Социальная работа с молодежью.

Молодежь как особая социально-демографическая группа. Особенности современной молодежи как социальной группы. Структура системы социальной защиты молодежи. Основные задачи социальной службы для молодежи.

Основные понятия: молодежь, девиантное поведение, отчуждение, деперсонализация, депрессия, синдром философской интоксикации, фобии, наркомания, токсикомания, алкоголизм, пьянство, проституция, суицид, половой фетишизм, эксгибиционизм, зоофилия, гомосексуализм, преступление, проступок.

ТЕМА 2.11. Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями

Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями. Содержание работы в разрешении проблем межэтнических отношений.

Основные понятия: нация, народность, национально-этнические общности.

ТЕМА 2.12. Миграция и проблемы социальной работы

Понятие миграции. Социологический аспект социальной работы с мигрантами. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами. Последствия вынужденной миграции и перспективы социальной работы с мигрантами.

Основные понятия: миграция, мигранты.

ТЕМА 2.13. Девиантное поведение как проблема социальной

работы

Девиантное поведение и его основные виды. Причины девиантного поведения: психические расстройства, личностные расстройства. Формы проявления девиантного поведения: наркомания, пьянство, алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, правонарушения. Социальный контроль девиантного поведения.

Основные понятия: девиантное поведение, отчуждение, деперсонализация, депрессия, синдром философской интоксикации, фобии, наркомания, токсикомания, алкоголизм, пьянство, проституция, суицид, половой фетишизм, эксгибиционизм, зоофилия, гомосексуализм, преступление, проступок.

ТЕМА 2.14. Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения

Показатели материальной обеспеченности людей. Формы социальной защиты малообеспеченных слоев населения: индексация, компенсация, благотворительность.

Основные понятия: бездомность, беженцы, потребности, уровень жизни, индексация, компенсация, благотворительность.

ТЕМА 2.15. Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения

Программы социальной защиты. Перечень категорий граждан. Перечни бытовых услуг и бытовых предприятий. Льготные условия обслуживания. Отделения социальной помощи на дому.

РАЗДЕЛ 3. Управление социальной работой и ее кадры

ТЕМА 3.1. Менеджмент в социальной работе

Понятие и основные направления социального управления. Функции управления: целеполагание, прогнозирование, организация.

Основные понятия: менеджмент в социальной работе.

ТЕМА 3.2. Подготовка социальных работников в России.

Становление системы подготовки социальных работников в России: достижения и проблемы. Уровни подготовки социальных работников. Актуальные проблемы подготовки социальных работников.

ТЕМА 3.3. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

Перечень должностных обязанностей социального работника. Основные функции социального работника: диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-педагогическая, психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, рекламно-пропагандистская, нравственно-гуманистическая, организационная. Требования к специалисту в области социальной работы по двум циклам: Общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины. Духовно-нравственный портрет социального работника. Три группы личностных качеств социального работника,

Раздел 4. Зарубежный опыт социальной работы

ТЕМА 4.1. Зарубежный опыт социальной работы

История становления профессии «социальный педагог» за рубежом: освещение вопроса о зависимости воспитания от политики государства в трудах античных мыслителей (Демокрит, Сократ, Платон); философы VIII в. о значимости воспитания в социальных преобразованиях (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо); Пауль Наторп - теоретик социальной работы.

Социальная работа в США, Германии, Норвегии. Общее и особенное в системах социальной работы в зарубежных странах и России.

5. Темы практических и семинарских занятий

Семинарское занятие №1

ТЕМА 1. История социальной работы в России

1. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности.

2. Становление и развитие общественного призрения в России.

3. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.

4. Проблемы защиты населения в России в 90-е годы.

5. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.

Литература

1. Андриевский, И. Е. По вопросу об отношении государства к общественному призрению / И. Е. Андриевский. - М., 1984.

2. Антология социальной работы: в 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ. - НВФ.СПТ, 1994-1995.

3. Ашрот, П. Ф. Призрение бедных / П. Ф. Ашрот. - СПб., 1902.-№45.

4. Балицкая, А. Одна из причин нищеты / А. Балицкая. - СПб., 1886.

5. Мельников, В. П. История социальной работы в России: учебное пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. - М.,1998.

6. Основы социальной работы / Под ред. Павленка П. Д. - М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Теория и методика социальной работы. - Ч. 1 / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1994.

Семинарское занятие №2

ТЕМА 2. Социальная работа как наука, учебная дисциплина и особый вид деятельности

1. Особенности социальной работы как науки.

