Главная > Документ


Техника и технология СМИ

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами ряда компетенций для осуществления производственно-технологической деятельности по подготовке медиапродукта к печати, приобретение необходимых навыков для участия в производстве и выпуске печатного и интернет-издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера, монтаже аудио-, видеоматериала).

Задачами изучения дисциплины являются следующие.

1)формирование общекультурных компетенций, по ФГОС ВПО по журналистике этоОК-8, ОК-10, ОК-18;

2)формирование наряду с другими дисциплинами общепрофессиональных компетенций:

  • знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

  • знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);

  • ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ПК-33);

  • знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, Интернет-СМИ (ПК-34).

3) дисциплина формирует профессиональные методико-технологические компетенции:

  • оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео, -графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых (ПК-41);

  • готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-57);

  • участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радио- программы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий (ПК-58).

Структура дисциплины: 32 часа лекционных занятий, 40 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Технологии печатных СМИ. Газетный и журнальный дизайн: Типографика и типометрия; Комплекс элементов оформления (текстовые, пробельные, декоративные, изобразительные элементы); Иллюстрации и вспомогательная графика; Макетирование и верстка.

  • Технологии электронных СМИ. Радио и телевидение: Технические средства радиовещания; Особенности работы со звуком на радио; Технические средства телевидения; Технические средства видеосъемки (основные и вспомогательные); Композиционное решение кадра.

  • Технологии электронных СМИ. Интернет-СМИ: Мультимедиа на страницах Интернет-медиа; Создание web-сайта.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ; методы и технологию подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.); современные тенденции дизайна в СМИ.

уметь(владеть): использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, приводить печатные тексты, аудио-, видео- , интернет- материалы в соответствие со стандартами, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радио- программы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.

Виды учебной работы: групповая и индивидуальная работа студентов над решением практических задач по созданию радиосюжета, видеосюжета, страницы web.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом. Решение о зачете принимается на основании работы студента над практическими заданиями, для выполнения которых студент использует полученные теоретические знания.

Правовые основы журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является раскрытие сущности и роли массово-информационного права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием, распространением и использованием материалов средств массовой информации (СМИ); а также профессиональной деятельности редакторов и журналистов.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

- знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права (ПК-11).

Структура дисциплины:

- 18 часов лекционных занятий,

- 18 часов практических (семинарских) занятий,

- 36 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Источники законодательства о СМИ: Источники права СМИ; Закон о СМИ; Конституционное и законодательное закрепление свободы массовой информации; Правовая организация деятельности редакции;

  • Государственная политика в области СМИ: Недопустимость цензуры; Информационная безопасность; Свобода информации; Государственная тайна; Лицензирование и регулирование телерадиовещания; Деятельность СМИ в предвыборный период;

  • Правовое регулирование массово-информационной деятельности: Интеллектуальная собственность; Регулирование рекламы; Ограничения на распространение в СМИ порнографии и жестокости; Защита чести, достоинства и деловой репутации; Неприкосновенность частной жизни.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основы международного и западного законодательства о СМИ, правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России, права и обязанности журналиста в редакционной работе, авторское право;

владеть (уметь): правовой культурой, применять правовые знания в редакционной работе, использовать и защищать свои профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией, пропагандировать верховенство права в жизни общества.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Профессиональная этика журналиста

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере нравственного сознания и этического регулирования профессионального поведения.

Задачей изучения дисциплины является: получение знаний, необходимых для повышения уровня общей и нравственно-психологической культуры,а также формирование умений и навыков реализации знаний в практической профессиональной деятельности.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природы, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2).

- понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике (ПК-12);

- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

Структура дисциплины: 0,5 ЗЕ – лекции, 0,5 ЗЕ – семинарские занятия, 1ЗЕ – самостоятельная работа.

Основные дидактические единицы (разделы): Понятие, структура и специфика профессиональной морали. Журналистская мораль в сфере нравственного сознания и поведения общества. Нравственность как доминанта профессионализма. Специфика этического регулирования делового поведения. Этические кодексы в сфере медиа. Типологизация этических ошибок в СМИ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: смысл и роль этических регуляторов в журналистской деятельности, российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики;

уметь: следовать нормам этического регулирования профессионального поведения:

владеть: общекультурными и профессиональными компетенциями в сфере профессиональной морали (навыками общения в профессиональной среде и за ее пределами).

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа (обнаружение и исследование мотивов и целей этических ошибок и манипулятивных приемов в медиасфере).

Изучение дисциплины заканчивается написанием и защитой письменной зачетной работы в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Социология журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины «социология журналистики» является формирование у студентов социологического представления об общества как сложной коммуникационной среде, в которой осуществляется деятельность СМИ и журналистики, а также «обратного» влияния СМИ (и журналистики) на общество, прежде всего, через формирование общественного мнения.

Задачей изучения дисциплины является: усвоение студентами- журналистами культуры социологического мышления, формирование компетенций, позволяющих будущим журналистам использовать теоретические и практические социологические знания, включая методику изучения общественного мнения, в профессиональной деятельности, понимание специфики деятельности и предназначения в обществе журналистики как социального института.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология,Ю правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15);

- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16).

