Главная > Документ


СИЙСКИЙ АНТОНИЕВ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Архангельская еп., в Холмогорском у., на берегу Михайловского оз., при впадении в него р. Сии. Основан в 1520 прп. Антонием. В соборном Троицком храме над мощами прп. Антония была устроена в 1859 серебряная рака с балдахином, а на раке находился чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим прп. Антонием и прославившийся еще при жизни его. В монастыре проживал (1599 — 1605) в ссылке боярин Феодор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета, келья его находилась под церковью Благовещения.

С.В. Булгаков

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович (25.5.1889-26.10.1972), русский авиаконструктор, изобретатель вертолета (1908). Родился в Киеве. Учился в Петербургском морском училище (1903 — 06), а затем поступил в 1907 в Киевский политехнический институт. В 1908—11 построил 2 вертолета (не летавших). В 1910 поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2. В 1911 получил диплом летчика. В 1912 — 14 создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму. До 1939 создал около 15 типов самолетов. С 1939 перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение; наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолетах были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).

СИЛУАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Иконе установлено празднование греческим имп. Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158), 1/14 августа.

СИЛЬВЕСТР (ок. 1055-1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет — в Киево-Печерском монастыре. С 1119 — епископ Переяславский. Сильвестр — составитель второй редакции «Повести временных лет». По мнению А.Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой летописи.

СИЛЬВЕСТР (Симеон Медведев) (27.01.1641-11.02.1691), монах, ученик Симеона Полоцкого, справщик московского Печатного двора, настоятель Заиконоспасского монастыря. Перу Сильвестра принадлежат «Книга глаголемая хлеб животный», «Книга о манне хлеба животного», «Созерцание краткое лет 7190 — 7192 (Записки о Стрелецком бунте)», «Оглавление книг, кто их сложил» (первый в России библиографический труд). Замешанный в бунте Шакловитого, Сильвестр был казнен.

СИЛЬВЕСТР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (в иночестве Спиридон) (ск. до 1577), священник, писатель, переводчик. В 1540 — 50-е пользовался влиянием при Иване Грозном (до 1453 — его духовник и советник). Был священником московского Благовещенского собора. После разрыва Ивана IV с «избранной радой» в 1560 Сильвестр, по одним сведениям, был сослан в Соловецкий монастырь. Однако, видимо, он добровольно постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1577 A.M. Курбский в письме к царю назвал Сильвестра умершим. В Кириллов монастырь поступила богатая келейная библиотека Сильвестра, а также посмертные вклады его самого и сына Анфима.

Сильвестр составил одно из самых выдающихся русских энциклопедических сочинений XVI в. — «Домострой». Есть сведения, что Сильвестр принимал участие во введении книгопечатания, составлении Стоглава, Степенной книги.

СИЛЬВЕСТР ОБНОРСКИЙ, Пошехонский, преподобный (ск. 25.04.1379), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, который благословил его на пустынножительство в глухом Обнорском лесу. Люди, узнав, что в лесу живет отшельник, стали приходить к нему за советом. Приходили и ревнители иноческого жития. Тогда прп. Сильвестр отправился в Москву и привез от митр. Алексия антиминс и благословение соорудить храм и обитель. Так основалась Воскресенская пустынь прп. Сильвестра, существовавшая более 400 лет. Скончался святой, увещевая братию покориться воле Божией и соблюдать Его заповеди. На древних вещах, хранившихся до нашего времени в приходском Воскресенском храме, бывшем монастырском, были надписи, называвшие его прп. Сильвестром Обнорским чудотворцем, но правильная запись чудес его стала вестись с 1645 и было записано двадцать три чуда. До наших дней сохранилась часть леса, где он подвизался, и колодец, который святой сам вырыл.

Память прп. Сильвестру отмечается 25 апреля/8 мая и 23 мая/5 июня.

СИМБИРСК 1924 Ульяновск),центр Ульяновской обл. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги (Куйбышевское вдхр.) и Свияги. Население 680 тыс. чел.