2. Закономерности, принципы и методы социальной работы как науки.

3. Содержание социальной работы как учебной дисциплины.

4. Объект и субъект социальной деятельности.

5. Содержание и средства социальной работы как особого ви­да деятельности.

6. Определение основных понятий курса:

Литература

1. Гуслякова, Л. Г. Основы теории социальной работы / Л. Г. Гус-лякова, Е. И. Холостова. - М.? 1997.

2. Основы социальной работы: учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

3. Панов, А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / А. М. Панов // Российский журнал социальной работы.- 1995. -№ 1.

4. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок. - М., 2006.

5. Саппс, М. Опыт социальной работы. Введение в профессию / М. Саппс, К. Уэллс. - М.Д994.

Семинарское занятие №3

ТЕМА 3. Социологические и политологические основы социальной работы

1. Объекты, предметы и функции социологии и социальной работы как науки: общее и особенное.

2. Социология как методологическая основа социальной работы. Влияние социальной работы на социологию.

3. Политология и социальная работа: объекты, предметы, функции. Общее и особенное.

4. Политология как основа социальной работы. Социально-политические технологии и социальная работа.

Индивидуальное задание

1. Практика социологических исследований проблем социальной работы в стране.

2. Методические вопросы организации социологического исследования проблем социальной работы.

Литература

1. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. - Т. 1-3. -М., 1994-1995.

2. Бернер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернер, Л. Юнсон. - М., 1992.

3. Григорьев, С. И. Социология и социальная работа/ С. И. Григорьев. - Барнаул, 1991.

4. Ильин, В. В. Политическая антропология / В. В. Ильин, А. С. Панарин, Д. В. Балдовский. - М., 1995.

5. Ковалев, В. Н. Социология социальной сферы / В. Н. Ковалев.-М., 1992.

6. Теория и методика социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

Семинарское занятие №4

ТЕМА 4. Психолого-педагогические основы социальной работы

1. Психологические функции и психологическое обеспечение социальной работы.

2. Система социологического знания в социальной работе.

3. Психологические методы социальной работы.

4. Педагогика и социальная работа: объект, предмет и функции.

5. Педагогические принципы, педагогическое содержание социальной работы.

6. Педагогические методы решения задач социальной работы.

Индивидуальное задание

1. Педагогическое мастерство социального работника.

2. Психологическая модель социализации личности.

3. Социальный работник как психолог.

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: МГУ, 1980.

2. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. -М., 1995.

3. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. В. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. - М., 1995.

4. Наторп, П. Социальная педагогика / П. Наторп. - М., 1986.

5. Основы социальной работы / Под ред. Павленка П. Д. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Социальная педагогика. - Свердловск, 1988.

Семинарское занятие №5

ТЕМА 5. Медико-социальные основы здоровья. Роль физической культуры в социальной защите людей

1. Группы населения, нуждающиеся в социально-медицинской помощи.

2. Характер и содержание медико-социальных услуг населению.

3. Трехуровневая система оказания медико-социальной помощи и ее содержание.

4. Основные направления реабилитационной и реакреацион-ной работы с помощью физической культуры.

5. Физическая культура как средство решения социальных проблем (трудоустройства, снятия напряженности, профилактики ассоционального поведения молодежи и т. д.).

Индивидуальные задания

1. Актуальность защиты социального здоровья населения в современных условиях.

2. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы.

3. Физическая культура и личность социального работника.

Литература

1. Грачев. Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. - М.Д992.

2. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев: Здоровье, 1987.

3. Журавлев, И. В. Отношение населения к здоровью / И. В. Журавлев. -М., 1993.

4. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. - М., 1987.

5. Мильнер, Е. Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е. Г. Мильнер. -М.: ФиС, 1991.

6. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.

7. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. - М.: ФиС, 1978.

Семинарское занятие №6

ТЕМА 6. Социальная работа с пожилыми людьми. Забота государства о трудоустройстве и быте инвалидов

1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

2. Пожилой человек в семье.

3. Медико-социальная реабилитация пожилых людей. Проблемы социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

4. Понятие инвалидности и ее виды.

5. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Практика реализации федеральных и ведомственных правовых и других нормативных актов по защите инвалидов.

6. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.

Индивидуальное задание

1. Опыт решения проблем инвалидов на Сахалине и в других регионах России.

2. Проблемы социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

Литература

1. Гордин, В. Э. Чем старость обеспечить / В. Э. Гордин. - М.: Мысль, 1988.

2. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с детьми, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. - М., 1992.

3. Дементьева, Н. Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. - Тюмень, 1995.

4. Добровольская, Т. А. Социальные проблемы инвалидности / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, Н. А. Демидов // Социс. -1992.-№5.

5. Дыскин, А. А. Здоровье и труд в пожилом возрасте / А. А. Дыскин, А. Л. Решетов. - М., 1988.

6. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИСР, 1995.

7. Сосин, М. Я. Пожилой человек в семье и обществе / М. Я. Сосин, А. А. Дыскин. - М., 1984.

Семинарское занятие №7

ТЕМА 7. Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин

1. Типология семей по объективному риску социальной уязвимости.

2. Содержание социальных проблем современных российских семей.

3. Положение детей в России.

4. Содержание и формы социальной защиты детей РФ в настоящее время.

5. Современное социальное положение женщин в России.

6. Государственная политика по улучшению положения женщин.

Индивидуальное задание

1. Опыт деятельности социальных служб по социальной защите семей.

2. Зарубежный опыт защиты детства.

3. Эволюция и сущность женского вопроса.

Литература

1. Ваганов, Н. Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей на 90-е годы / Н. Н. Ваганов // Семья в России. - 1995. - № 1-2.

2. Воронина, О. Женский вопрос / О. Воронина // СССР: демографический диагноз. - М.: Прогресс, 1990.

3. Груздева, Е. Б. Положение женщин в обществе: конфликт ролей / Е. Б. Груздева, Э. С. Чертихина // Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы. - М.: Московский рабочий,1990.

4. Зотов, В. Б. Управление административной территорией в городе (проблемы и перспективы) / В. Б. Зотов. - М.: Луч, 1995.

5. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода России к рынку / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1994.

6. Работающие женщины в условиях перехода к рынку. - М.: Институт экономики РАН, 1993.

7. Социальная работа: Вопросы и ответы / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М., 1997.

8. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. -М.: Союз, 1994.

Семинарское занятие №8

ТЕМА 8. Социальная работа с молодежью. Девиантное поведение как проблема социальной работы

1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.

2. Социальные проблемы молодежи в современных условиях.

3. Система социального обслуживания молодежи и ее структура.

4. Понятие девиантного поведения и его причины.

5. Формы проявления девиантного поведения и их содержа­тельная характеристика.

Индивидуальное задание

1. Опыт работы социальных служб с молодежью.

2. Опыт социальной работы с группами и лицами девиантного поведения.

Литература

1. Алмазов, Б. Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 1986.

2. Антонян, Ю. М. Преступность и психические аномалии / Ю. М. Антонян. - М.: Наука, 1987.

3. Братусь, Б. С. Аномалия личности / Б. С. Братусь. - М: Мысль, 1988.

20

4. Ковалев, В. В. Психология юношеского возраста / В. В. Ковалев. -М., 1996.

5. Ваковская, О. С. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О. С. Ваковская. - М.: Наука, 1993.

6. Социальные службы для подростков и молодежи / Институт молодежи. - М., 1993.

7. Социально-психологические проблемы отклонений в поведении молодежи. - Киев, 1989.

Семинарское занятие №9

ТЕМА 9. Бездомность и проблемы социальной работы. Методы, формы социальной работы с малообеспеченными группами населения

1. Общие и специфические факторы малообеспеченностив современной России.

2. Индексация, компенсация и другие меры государства по социальной защите малообеспеченных граждан России.

3. Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как функция социальной работы. Общее и особенное в бытовом обслуживании слабо защищенных слоев населения в различных регионах России.

4. Бездомность как социальное явление. Причины бездомности.

5. Основные группы бездомных и их характеристики.

6. Главные направления решения проблем бездомности в России.

Индивидуальное задание

1. Опыт социальных служб по работе с бездомными.

2. Место и роль социальных потребностей в структуре потребностей людей.

3. Уровень жизни, потребительский бюджет, прожиточный минимум и минимальная заработная плата.

4. Благотворительная деятельность в России по социальной поддержке малоимущих групп населения.

Литература

1. Антология социальной работы: в 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1994-1996.

2. Беженцы. Динамика перемещения. - М., 1989.

3. Васильев, В. А. Как наметить «черту бедности» / В. А. Васильев // Профсоюзы и экономика. - 1992.

4. Всеобщая декларация прав человека. - М.,1988.

5. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика. - М.: Луч, 1993.

6. Витек, К. Проблемы семейного благополучия / К. Витек. -М.: Прогресс, 1988.