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

- 32 часов лекционных занятий,

- 40 часа самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • теоретико-методологический раздел: базовые социологические научные теории, парадигмы, теории социальной коммуникации, лингвистики, социолингвистики, учения и модели крупнейших теоретиков социальной коммуникации (Н.Луман, М.Бахтин, М.Фуко, Ж.Бодрийяр, Ю.Хабермас, Р.Барт, М.Маклюэн и др.);

  • теории среднего уровня, базовые понятия курса: социальная коммуникация, текст, дискурс, типы и виды коммуникации, коммуникационная компетентность, коммуникационная культура, реклама, пропаганда, PR, общественное мнение и т.д.;

  • практический раздел: изучение с позиций социологических подходов и на основе методик и методов социологических исследований (социологические опросы, анализ текстов, включенное наблюдение и т.д.) практик и проблем журналистской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные теории и понятия социологии журналистики, ключевые проблемы СМИ и журналистики как социального института;

уметь: работать с научной социологической литературой, соотносить профессиональные журналистские интересы с социологическим видением исследуемых проблем;

владеть: основными методами социологического исследования, применяемыми в работе СМИ, навыками социального анализа объектов журналистского расследования и самоанализа (социальная оценка деятельности журналистов, СМИ).

Виды учебной работы: лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельной работы (рефераты, доклады).

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Психология журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами ряда компетенций для осуществления авторской, редакторской, проектно-аналитической, социально-организаторской профессиональной деятельности.

Задачами изучения дисциплины являются следующие.

1) формирование общекультурных компетенций, по ФГОС ВПО по журналистике это:

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

2) формирование наряду с другими дисциплинами общепрофессиональных компетенций:

  • понимание социальной роли и общественной функции журналистики, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей (ПК-1);

  • понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики, важности обеспечение информационной безопасности общества (ПК-2);

  • понимание сущности профессии, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения социальных функций (ПК-4);

  • понимание роли аудитории в процессе производства и потребления информации, знание характеристик аудитории современных СМИ (ПК-15);

  • ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);

  • знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора, а также методов прецезионной журналистики (ПК-23).

Структура дисциплины: 32 часа лекционных занятий, 40 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Психология функционирования медийной информации. психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Психологические и социально-психо-логические теории и журналистика.

  • Психологическая и социально-психологическая составляющие функций СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.). Собственно психологические и социально-психологические функции СМИ.

  • Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побужда-ющих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических и т.д.

  • Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Процессы массовизации и индивидуализации потребления массовой информации. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Социально-психоло-гические методы ее изучения. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности.

  • Психология журналистского творчества. Психология личности журналиста и ее типология. Типы личности, темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание). Профессионально-психологические качества. Имидж и амплуа журналиста.

  • Психология журналистского мышления и творчества, профессиональных методов и приемов.

  • Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе властью, с владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегами. Психопрограммирование и психорегуляция.

  • Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: владеть основами знаний в области психологии личности, познавательных и творческих процессов, межличностного и межгруппового общения; ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ, редакционного коллектива, журналисткой деятельности (общение с источником информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией);

уметь: использовать в профессиональной деятельности психологические знания.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа (составление библиографии, реферативная работа, психологический и социально-психологический анализ журналистского текста)

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Экономика и менеджмент СМИ

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование у студента общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике) (ПК-18);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно = круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

- знание основ менеджмента СМИ (ПК-20).

Структура дисциплины:

- 36 часа лекционных занятий,

- 36 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Рынок СМИ и экономические особенности СМИ разных видов: экономическая природа СМИ; специфика рынка СМИ; экономические особенности печатных СМИ; Экономические особенности электронных СМИ;

  • Финансирование медиапредприятия: бюджет СМИ; структура рекламного рынка; реклама в СМИ; продакт плейсмент; спонсорство; государственная поддержка СМИ;

  • Управление медиапредприятием: медиаменеджер и его профессиональные компетенции; взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники»; структура медиапредприятия; линейно-функциональная, дивизиональная и матричная модели управления; базовые методы медиамаркетинга и анализ рынка.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: суть экономических процессов и экономических отношений, иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий с различными формами собственности; основы менеджмента в СМИ;

уметь (владеть): ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовая и ценовая политика, рекламная деятельность и т.п.); учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности; выполнять менеджерские функции в рамках должностных обязанностей.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 перечень приложений к образовательному стандарту

    Документ
    ... дисциплин, обязательных для изучения в составе базовойчасти учебных цикловЦиклгуманитарных, социальных и экономическихдисциплинБазоваячасть ... журналистика Визуальная журналистика и дизайн Требования к результатам освоения образовательной программы ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (14)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОГРАММДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031300ЖУРНАЛИСТИКАГУМАНИТАРНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА (базовая и вариативная части) Аннотация «Иностранный язык» Направление 031300Журналистика 1. Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины ...
  3. Основная образовательная программа (204)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программе направлению подготовки 031300.62Журналистика – ... дисциплин (модулей) (представлены в виде аннотаций) (см. файл-приложение 1.4) 4.4. Программы ... -18 ОК-19 1800 Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Бl.Ф.1 Философия х х ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... базовымдисциплинам - учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой ... гуманитарного и социально-экономическогоциклов быстро ... 030601.65 Журналистика - - 031300.62Журналистика - - ... частью являются программысоциально-экономического ...
  5. ИТОГИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВА НА 2012 ГОД

    Автореферат диссертации
    ... и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовойчастициклагуманитарных, социальных и экономическихдисциплин ФГОС ВПО по всем ...

Другие похожие документы..