Основан в 1648 как крепость Синбирск (с к. XVIII в. — Симбирск). В 1670 осаждался отрядами Степана Разина. В 1773 и 1774 в Синбирском остроге под стражей содержался Емельян Пугачев. С 1708 в Казанской губ., в 1717 в Астраханской, в 1728 снова в Казанской губ. С 1780 центр Симбирского наместничества (с 1796 — губернии). В XIX в. один из крупных центров торговли хлебом, рыбой, скотом и лесом в Поволжье.

СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (Маркушевский) (ск. ок. 1642). В 1692 на погосте с. Меркушинского, на Урале, вдруг выступил из земли гроб с нетленным телом неизвестного праведника. При гробе стали совершаться чудеса, о чем и было доложено Сибирскому митрополиту. Комиссия, присланная архиереем, убедилась в том, что это воистину мощи святого, а имя и жизнь его вспомнились сибиряками. Праведника звали Симеоном. Он был из южнорусских дворян, но скрывал свое происхождение. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и другую верхнюю одежду, а чтобы не взимать плату, чего-нибудь не доделывал, за что терпел поношения и даже побои. Так он достиг Совершенного смирения и нестяжательства. Созерцая величественную уральскую природу, праведник познавал ее Создателя и часто молился, стоя коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Кормился он рыбной ловлей. Это занятие ему напоминало об учениках Христовых — апостолах, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Преставился прав. Симеон в возрасте тридцати пяти лет. В 1704 его св. мощи были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. Множество чудес совершается по молитвам к св. Симеону: он исцеляет от глазных болезней и паралича, пьянства, спасает странствующих путешественников.

Память прав. Симеону отмечается 18/31 декабря и 12/25 сентября.

СИМЕОН (в схиме Созонт) ИВАНОВИЧ (Иоаннович) ГОРДЫЙ (1316 — 27.04.1353), московский и великий владимирский князь. Старший сын московского и вел. владимирского кн. Ивана I (Иоанна) Даниловича (Данииловича) Калиты. До 1340 княжил в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1340 получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжество Владимирское, а также стал московским князем.

Симеон был достойным продолжателем политики Ивана Калиты. Ни один из русских князей не мог с ним соперничать, и он давал им это почувствовать, за что и получил прозвище Гордый. Он владел Владимиром-на-Клязьме, наследственной частью Москвы, Можайском, Коломной, Переяславлем-Залесским. Присоединил к своим владениям бассейн р. Протвы, Юрьев-Польское княжество. Он подавил боярскую крамолу в Москве, отразил натиск литовцев. Проводил политику силового давления на Торжок и Новгород Великий. В последнем посадил своих наместников. В его правление авторитет московского князя упрочился.

Вот его характеристика, данная древним летописцем, в пересказе В. Н. Татищева: «Сей князь великий Симион Гордый наречеся, зане не любяше крамолы и неправды, но вся обличаемыя наказуя; сам асче мед и вино пияше, но николи до пиана упивашеся и пианых терпети не можаше; войны не люби, но воинство готово име в чести содержа. В Орде бысть от ханов и князей в велицем почтении; и асче дани и дары невеликия даяша, и сам имения немного собираше, но при нем татаре не воеваху отчину его; он многи пленные испроси и искупи. Князи же все рязанские, тверские и ростовские толики подручны себе имел, яко вся по его глаголу творяху; новгородцы не смеяху намеснику его что либо противно ресчи...»

О. М. Рапов

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665 — 68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666—67 переводчик, затем автор «Жезла правления» — антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре «латинствующих» и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху «Верхней» (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник «Вертоград многоцветный»; «Рифмологион», включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы — «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Навуходоносоре»; «Псалтырь рифмотворная» — полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей «Обед душевный», «Вечеря душевная».