7. Жуков, В. И. Россия. Состояние. Перспективы. Противоречия развития / В. И. Жуков. - М., 1995.

8. Корель, Л. В. Миграция и жилище / Л. В. Корель, В. С. Тапилина, В. А. Трофимов. - Новосибирск, 1988.

9. Основы социальной работы: учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

Семинарское занятие №10

ТЕМА 10. Социальная работа с социально-этническими общностями. Миграция и проблемы социальной работы

1. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.

2. Основные причины обострения отношений между социально-этническими общностями.

3. Основные пути разрешения межнациональных, межэтнических конфликтов в разных сферах общественной жизни.

4. Понятие миграции, ее причины и последствия.

5. Содержание социальной работы в зависимости от вида ми­грации.

6. Правовые аспекты в социальной работе с мигрантами.

Индивидуальное задание

1. Проанализируйте состояние межэтнических отношений в вашем коллективе, городе.

2. Опыт деятельности миграционных служб в России и их сотрудничества с другими социальными службами.

Литература

1. Абдулатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991.

2. Антология социальной работы: в 5 т. - Т. 3 / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ: НВФ СПТ, 1995.

3. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И. Г. Зайнышева. -М.: Союз, 1994. -Ч. 1. -Гл. 18.

4. Этнические процессы в современном мире. - М., 1997.

5. Этничность. Национальные движения. Социальная практика: сб. статей. - Петрополис, 1995.

Семинарское занятие №11

ТЕМА 11. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

1. Должностные обязанности социального работника, содержащиеся в квалификационном справочнике.

2. Основные функции социального работника.

3. Требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин.

4. Содержание и классификация наиболее важных личностных качеств социального работника.

5. Содержание основных принципов «Кодекса этики социального работника» и их реализация в практической социальной деятельности.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по специальности 022100 - «Социальная работа». - М.: Госкомвуз РФ, 1994.

2. Зимняя, И. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. Зимняя // Социальная работа. - М., 1992. - Вып. 2.

3. Кодекс социального работника. - М.: ИСР, 1998.

4. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. - Ч. 1-2.

Семинарское занятие №12

ТЕМА 12. Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

1. Понятия, виды, формы коммуникации.

2. Цели и задачи речевой коммуникации.

3. Роль навыков чтения в процессе коммуникативной деятель­ности.

4. Приемы совершенствования навыков слушания.

5. Основные приемы навыков письма.

6. Устная речь как важнейший метод коммуникативной дея­тельности.

7. Методика проведения деловых бесед и переговоров.

Литература

1. Ван Дейк, Т. А. Язык, познание, коммуникации / Т. А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. -М.,1990.

3. Веселов, П. В. Аксиомы делового письма: культура делово­го общения и официальной переписки / П. В. Веселов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.

4. Войскунский, А. Е. Я говорю, мы говорим... / А. Е. Вой-скунский. - М., 1990.

5. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Ро-зенталь. - М.: Международные отношения, 1993.

6. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-МД997.

7. Савкова, 3. В. Лектор и его голос / 3. В. Савкова. - М., 1972.

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

(не предусмотрены)

7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

1. Влияние христианства на развитие благотворительности в России.

2. Становление системы общественного призрения в России.

3. Психологические методы социальной работы.

4. Педагогические методы социальной работы.

5. Правовые государственные документы как основа социальной работы.

6. Задачи и функции физического воспитания в системе всестороннего развития личности.

7. Основные типы современной семьи по признаку уязвимости.

8. Безработица, ее основные формы.

9. Роль семьи в социальной защищенности детей.

10. Сущность «женского вопроса».

11. Основные задачи государственной политики в отношении женщин.

12. Формы и методы медико-социальной реабилитации инвалидов.

13. Система социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

14. Решение проблемы бездомности в стране.

15. Неформальные молодежные объединения.

16. Основные направления социальной работы с криминальными проявлениями среди молодежи.

17. Особенности социальной работы по социализации детей и подростков.

18. Основные пути разрешения межнациональных и межэт­ических конфликтов.

19. Формы социальной работы для решения проблем ми­грантов.

20. Социальный контроль девиантного поведения.

Методические рекомендации к написанию рефератов

Реферат (от латинского «сообщать») — краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части, может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно, таким образом, реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студента широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выбрать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сообщает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семинарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.; В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное» существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

8. Учебно-методическое обеспечение

8.1. Литература

Основная:

1. Антология социальной работы: в 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1994-1996.

