Главная > Документ


История отечественной литературы

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике отечественной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..

Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками отечественной литературы, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.

Дисциплинаформирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

Структура дисциплины:

- 86 часа лекционных занятий;

- 94 часов самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы(разделы):

  • История отечественной литературы 11-17 веков: историко-литературный процесс 11 – 18 веков: закономерности и специфика; методология анализа текстов;

  • Отечественная литература первой половины 19 века;

  • Отечественная литература второй половины 19 века.

  • Литература конца 19 – первой половины 20 века;

  • Литература 20 века и новейшая русская литература: эстетика третьей волны постмодернизма; неореализм в новой литературе рубежа веков

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные понятия и термины в области отечественной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;

уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты отечественных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.

владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом

История зарубежной литературы

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является создание целостного представления о специфике зарубежной литературы, об основных этапах ее развития, знакомство студентов с художественными текстами..

Задачей изучения дисциплины является знакомство с художественными памятниками, освоение научно-исследовательской литературы, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков литературоведческого анализа текста.

Дисциплинаформирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

Структура дисциплины:

- 84 часа лекционных занятий;

- 96 часа самостоятельной работы;

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Античная литература: литература Древней Греции, литература Древнего Рима.

  • Литература средних веков: литература средних веков, литература эпохи Возрождения.

  • Литература 17-18 веков: литература 17 века, литература 18 века.

  • Литература 19 века: литература романтизма, литература реализма, литература рубежа 19-209 веков.

  • Зарубежная литература 20 века и современная зарубежная литература: зарубежная литература первой половины ХХ века; основные тенденции развития зарубежной литературы второй половины ХХ века.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные понятия и термины в области зарубежной литературы; историко-литературный контекст изучаемых эпох, современные научные концепции в области зарубежной литературы;

уметь: анализировать на основе существующих научных концепций художественные тексты зарубежных писателей; профессионально работать с научной литературой и библиографическими источниками.

владеть: содержанием литературных произведений, пониманием их роли в историческом развитии общества.

Виды учебной работы: лекционные занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

История отечественной журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов

Задачей изучения дисциплины является: показать значение отечественной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII – XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

Структура дисциплины:

- 34 часа лекционных занятий;

- 34 часа практических занятий;

- 76 часов самостоятельной работы;

- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.

Основные дидактические единицы(разделы):

1. Журналистика XVIII – XIX веков.

Первая русская газета «Ведомости», Формирование системы печати в XVIII в. Идеи борьбы передовой печати с крепостничеством и самодержавием. Появление частной журналистики. Сатирическая печать XVIII в. Система печати в начале XIX века в России. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Журналистика в период войны 1812 года. Становление института цензуры. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» в 1840-е годы. Роль В.Г. Белинского. Борьба против самодержавия и крепостничества. Вольная русская пресса за рубежом. Система печати в конце 1850-х гг. и в период реформ 1860-х гг. Основные тенденции развития. Сатирическая журналистика 1860-х гг. Развитие газетного дела, службы информации в 1860-е и последующие годы. Пореформенная печать. Общие итоги развития журналистики в XIX в. Самодержавие и печать.

2. Журналистика ХХ века.

Печать в условиях развития капитализма. Журналистика и первая империалистическая война. Февральская революция. Закрытие монархических газет. Постановление «О печати» Временного правительства. Многопартийная отечественная журналистика после февральской революции. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.). Советская журналистика в конце 1920-х – 30-е гг. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1914 – 1945 гг.). Советские СМИ послевоенного десятилетия (1946 – 1956 гг.). Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 80-х гг. Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю отечественной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти (важнейшие указы российских императоров, декреты Советского правительства, регламентирующие деятельность прессы), формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен, которые произошли в российской журналистике в конце 80-х-90хх гг. (законодательство, экономическое положение, позитивные и негативные проявления в практике); творчество выдающихся журналистов; представлять особенности российской аудитории на различных исторических этапах существования отечественных СМИ;

владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам российской журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 3 семестре и экзаменом в 4 семестре.

История зарубежной журналистики

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: курс является базовой частью профессионально-исторической подготовки журналистов

Задачей изучения дисциплины является: показать значение зарубежной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся зарубежных публицистов, раскрывая закономерности развития зарубежной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

Структура дисциплины:

- 68 часов аудиторной работы;

- 76 часов – самостоятельной работы;

- 36 часов – подготовка и сдача экзамена.

Основные дидактические единицы(разделы):

1. Журналистика XVIII – XIX веков: появление печатных изданий и развитие в XV–XVIII, зарубежные СМИ в XIX веке.

