Главная > Документ


Логика

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины: раскрыть сущность законов мыслительного процесса и форм их текстового выражения, выработанных логической наукой, продемонстрировать их роль в творческой профессиональной деятельности журналистов и редакторов

Задачей изучения дисциплины является: изучение и применение знаний по логике в контексте задач будущей редакционной работы, связанных с подготовкой и редактированием текстов

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40).

Структура дисциплины:

- 16 часов лекционных занятий,

- 16 часов практических занятий,

- 40 часа самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы(разделы):

  • Логические законы мышления: предмет и значение логики; применение логических законов в жизнедеятельности; понятие, суждение;

  • Умозаключение и доказательство: дедуктивные и индуктивные умозаключения; аналогия, гипотеза, прогноз; моделирование; доказательство;

  • Логические основы дискуссии: дискуссия в СМИ и ее логические основы; логические основы полемики; логические ошибки.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: суть законов и форм логически правильной организации мыслительного процесса и текстового изложения его результатов;

уметь: применять полученные знания при осмыслении социальных фактов, процессов, и подготовке журналистских текстов, избегать логических ошибок;

владеть: приемами и методами доказательного рассуждения и опровержения, необходимыми в процессе профессиональной журналистской работы (при подготовке и редактировании тестов, анализе публикаций в СМИ и др.).

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Введение в специальность

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – дать первокурсникам общеориентирующее представление о специфике журналистской профессии, модели личности журналиста, системе журналистского образования, формах учебной деятельности, культуре умственного труда, методах самовоспитания и развития творческой личности.

Задачи курса: познакомить студентов с журналисткой профессией, ее историей, современным состоянием и перспективами, показать её роль в обществе, специфику в ряду других профессий, охарактеризовать достоинства и трудности, требования к журналистам (в том числе их отражение в профессиограмме); дать модельное представление о структуре личности журналиста в совокупности профессионально- творческих и социально- психологических качеств, познакомить с исследованиями журналистских кадров в стране и за рубежом, сориентировать в имеющейся литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности; познакомить с историей и системой современного журналистского образования в России и за рубежом, формами учебной работы и правилами рациональной организации умственной деятельности.

Дисциплинаформирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмыслению своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4).

Структура дисциплины:

- 18 часов лекционных занятий,

- 18 часов семинарских занятий,

- 36 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Специфика журналистики как профессии: Генезис и развитие журналистской профессии; Специфика журнализма как профессии; Журналистская профессия в обществе; Профессиограмма журнализма.

  • Личность журналиста и журналистское образование: Личность журналиста; Журналистское образование; Культура умственного труда студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: истоки, сущность и специфику журналистской профессии, важнейшие социальные роли журналиста, профессиограмму, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств, основные принципы культуры умственной деятельности, приемы активизации мыслительных процессов (развития наблюдательности, памяти, мышления), формы и способы учебной деятельности

уметь: базироваться на этих знаниях в своей учебной и профессиональной работе;

владеть: способами активизации умственных процессов, навыками учебной работы в различных формах (на лекциях, семинарах, в ходе лабораторно-практических занятий и т.п.), изучения литературы, конспектирования, оформления библиографии, подготовки письменных работ.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Основы теории журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов понимание общих закономерностей и принципов функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности (ПК-2);

- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15).

Структура дисциплины:

- 36 часов лекционных занятий

- 36 часов самостоятельной работы

- 36 часов подготовки к экзамену

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Массовая информация и ее получатели: Массовая информация, массовая аудитория, общественное мнение.

  • Медиаорганизации в социальной системе: Информационное пространство и медиаорганизации, Система СМИ, Медиаорганизации и общество, проблема информационной безопасности; Свобода печати и журналистской деятельности

  • Медиапродукт как результат деятельности журналиста: Медиапродукт и журналистское произведение; Журналистика как область творческой деятельности; Действенность и эффективность журналистики; Журналистская деонтология

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия теории журналистики, понимать значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности, существующие отечественные и зарубежные концепции; особенности организации информационного пространства страны и мира; понимать роль СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, спектр их функций, главные принципы функционирования; представлять смысл и понимать взаимосвязь свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, осознавать важность проблем информационной безопасности общества; знать базовые характеристики массовой информации их обусловленность общественными потребностями и интересами аудитории, особенностями массового сознания; разбираться в вопросах, связанных с процессами производства и потребления массовой информации, действенностью и эффективностью СМИ;

уметь: опираться на полученные теоретические знания в процессе освоения различных аспектов журналистской работы, формирования практических навыков;

владеть: быть способным на базе положений теории журналистики анализировать современную редакционную практику СМИ.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Система СМИ

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины является: сформировать у будущих журналистов представление о закономерностях формирования системы средств массовой информации (её организации и самоорганизации); понимание смысла процессов дифференциации интеграции различных её компонентов, механизмов регулирования на их основе структуры медиасистемы; понимание качественных особенностей различных структурных медийных образований, современных типологических моделей различных средств массовой информации

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций (по ФГОС ВПО по журналистике):

- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);

- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

- знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования СМИ (ПК-9).

Структура дисциплины:

- 28 часов лекционных занятий

- 44 часа самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

1. Система СМИ и типология СМИ: СМИ как системный объект; влияние на СМИ аудитории, содержания, функций и иных факторов; трансформация системы СМИ в условиях рынка; типология СМИ

2. Системные качества различных СМИ: газеты и журналы; теевидение и радио; Интернет-СМИ; информагентства; книгоиздание; тенденции развития СМИ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: как организована система СМИ в России и каковы направления её оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики;

уметь: использовать полученные знанияв коллективной редакционной работе (разработка концепции издания, теле-, радиопрограммы, его тематической и дизайнерской модели, формирование медийного контента) и индивидуальном журналистском творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со спецификой вида, типа, формата СМИ);

владеть: системным подходом и основанным на нем методом типологического анализа СМИ в профессиональных целях.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа вне учебной аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Основы журналистской деятельности

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: формирование общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе инструментальных – овладение навыками и умениями практической деятельности в сфере медиа.

