Главная > Учебно-методический комплекс


Семинарское занятие №10

ТЕМА 10. Социальная работа с социально-этническими общностями. Миграция и проблемы социальной работы

1. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.

2. Основные причины обострения отношений между социально-этническими общностями.

3. Основные пути разрешения межнациональных, межэтнических конфликтов в разных сферах общественной жизни.

4. Понятие миграции, ее причины и последствия.

5. Содержание социальной работы в зависимости от вида ми­грации.

6. Правовые аспекты в социальной работе с мигрантами.

Индивидуальное задание

1. Проанализируйте состояние межэтнических отношений в вашем коллективе, городе.

2. Опыт деятельности миграционных служб в России и их сотрудничества с другими социальными службами.

Литература

1. Абдулатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991.

2. Антология социальной работы: в 5 т. - Т. 3 / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ: НВФ СПТ, 1995.

3. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И. Г. Зайнышева. -М.: Союз, 1994. -Ч. 1. -Гл. 18.

4. Этнические процессы в современном мире. - М., 1997.

5. Этничность. Национальные движения. Социальная практика: сб. статей. - Петрополис, 1995.

Семинарское занятие №11

ТЕМА 11. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

1. Должностные обязанности социального работника, содержащиеся в квалификационном справочнике.

2. Основные функции социального работника.

3. Требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин.

4. Содержание и классификация наиболее важных личностных качеств социального работника.

5. Содержание основных принципов «Кодекса этики социального работника» и их реализация в практической социальной деятельности.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по специальности 022100 - «Социальная работа». - М.: Госкомвуз РФ, 1994.

2. Зимняя, И. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. Зимняя // Социальная работа. - М., 1992. - Вып. 2.

3. Кодекс социального работника. - М.: ИСР, 1998.

4. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. - Ч. 1-2.

Семинарское занятие №12

ТЕМА 12. Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

1. Понятия, виды, формы коммуникации.

2. Цели и задачи речевой коммуникации.

3. Роль навыков чтения в процессе коммуникативной деятель­ности.

4. Приемы совершенствования навыков слушания.

5. Основные приемы навыков письма.

6. Устная речь как важнейший метод коммуникативной дея­тельности.

7. Методика проведения деловых бесед и переговоров.

Литература

1. Ван Дейк, Т. А. Язык, познание, коммуникации / Т. А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. -М.,1990.

3. Веселов, П. В. Аксиомы делового письма: культура делово­го общения и официальной переписки / П. В. Веселов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.

4. Войскунский, А. Е. Я говорю, мы говорим... / А. Е. Вой-скунский. - М., 1990.

5. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Ро-зенталь. - М.: Международные отношения, 1993.

6. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-МД997.

7. Савкова, 3. В. Лектор и его голос / 3. В. Савкова. - М., 1972.

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

(не предусмотрены)

7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

1. Влияние христианства на развитие благотворительности в России.

2. Становление системы общественного призрения в России.

3. Психологические методы социальной работы.

4. Педагогические методы социальной работы.

5. Правовые государственные документы как основа социальной работы.

6. Задачи и функции физического воспитания в системе всестороннего развития личности.

7. Основные типы современной семьи по признаку уязвимости.

8. Безработица, ее основные формы.

9. Роль семьи в социальной защищенности детей.

10. Сущность «женского вопроса».

11. Основные задачи государственной политики в отношении женщин.

12. Формы и методы медико-социальной реабилитации инвалидов.

13. Система социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

14. Решение проблемы бездомности в стране.

15. Неформальные молодежные объединения.

16. Основные направления социальной работы с криминальными проявлениями среди молодежи.

17. Особенности социальной работы по социализации детей и подростков.

18. Основные пути разрешения межнациональных и межэт­ических конфликтов.

19. Формы социальной работы для решения проблем ми­грантов.

20. Социальный контроль девиантного поведения.

Методические рекомендации к написанию рефератов

Реферат (от латинского «сообщать») — краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части, может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно, таким образом, реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студента широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выбрать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сообщает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семинарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.; В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное» существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

8. Учебно-методическое обеспечение

8.1. Литература

Основная:

1. Антология социальной работы: в 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. -М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1994-1996.

2. Гуслякова, Л. Г. Основы теории социальной работы / Л.Г. Гус-лякова, Е. И. Холостова. - М., 1997.

3. Зимняя, И. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. Зимняя // Социальная работа. - М., 1992. - Вып. 2.

4. Кодекс социального работника. - М.: ИСР, 1998.

5. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П. Д. Павленка.-М., 1997.

6. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие / П. Д. Павленок. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 476 с.

7. Социальная работа: Вопросы и ответы / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М., 1997.

8. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. - Ч. 1-2.

9. Саппс, М. Опыт социальной работы. Введение в профессию / М. Саппс, К. Уэллс. - М., 1994.

Дополнительная:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. -М.: МГУ, 1980.

2. Бернер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернер, Л. Юнсон. - М., 1992.

3. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. -М.,1995.

4. Наторп, П. Социальная педагогика / П. Наторп. - М., 1986.

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины

Не предусмотрено

8.3. Методические указания студентам по организации своей учебно – профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе

1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно – профессиональной деятельности, то есть не обязательно быть «как все» или «копировать» действия «особо одаренных» или «успевающих» студентов. Успех в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это и одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого студента – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:

- Слушать и слышать другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

- Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема. Постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством. Если это кажется невероятным, просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя. Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

- Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в Вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя, попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога, который уже после лекции на семинаре может превратиться в диалог реальный. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной.

- Если вы с чем-то не согласны с преподавателем, то не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятия, либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись.

3. Правила конспектирования на лекциях:

- Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель, важно уловить главную мысль и основные факты.

- Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок.

- Использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно.

4. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

- Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам, чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано.

- Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента.

- Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены будет сдавать более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

- Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведения зачета с участием другого преподавателя.

Как планировать свою деятельность

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий и иметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою лень или справиться с другими негативными характеристиками. Воспитание воли и умений сознательно регулировать свое поведение становятся очень важными задачами в процессе саморазвития студента.

Материалы для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Методологические основы социальной работы

Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

История социальной работы в России

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социальная политика современного российского государства.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Социологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Политологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Педагогические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Психологические основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Государственно-правовые основы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Основные направления социальной работы в условиях

реформирования России

Медико-социальные основы здоровья.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

Семья как объект социальной работы.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа в сфере занятости

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная защита детства

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная защита интересов женщины

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа с пожилыми людьми

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Проблема бездомности в России и пути ее решения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Социальная работа с молодежью.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Миграция и проблемы социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Девиантное поведение как проблема социальной работы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Управление социальной работой и ее кадры

Менеджмент в социальной работе

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

работа с нормативными документами и законодательной базой;

Подготовка социальных работников в России.

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

  • работа с нормативными документами и законодательной базой;

Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе)

  • написание рефератов;

Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное

.4. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Вопросы к зачету

1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.

2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина.

3. Социальная работа как особый вид деятельности.

4. Основные понятия социальной работы как науки и учебной дисциплины.

5. Социальная работа как система. Содержательная характеристика ее основных компонентов.

6. История социальной работы как особого вида деятельности.

7. Специфика современного российского государства как социального института общества.

8. Социальная политика и социальная работа: единство и различие.

9. Политологические основы социальной работы.

10. Взаимосвязь педагогики и социальной работы.

11. Психология и социальная работа.

12. Государственно-правовые основы социальной работы.

13. Место и роль коммуникации в деятельности социального работника.

14. Сферы профессиональной деятельности социального работника.

15. Непрерывная система профессиональной подготовки социального работника.

16. Профессиональная и личностная характеристика социального работника.

17. Семья как объект социальной работы.

18. Социальная защита интересов женщин.

19. Социально-медицинские услуги населению.

20. Проблемы современной семьи и ее социальная защита.

21. Роль физической культуры в социальной защите людей.

22. Социальная защита дошкольников.

23. Социальная работа с молодежью.

24. Социальная защита школьников.

25. Социальная работа с пожилыми людьми.

26. Проблема бездомности и пути ее решения.

27. Социальная работа с инвалидами.

28. Девиантное поведение как проблема социальной работы.

29. Социальная работа с малообеспеченной группой населения.

30. Миграция и проблемы социальной проблемы.

31. Социальная защита интересов женщин.

32. Социальная работа с социально-этническими общностями.

Материалы для контроля знаний

ВАРИАНТ 1.

1. Выберите правильный вариант ответа. Социальная работа-это...

а) деятельность, направленная на оказание помощи;

б) одна из разновидностей деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты людей;

в) профессиональная деятельность социального работника.

2. Выберите правильный вариант ответа. Социальная реабилитация - это...

а) процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества;

б) процесс активного включения личности в социальные процессы, происходящие в обществе;

в) восстановление личности в социальных правах.