2. Гуслякова, Л. Г. Основы теории социальной работы / Л.Г. Гус-лякова, Е. И. Холостова. - М., 1997.

3. Зимняя, И. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. Зимняя // Социальная работа. - М., 1992. - Вып. 2.

4. Кодекс социального работника. - М.: ИСР, 1998.

5. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

6. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие / П. Д. Павленок. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 476 с.

7. Социальная работа: Вопросы и ответы / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М., 1997.

8. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. - Ч. 1-2.

9. Саппс, М. Опыт социальной работы. Введение в профессию / М. Саппс, К. Уэллс. - М., 1994.

Дополнительная:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. -М.: МГУ, 1980.

2. Бернер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернер, Л. Юнсон. - М., 1992.

3. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. -М.,1995.

4. Наторп, П. Социальная педагогика / П. Наторп. - М., 1986.

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины

Не предусмотрено

8.3. Методические указания студентам по организации своей учебно – профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе

1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно – профессиональной деятельности, то есть не обязательно быть «как все» или «копировать» действия «особо одаренных» или «успевающих» студентов. Успех в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это и одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого студента – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:

- Слушать и слышать другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

- Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема. Постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством. Если это кажется невероятным, просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя. Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

- Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в Вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя, попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога, который уже после лекции на семинаре может превратиться в диалог реальный. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной.

- Если вы с чем-то не согласны с преподавателем, то не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятия, либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись.

3. Правила конспектирования на лекциях:

- Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель, важно уловить главную мысль и основные факты.

- Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок.

- Использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно.

4. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

- Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам, чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано.

- Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента.

- Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены будет сдавать более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

- Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведения зачета с участием другого преподавателя.

Как планировать свою деятельность

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий и иметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою лень или справиться с другими негативными характеристиками. Воспитание воли и умений сознательно регулировать свое поведение становятся очень важными задачами в процессе саморазвития студента.

Материалы для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Методологические основы социальной работы

Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

История социальной работы в России

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социальная политика современного российского государства.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Политологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Педагогические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Психологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Государственно-правовые основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Основные направления социальной работы в условиях

реформирования России

Медико-социальные основы здоровья.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Семья как объект социальной работы.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа в сфере занятости

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная защита детства

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная защита интересов женщины

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа с пожилыми людьми

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Проблема бездомности в России и пути ее решения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа с молодежью.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Миграция и проблемы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Девиантное поведение как проблема социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Управление социальной работой и ее кадры

Менеджмент в социальной работе

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

работа с нормативными документами и законодательной базой;

Подготовка социальных работников в России.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное

.4. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Вопросы к зачету

1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.

2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина.

3. Социальная работа как особый вид деятельности.

4. Основные понятия социальной работы как науки и учебной дисциплины.

5. Социальная работа как система. Содержательная характеристика ее основных компонентов.

6. История социальной работы как особого вида деятельности.

7. Специфика современного российского государства как социального института общества.

8. Социальная политика и социальная работа: единство и различие.

9. Политологические основы социальной работы.

10. Взаимосвязь педагогики и социальной работы.

11. Психология и социальная работа.

12. Государственно-правовые основы социальной работы.

13. Место и роль коммуникации в деятельности социального работника.

14. Сферы профессиональной деятельности социального работника.

15. Непрерывная система профессиональной подготовки социального работника.

16. Профессиональная и личностная характеристика социального работника.

17. Семья как объект социальной работы.

18. Социальная защита интересов женщин.

19. Социально-медицинские услуги населению.

20. Проблемы современной семьи и ее социальная защита.

21. Роль физической культуры в социальной защите людей.

22. Социальная защита дошкольников.

23. Социальная работа с молодежью.

24. Социальная защита школьников.

25. Социальная работа с пожилыми людьми.

26. Проблема бездомности и пути ее решения.

27. Социальная работа с инвалидами.

28. Девиантное поведение как проблема социальной работы.

29. Социальная работа с малообеспеченной группой населения.

30. Миграция и проблемы социальной проблемы.

31. Социальная защита интересов женщин.

32. Социальная работа с социально-этническими общностями.

Материалы для контроля знаний

ВАРИАНТ 1.

1. Выберите правильный вариант ответа. Социальная работа-это...

а) деятельность, направленная на оказание помощи;

б) одна из разновидностей деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты людей;

в) профессиональная деятельность социального работника.

2. Выберите правильный вариант ответа. Социальная реабилитация - это...

а) процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества;

б) процесс активного включения личности в социальные процессы, происходящие в обществе;

в) восстановление личности в социальных правах.

