Главная > Документ


ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ ЦИКЛА Б3

Теория и практика печатных и сетевых медиа

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 10 зачетных единиц (360 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики печатных и Интернет-СМИ, информационных агентств, методов работы в таких СМИ.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК-27);

- осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, Интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28).

- знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32)

- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео- графической) в зависимости от типа СМИ, в разных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41).

- осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);

- участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47);

Структура дисциплины:

- 32 часа лекционных занятий

- 98 часов практических занятий

- 158 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Мастерство телерепортера: специфика телевидения, структура телесюжета, работа над созданием телевизионного материала, работа корреспондента;

  • Дикторское искусство и основы работы в кадре: дикция, интонация, общение в кадре, основы телевизионного интервью;

  • Основы создания телепрограмм: структура и концепция телепрограммы, верстка программы, редакторская и продюсерская работа, работа ведущего.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы работы телевизионных СМИ, построения телевизионных сюжетов и телепрограмм, законы построения кадра;

уметь: работать в кадре, создавать информационные сюжеты, писать сценарные завки.

владеть: навыками общения с собеседником во время интервью, иметь представление о структуре программы, работе телевизионной команды.

Виды учебной работы: лекции, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Теория и практика телевизионной деятельности

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 10 зачетных единиц (360 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики печатных и Интернет-СМИ, информационных агентств, методов работы в таких СМИ.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК-27);

- осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, Интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28).

- знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32)

- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео- графической) в зависимости от типа СМИ, в разных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41).

- осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);

- участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47);

Структура дисциплины:

- 32 часа лекционных занятий

- 98 часов практических занятий

- 158 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Мастерство телерепортера: специфика телевидения, структура телесюжета, работа над созданием телевизионного материала, работа корреспондента;

  • Дикторское искусство и основы работы в кадре: дикция, интонация, общение в кадре, основы телевизионного интервью;

  • Основы создания телепрограмм: структура и концепция телепрограммы, верстка программы, редакторская и продюсерская работа, работа ведущего.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы работы телевизионных СМИ, построения телевизионных сюжетов и телепрограмм, законы построения кадра;

уметь: работать в кадре, создавать информационные сюжеты, писать сценарные завки.

владеть: навыками общения с собеседником во время интервью, иметь представление о структуре программы, работе телевизионной команды.

Виды учебной работы: лекции, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Теория и практика рекламной и PR-коммуникации

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 10 зачетных единиц (360 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики рекламной деятельности и работы по организации связей с общественностью.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ПК-35);

- представление о технологии текстового и внетекстового продвижения материалов СМИ (ПК-36);

- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-49);

- принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.л.) (ПК-53).

Структура дисциплины:

- 32 часа лекционных занятий

- 98 часов практических занятий

- 158 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Введение в рекламную и PR-коммуникацию: реклама и маркетинговый комплекс коммуникаций, принципы создания рекламных сообщений; паблик рилейшнз: история, функции; общественное мнение и принцыпы организации связей с общественностью.

  • Создание рекламных и PR-продуктов: пресс-релиз и иные формы печатных пиар-текстов; видеорелизы; рекламные тексты для печати, радио и ТВ.

  • Организация информационных кампаний: подготовка к коммуникационной кампании; разработка коммуникационного проекта; реализация коммуникационного проекта, мониторинг.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: организация информационных кампаний; понимать специфику деятельности структур по связям с общественностью;

уметь: навыками по созданию рекламных и pr-текстов, пониманием принципов разработки коммуникационных кампаний.

Виды учебной работы: лекции, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом во 2 и 4 семестрах.

Редактирование и производство печатных и сетевых медиа

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики печатных и Интернет-СМИ, информационных агентств, методов работы в таких СМИ.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ПК-9);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, Интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);

- знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, кала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);

- принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-46);

- обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-49);

- работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов (ГЖ-51);

- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

- участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56);

Структура дисциплины:

- 152 часа практических занятий;

- 172 часа самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Создание концепции и модели печатного СМИ: специализированные издания; разработка и коррекция модели печатного издания.