2. Журналистика ХХ века: зарубежные СМИ в первой половине ХХ века; зарубежные СМИ в период Второй мировой войны; зарубежные СМИ во второй половине ХХ века.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю зарубежной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти, формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен; творчество выдающихся журналистов;

владеть: учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам зарубежной журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Современный русский (и родной) язык

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).

Цели дисциплины:

Целью изучения дисциплины является создание у студента целостного, основанного на современных научных концепциях, представления о строении и функционировании системы современного русского языка, о всех ее уровнях, о лексических, фонетических, грамматических, фразеологических единицах и связях, возникающих между ними.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • изучение современного русского языка с точки зрения его теории истории и места в современном мире;

  • рассмотрение лексической системы русского языка в культурно-речевом аспекте;

  • изучение современной русской грамматики в структурно-семантическом и коммуникативно-прагматическом аспектах;

  • закрепление навыков студента в области современной орфографии и пунктуации;

  • овладение навыками анализа лексических, грамматических, фонетических, фразеологических единиц в контексте;

  • обучение методике использования словарей, справочных и нормативных изданий.

Формируемые компетенции: ОК-17, ПК-30

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): лекций 52 ч., практических занятий 52 ч., самостоятельной работы 112 ч.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Введение

  • Лексикология

  • Фразеология

  • Лексикография

  • Словообразование

  • Фонетика и орфоэпия

  • Графика и орфография

  • Грамматика

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: лексические, фонетические, орфоэпические, грамматические нормы современного русского языка;

уметь: анализировать различные языковые явления современного русского языка;

владеть: владеть навыками анализа морфологических форм, синтагм, предложений, сложных синтаксических конструкций в структурно-семантическом и коммуникативно-прагматическом аспекте;

Виды учебной работы: аудиторная работа, анализ научной литературы, работа со словарями, словарными базами данных, национальным корпусом русского языка и т.п.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Стилистика и литературное редактирование

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов-жкрналистов системного представления о закономерностях создания и обработки текстов всех функциональных стилей, а также о методике редакторского анализа и редактирования.

Задачи изучения дисциплины:

– дать предсталение о функциональных стилях современного русского языка;

– представить особенности и методику редакторского анализа текстов;

– ознакомить студентов с профессиональными приемами работы редактора в процессе подготовки текста к опубликованию (в печати, на радио и телевидении);

– определить способы усовершенствования литературных качеств рукописей в процессе подготовки к изданию;

– рассмотреть лингвостилистический аспект литературного редактирования; научить методике редактирования текстов разных стилей и жанров.

Структура дисциплины:

Основные дидактические единицы (разделы):

Функциональные стили современного русского языка. Редактирование в процессе коммуникации. Текст как объект работы редактора. Методика редакторского анализа и правки текста. Логическая основа текста. Фактическая основа текста. Композиция текста. Классификация способов изложения и видов текстов. Критерии редакторской оценки стилевой составляющей рукописи. Редактирование телевизионных и радиотекстов. Работа редактора с текстами изданий различных видов и типов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:основные принципы редакторской правки.

уметь: применять полученные знания при редактировании текстов публицистического стиля.

владеть:основными приемами редакторской правки, позволяющими усовершенствовать литературные качества рукописи.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

Формируемые компетенции: ОК-17, ПК-30, ПК-42

Виды учебной работы: лекции и семинарские занятия; редактирование реальных текстов публицистического стиля; выполнение упражнений и тестов по практической стилистике; проведение мониторинга местных СМИ с целью выявления наиболее частотных стилистических ошибок.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 перечень приложений к образовательному стандарту

    Документ
    ... дисциплин, обязательных для изучения в составе базовойчасти учебных цикловЦиклгуманитарных, социальных и экономическихдисциплинБазоваячасть ... журналистика Визуальная журналистика и дизайн Требования к результатам освоения образовательной программы ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (14)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОГРАММДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031300ЖУРНАЛИСТИКАГУМАНИТАРНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА (базовая и вариативная части) Аннотация «Иностранный язык» Направление 031300Журналистика 1. Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины ...
  3. Основная образовательная программа (204)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программе направлению подготовки 031300.62Журналистика – ... дисциплин (модулей) (представлены в виде аннотаций) (см. файл-приложение 1.4) 4.4. Программы ... -18 ОК-19 1800 Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Бl.Ф.1 Философия х х ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... базовымдисциплинам - учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой ... гуманитарного и социально-экономическогоциклов быстро ... 030601.65 Журналистика - - 031300.62Журналистика - - ... частью являются программысоциально-экономического ...
  5. ИТОГИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВА НА 2012 ГОД

    Автореферат диссертации
    ... и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовойчастициклагуманитарных, социальных и экономическихдисциплин ФГОС ВПО по всем ...

Другие похожие документы..