3. Выберите правильный вариант ответа. Социальная защита-это...

а) мероприятия по созданию благоприятных условий жизни нуждающимся людям;

б) система мероприятий, осуществляемых обществом для поддержания жизнеобеспечения отдельного человека;

в) система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни и деятельного существования человека или социальных групп.

4. Выберите правильный вариант ответа. Управление в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, обеспечении их развития как субъектов общественных отношений - это...

а) социальное управление;

б) социальная политика;

в) социальная помощь.

5. Выделите группы принципов социальной работы как науки:

а) философские, общенаучные, методические, психолого-педагогические;

б) содержательные, психолого-педагогические, методические, организационные;

в) целевые, содержательные, результативные.

6. Выделите закономерности социальной работы как науки:

а) взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;

б) решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

в) соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания;

г) обеспечение государственных гарантий.

7. Выделите группу методов социальной работы:

а) словесные, практические, экспериментальные;

б) диагностирующие, коррекционные, контролирующие, организационные;

в) экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие.

8. Выделите функции социальной работы:

а) лечебная, коммуникативная, защитная;

б) диагностическая, прогностическая, правозащитная, социально-педагогическая, социально-бытовая;

в) рекламно-пропагандистская, организационная, воспитыва­ющая, развивающая.

9. Объектом социальной работы являются:

а) все представители социального общества;

б) пожилые люди, инвалиды;

в) группы, слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

10. Что называется технологией социальной работы?

а) способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбором оптимальных средств, методов их выполнения;

б) использование в процессе социальной работы новых технологий;

в) использование в процессе социальной работы технических средств.

ВАРИ АНТ 2

1. Выберите правильный ответ. Социальная помощь - это...

а) система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности;

б) система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным людям или группам населения для поддержания их социального статуса;

в) материальные выплаты государством отдельным людям или группам населения для смягчения или преодоления их жизненных трудностей.

2. Выберите правильный ответ. Социальные гарантии -это...

а) нормативные установки, условия, утвержденные органами социальной защиты, которые направлены на удовлетворение определенного набора услуг поддержания деятельного существования людей;

б) система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания и жизнеобеспечения деятельного существования людей;

в) законы государства об удовлетворении определенного набора благ и услуг, потребностей жизнеобеспечения инвалидов.

3. Выберите правильный ответ. Социальная политика -это...

а) определенная ориентация государства и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей;

б) меры, принимаемые государством для создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

в) ориентация государственной власти на создание благоприятных межэтнических отношений.

4. Выберите правильный вариант ответа. Специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе жизнедеятельности и деятельностного существования, - это...

а) социальная помощь;

б) социальная поддержка;

в) социальная работа.

5. Выделите группы принципов социальной работы как науки:

а) содержательные, психолого-педагогические, организационные, методические;

б) педагогические, психологические, методические;

в) философские, общенаучные, узконаучные, методические, психолого-педагогические.

6. Выделите закономерности социальной работы как науки:

а) доступность социального обслуживания;

б) соблюдение конфиденциальности в социальной работе;

в) обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

г) зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

7. Выделите методы социальной работы:

а) экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие;

б) организационные, управленческие, контролирующие;

в) диагностирующие, коррекционные, операционные.

8. Выделите функции социальной работы:

а) социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, воспитывающая;

б) организационная, прогностическая, диагностическая, развивающая;

в) диагностическая, прогностическая, правозащитная, социально-педагогическая, социально-психологическая.

9. Объектом социальной работы являются:

а) дети, подростки;

б) безработные, мигранты;

в) люди, группы, нуждающиеся в социальной поддержке и помощи.

10. Что называется технологией социальной работы?

а) осуществление деятельности по строго определенному плану;

б) осуществление деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств, методов их выполнения;

в) пути и способы осуществления социальной работы.


1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (60)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Методика внеклассной работы по биологии» к. п. н., доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплины Дисциплина «Методика внеклассной ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методический комплекс по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс ... экономических наук Учебно-методический комплекс по дисциплине «Государственное ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения ... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по разделу «Растения» ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы рекламного дела» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 « ... 1. Методические рекомендации по изучению курса. 1.1 При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Экообразование» кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплины Дисциплина «Экообразование» предназначена ...
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... __________________________________________________________ (ф.и.о.) Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация ЭВМ и ... Самме Г.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация ЭВМ и систем (название дисциплины) составлен ...

Другие похожие документы..