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, Тверской, епископ (ск. 3.02.1289), служил епископом в Полоцке, но вынужден был оставить город, когда литовцы захватили его. Пришел в Тверь и стал ее первым епископом. Восстановил в городе погоревшие церкви, помогал нищим. Нрава он был открытого и прямого, и сильные мира сего боялись святителя. Вместе с юным кн. Михаилом Ярославичем свт. Симеон воздвиг в Твери Преображенский собор и, чувствуя приближение смерти, устроил в нем временный престол, чтобы молиться в нем с любимым им народом. Собор был достроен и освящен через год после смерти святителя.

Память свт. Симеону отмечается 3/16 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285 — 247 до Р.Х.) поручил перевести Священное Писание на греческий язык. Когда св. Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку св. Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества прор. Исайи. Это и произошло в день Сретения Господня, когда прав. Симеон вышел из храма навстречу Пресвятой Богородице и принял на свои руки младенца Христа, духом своим постигая, что это и есть Спаситель. Память прав. Симеону отмечается 3/16 февраля.

СИМЕОН СТОЛПНИК (Летопроводец) (ск. 459), прп. антиохийский архимандрит, празднуется 1/14 сентября. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные ими, приняли Святое Крещение.

Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето. В Мирском Потребнике (1639) находим особенный чин летопровождения, или нового индикта; сей чин, или обряд, состоял в следующем: местом его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами. Здесь, в самой величественной обстановке, патриарх в присутствии царя и народа совершал молитвословие о благословении лета, и затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом года.

После этого молитвенного торжества русские старались ознаменовать начало года делами благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в странноприимных домах; другие раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, вел. кн. Иоанн III приказал явиться к себе на суд в день Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово.

Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Иоанна Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось «платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный. В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у Св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому «уя влас архиепископ Спиридон». Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, т.н. похороны мух и тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение. В XIX в. он был известен в народе под именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, т.е. начинали засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и т.п., которые обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легким занятием.

И. П. Калинский

СИМОН ВОЛОМСКИЙ, Устюжский, игумен, священномученик (1586-12.07.1641), в молодости был портным, а потом принял иночество в Пинечской Макарьевской пустыни (давно не существующей), но, избегая почитания братьев и ради безмолвия, удалился в Воломские леса за 75 верст от г. Устюга, где основал обитель Св. Креста и был настоятелем. В 1641 его убили разбойники. От св. мощей его были исцеления. Они почивают под спудом в бывшей монастырской церкви.

Память прп. Симону отмечается 12/25 июля.

СИМОН ЗИЛОТ, апостол (ск. в I в.), празднуется 10/23 мая и 30 июня/13 июля. В весенний день его памяти русские праздновали именины матушки сырой земли. Она представлялась им не бездушным предметом, а живой тварью, которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не брались в этот день ни за какую земляную работу, не пахали, не боронили, не рыли и особенно оберегались вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя. В день ап. Симона Зилота в Малороссии крестьяне ходили в лес собирать целебные травы, или, говоря по-здешнему, зелье, а в иных местах искали золотые клады и верили, что искателям особенно помогает ап. Зилот. И.П. Калинский

СИМОН ПЕЧЕРСКИЙ, Владимирский и Суздальский, епископ (ск. 22.05.1226), возведен на Владимирскую кафедру из иноков Печерского монастыря, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. Перед смертью прп. Симон принял схиму. Св. мощи его почивали в Киево-Печерской лавре. Летопись называет святителя учительным и милосердным. В жизни своей он старался подражать прп. Феодосию. Св. Симон оставил девять повествований о Печерских угодниках и о пятидесяти чудесах, сопровождавших создание Великой Лаврской церкви. Его перу принадлежит житие прп. Антония Печерского, к которому святитель питал великое благоговение. Известны и два его послания к Печерскому иноку Поликарпу, в которых он также говорит о Печерских подвижниках. На основании его творений составлена первая часть Печерского Патерика. Послания его к Поликарпу вызвали послания Поликарпа к Печерскому архим. Акиндину о других известных ему Печерских подвижниках. На основании Поликарповских посланий составлена вторая часть Печерского Патерика.

Память свт. Симону отмечается 10/23 мая и 28 сентября/11 октября.