Задачей изучения дисциплины является:подготовка к выполнению основных видов профессиональной деятельности : авторской (создание текстов), редакторской (приведение текстовых материалов, предназначенных для размещения в газете, журнале, информационной ленте, теле- и радиоэфире, интернет-СМИ, в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов), проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской (привлечение к сотрудничеству представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними ).

Дисциплинаформирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

- знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

- знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

Структура дисциплины:

- 52 часа лекционных занятий;

- 34 часа практических занятий;

- 68 часов самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Задачи и методы журналистской деятельности: понятие профессионализма; журналистская деятельность в системе современной профессиональной деятельности; журналистский текст как медиапродукт и как произведение (продукт творчества).

  • Жанры журналистики: жанры современной журналистики, специфика журналистского текста в СМИ различных типов;

  • Направления журналистской деятельности: основы авторской, редакторской, проектно-аналитической , организационно-управленческой и социально-организаторской деятельности; коммуникативный аспект журналистской деятельности; журналистика , реклама и PR-деятельность: проблемы взаимовлияния.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические основы профессиональной деятельности в сфере медиа; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста; состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей; базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания;
уметь: создавать собственные тексты в разных жанрах, редактировать любые тексты, предназначенные для публикации в СМИ, участвовать в проектах создания и модернизации СМИ, в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечении его информационной и рекламной поддержкой, участвовать в социально-организаторской деятельности СМИ.

владеть: традиционными и новейшими технологиями сбора, хранения, обработки и распространения массовой информации.

Виды учебной работы: аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия), внеаудиторная самостоятельная работа (написание текстов в разных жанрах, работа с редакционной почтой, участие в проектно-аналитической, организаторско-управленческой и социально-организаторской деятельности СМИ).

Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом (по итогам изучения модулей №1 и № 2 и зачетом (по итогам изучения модуля № 3)

Основы теории коммуникации

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цель дисциплины — ознакомление студентов с базовыми понятиями и основами научных теорий, представляющими коммуникацию как универсальный, фундаментальный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность и жизнеспособность всех физических, биологических и социальных систем.

Задачи изучения дисциплины

Овладение базовыми знаниями, относящимися к коммуникации как процессу, системе и деятельности;

  • Приобретение навыков критического анализа разнообразных медиа-продуктов с позиций современных научных знаний в области коммуникации;

  • Применение полученных знаний и навыков в собственной авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической деятельности

Изучение курса способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

понимание роли аудитории в процессе потребления и производства
массовой информации, представление об основных характеристиках
аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её
изучения (ПК-15);

знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения

на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);

принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);

Структура дисциплины: лекций 36, самостоятельной работы 36 ч.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Коммуникация: базовые понятия

  • Коммуникация в жизни человека и общества

  • Информация

  • Знаки и язык

  • Межличностное общение

  • Массовая коммуникация

  • Коммуникационная среда

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основы теории коммуникации как акта общения, состоящего в обмене сообщениями с целью достижения определенного эффекта; коммуникации как вида деятельности с определенными методами и навыками достижения планируемого эффекта; действующие в этом процессе факторы и барьеры эффективной коммуникации; взаимосвязь коммуникации как вида деятельности с параметрами экономического, политического, социального пространства; основные точки напряжения, асоциальные эффекты социальной коммуникации, способы снятия конфликтов и её гуманизации;

уметь: соотносить теоретические схемы изучения коммуникации с практикой мировой культуры; прогнозировать сценарии коммуникации в процессе практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с учетом факторов организации эффективного коммуникационного процесса, использовать полученные знания для подготовки текстов, отвечающих данным критериям;

владеть: навыками анализа практической деятельности в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью с точки зрения эффективной коммуникации; гармоничного общения в студенческой и будущей профессиональной среде с учетом наработанных теорией способов достижения эффективной коммуникации.

Виды учебной работы: аудиторная работа, анализ научной литературы, работа с различными средствами коммуникации и т.п.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 перечень приложений к образовательному стандарту

    Документ
    ... дисциплин, обязательных для изучения в составе базовойчасти учебных цикловЦиклгуманитарных, социальных и экономическихдисциплинБазоваячасть ... журналистика Визуальная журналистика и дизайн Требования к результатам освоения образовательной программы ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (14)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОГРАММДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031300ЖУРНАЛИСТИКАГУМАНИТАРНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА (базовая и вариативная части) Аннотация «Иностранный язык» Направление 031300Журналистика 1. Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины ...
  3. Основная образовательная программа (204)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программе направлению подготовки 031300.62Журналистика – ... дисциплин (модулей) (представлены в виде аннотаций) (см. файл-приложение 1.4) 4.4. Программы ... -18 ОК-19 1800 Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Бl.Ф.1 Философия х х ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... базовымдисциплинам - учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой ... гуманитарного и социально-экономическогоциклов быстро ... 030601.65 Журналистика - - 031300.62Журналистика - - ... частью являются программысоциально-экономического ...
  5. ИТОГИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВА НА 2012 ГОД

    Автореферат диссертации
    ... и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовойчастициклагуманитарных, социальных и экономическихдисциплин ФГОС ВПО по всем ...

Другие похожие документы..