  • Создание и продвижение Интернет-СМИ: разработка модели сетевого СМИ, продвижение сетевого СМИ.

  • Теории массовой коммуникации: коммуникативный процесс, участники массовой коммуникации, массовая коммуникация и общество.

  • Социально-философская проблематика новых медиа: новые медиа, влияние новых медиа на журналистскую деятельность, влияние новых медиа на общество.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы моделирования и продвижения печатных и сетевых СМИ, понимание роли журналиста печатных и сетевых медиа в социальном развитии;

уметь: навыками по моделированию и продвижению печатных и сетевых СМИ

сбору информации и подготовки контента для

Виды учебной работы: лекции, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Организация и проведение коммуникационных кампаний

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики рекламной деятельности и работы по организации связей с общественностью; овладение принципами организации коммуникационных кампаний.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ПК-9);

- знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ПК-35);

- представление о технологии текстового и внетекстового продвижения материалов СМИ (ПК-36);

- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, кала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);

- принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-46);

- обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-49);

- принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.л.) (ПК-53).

- участие в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах (ПК-54);

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

- участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56);

Структура дисциплины:

- 152 часа практических занятий;

- 172 часа самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Реклама и продвижение на ТВ: телевизионная реклама и ее функции; методы привлечения внимания к рекламе; средства оптимизации восприятия рекламы; особенности создания текстов телерекламы; анализ рекламных текстов; эфирный и внеэфирный промоушн.

  • Политический и бизнес PR: политический консалтинг и политическая коммуникация; связи с общественностью в сфере бизнес-коммуникации.

  • Теория массовой коммуникации: коммуникативный процесс, участники массовой коммуникации, массовая коммуникация и общество.

  • Актуальные проблемы рекламной и PR-коммуникации: маркетинг территорий; антикризисные коммуникации; реклама и PR в некоммерческом секторе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: организацию информационных кампаний; понимать специфику деятельности структур по связям с общественностью; принципы моделирования и продвижения печатных и сетевых СМИ.

уметь: навыками по созданию рекламных и pr-текстов, пониманием принципов разработки коммуникационных кампаний.

Виды учебной работы: лекции, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Редактирование и производство видеопродукции

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: углубленное изучение специфики печатных и Интернет-СМИ, информационных агентств, методов работы в таких СМИ.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ПК-9);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, Интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);

- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео- графической) в зависимости от типа СМИ, в разных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41).

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, кала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);

- принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-46);

- обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку (ПК-49);

- работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов (ГЖ-51);

- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

- участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56);

- участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радио- программы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий (ПК-58).

Структура дисциплины:

- 152 часа практических занятий;

- 172 часа самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Монтаж и операторское искусство: язык телевидения и кино, основные принцыпы построения кадра, экранный рассказ пластическими образами, операторское искусство.

  • Телевизионная режиссура: логика и принципы телевизионной режиссуры, драматургия телепрограмм и кино, основные приемы работы режиссера.

  • Менеджмент на ТВ и продюссирование программ: экономические особенности электронных СМИ, управление медиапредприятием, производство телепрограмм.

  • Реклама на ТВ и эфирный промоушн: телевизионная реклама и ее функции; методы привлечения внимания к рекламе; средства оптимизации восприятия рекламы; особенности создания текстов телерекламы; анализ рекламных текстов; эфирный и внеэфирный промоушн.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы работы телевизионных СМИ, принципы телевизионного монтажа и режиссуры, методы производства и продвижения видеопродукции.

уметь: монтировать видео- и кинопродукты, создавать телевизионные сюжеты (в том числе рекламные),

владеть: навыками режиссерской и продюсерской работы,

Виды учебной работы: деловые игры, практические занятия (в том числе на производственной площадке УПЛ «ТВ СФУ»), самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Сюжеты и образы зарубежной литературы XIX в. в контексте литературного процесса новейшего времени

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Цель изучения дисциплины:

  • проанализировать идейное и художественное своеобразие литературы XIX века в контексте мирового литературного процесса;

  • дать представление о преемственности в развитии литературы и о различных формах взаимодействия культурных эпох;

  • исследовать магистральные темы, сюжеты, образы в творчестве писателей XIX в., представить основные функции и формы их интерпретации в художественных текстах новейшего времени.