СИМОН ЮРЬЕВЕЦКИЙ, Христа ради юродивый (ск. 4.11.1584), родился в с. Братском Костромской области в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии Шитовых. С юношеских лет Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради и, оставив родительский дом, ушел в труднопроходимые леса. Однажды крестьяне села Елнати, рубившие дрова, встретили в лесу св. Симона. Они стали расспрашивать его, но в ответ он сказал им только свое имя. Крестьяне привели блаженного к местному свящ. Иосифу, и тот взял его к себе. Симон стал ходить по домам елнатских жителей и помогать в самых трудных работах, отказываясь от предлагаемой платы. Невзирая на свой тяжкий труд, он часть дня и ночи посвящал молитве. Св. Симон часто бывал в церкви на богослужении. Зимой и летом он носил одну и ту же льняную рубашку и ходил босиком. Блаженный с кротостью переносил все насмешки и унижения, молясь за своих обидчиков. Пятнадцать лет святой провел в Елнати, а затем перешел в г. Юрьевец-Поволжский. Он проводил там время в молитве на церковной паперти, особенно часто приходил в Богоявленский монастырь, где много молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотвержения был угоден Господу, Который прославил блаженного даром врачевания недугов. Однажды св. Симон зашел в дом назначенного в Юрьевец нового воеводы Феодора. Чем-то разгневанный и не зная блаженного, воевода приказал избить и прогнать его. Брошенный у дома воеводы, Симон призвал к себе священника, причастился Святых Тайн и предал душу свою в руки Господа. Весь город собрался на погребение блж. Симона. Его тело было похоронено в Богоявленском монастыре, где в 1619 над могилой св. Симона была воздвигнута церковь во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Память блж. Симону отмечается 4/17 ноября и 10/23 мая.

СИМОНОВ мужской монастырь, Московская еп., в Москве, на берегу Москвы-реки, против Дербеневской набережной. Основан учеником прп. Сергия Феодором. В 1788 монастырь был упразднен; в 1795 восстановлен; в 1812 подвергся разорению от французов. Пользуясь почти с самого основания преимуществом бояр и граждан, Симонов монастырь считался исстари одним из первейших монастырей русских. Наивысшего процветания он достиг в XIX столетии. Главный собор, во имя Успения Божией Матери, уцелел от времени основания монастыря. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери, в устроенном в честь Ее приделе, принадлежавшая прежде св. Тихону Воронежскому и прославившаяся в 1832 чудесным исцелением тяжко больной женщины. В 1839 монастырь был украшен величественною колокольнею. Вблизи Симоновской обители сохранился вырытый прп. Сергием пруд, обсаженный березами и обнесенный валом. В день Преполовения совершался сюда крестный ход из Симонова монастыря. На месте первоначального основания монастыря в приходской Рождественской церкви покоятся герои Куликовской битвы иноки Пересвет и Ослябя; над гробницей их в н. XX в. возвышался шатер из черного дуба.

С.В. Булгаков

СИМОНОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь по благословению еп. Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены свт. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя — Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы — странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел.

Празднуется 8/21 июля.

Прот. И. Бухарев

СИМФЕРОПОЛЬ, русский город Тавриды, центр Крыма на р. Сапгир. На месте Симферополя находилась столица Скифского государства Неаполь Скифский. С 1784 основан Симферополь как административный центр Крыма (Таврической обл., с 1802 — губернии). На окраине Симферополя сохранились развалины Неаполя Скифского. В центре города обелиск в память вступления русских войск в Крым в 1771 (сооружен в 1848).