3. Выберите правильный вариант ответа. Социальная защита-это...

а) мероприятия по созданию благоприятных условий жизни нуждающимся людям;

б) система мероприятий, осуществляемых обществом для поддержания жизнеобеспечения отдельного человека;

в) система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни и деятельного существования человека или социальных групп.

4. Выберите правильный вариант ответа. Управление в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, обеспечении их развития как субъектов общественных отношений - это...

а) социальное управление;

б) социальная политика;

в) социальная помощь.

5. Выделите группы принципов социальной работы как науки:

а) философские, общенаучные, методические, психолого-педагогические;

б) содержательные, психолого-педагогические, методические, организационные;

в) целевые, содержательные, результативные.

6. Выделите закономерности социальной работы как науки:

а) взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;

б) решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

в) соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания;

г) обеспечение государственных гарантий.

7. Выделите группу методов социальной работы:

а) словесные, практические, экспериментальные;

б) диагностирующие, коррекционные, контролирующие, организационные;

в) экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие.

8. Выделите функции социальной работы:

а) лечебная, коммуникативная, защитная;

б) диагностическая, прогностическая, правозащитная, социально-педагогическая, социально-бытовая;

в) рекламно-пропагандистская, организационная, воспитыва­ющая, развивающая.

9. Объектом социальной работы являются:

а) все представители социального общества;

б) пожилые люди, инвалиды;

в) группы, слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

10. Что называется технологией социальной работы?

а) способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбором оптимальных средств, методов их выполнения;

б) использование в процессе социальной работы новых технологий;

в) использование в процессе социальной работы технических средств.

ВАРИ АНТ 2

1. Выберите правильный ответ. Социальная помощь - это...

а) система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности;

б) система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным людям или группам населения для поддержания их социального статуса;

в) материальные выплаты государством отдельным людям или группам населения для смягчения или преодоления их жизненных трудностей.

2. Выберите правильный ответ. Социальные гарантии -это...

а) нормативные установки, условия, утвержденные органами социальной защиты, которые направлены на удовлетворение определенного набора услуг поддержания деятельного существования людей;

б) система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания и жизнеобеспечения деятельного существования людей;

в) законы государства об удовлетворении определенного набора благ и услуг, потребностей жизнеобеспечения инвалидов.

3. Выберите правильный ответ. Социальная политика -это...

а) определенная ориентация государства и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей;

б) меры, принимаемые государством для создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

в) ориентация государственной власти на создание благоприятных межэтнических отношений.

4. Выберите правильный вариант ответа. Специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе жизнедеятельности и деятельностного существования, - это...

а) социальная помощь;

б) социальная поддержка;

в) социальная работа.

5. Выделите группы принципов социальной работы как науки:

а) содержательные, психолого-педагогические, организационные, методические;

б) педагогические, психологические, методические;

в) философские, общенаучные, узконаучные, методические, психолого-педагогические.

6. Выделите закономерности социальной работы как науки:

а) доступность социального обслуживания;

б) соблюдение конфиденциальности в социальной работе;

в) обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

г) зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

7. Выделите методы социальной работы:

а) экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие;

б) организационные, управленческие, контролирующие;

в) диагностирующие, коррекционные, операционные.

8. Выделите функции социальной работы:

а) социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, воспитывающая;

б) организационная, прогностическая, диагностическая, развивающая;

в) диагностическая, прогностическая, правозащитная, социально-педагогическая, социально-психологическая.

9. Объектом социальной работы являются:

а) дети, подростки;

б) безработные, мигранты;

в) люди, группы, нуждающиеся в социальной поддержке и помощи.

10. Что называется технологией социальной работы?

а) осуществление деятельности по строго определенному плану;

б) осуществление деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств, методов их выполнения;

в) пути и способы осуществления социальной работы.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (60)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Методика внеклассной работы по биологии» к. п. н., доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплины Дисциплина «Методика внеклассной ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методический комплекс по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс ... экономических наук Учебно-методический комплекс по дисциплине «Государственное ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения ... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методического комплекса на примере комплекса по разделу «Растения» ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы рекламного дела» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 « ... 1. Методические рекомендации по изучению курса. 1.1 При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Экообразование» кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплины Дисциплина «Экообразование» предназначена ...
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... __________________________________________________________ (ф.и.о.) Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация ЭВМ и ... Самме Г.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация ЭВМ и систем (название дисциплины) составлен ...

Другие похожие документы..