Задачи изучения дисциплины:

  • познакомить студентов с наиболее значительными художественными текстами крупнейших европейских и американских авторов XIX века (Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Э.По, О.Бальзак, Ч.Диккенс и др.) в их взаимосвязи с творчеством писателей XX-XXI вв.;

  • исследовать национальную специфику и выявить типологические соответствия в литературах стран Европы и США изучаемого периода;

  • освоить научно-исследовательскую литературу соответствующей тематики;

  • закрепить и уточнить основные теоретические понятия, отработать аналитические навыки литературоведческого анализа текста.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Ее влияние на литературный процесс XX-XXI вв.

  • Философские и историко-литературные основы романтизма. Романтизм в Германии. Творчество Э.Т.А.Гофмана. Гофман и П.Зюскинд.

  • Английский романтизм. Творчество Дж.Г.Байрона. Байроновская интерпретация образа Каина.

  • Романтизм во Франции. Творчество В.Гюго. «Отверженные» в литературе XX-XXI вв.

  • Датский романтизм. Творчество Х.К. Андерсена. Новаторство сказок писателя.

  • Романтизм в США. Творчество Э.По. «Мрачные рассказы» и детективные новеллы. Огюст Дюпен как прообраз Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро.

  • Реализм как художественный метод и литературное направление. Реализм во Франции. Творчество О.Бальзака и Г.Флобера. Тема «утраченных иллюзий» и образ героя-неудачника в литературе новейшего времени.

  • Реализм в Англии. Творчество Ч.Диккенса. Мир детства в романах писателя. «Большие надежды» героев в художественных произведениях XXв.

  • Творчество сестер Бронте. Шарлотта Бронте и ее «Джейн Эйр».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историко-культурный контекст эпохи, теоретический материал курса, тексты художественных произведений и исследовательских работ по избранным проблемам изучаемой дисциплины, основные положения и концепции, понятия и термины в области зарубежной литературы изучаемого периода;

уметь: применять изученный материал в практике литературоведческого исследования; анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты писателей с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

владеть: навыками и методологией литературоведческого анализа; терминологическим аппаратом современной филологической науки; базовыми навыками аннотирования и реферирования художественных произведений и научных трудов на русском и иностранных языках.

Формируемые компетенции:

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

социально-личностными:

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-4);

общенаучными:

способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-5);

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Основы литературной критики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является формирование целостного представления о литературно-критическом процессе, влиянии критики на историю и культуру России; о широком спектре воззрений на русскую литературу как на социокультурный феномен; о становлении и развитии журнального дела в России, о разных формах отношений литературной критики с различными общественными и государственными институтами; о значении идейного и научного наследия выдающихся критиков и журналистов в формировании национального сознания.

Задачи изучения дисциплины:

  • Охарактеризовать роль литературной критики в формировании литературного процесса и эстетической мысли в России; сформировать представление о взаимосвязи истории литературы и истории литературной критики.

  • Изучить процесс становления и развития литературной критики в России (искания русской критики 1810-1820-х гг., романтическая и философская критика 1820-30-х гг.; народническая и неонародническая критика; религиозно-философская критика; символистская критика; развитие марксистской критики; формирование теории нового (пролетарского) искусства; литературно-критическая ситуация 1920-30-х годов; период ";оттепели"; в критике; процесс самосознания литературной критики в 1970-80-е годы, формы бытования современной критики). Ознакомить студентов с эстетическими, интерпретационными принципами различных течений и направлений русской литературной критики.

  • Познакомить студентов с теоретическими аспектами изучения литературной критики: сформировать понятие о критике как о сложноструктурированной деятельности, не сводимой к науке или литературе, но имеющей синтетическую природу, о жанровом разнообразии критики.