СИНИЦЫНА Татьяна Анатольевна (р. 15.02.1950), русская певица (контральто). Родилась на Рязанщине в многодетной, певучей семье фронтовиков. Вскоре семья перебралась в Оренбургскую область. После школы Т. Синицына приехала в Москву, устроилась работать на Трехгорку. Ее незаурядные голосовые данные были оценены руководителями Дворца культуры при знаменитом комбинате, а вскоре она поступает в Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (среди педагогов В. Е. Клоднина, А. В. Симон, М. А. Калямзина, И. П. Яунзем). Позднее училась в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (класс Н. К. Мешко). Лауреат I Всероссийского конкурса исполнителей народной песни (1972). В течение 20 лет солистка Москонцерта, педагог Училища им. Ипполитова-Иванова (среди учеников Л. Голикова, М. Азаренко, Ю. Светличная и др.). Много гастролирует, формирует богатейший песенный репертуар: от лирических и обрядовых народных песен до церковных песнопений; она первой восстанавливает почти утраченную за десятилетия традицию духовного певчества. Выступает в концертах на радио и телевидении с пропагандой народной песни и русской песенной культуры. В эти годы созданы многочисленные сольные программы Т. Синицыной: «Русская свадьба», «Тема христианства в народной песне», «Обряды и традиции России», «История Москвы в народной песне», «Памяти Н. В. Плевицкой», «Памяти Ф. И. Шаляпина» и др.

К н. 1980-х происходит серьезная творческая переориентация певицы: она первой из «народниц» обращается к духовному пению. Выступает в православном театре «Глас» (в т.ч. в спектаклях «Светлое Воскресение» и «Праздники души»). В течение многих лет Т. А. Синицына — активный член Правления ВООПИК (готовит специальные программы к национальным памятным датам, в т. ч. к 600-летию Куликовской битвы, участвует в Днях славянской письменности и культуры, во Всесоюзных и Международных фестивалях духовной и народной музыки и пр.). Автор предисловия и составитель сборника «Певучая Россия» (1988). Выступает в печати со статьями по русскому народному творчеству и проблемам духовно-просветительской работы.

СИНОПСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1853 года, морское сражение 18 (30) ноября между русскими и турецкими эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853 — 56. Турецкая эскадра под командованием Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-Кале и сделала стоянку в порту Синоп. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова (3 линейных корабля) во время крейсерства 8 ноября обнаружила турецкую эскадру и к 18 ноября заблокировала ее в Синопской бухте. С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей и 2 фрегата, решил атаковать турецкую эскадру (7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходо-фрегата, 2 брига, 2 транспорта). На стороне русских было преимущество в корабельной артиллерии (720 орудий против 510), на стороне турок — наличие паровых кораблей и береговых батарей (38 орудий). 18 ноября русская эскадра в строю 2-х кильватерных колонн начала сближение с противником. Артиллерийский бой начали турецкие корабли. Русские корабли прорвались сквозь заградительный огонь противника, встали на якорь и открыли сокрушительный ответный огонь. Сражение длилось около четырех часов. Турецкий пароход «Таиф» под командованием А. Слейда (английского советника Осман-паши) спасся бегством, остальные турецкие корабли и все батареи (26 орудий), участвовавшие в сражении, были уничтожены огнем русской артиллерии. Турки потеряли убитыми и утонувшими св. 3 тыс. чел., ок. 200 чел., в т. ч. раненый Осман-паша, сдались в плен; русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказе. В связи с этим союзники Турции — Англия и Франция в декабре 1853 ввели свои эскадры из Босфора в Черное море. Синопское сражение вошло в историю военно-морского искусства как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Б. Зверев

СИПЯГИН Дмитрий Сергеевич (5.08.1853 - 2.04.1902), русский государственный деятель, министр внутренних дел России (1900 — 02). Отстаивал интересы русского народа, боролся с революционными бандформированиями. Убит в результате заговора врагов Русского государства.

СИСИНИЙ, один из Сорока мучеников Севастийских. Пользовался у русских особым уважением как целитель от лихорадки. В старину этого угодника весьма часто можно было видеть на иконах в особенной обстановке, в которой довольно точно выражалось народное верование, связанное с мч. Сисинием. На одном из этих изображений, сохранившемся в XIX в. в одной из церквей Орловской губ., представлено было нечто вроде скалы, возвышающейся над озером с черною водою. В озере купались 12 дев, совершенно нагих, желтого, синего и других цветов, с растрепанными волосами. На скале по одну сторону изображался мч. Сисиний, простерший правую руку на озеро, а по другую — архистратиг Михаил, поражающий дев. Эти девы изображали собою лихорадок, трясавиц, или ворогуш. Это представление занесено в Россию из Болгарии; в одном из древнейших списков апокрифических книг замечено: «Канунов много лживых и молитвы составлены лживые от трясавиц, Еремея попа болгарского басни, глаголет бо окаянный: седяще святому отцу Сисинию на горе Синайстей, виде седмь ангел, исходящих из моря, и ангела Сихаила именуема, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещь держаща, седмь ножев остряща. Все то еретицы списали. Суть между божественными писаньми лживыя писания несеяны от еретик льстивии сборники сельские, худые номоканунцы по молитвенникам у неразсудных попов, лживыя молитвы о трясавицах, и нежитех, и о недузех» и пр. На происхождение мнения о Сисиний как целителе лихорадок могло оказать влияние то обстоятельство, что память св. Сисиния празднуется в весеннее время, когда везде свирепствует «трясавичная» болезнь — лихорадка. И.П. Калинский

СИСОЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный (ск. 429), получил наименование Великого за высоту своего аскетического подвига. Он вел строго отшельнический образ жизни в пустыне на севере Египта, жил в той самой пещере, где до него подвизался прп. Антоний Великий. В ней прп. Сисой провел шестьдесят лет — и стал обладать даром чудотворения. Своей горячей молитвой он вернул к жизни умершего отрока. Св. Сисой учил смирению, сам являя всей своей жизнью его пример. Когда один из пустынников спросил его, как он достиг непрерывного памятования о Боге, святой отвечал: «Это еще немного, Сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничтожение способствует приобретению смирения». Когда прп. Сисой Великий находился уже на смертном одре, окружавшие его были поражены тем, что он беседует со св. ангелами, пророками и апостолами чистейшей душой, как он каялся перед ними. И так, источая неземной свет, святой отошел ко Господу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Троицкий погост на онеге и его архитектурный контекст 1

    Документ
    ... г. был заложен собор главного каргопольского мужскогомонастыря — Спасо-Преображенского, бывшей Вассиановой Строкиной ... посвящение АнтониюСийскому, основателю знаменитой обители на двинских землях. О значении Троицкого Антониева монастыря говорит ...
  2. ДАВИД-ГОРОДОК город в Белоруссии на р

    Документ
    ... управления транспортными средствами. ЗЕЛЕНЕЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙмужскоймонастырь, С.-Петербургская еп., в местности, известной под ... Иоанна и его добродетельную супругу прп. АнтонийСийский, просиявший святостью жизни в тундре далекого ...
  3. Посвящается памяти митрополита санкт-петербургского и ладожского иоанна (снычева) 20 10/2 11 1995 святая русь энциклопедический словарь русской цивилизации составитель — м православное издательство «энциклопедия русской цивилизации»

    Документ
    ... соборе Антониева монастыря в Новгороде. Память прп. Антонию отмечается 3/16 августа. АНТОНИЙСИЙСКИЙ, иеромонах, ... мощей в 1115). ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙмужскоймонастырь. — См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужскоймонастырь. ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ, св. дева ...
  4. Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга
    ... подвижника – АнтонияСийского, соловецких подвижников – Зосимы и Савватия, митрополита Филиппа). Преобладают рассказы о монастырях и иконах ... на реке Исети в 1651 г. появился Троицкиймужскоймонастырь, который был призван выполнять миссионерские ...
  5. 12 художественный фильм №№ 1292

    Документ
    ... О Церкви; О таинстве №№ 1017, 1018 Антоний Сурожский, митр. Беседы. Выпуск 2-й: О ... преподобного Александра Свирского. Свято-Троицкиймужскоймонастырь («О святыне из первых рук» ... 943 Сибирочка №№ 2065, 2066 Сийская обитель. Животворящий крест. №№ 106 ...

Другие похожие документы..