  • Выявить типологические и уникальные моменты интерпретационных и коммуникативных стратегий значимых представителей русской литературной критики.

  • Способствовать формированию навыка самостоятельной рецепции, анализа и оценки литературно-критических явлений.

Структура дисциплины: 0,5 (18) – лекции; 1 (36) – семинарские занятия, 1,5 (54) – самостоятельная работа

Основные дидактические единицы (разделы): История литературной критики, концептуарий. Литературная критика и литературоведение. Специфика литературной критики в ХХ столетии. Писательская критика. Критические работы как самодостаточный художественный текст.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • Толкование основных теоретико-критических понятий.

  • Основные свойства литературно-критического высказывания и сущности литературно-критической деятельности.

  • Закономерности развития русской литературной критики.

  • Иметь представление о роли критики в историко-литературном процессе, в культурной и общественно-политической жизни России.

  • Иметь представление о методологии литературно-критического анализа.

уметь:

  • Использовать теоретико-литературные и теоретико-критические знания в практике анализа критических текстов.

  • Определять жанровую принадлежность литературно-критического текста.

  • Анализировать литературно-критический текст в соответствующем историко-культурном контексте.

  • Работать с периодическими изданиями, публикующими критическую литературу.

владеть:

  • Навыком анализа и самостоятельной оценки литературно-критических явлений, определения жанровой природы критических текстов.

  • Основами литературно-критической деятельности: способностью высказать и обосновать критическое суждение, создать критический текст в жанре рецензии или отклика, продумав «коммуникативный эффект».

  • Основными навыками ориентации в потоке современной сетевой критики.

  • Культурой мышления, в частности, способностью теоретически корректно, используя теоретико-критические и историко-критические знания интерпретировать художественные тексты.

  • Навыками выступления в дискуссиях по вопросам литературно-критической рецепции новейшей литературы.

Формируемые компетенции:

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности

  • способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта

Виды учебной работы: семинарские занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Образ идеального общества в русской прозе XVIII – ХХ вв.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины:представить русскую утопическую традицию, истоки, этапы ее формирования, выявить идеологию и художественное своеобразие русской повествовательной утопии, осмыслить характер развития утопии как метажанра. Представить утопию/антиутопию как принцип выделения основных типов творчества в ХХ веке. Утопические интенции в прозе, культуре постмодернизма.

Задачи изучения дисциплины:

  • рассмотреть становление утопии, связь утопии и мифа, утопии и традиции, утопии и идеологии;

  • проследить эволюцию отечественной утопической традиции: от утопий эпохи Просвещения до игровых проектов постмодернистов;

  • очертить проблемы эволюции и художественной специфики русской утопии ХХ века;

  • выработать собственно филологическую, а не только идеологическую систему критериев оценки прозы соцреализма как гностической и утопической;

  • обозначить связь между типами культур и определяющими типами творчества (реализм, модернизм, соцреализм, постмодернизм в дискурсе утопии).

Структура дисциплины: 0,5 (18) – лекции; 1 (36) – семинарские занятия, 1,5 (54) – самостоятельная работа

Основные дидактические единицы (разделы): 1. Утопическая традиция в европейской и русской культуре 2. Литературная утопия. Проблема метажанра 3. Народно-религиозное направление русского утопизма 4. Интеллектуальная утопия и традиции отечественной духовности 5. Закат «счастливой» утопии: Чернышевский, Достоевский, Салтыков-Щедрин 6.Эзотерическая традиция и утопия модернизма 7. Утопическая традиция в ортодоксальной прозе соцреализма 8. Утопия в прозе писателей-традиционалистов 9. Судьба патриархальной Утопии в прозе второй половины XX века 10. Утопия в зеркале постмодернистской культуры

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

    • специфику связи литературных направлений и типов творчества

    • концепции натурализма, реализма, модернизма, постмодернизма и соцреализма, уметь их сопоставить в дискурсе утопии

    • основные вехи истории литературы и культуры России, уметь охарактеризовать явление «панутопизма» в русской литературе

уметь:

    • уметь представить специфику русской литературы и культуры в утопическом дискурсе;

    • использовать научно-методические подходы к выявлению, исследованию и описанию литературных направлений и типов творчества;

    • корректно характеризовать и описывать представленные в материалах курса литературные явления и процессы

владеть:

способностью научного анализа утопических текстов в русской литературе

Виды учебной работы: семинарские занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается - экзаменом

Физическая культура

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (400 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачей изучения дисциплины является:

– обеспечение физической и психофизиологической составляющей при гармоническом развитии личности будущего специалиста;

– содействие естественному процессу физического развития организма молодежи студенческого возраста – достижение общей физической и функциональной подготовленности, соответствующей полу и возрасту студентов;

– сохранение и укрепление здоровья студентов в период напряженного умственного труда в высшем учебном заведении;

– формирование физической и психофизиологической надежности выпускников к будущей профессиональной деятельности посредством профессионально-прикладной физической подготовки.

Основные дидактические единицы (разделы):

Теоретический раздел - формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре

Практический раздел - обеспечивающий операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

Контрольный раздел - определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: сущность понятий «Физическая культура личности» (содержание ее структуры, критерии и уровни проявления в социуме и личной жизни), «Здоровье» (его физического, психического, социального и профессионального проявления), «Здоровый образ жизни», а также их влияние на общую и профессиональную жизнедеятельность, знать социально-биологические и психолого-педагогические основы физического воспитания и самовоспитания, знать методику самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для рекреации в процессе учебной и профессиональной деятельности.

уметь: использовать систематические занятия физическими упражнениями, различными видами спорта для формирования и развития психических качеств и свойств личности, необходимых в социально-культурной и профессиональной деятельности (нравственно-волевых, коммуникативных, организаторских, лидерских, уверенности в своих силах, толерантности, самодисциплины, гражданственности, патриотизма и др.), уметь самостоятельно методически правильно использовать средства и методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития; и телосложения, уметь методически обоснованно применять физические упражнения и другие средства для обеспечения профессиональной работоспособности и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, профессионального (творческого) долголетия.

владеть: широким спектром ценностей мировой и отечественной физической культуры, спорта, оздоровительных систем для самоопределения, профессионально-личностного и субъективного развития личности в физическом воспитании и самосовершенствовании, владеть должным уровнем физической подготовленности, необходимым для ускорения освоения сугубо профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения владеть методикой применения средств физической культуры и отдельных видов спорта для обеспечения профессиональной надежности бакалавра и специалиста при выполнении профессиональных видов работ; необходимыми психофизиологическими предпосылками для возможной внутрипрофессиональной или межпрофессиональной перемене труда в будущем.

Виды учебной работы: аудиторные занятия (лекционные, практические).

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 перечень приложений к образовательному стандарту

    Документ
    ... дисциплин, обязательных для изучения в составе базовойчасти учебных цикловЦиклгуманитарных, социальных и экономическихдисциплинБазоваячасть ... журналистика Визуальная журналистика и дизайн Требования к результатам освоения образовательной программы ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (14)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОГРАММДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031300ЖУРНАЛИСТИКАГУМАНИТАРНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА (базовая и вариативная части) Аннотация «Иностранный язык» Направление 031300Журналистика 1. Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины ...
  3. Основная образовательная программа (204)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программе направлению подготовки 031300.62Журналистика – ... дисциплин (модулей) (представлены в виде аннотаций) (см. файл-приложение 1.4) 4.4. Программы ... -18 ОК-19 1800 Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Бl.Ф.1 Философия х х ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... базовымдисциплинам - учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой ... гуманитарного и социально-экономическогоциклов быстро ... 030601.65 Журналистика - - 031300.62Журналистика - - ... частью являются программысоциально-экономического ...
  5. ИТОГИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВА НА 2012 ГОД

    Автореферат диссертации
    ... и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовойчастициклагуманитарных, социальных и экономическихдисциплин ФГОС ВПО по всем ...

Другие похожие документы..